Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Абсаликова Светлана Наэльевна
Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Одним из способов, направленных на создание условий для творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Нетрадиционные способы рисования позволяют детям проявить творческую активность и дают им возможность выражаться. Здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Здесь есть процесс. В этом и состоит основная идея художественно-эстетического развития. Старшие дошкольники активно пользуются различными материалами и оригинальными способами, что позволяет детям ощущать положительные эмоции. Обучение детей нетрадиционными способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной. Данная программа в рамках реализации рабочей программы ФГОС является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_skuchay_-_voobrazhenie_vklyuchay.docx118.68 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс

«Творческое развитие детей дошкольного возраста»

Номинация:

Авторская программа

Абсаликова  Светлана Наэльевна, воспитатель

Лановая Мария Юрьевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г. Ярцева Смоленской области

«Не скучай -  воображение включай!»

2021

Оглавление

I.        Целевой  раздел        2

1.1.        Пояснительная записка        2

1.2.        Цели и задачи реализации программы        3

1.3.        Нормативно-правовая база        4

1.4.        Принципы и подходы к формированию рабочей программы        5

1.5.        Планируемые результаты программы        6

1.6.        Возрастные особенности детей 5-7 лет        7

II.        Содержательный раздел        9

2.1.        Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).        12

2.2.        Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).        22

2.3.        Виды техник нетрадиционного рисования        34

2.4.        Работа с родителями в ДОУ        38

2.5.  Список используемой литературы        41


  1. Целевой  раздел
  1. Пояснительная записка

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста  ««Не скучай -  воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Одним из способов, направленных на создание условий для творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Нетрадиционные способы рисования позволяют детям проявить творческую активность и дают им возможность выражаться. Здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Здесь есть процесс. В этом и состоит основная идея художественно-эстетического развития. Старшие дошкольники активно пользуются различными материалами и
оригинальными способами, что позволяет детям ощущать положительные эмоции. Обучение детей нетрадиционными способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.

Данная программа в рамках реализации рабочей программы ФГОС является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.

  1. Цели и задачи реализации программы

Рабочая программа развития воображения и творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста «Не скучай -  воображение включай!»  включена в основную образовательную программу дошкольного образования  муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 «Дружба» Смоленской обл. г. Ярцева в соответствии с ФГОС.

Целью программы является создание условий для развития творческих способностей, самореализации, самовыражения старших дошкольников, используя нетрадиционные способы рисования.

Согласно цели были сформулированы следующие задачи:

  1. формировать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, а также к собственной деятельности и ее результату;
  2. формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.
  3. знакомить детей с разным нетрадиционным материалом и применять его в своей работе;
  4.  обращать внимание дошкольников на средства выразительности, с помощью которых можно передать состояние природы, характер и настроение своих героев;
  5.  формировать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество;
  6. обогащать и расширять художественный опыт старших дошкольников,
    поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую трактовку образов;
  7. поощрять и поддерживать их творческие находки.
  8. проводить выставки детских работ совместных с родителями, воспитателями.
  9. развивать мелкую моторику рук
  10. создавать благоприятный психологический климат

Объект: развитие воображения и  творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом программы являются особенности развития воображения и творческих способностей  у дошкольников.

Гипотеза программы:

 Использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать повышению уровня развития воображения и творческих способностей.

целевая аудитория программы: Дети старшего дошкольного возраста      (5-7 лет)

  1. Нормативно-правовая база
  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
  •  Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
  •  Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002.

Программа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений. Обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.        

Содержание рабочей программы учитывает  возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.  В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Рабочая программа построена на следующих принципах:

  • принцип наглядности, который создает условия для развития у дошкольников наблюдательности и исследовательских умений
  •  принцип доступности, который позволяет переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко; от легкого к трудному, от известного к неизвестному;
  • принцип систематичности и последовательности, предусматривающий работу дошкольников с нетрадиционными техниками рисования. Каждое занятие – это логическое продолжение предыдущего
  • принцип развития – это развитие дошкольника, целостное развитие его личности к дальнейшему развитию;
  • принцип психологической комфортности – предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
  • принцип целостности содержания образования – представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
  •  принцип обучения деятельности – главное не передача детям готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что – то новое путём решения доступных проблемных задач.
  1. Планируемые результаты программы

Планируемые результаты освоения программы составлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также в соответствии с требованиями ФГОС к целевым ориентирам.

Планируемые результаты программы. В результате освоения программы ребенок:

  • проявляет устойчивый интерес к занятиям по созданию творческих работ из различных материалов;
  • Имеет представление о различных средствах воплощения художественного замысла (композиции, формы, цвета, пятна, линии, ритма и т. п.).
  • Умеет использовать для рисования различные материалы

(краски, фломастеры, маркеры, пастель, уголь, тушь, восковые мелки, масляные и акриловые краски.)

