Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные превращения"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Корабельникова Нелли

Для развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-го года жизни организована кружковая работа по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Чудесные превращения» /Аппликация с применением нетрадиционных материалов и техник/.

Рабочая программа «Чудесные превращения» реализуется по запросу родителей и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), развивает воображение, эстетические чувства, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Прикладное творчество, являясь наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnye_prevrashcheniya_noveyshiy_variant_2020.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Рассмотрена и рекомендована                          Утверждена

к утверждению решением

педагогического совета 

МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка»

протокол № 1 от 30.08. 2019г. 

заведующим

МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка»

__________  О.В.Ермаковой

Приказ № 85 от 30.08.2019 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

 «Чудесные превращения»

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Корабельникова Нелли Александровна

                                             

г. Мичуринск, 2019.

Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Мичуринска Тамбовской области

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа  художественной направленности «Чудесные превращения»

3. Ф.И.О., должность автора

Корабельникова Нелли Александровна, педагог дополнительного образования

4.  Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.)

4.2. Вид

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

4.3. Направленность

социально - педагогическая

4.4.Уровень освоения программы

ознакомительный

4.5. Область применения

дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения

1 год

4.7. Год разработки программы

2019

4.8. Возрастная категория обучающихся

4-5 лет

БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

1.1.Пояснительная записка

Для развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-го года жизни организована кружковая работа по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Чудесные превращения» /Аппликация с применением нетрадиционных материалов и техник/.

Рабочая программа «Чудесные превращения» реализуется по запросу родителей и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), развивает воображение, эстетические чувства, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Прикладное творчество, являясь наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения,

Направленность программы: художественная.

Новизна программы  заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники аппликации и декоративно-прикладного творчества.   

Актуальность: Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на расширение возможностей в развитии творческих способностей детей, стимулировании их познавательной деятельности, а также ее практической направленности. Программа предполагает овладение основами разнообразными техниками аппликации с применением различных материалом, даёт возможность каждому воспитаннику открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду

В процессе деятельности развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорное восприятие, глазомер; логическое мышление и воображение; волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца); художественные способности и эстетический вкус.

Педагогическая природособразность: обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к прикладному творчеству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в  аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Адресат программы. Программа предназначена для  работы с детьми младшего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).

Объем программы: Всего 36 занятий, 36 учебных часов.

Форма обучения и виды занятий: Обучение групповое. В ходе реализации программы проводятся следующие виды занятий: комплексные, интегрированные, практические.

Срок реализации программы: 1 учебный год (с сентября по май).  

1.2 Цель программы

Цель: Создание условий для развития творческой и познавательной способностей детей  4-5 лет.

      Задачи программы:

Образовательные:

  • Знакомить детей со свойствами различных материалов;
  • Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок), технике «квиллинг» (скручивание бумажных полосок);
  • Учить работать с тканью, ватными дисками, нитями, учитываю специфику материала;
  • Учить детей работе с ножницами;
  • Совершенствовать умение работе с клеем, приклеивая детали аппликации к основе и к друг другу;
  • Содействовать проявлению увлечений и интересов у детей в совместном со взрослым творчестве;
  • Совершенствование навыков ориентировки в пространстве;
  • Обучение умению принимать и выполнять учебную задачу;
  • Обогащать лексикон ребенка специальными терминами

Воспитательные:

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, желания сделать начатую работу до конца

Развивающие:

  • Развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;
  • Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
  • Развивать мелкую моторику и глазомер;
  • Способствовать развитию конструктивной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Количество

Форма контроля

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1.  Обрывная аппликация

 

1.1

 «Бабочка»

1

0,5

0,5

Опрос, наблюдение, практическое задание

1.2

 «Жираф»

 1

0,5

 0,5

Начальная диагностика,

практическая работа

1.3

 «Праздничный торт»

1

0,3

0,7

Практическая работа

1.4

 

 

 «Барашек»

 1

0,3

0,7

Практическая работа

1.5

«Осеннее дерево»

1

0,3

0,7

Дидактическая игра, практическая работа

1.6

«Синица»

1

0,3

0,7

Практическая работа

1.7

«Грибы»

1

0,3

0,7

Практическая работа

1.8

«Ежик»

1

0,3

0,7

Практическая работа

1.9

«Рябина»

1

0,3

0,7

Практическая работа

Раздел 2 «Аппликация с применением ватных дисков, ниток, ткани»

2.1.

