Конспект открытого занятия по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Ражева Яна Андреевна

Тема занятия: Занятие по лепке «Дымковская игрушка»

Цель: Научить детей лепить дымковскую игрушку по теме народного творчества, с использованием особенностей росписи. Развивать интерес к народному творчеству. Развивать умение детей пользоваться пластилином и умение использовать разные способы лепки.

Задачи по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

1.Развитие коммуникативного развития детей в общении с взрослым и сверстниками.

2.Развитие стремления к самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие:

1.Формирование первичных знаний детей о дымковской игрушке: история дымковской игрушки, из чего, как, кем и где она сделана.

2.Закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

3.Развитие познавательной активности детей, воображения, творческой активности.

4.Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Физическое развитие:

1.Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2.Развитие саморегуляции и самоконтроля в двигательной сфере.

Речевое развитие:

1.Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

2.Обогащение активного словаря по теме народного творчества: «Дымковской росписи»

Художественно-эстетическое развитие:

1.Закрепление представлений об истории дымковской игрушки.

2.Закрепление представлений о процессе создания игрушек.

3.Развитие желание лепить игрушку своими руками.

4.Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.

5.Закрепление умений соблюдать пропорциональное соотношение частей.

6.Учить соединять части фигурки.

7.Формировать умения правильно работать с пластилином.

8.Становление эстетического отношения к окружающему миру.

9. Реализация самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа:

1.Расматривание и обсуждение с детьми видов народного творчества с использованием иллюстраций, картинок, плакатов.

2.Расматривание картинок дымковской игрушки.

Материалы к занятию: пластилин, стеки, доски, основание под готовую игрушку, салфетки, дымковские игрушки, демонстрационный материал по теме дымковская игрушка, посылка.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте ребята, сегодня я получила одну интересную посылку! Давайте посмотрим вместе, что там внутри.

Воспитатель: На посылки есть послание для самых умных и талантливых деток! Хотите посмотреть, что внутри?

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое, кто знает?

(Воспитатель достает по одной из посылки дымковские игрушки, первую достает барыню, индюка, козла и лошадку)

Девица.
Девица краса
Ниже пояса коса!
Словно яблочки горят
Щёчки у красавицы,
Губки будто маков цвет
Всем девица нравится.

Петушок.
А вот дети петушок -
Ярко красный гребешок,
Хвост с оборкой золотой,
Красной, жёлтой, голубой.

Козлик.
Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
На ногах его штанишки,
Полюбуйтесь ребятишки!

Индюк.
Распустил свой хвост индюк,
Синий круг и красный круг.
Перья золотом горят,
До чего ж красив наряд!

Воспитатель: Как эти предметы называются одним словом?

Дети отвечают: Игрушки!

Воспитатель: Да правильно это игрушки, но игрушки не простые хотите я вам о них расскажу?

Дети отвечают: Да.

Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Кто сможет сказать, как называются игрушки, которые сделаны из глины?

Дети отвечают: (Глиняные игрушки).

Воспитатель: Раньше у детей не было таких игрушек, которые есть теперь у вас. Раньше у детишек были вот такие игрушки и их для них делали умельцы. Лучше игрушек для них не было. Ведь они были такими красивыми и яркими.

Воспитатель: Посмотрите какая интересная роспись на наших замечательных игрушках. Что на них нарисовано? Какие цвета?

Дети отвечают

Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А в третий раз она рождается когда ее белят  разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся.

(Воспитатель показывает этапы изготовления игрушки)

Воспитатель: Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково.  Так и назвали эти игрушки – дымковские. Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.

Воспитатель: Давайте послушаем одно красивое  стихотворение о дымковской игрушке.

Глиняная яркая игрушка,
Символ Вятско-Кировской земли,
К нам пришёл из маленькой слободки,
Дымковской игрушкой нарекли.

Старый промысел давно известный,
Существует он четыре сотни лет,
А возник из праздника Свистунья*,
Мастеров прославив на весь свет.

Мастера-художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень-хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.

* "Свистунья" праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

Воспитатель: А сейчас давайте чуть чуть разомнемся.

Физкультминутка

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

Воспитатель: Ах какие вы молодцы!

Воспитатель: А теперь расскажите мне как же мастера делают такие игрушки?

Дети отвечают: Лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись.

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки?

Дети отвечают: только белые

Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети отвечают: Синий, красный, желтый, зеленый и др.

Воспитатель: Какие узоры на дымковских игрушках?

Дети отвечают: Прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами попробовать сделать одну такую игрушку и побыть хоть чуть-чуть самыми настоящими мастерами? Как вы думаете из чего мы с вами будем делать нашу игрушку? Кто-нибудь знает, как мы сможем сделать настоящую дымковскую игрушку?

Воспитатель: Я думаю, что мы с вами можем сделать нашу игрушку из пластилина. Сейчас я вам все подробно расскажу. Только для начала нам нужно размять свои пальчики, чтобы наша игрушка получилась очень красивой, как у самых настоящих мастеров.