  • В различных формах продуктивной деятельности умеет использовать природный материал (сухие листья, шишки и др.), бросовый материал (пенопласт, опилки и др.), пластический материал (соленое тесто, пластилин).
  • Освоил цветовую палитру. Самостоятельно экспериментирует с цветом.
  • Овладел элементарными навыками аппликации в соответствия с возрастными возможностями. Овладел навыками художественного труда, нетрадиционной техникой (способами разрывной аппликации, обрывания, скатывания, граттажа и т.д.)
  • хорошо развиты технические умения и навыки работы с ножницами;
  • проявляет творческое отношение к заданиям, работы отличаются оригинальностью.
  1.  Возрастные особенности детей 5-7 лет

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунок представляет собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться и оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисованию можно судить о половой принадлежности и о эмоциональном состоянии изображаемого человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью и креативностью. В лепке детям не представляет труда создать более сложное по форме изображение. В аппликации дети успешно справляются с вырезыванием предметов из прямоугольников и кругов, в деятельности детей вводятся нетрадиционные аппликации.

В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях


  1. Содержательный раздел

Программа реализуется на основе рабочей программы ФГОС

проводятся на базе МБДОУ «Детский сад № 14, Смоленской области в городе Ярцево. Программа рассчитана  на 2 учебных года.  Дети старшей и подготовительной  группы  (от 5 до 7 лет)

Условия проведения: в благоприятной обстановке, в дневное время, не нарушая режимных моментов.

Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Рисование нетрадиционными техниками помогают ребенку снять напряжение. Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них. Для этого, чтобы игра приобрела эффект изо-терапии, используются движения, музыка, звуки, прикосновения, художественное слово. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми.

Основной формой обучения детей нетрадиционным способам рисования является занятие, которое следует проводить три раза в неделю, длительностью не более 30 минут, учитывая возрастные особенности дошкольников.

Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и  творческих способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.    

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  

  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.    

 Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.    

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).    

 Физическое развитие предполагает выполнение и создание упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).


  1. Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

п/п

Тема недели

Вид деятельности

Название занятия

Программное Содержание

Сентябрь (3-4 неделя)

Сад и огород

  1. Рисование (2 занятия)
  2.  обрывная

аппликация

«Богатства

осени»

дары осени

  1. Закрепить знакомство с жанром живописи – натюрмортом; учить рисовать овощи и фрукты разными изобразительными материалами: восковыми мелками, фломастерами, маркерами.
  2. Закреплять умение аккуратного обрывания бумаги и наклеивания, находить место на большом листе бумаги

2.

Осень

  1. Рисование
  2. Лепка (2 занятия)

Листопад

Осеннее дерево

  1. Познакомить детей с техникой монотипии.

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.

  1. Познакомить детей с техникой тестопластики.

Продолжить учить детей лепить шары и расплющивать их. Продолжить учить детей обрезать лишнее стеком.

Учить раскрашивать готовую работу из теста.

Октябрь (1, 3, 4 неделя)

Дикие животные

Рисование

Аппликация

Объемная

Рисование.

Ежики на опушке

Лесной зверек

Удивительные следы

  1. Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.
  2. Тычок, жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Учить делать зверя  из мятой бумаги, придавая объем, работать над композицией.
  3. Печатаем листьями по бумаге. Познакомить с техникой печатания используя листья деревьев. Обогащать и развивать внутренний мир ребенка, дать возможность проявить творческое воображение.

Домашние животные

Рисование

Рисование

Лепка.

 Пушистый котёнок

Забавные животные

Любимый питомец

  1. Тычок жесткой полусухой кистью

Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

  1. Кляксография. Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Учить создавать сюжетные композиции. Развивать воображение.
  2. Граттаж. Учить детей работать в технике граттаж (воскография). Продолжать учить замазывать пластилином на картон. Учить детей создавать рисунок методом выцарапывая стеком.

5.

Птицы

Рисование

Аппликация

рисование

Совушка-сова

Разноцветный полет

«птички– подружки»

1.Рисование в технике «по мокрому» Ознакомить детей с новой техникой, рисование акварелью двойных зеркально-симметричных изображений

2.Закреплять умение вырезать симметричное изображение птицы из бумаги, сложенной вдвое, симметрично располагать узор на крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе. Развивать интерес к коллективной работе.

3. Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире.

Ноябрь (1-4 неделя)

. 6.

Мой город. Мой край

Рисование

Лепка

рисование

«Звездное небо»

«мой город»

Красота природы

  1. Рисование с использованием нетрадиционной техники изображения: печать по трафарету, набрызг. Научить упражняться в комбинировании различных техник изображения, развивать чувство композиции и колорита.
  2. Лепка рельефная из пластилина. Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки
  3. Рисование сюжетное в технике «восковыми мелками + акварель». Учить создавать композицию на листе бумаги, раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.

 7.

Одежда. Обувь

Рисование

Аппликация

рисование

Сапоги

Платье для куклы

Народный костюм

  1. Рисование Гуашевое волшебство. Отпечатки. Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению
  2. Аппликация обрыванием. Совершенствовать умение работать в нетрадиционной технике- аппликации обрыванием. Учить отрывать кусочки бумаги разного размера и разной формы. Создавать необычный вид города.

3.Использованием нетрадиционной техники изображения (свеча и акварель). Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования парафином. Научить выполнять работу в определенной последовательности, развивать воображение, воспитывать эстетическое отношение к морозным узорам

8.

Любимые игрушки

Рисования

Лепка

рисование

Матрешка

Любимая игрушка

Разноцветные мячики

1. Рисование ватными палочками и скомканной бумагой.

Познакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек ватными палочками. Развивать цветовосприятие.