«Ванины помощники. Лоскутное одеяло» (аппликация с использованием ткани)

1

0,5

0,5

Дидактическая игра, практическая работа

2.2

«Веселые зверюшки»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.3

«Красивая посуда»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.4

«Окошко в Лоскутково»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.5

«Паровозик из Ромашково»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.6

«Совушка»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.7

«Намело сугробы»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.8

«Новогодний сапожок»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

Выставка

2.9.

«Новогодняя открытка»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

Выставка

2.10

«Зимняя ночь»

(аппликация с использованием нарезанных нитей)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.11

«Пингвин»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.12

«Царство диких зверей»

(аппликация с использованием нарезанных нитей)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.13

«Сказочная птица»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.14

«Зайчик»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.15

«Волшебное дерево»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.16

«Машина»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.17.

«Букет для мамы»

(аппликация с использованием ткани)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.18

«Кошечка»

(аппликация с использованием нарезанных нитей)

1

0,3

0,7

Практическая работа

2.19

«Верба»

(аппликация с использованием ватных дисков)

1

0,3

0,7

Практическая работа

Выставка

Раздел  3 «Аппликация с элементами квиллинга»

3.1

«Осьминог»

 1

0,5

0,5

Практическая работа

3.2

«Паучок»

1

0,3

0,7

Практическая работа

3.3

«Улитка»

1

0,3

0,7

Практическая работа

3.4

«Рыбка»

1

0,3

0,7

Практическая работа

3.5

«Салют»

1

0,3

0,7

Практическая работа

3.6

«Белая береза»

1

0,3

0,7

Практическая работа

3.7

«Светофор»

1

0,3

0,7

Практическая работа

3.8

«Вернисаж»

1

 

 

Диагностика. Выставка

Итого

36  занятий

 .

Содержание учебного плана

Раздел 1.  Обрывная аппликация

Занятие 1.1 «Бабочка»

Теория: Понятие об обрывной аппликации. Особенности техники обрывной аппликации.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.2. «Жираф»

Теория: Многообразие животного мира. Особенности техники обрывной аппликации.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.3. «Барашек»

Теория: Домашние и дикие животные.  Знакомство с элементами и техникой «бумажная пластика».

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.4. «Праздничный торт».

Теория: Закрепление особенностей техники «бумажная пластика». Скатывание в комочек бумажной салфетки. Закрепление правил работы с клеем.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.5. «Осеннее дерево».

Теория: Красота природы. Способы отображения. Понятие о мозаике. Развитие понятия о композиции.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.6. «Синица».

Теория: Особенности техники обрывной аппликации. Заполнение контура изображения. Отличие диких птиц от домашних.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.7. «Грибы».

Теория: Особенности техники обрывной аппликации. Заполнение контура изображения.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.8. «Ежик».

Теория: Особенности техники обрывной аппликации. Дикие животные.  Закрепление правил работы с клеем.

Практика: Изготовление изделий.

Занятие 1.9. «Рябина».

Теория: Закрепление техники «бумажная пластика».  

Практика: Изготовление изделий.

Раздел 2. Аппликация с применением ткани, ватных дисков, шерстяных ниток

Занятие 2.1. «Ванины помощники. Лоскутное одеяло».

Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.1. «Ванины помощники. Лоскутное одеяло».

Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.1. «Ванины помощники. Лоскутное одеяло» (аппликация из ткани).

Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.2. «Веселые зверюшки» (аппликация из ткани).

Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.3. «Красивая посуда» (аппликация из ткани).

Теория: Знакомство с понятием «орнамент». Приклеивание заготовок из ткани на картонную основу.

Практика:  Изготовление изделий.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.4. «Окошко в Лоскутково» (аппликация из ткани).

Теория:  Композиционное и цветовое решение.  Объединение частей в целое.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.5. «Паровозик из Ромашково» (аппликация из ткани).

Теория: Выразительность образа и сочетание цветов. Железнодорожный транспорт.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.6. «Совушка» (аппликация с использованием ватных дисков).

Теория: Техника аппликации с использованием ватных дисков. Объединение частей в целое.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.7. «Намело сугробы» (аппликация с использованием ватных дисков).

Теория: Выразительность образа и способы его создания. Дикие птицы.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.8.  «Новогодний сапожок» (аппликация с использованием ватных дисков).

Теория: Новогодние традиции. Понятие о композиции. Использование дополнительного декоративного материала (стразы, пайетки).

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.9.  «Здравствуй, Новый Год. Новогодняя открытка» (аппликация с использованием ватных дисков)

Теория: Особенности аппликации с волокнистыми материалами. Разработка этапов работы.  Понятие о композиции.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.10.  «Зимняя ночь» (аппликация с использованием  нарезанных шерстяных нитей).