Пальчиковая игра для детей 4-5 лет

Птичий двор

Мы пошли на птичий двор
(Шагают по столу указательный и средний пальцы.)
Посмотреть через забор.
(Ручки перед лицом, ладонями к себе; дети выглядывают из-за ладошек.)
Важно ходит наш петух,
(Имитация кистями походки петуха.)
Спрятался он за лопух.
(Закрыли глазки руками.)
Зёрнышки клюют цыплята,
(Постукивание подушечками пальцев по столу.)
И щипаются гусята.
(Дети пальцами показывают щипающее движение)

Воспитатель: Хорошо, а сейчас я вам все расскажу и покажу.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые.

(Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коня): какие части, детали, их форму.)

Воспитатель: Ребята, лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания. Воспитатель показывает способы лепки.

 Воспитатель: Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние. Фигура дополняется деталями: уши и маленький хвостик–раскатывается колбаска и складывается в кренделек. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу. Далее к готовой игрушки делаем заготовки для украшения, украшаем игрушку и она готова. (Наглядный показ всех действий)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских козликов. Приступайте к работе.

Работа детей.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы, какие у вас получились красивые козлики. Понравилось ли вам лепить игрушки? Сложно было?

Дети отвечают

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие красивые и разные наши игрушки получились. Как мы с вами уже говорили, что одинаковых игрушек  мастера никогда не лепили, они все получались разными даже, несмотря на то, что набор цветов и геометрических фигур был одинаковый.

Воспитатель: Ребята вы почувствовали себя настоящими мастерами по дымковской игрушке? Будете ли вы еще пробовать вылепить другие? Например, индюка, лошадку, а может кто-то даже и барыню?

Дети отвечают

Воспитатель: Спасибо ребята вам за занятие, за такие прекрасные игрушки. Вы большие молодцы, теперь мы с вами знаем, чем Дымковская роспись отличается от других и как можно самим сделать себе красивую игрушку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_po_lepke.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136»

Конспект занятия.

 «Методика проведения ООД по лепке »

Составила: воспитатель

Ражева Я.А.

Нижний Новгород  2021г.

Тема занятия: Занятие по лепке «Дымковская игрушка»

Цель: Научить детей лепить дымковскую игрушку по теме народного творчества, с использованием особенностей росписи. Развивать интерес к народному творчеству. Развивать умение детей пользоваться пластилином и умение использовать разные способы лепки.

Задачи по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

1.Развитие коммуникативного развития детей в общении с взрослым и сверстниками.

2.Развитие стремления к самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие:

1.Формирование первичных знаний детей о дымковской игрушке: история дымковской игрушки, из чего, как, кем и где она сделана.

2.Закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

3.Развитие познавательной активности детей, воображения, творческой активности.

4.Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Физическое развитие:

1.Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2.Развитие саморегуляции и самоконтроля в двигательной сфере.

Речевое развитие:

1.Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

2.Обогащение активного словаря по теме народного творчества: «Дымковской росписи»

Художественно-эстетическое развитие:

1.Закрепление представлений об истории дымковской игрушки.

2.Закрепление представлений о процессе создания игрушек.

3.Развитие желание лепить игрушку своими руками.

4.Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.

5.Закрепление умений соблюдать пропорциональное соотношение частей.

6.Учить соединять части фигурки.

7.Формировать умения правильно работать с пластилином.

8.Становление эстетического отношения к окружающему миру.

9. Реализация самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа:

1.Расматривание и обсуждение с детьми видов народного творчества с использованием иллюстраций, картинок, плакатов.

2.Расматривание картинок дымковской игрушки.

Материалы к занятию: пластилин, стеки, доски, основание под готовую игрушку, салфетки, дымковские игрушки, демонстрационный материал по теме дымковская игрушка, посылка.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте ребята, сегодня я получила одну интересную посылку! Давайте посмотрим вместе, что там внутри.

Воспитатель: На посылки есть послание для самых умных и талантливых деток! Хотите посмотреть, что внутри?

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое, кто знает?

(Воспитатель достает по одной из посылки дымковские игрушки, первую достает барыню, индюка, козла и лошадку)

Девица.
Девица краса
Ниже пояса коса!
Словно яблочки горят
Щёчки у красавицы,
Губки будто маков цвет
Всем девица нравится.

Петушок.
А вот дети петушок -
Ярко красный гребешок,
Хвост с оборкой золотой,
Красной, жёлтой, голубой.

Козлик.
Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
На ногах его штанишки,
Полюбуйтесь ребятишки!

Индюк.
Распустил свой хвост индюк,
Синий круг и красный круг.
Перья золотом горят,
До чего ж красив наряд!

Воспитатель: Как эти предметы называются одним словом?

Дети отвечают: Игрушки!

Воспитатель: Да правильно это игрушки, но игрушки не простые хотите я вам о них расскажу?

Дети отвечают: Да.

Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Кто сможет сказать, как называются игрушки, которые сделаны из глины?

Дети отвечают: (Глиняные игрушки).