2. Закрепить технику рисования пластилином. Развивать мелкую моторику, воображение, художественный вкус, образное мышление. Учить строить композицию. Способствовать формированию умения создавать коллективные работы.

  1. Возьмём нитки длиной 25—30 см, окрасим их в разные цвета, выложим — как захочется — на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмём, их друг к другу и разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергиваем одну нитку за другой. Развернём лист. Полученное изображение можно дорисовать до целостного образа, а можно соотнести его с каким-либо чувством, настроением.

9.

Моя семья

Рисование

Аппликация

рисование

Мама, папа, я – Дружная семья

Моя семья

Подарок для мамы

  1. Рисование сюжетное в технике «флуоресцентным и карандашами + акварель». Учить создавать композицию на листе бумаги, раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.
  2. Аппликация из бросовых материала. Комбинированная техника (фантики, нитки). Учить детей создавать композицию из разных материалов.
  3. Рисование на ткани. Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления; учить создавать коллективную работу на ткани; учить изображать цветы разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию.

Декабрь (1-4 недели)

10.

Зима

Рисование

Лепка

Рисование

Снежные узоры

«Снеговик» «Зашумела, разгулялась в поле непогода»

  1. Рисование с использованием соли. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение.
  2. Рельефная лепка. Вызвать у детей положительные эмоции. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.
  3. Рисование в технике «набрызг». Учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционной техники, развивать воображение, аккуратность.

11.

Мебель

Рисование.

Аппликация

Рисование

Мебель.         

Стул и стол для медвежонка.

На чем мы спим

  1. Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры
  2. Аппликация из фольги и фантиков. Вырезание звездочек из фольги и красивых, сложенных дважды по диагонали, фантиков, освоение прорезного декора.
  3. Рисование Гуашевое волшебство. Отпечатки.

Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению.

12.

Животные Севера

Рисование

Лепка

рисование

Белый Медведь

«Я рисую пластилином» «Морские котики»

  1. Тычок полусухой жесткой кистью  

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики

  1. Лепка Пластилиновая живопись. Познакомить детей с новым способом создания картины на стекле с помощью пластилина.
  2. Рисование с использованием нетрадиционной техники «печать фалангами пальцев» Учить использовать технику «печать фалангами пальцев» для изображения предмета, состоящего из нескольких частей. Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу

13.

В гостях у елочки

Рисование

Аппликация

Рисование

«Морозные узоры на окнах» «Заснеженный дом»

«Что за чудо – эта елка»

  1. Рисование с использованием нетрадиционной техники изображения (свеча и акварель). Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования парафином. Научить выполнять работу в определенной последовательности, развивать воображение, воспитывать эстетическое отношение к морозным узорам.
  2. Аппликация с элементами рисования  Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации.
  3. Рисование Кляксография. Развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение

Январь (3-4 неделя)

14.

Продукты питания

Рисование

Лепка

Рисование

Сыр

Молоко

Сок

  1. Рисование пальчиками. Познакомить детей с техникой «рисования пальчиками, используя прием примакивания. Развивать чувство композиции и цветовосприятие.
  2. Граттаж. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой черно-белогограттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
  3. Выдувание, рисование ватными палочками. Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику

15.

Профессии. Профессии в детском саду.

Рисование

Аппликация

Рисование

Повар

Наша Воспитательница

Труд работников сада

  1. Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой

Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.

  1. Аппликация объемная. Учить делать фрукты из мятой бумаги, придавая объем, работать над композицией
  2. Рисование в технике «по мокрому». Ознакомить детей с новой техникой, рисование акварелью.

Февраль (1-4 неделя)

16.

Азбука безопасности

Рисование

Лепка

рисование

Безопасность на дороге

Осторожно, острые предметы

Гололед

  1. Рисование с использование приема тампонирования. Познакомить с техникой печатания паралоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать интерес к отображению впечатлений о красивых картинках (объектах) природы в изобразительной деятельности.
  2. Барельефная лепка. Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение; закрепить приемы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями;
  3. Рисование с использованием крупы. Рисунки из круп и зерен. Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования с использование нестандартных материалов: различных круп. Развивать творческое воображение

17.

Детские забавы

Рисование

Аппликация

Рисование

Подвижные игры

«Бумажные фантазии» «Клякса в гостях у ребят»

  1. Рисование по мокрому.  Познакомить детей с техникой рисования по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
  2. Аппликация с использованием бумажных салфеток. Учить детей создавать изображения (картины) используя цветные бумажные салфетки. Продолжать учить обрывать бумагу разной фактуры и приклеивать оборванными краями вверх.
  3. Кляксография. Учить фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы.

18.

Наша Армия

Рисование

Аппликация

Лепка

Танк

Самолет

Солдат

  1. Рисование по восковому подмалевку. Учить накладывать краску на поверхность, на которую до этого нанесли «рисунок» воском
  2. Аппликация обрыванием. Продолжать учить детей использовать в работе технику аппликации обрыванием. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца
  3. Рельефная лепка. Вызвать у детей положительные эмоции. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

19.

Мастерим подарок сами

Аппликация

Рисование

аппликация

Подарок папе

Поздравительный плакат

Подарок маме

  1. Аппликация обрыванием. Научить новой нетрадиционной технике соединению аппликации обрыванием с рисованием солью. Развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов.
  2. Цветы маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

  1. Открытка для мамы. Аппликация обрыванием

Упражнять в аппликации обрыванием, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Март (1-4 неделя)

20.