Теория: Техника работы с нарезанными шерстяными нитями. Композиционное решение.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.11.  «Пингвин» (аппликация с использованием ватных дисков).

Теория: Многообразие мира птиц. Композиционное решение. Разработка этапов работы.

Практика:  Изготовление изделий.

Занятие 2.12.  «Царство диких зверей» (аппликация с использованием нарезанных шерстяных нитей)

Теория: Дикие животные леса. Выразительность образа и способы его создания. Композиционное решение.

Практика:  Изготовление изделий.

2.13. «Сказочная птица» (аппликация из ткани).

Теория. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона. Сказочные птицы.

Практика:  Изготовление изделий.

2.13. «Зайчик» (аппликация с использованием ватных дисков).

Теория. Дикие лесные животные. Разрезание круга по линии на два полукруга.  Выразительность образа.

Практика:  Изготовление изделий.

2.14. «Волшебное дерево» (аппликация из ткани).

Теория. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона. Составление плана этапов работы

Практика:  Изготовление изделий.

2.15. «Машина» (аппликация из ткани).

Теория.  Виды транспорта. Части машины. Составление целого образа из частей.

Практика:  Изготовление изделий.

2.16. «Букет для мамы» (аппликация из ткани).

Теория. Подарки для любимых мам. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона.  

Практика:  Изготовление изделий.

2.17. «Кошечка» (аппликация с использованием нарезанных шерстяных нитей).

Теория. Домашние питомцы. Заполнение контура изображения мелко нарезанными шерстяными нитями.    

Практика:  Изготовление изделий.

2.18. «Хризантема» (аппликация с использованием ватных дисков).

Теория. Садовые цветы. Закрепление техники работы с волокнистыми материалами. Техника выполнения надрезов на цветной бумаге и ватных дисках.

Практика:  Изготовление изделий.

2.19. «Верба» (аппликация с применением ваты).

Теория. Православные пасхальные традиции. Правила композиции. Особенности работы с ватой.

Практика:  Изготовление изделий.

Раздел 3. Аппликация с использованием техники «Квиллинг»

3.1. «Осьминог».

Теория. Техника «Квиллинг». Элемент «Свободная спираль». Правила композиции.  

Практика:  Изготовление изделий.

3.2. «Паучок».  

Теория. Элемент «свободная спираль». Отличие паукообразных от насекомых.

Практика.  Изготовление изделий.

3.2. «Улитка»  

Теория. Элемент «свободная спираль». Формирование культуры труда. Многообразие животного мира.  

Практика:  Изготовление изделий.

3.3. «Улитка»  

Теория. Подарки для любимых мам. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона.  

Практика:  Изготовление изделий.

3.4. « Рыбка»  

Теория.  Особенности внешнего вида рыб. Элемент квиллинга «таблетка».

Практика:  Изготовление изделий.

3.5. «Салют»  

Теория. Праздник День Победы.  Пространственное и цветовое восприятие. Композиция.

Практика:  Изготовление изделий.

3.6. « Белая береза»  

Теория.   Красота природы. Способы отображения. Композиционное решение.

Практика:  Изготовление изделий.

3.7. « Светофор»  

Теория.  Правила дорожного движения. Элемент квиллинга «таблетка».

Практика:  Изготовление изделий.

Раздел 4. Вернисаж.

Теория.  Правила дорожного движения. Элемент квиллинга «таблетка».

Практика:  Изготовление изделий.

Ожидаемые результаты: 

Предметные

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с бумагой;
  • основные правила работы с тканью и волокнистыми материалами (ватными дисками. мелко нарезанными шерстяными нитками как материалами нетрадиционной аппликации)
  • основные приемы в технике «обрывная аппликация;
  • основные способы работы с бумагой в технике «квиллинг
  • основные правила техники безопасности;

Обучающиеся должны уметь:

  • изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывания бумаги;
  • правильно держать ножницы и действовать ими
  • сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа
  • составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;
  • доводить дело до конца;
  • аккуратно, выполнять свои работы;
  • восстанавливать последовательность выполняемых действий;
  • принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу и словесному указанию воспитателя, самостоятельно;
  • создавать при помощи взрослого выразительные образы знакомых предметов окружающего мира;
  • строить композицию через расположение отдельного изображения относительно друг друга по величине;

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • развитие познавательной активности, расширение знаний и представлений об окружающем мире природы и явлениях общественной жизни, накопление социокультурного опыта.