Воспитатель: Раньше у детей не было таких игрушек, которые есть теперь у вас. Раньше у детишек были вот такие игрушки и их для них делали умельцы. Лучше игрушек для них не было. Ведь они были такими красивыми и яркими.

Воспитатель: Посмотрите какая интересная роспись на наших замечательных игрушках. Что на них нарисовано? Какие цвета?

Дети отвечают

Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А в третий раз она рождается когда ее белят  разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся.

(Воспитатель показывает этапы изготовления игрушки)

Воспитатель: Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково.  Так и назвали эти игрушки – дымковские. Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.

Воспитатель: Давайте послушаем одно красивое  стихотворение о дымковской игрушке.

Глиняная яркая игрушка,
Символ Вятско-Кировской земли,
К нам пришёл из маленькой слободки,
Дымковской игрушкой нарекли.

Старый промысел давно известный,
Существует он четыре сотни лет,
А возник из праздника Свистунья*,
Мастеров прославив на весь свет.

Мастера-художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень-хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.

* "Свистунья" праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

Воспитатель: А сейчас давайте чуть чуть разомнемся.

Физкультминутка

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

Воспитатель: Ах какие вы молодцы!

Воспитатель: А теперь расскажите мне как же мастера делают такие игрушки?

Дети отвечают: Лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись.

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки?

Дети отвечают: только белые

Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети отвечают: Синий, красный, желтый, зеленый и др.

Воспитатель: Какие узоры на дымковских игрушках?

Дети отвечают: Прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами попробовать сделать одну такую игрушку и побыть хоть чуть-чуть самыми настоящими мастерами? Как вы думаете из чего мы с вами будем делать нашу игрушку? Кто-нибудь знает, как мы сможем сделать настоящую дымковскую игрушку?

Воспитатель: Я думаю, что мы с вами можем сделать нашу игрушку из пластилина. Сейчас я вам все подробно расскажу. Только для начала нам нужно размять свои пальчики, чтобы наша игрушка получилась очень красивой, как у самых настоящих мастеров.

Пальчиковая игра для детей 3-4 лет

Птичий двор

Мы пошли на птичий двор
(Шагают по столу указательный и средний пальцы.)
Посмотреть через забор.
(Ручки перед лицом, ладонями к себе; дети выглядывают из-за ладошек.)
Важно ходит наш петух,
(Имитация кистями походки петуха.)
Спрятался он за лопух.
(Закрыли глазки руками.)
Зёрнышки клюют цыплята,
(Постукивание подушечками пальцев по столу.)
И щипаются гусята.
(Дети пальцами показывают щипающее движение)

Воспитатель: Хорошо, а сейчас я вам все расскажу и покажу.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые.

(Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коня): какие части, детали, их форму.)

Воспитатель: Ребята, лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания. Воспитатель показывает способы лепки.

 Воспитатель: Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние. Фигура дополняется деталями: уши и маленький хвостик–раскатывается колбаска и складывается в кренделек. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу. Далее к готовой игрушки делаем заготовки для украшения, украшаем игрушку и она готова. (Наглядный показ всех действий) 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских козликов. Приступайте к работе.

Работа детей.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы, какие у вас получились красивые козлики. Понравилось ли вам лепить игрушки? Сложно было?

Дети отвечают

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие красивые и разные наши игрушки получились. Как мы с вами уже говорили, что одинаковых игрушек  мастера никогда не лепили, они все получались разными даже, несмотря на то, что набор цветов и геометрических фигур был одинаковый.

Воспитатель: Ребята вы почувствовали себя настоящими мастерами по дымковской игрушке? Будете ли вы еще пробовать вылепить другие? Например, индюка, лошадку, а может кто-то даже и барыню?

Дети отвечают

Воспитатель: Спасибо ребята вам за занятие, за такие прекрасные игрушки. Вы большие молодцы, теперь мы с вами знаем, чем Дымковская роспись отличается от других и как можно самим сделать себе красивую игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по лепке в средней группе «Матрешка»

Конспект открытого занятия  по лепке в средней группе «Матрешка»...

Конспект открытого занятия по лепке во второй младшей группе

Цель:          1. Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.          2....

Конспект открытого занятия по лепке в средней группе детского сада на тему « Тили-бом , тили-бом ! Загорелся кошкин дом!»

Програмное содержание.Учить детей создавать в сотворчестве с педагогом и друг с другом коллективную композицию по мотивам знакомого литературного произведения .Показать способ лепки домика и огня из п...

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ №657 (дошкольное отделение №2) Конспект открытого занятия по лепке « Игрушечный холодильник » ( средняя группа )

Задачи. Разнообразить технику лепки. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Показать зависимость способа лепки от формы предмета. Закрепить представления о продуктах и о способах создания...

Конспект открытого занятия по лепке в младшей группе на тему «Гусеница»

Программное содержание: Учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновом шаре, прикрепляя к основе. Располагать шарики друг за другом. Формировать чувство цвета, интерес к работ...

Конспект открытого занятия по лепке"Снеговик"из соленого теста

Подготовила воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...