Мамин День

Рисование

Лепка

рисование

1. «Грачи прилетели».

2. «Цветы-сердечки»

3. «Девочка чумазая»

1. Рисование тычком «Грачи прилетели». Закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умения при дополнении рисунка.

2. Лепка рельефная «Цветы-сердечки».  Научить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам, показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками, вызвать интерес к обрамлению лепных картин, развивать чувство формы и ритма.

3. Рисование акварелью по восковому подмалевку «Девочка чумазая» Познакомить детей с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью черного цвета. Развивать воображение и цветовосприятие.

21.

Кто живет в воде

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. «Рыбки»
  2. «Мозаика из фантиков»
  3. «Рыбки в аквариуме».

  1. рисование ватными палочками. Упражнять в рисовании ватными палочками.
  2. Аппликация с использованием фантиков «Мозаика из фантиков» Вызвать интерес к созданию образа из красивых фантиков. Развивать творческое воображение.

3. восковые мелки и акварель. Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и

акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью.

Развивать цветовосприятие.

22.

Весна пришла

Рисование

Лепка

Рисование

  1. «Весёлое солнышко»
  2.  «Лук на окне»
  3. «Весеннее небо»

  1. Рисование ладошками. Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке.
  2. Барельефная лепка «Лук на окне» Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «лучи солнца и проросший лук», создавать коллективную работу; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания.

3. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для

отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

23.

В гостях у сказки

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. «Клякса в гостях у сказки»
  2. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
  3. «Сказочный пейзаж»

  1. Рисование Кляксография.  Учить фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы.
  2.  Аппликация на тарелке «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Учить создавать рельефную поверхность при помощи ткани
  3. Рисование с использованием соли «сказочный пейзаж» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение.

Апрель (1-4 неделя)

24.

Спорт. Спортивный инвентарь

Рисование

Лепка

Рисование

  1. «скажем спорту - ДА»
  2. «спортивный инвентарь»
  3. «зарядка»

  1. Рисование с использованием нетрадиционной техники «печать фалангами пальцев». Учить использовать технику «печать фалангами пальцев» для изображения предмета, состоящего из нескольких частей. Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу
  2. Лепка в нетрадиционной технике пластилинография. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии
  3. Рисование Гуашевое волшебство. Отпечатки. Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире

25.

Космос.

Рисование

Аппликация

рисование

  1. «Космические дали»
  2. «Звездочки танцуют»
  3. Планета - Земля
  1. «Космические дали» техника смешение краски. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.
  2. Аппликация из фольги и фантиков «Звездочки танцуют» Вырезание звездочек из фольги и красивых, сложенных дважды по диагонали, фантиков, освоение прорезного декора.
  3. Рисование Кляксография .Развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

26

Пасхальная неделя

Рисование

Лепка

рисование

«Пасхальные яйца»»

«Праздничная верба»

«верба, верба расцвела»

  1. Рисование и роспись яиц «Пасхальные яйца»» Познакомить с христианской традицией через художественно-образное восприятие и роспись пасхального яйца. Учить украшать пасхальные яйца, формировать навыки пасхальной росписи яйца, развивать цветовосприятие, чувство ритма
  2. Лепка «Праздничная верба» Продолжать знакомить с христианской традицией через изображение вербы. Закрепить умение скатывания шариков из пластилина
  3. Рисование пастелью. Рассматривание картины «Верба» А. Алонцева. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированной бумаге пастелью.

27.

День Победы

Рисование

Аппликация

Лепка

  1. «Победа» или «Парад Победы»
  2. «Память о Победе» (открытка)
  3. «Гвоздика».

Рисование сюжетное «Победа» или «Парад Победы» Цель: учить создавать сюжетные композиции по данной теме, способствовать формированию творческих способностей детей.

Аппликация. «Память о Победе» (открытка). Закреплять приемы аккуратного вырезания и наклеивания, учить выполнять цветы в технике объемной аппликации.

Лепка рельефная «Гвоздика». Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.

Май (2-4 неделя)

28.

Про Огонь

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. Огонь – друг, огонь –враг!
  2. «Пожарная машина»
  3. «Берегите лес!»

  1. Рисование сюжетное в технике «флуоресцентными карандашами + акварель». Учить создавать композицию на листе бумаги, раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.
  2. Аппликация с элементами рисования. Создание выразительного образа пожарной машины, творческое применение разных техник аппликации.
  3. Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей

29.

Природа и мы

Рисование

Лепка

Рисование

  1. «Рисунок на картоне -природа»
  2. «Ландыши»
  3. «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

  1. Рисуем клеем. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования используя нестандартные материалы: клей ПВА. Развивать воображение, творческий потенциал
  2. Лепка рельефная «Ландыши». Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.
  3. Модульное рисование «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможность модульного рисования – создавать образы одуванчиков приемом «примакивания» (ватными палочками, тряпочками)

30.

Мир вокруг нас

Рисование

Аппликация

Лепка

«Рисунок на картоне».