Регулятивные УУД:

  • умение планировать  алгоритм действий для выполнения учебных задач, умение предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, проявлять творческие способности.

Коммуникативные УУД

  • формирование и активизация словаря, понимание ребенком речи окружающих;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения заданий.

Личностные

  • развитие умения слушать, мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
  • формирование личностного отношения к результатам своей деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному отношению к духовным ценностям.

БЛОК 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Всего учебных недель – 36.

Количество учебных часов  _36 ч.

Учебный период: сентябрь – 02.09.2019- 31.05.2020

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническоеобеспечение

Оборудование:

Светлое помещение с естественным освещением, мебель, соответствующая росту детей, цветная бумага, картон, ватные диски, мелконарезанная шерстяная ткань, декоративные элементы (пайетки, самоклеящиеся стразы), нощницы, кисти для клея, клей ПВА.  

Наглядные пособия:

 Картины с изображение предметов, животных по предлагаемям детям демам.

Кадровое обеспечение

В работе по реализации программы большую роль играют воспитатели, а так же родители воспитанников.

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, имеет высшее педагогическое образование и  повышение квалификации по программе повышения квалификации «Педагог дополнительного образования: современные подходы и профессиональная деятельность»

2.3. Формы аттестации

Для определения результативности   реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение:

  • активность на занятиях;
  • вовлеченность в  проведение мероприятий;
  • заинтересованность  в получении  новых знаний и умений;
  • коммуникативные и творческие способности.

Педагогический анализ:

  • анкетирование  детей с целью выявления интересов, определения направленности к различным видам познавательной деятельности;
  • диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста;
  • оценивание полученных знаний и умений применять эти знания на практике (в форме опроса, игры, викторины, конкурса, выставки и т.д.).
  • анкетирование родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.

Форма подведения итогов реализации программы

 2.4. Оценочные материалы (приложение 1)

Для определения результативности освоения программы используется:

 - диагностика – начальная, промежуточная, итоговая;

 - проверка теоретических знаний и практических навыков (устный опрос, творческие задания);

 -проверка умения применять на практике полученные знания (практические задания).

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:

- аналитическая справка;

- журнал посещаемости;

- материал анкетирования и тестирования;

- методическая разработка;

- портфолио;

- фото;

- отзывы детей и родителей;

- грамота;

- свидетельство (сертификат, диплом).

 В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных результатов используются:

- аналитическая справка;

- диагностическая карта;

- конкурс;

- олимпиада;

- открытое занятие.

Основная цель выставок с работами - это выявление слабых и сильных сторон в развитии воспитанников.

2.5. Методические материалы

При изучении программы «Чудесные превращения» приоритет отдается активным формам преподавания. Активно используются технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Эффективно сочетаются индивидуальные и  групповые формы работы.

Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео- и фотоматериалов, знакомства с образцами. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике.

Практическая часть планируется составлением плана работы и изготовлением изделий. На последующих этапах выполняется работа, проводится самооценка и взаимооценка.  

По мере изучения программы происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.        

Для успешного усвоения учебного материала педагог использует:

  • создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребёнок может радостно и свободно обучаться без чрезмерных усилий. Сохранить радость, детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить душу ребёнка, создать жизнерадостный характер обучения, благоприятную среду для успешного освоения им материала, проявления творческих способностей;
  • подачу материала через образ, метафору, игру;
  • использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов собственной разработки, направленных на эффективное освоение материала, игр, импровизаций, на развитие и реализацию творческого потенциала детей;    
  • выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности и художественно-творческих способностей детей путём специального подбора заданий, упражнений, заставляющих их думать, размышлять, анализировать и делать выводы.

Методическое обеспечение

№ п/п

Название модуля

Форма занятия

Технологии и методы обучения

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов  

1

Обрывная аппликация

игра-путешествие,

творческая мастерская,

практическое занятие, конкурс,

интегрированное занятие,  

выставка

Технологии:

Личностно-ориентированные;

эвристического обучения; игровые (дидактические игры и т.д.); информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие (релаксационная, зрительная,  пальчиковая гимнастика;  динамические паузы), система «портфолио»

Методы:

Словесные

Наглядные

Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд

диагностика, опрос,  конкурс,

практическое и творческие задание, викторина,  выставка

2

Аппликация с применением ткани, ватных дисков, шерстяных ниток

творческая мастерская,

практическое занятие,

конкурс  

выставка,

Технологии:

Личностно-ориентированные (разноуровневые задания);