Создание коллажа

«Ветка березы с сережками»

  1. Рисуем клеем «Рисунок на картоне». Продолжать знакомить детей с

нетрадиционными техниками рисования используя нестандартные материалы: клей ПВА. Развивать воображение, творческий

потенциал.

  1. Художественный труд Создание коллажа. Вызвать интерес к созданию коллажа. Учить раскладывать готовые формы разного цвета и размера на фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать, использовать технику рисования пальчиками, для оформления.
  2. Лепка на горизонтальной поверхности «Ветка березы с сережками» Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение сережек и листьев березы; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания, сплющивания; воспитывать интерес к природе.


  1. Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

п/п

Тема недели

Вид деятельности

Название занятия

Программное Содержание

Сентябрь (3-4 неделя)

1.

Сад и огород

1.Рисование

 2.Лепка

3.Рисование

  1. «Ягоды и яблочки»

2. Фрукты в вазе.

3. «Осенние листья» 

(отпечатки листьев в технике фроттаж тереть, натирать) 

  1. Рисование Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) «Ягоды и яблочки» Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.
  2. Пластинография. «Фрукты в вазе». Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, правильно, со вкусом располагать предметы. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.
  3.  Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «фроттаж» Закреплять и расширять представление об осени. Знакомство с новой техникой рисования «фроттаж». Развитие умения пользоваться восковыми мелками при закрашивании. Развитие мелкой моторики рук.

2.

Осень

1.Рисование

2.Аппликация

3.Рисование

1. Хохломские осенние листья

2. «Настроение осени»

3. «Осень»

1. Хохломские осенние листья. Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

2. аппликация с обрыванием. Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени, учить использовать разные способы изображения – вырезывание и обрывание. Формировать умение договариваться об общей композиции.

3. Рисование с использованием крупы «Осень» Рисунки из круп и зерен Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования с использование нестандартных материалов: различных круп. Развивать творческое воображение

Октябрь (1, 3, 4 неделя)

3

Дикие животные

  1. Рисование
  2. Аппликация
  3. Рисование.
  1. «Зоопарк»
  2. «Лесная поляна»
  3. «Белочка»
  1. «Зоопарк» Рисование ладошками. Продолжать учить детей наносить краску на ладонь и ставить отпечаток на бумагу. Учить дорисовывать отпечаток так, чтобы получилось изображение.
  2. «Лесная поляна» Обрывная аппликация. Продолжать учить детей рвать бумагу на небольшие кусочки и составлять из них картину
  3. «Белочка» рисование тычком. Продолжать учить детей рисовать тычком полусухой жесткой кистью

4

Домашние животные

  1. Рисование
  2. Лепка.
  3. Рисование

  1. «домашняя кошка»
  2. «Будка для собаки»
  3. «Питомец мечты»
  1. Рисование расчесывание краски» Воспитывать у детей интерес к окружающему миру. Расширять представление о свойствах шерсти кошки, развивать умение передавать свои впечатления в рисунке. Познакомить с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепить умение передавать колорит, характерный для шерсти, подбирая нужные цвета.
  2. Лепка из соленого теста. Продолжать учить детей изготовлять из соленого теста разные фигуры. Закреплять навыки конструирования. Побуждать детей о заботе к домашним животным
  3.  Рисование кляксография. Развивать воображение и фантазию. Продолжать раздувать из кляксы изображения и дорисовывать его. Побуждать интерес к творчеству.

5.

Птицы

Рисование

Аппликация

рисование

  1. «Филин»
  2.  «Кормушка для птиц»
  3. «Совушка-сова – большая голова»

  1. Рисование тычок жесткой кистью. Воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение в различных

художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.

  1.  Формировать способности удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, постигать тайны его красоты «духовным зрением». Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, в том числе декоративно-оформительского. Учить изготавливать кормушки из бумажной массы (папье-маше), украшать их. Формировать умение составлять композицию из нескольких предметов.
  2. Совушка – сова – большая голова. Монотипия. Продолжать учить детей рисовать половину предмета и складыванием листа бумаги пополам получать целое изображение.

Ноябрь (1-4 неделя)

6.

Мой город. Мой край

Рисование

Лепка

рисование

  1. «Вечерние фонари».

2. «Огни ночного города»

3. «Мой любимый город»

1. «Вечерние фонари». технику рисования – свечу и набрызг.  Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: свеча и акварель, набрызг. Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик от результата деятельности. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения

2. «Огни ночного города» пластилинография, смешанная техника. Продолжать учить сочетать рисунок и пластилинографию.

3. «Мой любимый город» Техника диатипия. Учить детей рисовать при помощи техники диатипии (накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой,

наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники диатипия. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.  Формировать умение оценивать рисунки.

 7.

Одежда. Обувь

Рисование

Аппликация

рисование

1. «Шапка»

2. «Куртка с бахромой»

3. «Варежка»

1. «Шапка» Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой.

2. «Куртка с бахромой» аппликация с использованием ниток. Продолжать учить работать с ножницами. Учить отрезать одинаковые отрезки и ниток и приклеивать их.

3. «Варежка» Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать

представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.

8.

Любимые игрушки

Рисования

Лепка

рисование

  1. «Плюшевый медвежонок»
  2. «Любимая ирушка»
  3. «Платье для куклы»
  1. Рисование с поролоном. «Плюшевый медвежонок» 

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистность). Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

2. «Любимая игрушка» Продолжать учить детей работать с пластилином. Учить по памяти вылеплять предметы, украшать их разными предметами

3. «Палтье для куклы» батик. Познакомить детей с техникой рисования по ткани. Развивать умение подбирать сочетающиеся между собой цвета

9.

Моя семья

Рисование

Аппликация

рисование

1.«Платок для мамы»

2. «Подарки для бабушки и дедушки»

3. «Любимый папа»

1. «Платок для мамы» техника ниткография

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

  1. «Подарки для бабушки и дедушки» коллаж из журнальных вырезок. Учить находить в газетах и журналах понравившееся изображение, вырезать их и составлять из них картину.
  2. «Любимый папа» Продолжать учить детей рисовать по памяти.

Декабрь (1-4 недели)

10.

Зима

Рисование

Лепка

Рисование

  1. «Гжель»
  2. «Снеговик»
  3. «Снежный лес»

1. «Гжель». Познакомить детей с образцами гжели, рассказать им немного об истории гжели и учить детей рисовать гжель.

2. «Снеговик» тестография. Учить детей замешивать тесто и делать из него поделки.

3. «Снежный лес» Рисование по мятой бумаге. Учить детей рисовать зимний пейзаж, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой с использованием технике по мятой бумаге; расширять знания о зиме; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.     

11.

Мебель

Рисование.

Аппликация

Рисование

  1. Мебель.         
  2. Кроватка
  3. Мой шкафчик
  1. Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры
  2. Аппликация из фольги и фантиков. Вырезание звездочек из фольги и красивых, сложенных дважды по диагонали, фантиков, освоение прорезного декора.
  3. Рисование Гуашевое волшебство. Отпечатки.

Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению.

12.

Животные Севера

Рисование

Лепка

рисование

  1. «Следы зверей на снегу»
  2. «Следы зверей»
  3. «Пингвин»
  1. «Следы зверей на снегу» техника штампирования. Закрепить умение рисовать штампами. Учить детей передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
  2. «Следы зверей», штамы из пластилина. Учить детей самостоятельно изготавливать штампы из пластилина и раскарашивать их краской. Учить аккуртно прикладывать их к бумаге, чтобы получить оттиск.
  3. «Пингвин» рисование на камнях. Учить раскрашивать камни так, чтобы получалось изображение

13.

В гостях у елочки

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. «Зимняя елочка»
  2.  «Новогодняя открытка»
  3. «Зимний пейзаж»
  1. «Зимняя елочка» Познакомить с техникой акватипия. Учить детей отражать в рисунке зимние впечатления, рисовать разнообразные елочки (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

2. «Новогодняя открытка» Коллаж из старых открыток. Учить детей подбирать на открытках понравившиеся кусочки, закреплять умение работать с ножницами. Составлять из вырезанных кусочков картину

3. «Зимний пейзаж» техники рисования с мыльными пузырями.  Знакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить аккуратно, пользоваться пузырями, недостающие детали дорисовывают по своему усмотрению

Январь (3-4 неделя)

14.

Продукты питания

Рисование

Лепка

Рисование

  1. Дырки в сыре
  2. Молочный продукт
  3. Витаминный салат
  1. Рисование пальчиками. Познакомить детей с техникой «рисования пальчиками, используя прием примакивания. Развивать чувство композиции и цветовосприятие.
  2. Граттаж. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой черно-белогограттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
  3. Выдувание, рисование ватными палочками. Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику

15.

Профессии. Профессии в детском саду.

Рисование

Аппликация

Рисование

Повар

Наша Воспитательница

Труд работников сада

  1. Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой

Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.

  1. Аппликация объемная. Учить делать фрукты из мятой бумаги, придавая объем, работать над композицией
  2. Рисование в технике «по мокрому». Ознакомить детей с новой техникой, рисование акварелью.

Февраль (1-4 неделя)

16.

Азбука безопасности

Рисование

Лепка

рисование

  1. Безопасность на дороге
  2. Осторожно, острые предметы
  3. Гололед
  1. Рисование с использование приема тампонирования. Познакомить с техникой печатания паралоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать интерес к отображению впечатлений о красивых картинках (объектах) природы в изобразительной деятельности.
  2. Барельефная лепка. Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение; закрепить приемы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями;
  3. Рисование с использованием крупы. Рисунки из круп и зерен. Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования с использование нестандартных материалов: различных круп. Развивать творческое воображение

17.

Детские забавы

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. Подвижные игры
  2. «Бумажные фантазии»
  3. «Клякса в гостях у ребят»
  1. Рисование по мокрому.  Познакомить детей с техникой рисования по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
  2. Аппликация с использованием бумажных салфеток. Учить детей создавать изображения (картины) используя цветные бумажные салфетки. Продолжать учить обрывать бумагу разной фактуры и приклеивать оборванными краями вверх.
  3. Кляксография. Учить фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы.

18.

Наша Армия

Рисование

Аппликация

Лепка

  1. «Военные корабли»
  2. «Самолет»
  3. «Автомат»
  1. «Военные корабли» техника размытого рисунка, рисование по сырой бумаге. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать море и корабли в вдалеке, способом цветовой растяжки «по - мокрому». Создать условия для отражения в рисунке туманного впечатления. Развивать творческое воображение.
  2. «Самолет» коллективная работа. Учить договариваться между собой кто какую часть делает. Делать работы так, чтобы при сложении всех работ вместе получалась картина.
  3. «Автомат» налепливание. Учить подбирать палочки для работы и наплевливать на них пластелин. Учить собирать из нескольких палочек предмет.