эвристического обучения; игровые (дидактические игры и т.д.);информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие (релаксационная, зрительная,  пальчиковая гимнастика;  динамические паузы)

Методы:

Словесные

Наглядные

Проблемного обучения

Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд

практические задания, творческие задания, выставка, конкурс, викторина

3

Аппликация с использованием техники «Квиллинг»

игра-путешествие,

творческая мастерская,

практическое занятие,  

выставка,

конкурс

Технологии:

Личностно-ориентированные (разноуровневые задания);

эвристического обучения; игровые (дидактические игры и т.д.);информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие (релаксационная, зрительная,  пальчиковая гимнастика;  динамические паузы)

Методы:

Словесные

Наглядные

Проблемного обучения

Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд

диагностика, тестирование, практические задания, творческие задания, конкурс, выставка

2.6. Список литературы

Для педагога:

  1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/Е.С. Анищенкова. – М.:АСТ: Астрель, 2007.– 61 с.
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. -М.: Просвещение, 1986г.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г.
  4. Н.А.Ермолаева, А.Н.Малышева «Аппликация в детском саду», Ярославль, Академия Холдинг, 2004.
  5. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/авт. – сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.
  6. Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.
  7. И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012.
  8. И.В.Новикова «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2011.
  9. Озерецкий, Н.О. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [Электронный ресурс], – http://www.studmed.ru/. – статья в интернете.
  10. Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет/авт.-сост. С.С.Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014.

Для учащихся:

1.  Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М.: Просвещение, 1998г.

2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002г.

3.   Митителло К. А. Золотая коллекция аппликаций.- М., Эксмо, 2005г.

4.   Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.

5.  Чудина Ю.Ю. Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному. -М.: Феникс, 2013г .

Информационное обеспечение

  1. http://www.edu.ru. Федеральный портал «Российское образование».
  2. http://school.edu.ru. Федеральный портал «Российский образовательный портал».
  3. http://nsportal.ru -  Социальная сеть работников образования «Наша сеть». Портал ориентирован на две основные группы посетителей: воспитатели и учителя (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).
  4. http://www.maam.ru  - Международный образовательный портал. Ориентирован на воспитателей и учителей (конспекты, разработки, сценарии, оформления, поделки, игры).
  5. http://vospitatel.com.ua – Всероссийский сайт для воспитателей «Воспитатель». Ориентирован для воспитателей (проекты, работа с родителями, исследовательская деятельность, перспективное планирование, игры, дополнительные материалы, загадки, пословицы, стихи, презентации).

Приложение 1.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Форма оценки знаний, умений и навыков воспитанников,

развития общей ручной умелости и художественно-творческих способностей

Критерии (индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Овладение основными знаниями:

  • - правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

- основные инструменты и материалы, применяемые при работе согласно программе;

-  виды материалов, их свойства и применение;

- разнообразие аппликативных техник;

- основы  композиции, выполненные в технике нетрадиционная аппликация;

- правила работы в коллективе.        

 Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.

Ребенок знает, понимает материал  программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.

Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.

Овладение основными  умениями и навыками:

  • - пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;
  • - пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
  • - пользоваться различными видами материалов
  • - владеть разнообразными техниками при работе с используемыми материалами

- следовать устным инструкциям педагога;

  • - анализировать образец, анализировать свою работу;
  • - создавать композиции с изделиями, выполненными в технике нетрадиционная аппликация,  
  • - планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.

Ребенок  умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без  затруднений, без ошибок, без недостатков.

Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения.

Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога.

Творческая активность.

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность

между предметами.

На плоскости листа не соблюдается пропорциональность.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность,

 оригинальность

1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.

2. С помощью наводящих вопросов педагога  может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.

3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую педагогом  информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.

4. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога.

1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.

2. С помощью педагога  находит ошибки, может предложить пути их устранения.

3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.

4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности .

1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.

2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.

3.Отвлекается, не усидчивый, не внимательный.

4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности.

Диагностическая карта развития детей в процессе освоения программы

Фамилия, имя ребенка

Овладение техническими навыками работы с материалами

Развитие общей ручной умелости

Развитие творческих способностей

Сенсорные способности (чувство цвета, формы)

Использование  навыков в самостоятельной продуктивной деятельности

Составление композиции

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1..

2.

3.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

ИТОГ:

1 БАЛЛ

Уровень развития не сформирован

2 БАЛЛА

Уровень развития сформирован в недостаточной мере.

3 БАЛЛА

Уровень развития сформирован в недостаточной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...