19.

Мастерим подарок сами

Аппликация

Рисование

Аппликация

  1. Подарок папе
  2. Поздравительный плакат
  3. Подарок маме

  1. Аппликация обрыванием. Научить новой нетрадиционной технике соединению аппликации обрыванием с рисованием солью. Развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов.
  2. Цветы маме Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

  1. Открытка для мамы. Аппликация обрыванием

Упражнять в аппликации обрыванием, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Март (1-4 неделя)

20.

Мамин День

Рисование

Лепка

Аппликация

  1. «Волшебные рисунки»
  2. Подарок для мамы
  3. Открытка для бабушки
  1. «Волшебные рисунки» Познакомииь детей с техникой рисования «Эбру». Учить рисовать узоры на воде. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисунком. Воспитывать аккуратность, интерес к занятию, поощрение проявления активности и творчества.
  2. «Подарок для мамы» работа с природным материалом. Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать фантазию и воображение детей. Продолжать учить детей аккуратно обращаться с засушенными материалами
  3. «Открытка для бабушки» работа с природным материалом. Развивать воображение и фантазию детей. Продолжать учить детей аккуратно обращаться с засушенными материалами

21.

Кто живет в воде

Рисование

Аппликация

Рисование

1. «Морской пейзаж»

2. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

3. «Золотая рыбка»

1.  Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение.

2. Учить создавать рельефную поверхность при помощи ткани

3. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Развивать декораторские навыки.  Развивать воображение, фантазию, творческие способности; Поощрять детское творчество, инициативу. Учить рисовать с помощью пены

22.

Весна пришла

Рисование

Лепка

Рисование

  1. «Весенний лес»
  2.  «Лесные проталины»
  3. «Весенний подснежник»

1. «Весенний лес» Техника оттиск капустного листа. Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы.

2. «Лесные проталины» лепка с элементами аппликации. Учить сочетать между собой лепку и аппликацию. Развивать воображение и фантазию.

3. «Весенний подснежник» Техника мыльные пузыри и краски. Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, творческие способности;

Поощрять детское творчество, инициативу

23.

В гостях у сказки

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. «Лебедь по морю плывет»
  2. «Волшебная коробочка»
  3. «У Лукоморья…»
  1. «Лебедь по морю плывет». Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Аппликация в технике «декупаж» Познакомить детей с новой техникой «декупаж». Развивать усидчивость, аккуратность, воображение.
  3. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования парафином. Научить выполнять работу в определенной последовательности, развивать воображение, воспитывать эстетическое отношение к морозным узорам.

Апрель (1-4 неделя)

24.

Спорт. Спортивный инвентарь

Рисование

Лепка

Рисование

  1. «скажем спорту - ДА»
  2. «спортивный инвентарь»
  3. «зарядка»

  1. Рисование с использованием нетрадиционной техники «печать фалангами пальцев». Учить использовать технику «печать фалангами пальцев» для изображения предмета, состоящего из нескольких частей. Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу
  2. Лепка в нетрадиционной технике пластилинография. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии
  3. Рисование Гуашевое волшебство. Отпечатки. Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире

25.

Космос.

Рисование

Аппликация

рисование

  1. «Ночное небо»
  2.  «Космический корабль»
  3. «Космические дали»

1. «Ночное небо» рисование по мокрому. Создать условия для свободного экспериментирования с

акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке впечатлений. Развивать творческое воображение.

  1. «Космический корабль» Продолжать учить искать подходящую картинку в журналах и газетах, вырезать их и составлять картину. Развивать воображение и фантазию детей

3. «Космические дали» техника смешение краски. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

26

Пасхальная неделя

Рисование

Лепка

рисование

  1. «Праздничная верба»
  2.  «Пасхальный кролик»
  3.  «Пасхальное яйцо»
  1. «Праздничная верба» Рисование пастелью. Продолжать знакомить детей с пастелью. Учить рисовать вербу по затонированной бумаге пастелью.
  2. «Пасхальный кролик» лепка с использованием меха. Продолжать учить детей лепить предмет по памяти. Учить на готовую работу приклеивать кусочки ткани или меха
  3. «Пасхальное яйцо» рисование ватными палочками. Продолжать учить детей заполнять пространство рисунка точками

27.

День Победы

Рисование

Аппликация

Лепка

  1. «Вечный огонь»
  2.  «голубь мира»
  3. «Гвоздика».

  1. «Вечный огонь» Техника росписи по ткани холодный батик . Закрепление умений и знаний детей в технике росписи тканей «холодный батик»; развивать умения, привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства, способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, развитие чувства композиции, овладение приёмами стилизации.
  2. Аппликация. «Голубь мира» Закреплять приемы аккуратного вырезания и наклеивания, учить выполнять цветы в технике объемной аппликации
  3. Лепка рельефная «Гвоздика». Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.

Май (2-4 неделя)

28.

Про Огонь

Рисование

Аппликация

Рисование

  1. «Огонь»
  2. «Пожарная машина»
  3. «Берегите лес!»

  1. «Огонь» кляксография. Продолжать учить детей через соломинку раздувать кляску, чтобы получить рисунок. Дополнять получившийся рисунок.
  2. Аппликация с элементами рисования. Создание выразительного образа пожарной машины, творческое применение разных техник аппликации.
  3. Продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей

29.

Природа и мы

Рисование

Лепка

Рисование

1. «Рисунок на картоне -природа»

2. «Ландыши»

3. «Радуга дуга»

  1. Рисуем клеем. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования используя нестандартные материалы: клей ПВА. Развивать воображение, творческий потенциал

2. Лепка рельефная «Ландыши». Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.

3. «Радуга дуга» объёмная пена. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.  Прививать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

30.

Мир вокруг нас

Рисование

Рисование

Аппликация

  1. «Соленое море»
  2.  «Бабочки»
  3. Итоговое занятие
  1. «Соленое море» техника рисования с солью по сырой краске. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
  2. «Бабочки» монотипия. Продолжать учить детей рисовать половину предмета и складыванием листа бумаги пополам получать целое изображение.
  3. Художественный труд Создание коллажа. Вызвать интерес к созданию коллажа. Учить раскладывать готовые формы разного цвета и размера на фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать, использовать технику рисования пальчиками, для оформления.

Все работы, выполненные детьми были представлены в выставках на уровне ДОУ и района, участвовали в творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства и занимали призовые места.

  1.  Виды техник нетрадиционного рисования

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

 от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

 от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

 от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

 от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками используются разные техники беспредметного рисования:

Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники – рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой.
Всё что требуется от ребёнка - это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток.
Рисование ладошками.
Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Раскрытая ладонь напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша.
Рисование ватными палочками.
Данный способ напоминает пальцеграфию. Однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка - ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый. Если полностью раскрашивать изображение тычками, то получим эффект мозаики.
Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы.
Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой.
Рисование сыпучими веществами.
Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок.
Рисование мятой бумагой.
Для этого способа удобнее использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий. Таким способом можно нарисовать снеговика.
Техника «Штампинг».
Эта техника довольно простая в реализации и подойдёт для всех возрастов. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно: листья, овощи, фрукты, веточки. Из картофеля очень удобно вырезать штампы разнообразных форм. Также можно сделать штампы из поролоновой губки, пробки.
Так же при работе с нетрадиционными техниками рисования формирую связную речь у детей. На занятии использую короткие потешки и песенки, повторяем их хором, при этом развивается память, внимание, активизируется словарный запас.
 

Техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения.

Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток). Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или тонированная), краски (гуашь или акварель), кисти. Данная техника знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отображения предметов. Лист складывают пополам и на одной стороне рисуется половина рисунка. Затем лист складывают и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовывают недостающие части.

 Кляксография обычная

Способ получения изображения: Зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. Затем лист накрыть другим листом и прижать. Верхний лист снять, рассмотреть изображение: определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовать.

Восковые мелки + акварель

Способ получения изображения: нарисовать восковыми мелками на белой бумаге. Закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелком остается незакрашенным.

Техника  рисования солью

Способ получения изображения: нарисовать животное, птицу и т.д. клеем ПВА и посыпать сверху солью. После высыхания можно разукрасить.

Техника батик

Способ получения изображения: для изготовления картин в технике батик, можно использовать различные краски: акварельные, акриловые, тушь, гуашь. Самый простой способ рисования – тычком (поролоновый, листочки растений, пробки от бутылок, ластик, картофель и т.д.), сложнее нарисовать картинку кистью. Для этого необходима помощь взрослого. Эта техника сходна с работой акварелью по мокрой бумаге. Краска широкими кистями наносится на влажную поверхность ткани в соответствии с эскизом. Затем, ткань подсушивают и работают по сухой ткани. Детали рисунка прорабатываются мелкими мазками.


  1. Работа с родителями в ДОУ

Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:

Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)

Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком- (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно)

Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении- сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

Типичная  позиция,  которую  занимает  каждый  в  общении  -  Лидер  (указывает,  направляет, заставляет, оценивает).

Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает).

Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.

 Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник», представить кроме фотографий детей, зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.

Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет педагогу лучше узнать возможности родителей, их таланты.

  1.  Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

• Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

• Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

• Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п. ;

• Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

• Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т. п. ;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

• Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;

• Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;

• Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

• Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

• Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

• Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

•Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.) .

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Правильный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче.


2.5.  Список используемой литературы

1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Мини – хрестоматия методов и приемов работы с

детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды»  2009.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.

4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.

5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.

6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: «Просвещение», 1992.

7. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.: OOO «Творческий центр «Сфера»» 2009.

8. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М.: «Просвещение», 1982.

9. Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». – М.: «Владос», 2002

10. Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч»» 2007

11. Лыкова А.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2008.

12. Лыкова А.И. «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 1996

13. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». – СПб.: «Издательство «Каро»» 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Маленькие волшебники»

Рабочая программа «развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.  (5-7 лет)» включена в основную образовательную программу дошкольного образования  м...

Консультация для родителей "Развитие воображения и творческих способностей в дошкольном возрасте"

В консультации представлен материал о том, какие условия способствуют развитию воображения и творческих способностей дошкольников....

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования

Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С. Макаре...