Занятийная деятельность "Волшебное тесто" для младшей группы дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Полищук Наталья Викторовна

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Я считаю, что для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии в замечательном методе – тестопластика. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы. Ребенок должен учится получать удовольствие от сделанного своими руками, он должен видеть конечный результат своего труда. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiynaya_deyat_21-22_volshebnoe_testo.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3 «Рябинушка»

Поспелихинского района

Алтайского края

(МКДОУ «Детский сад № 3 «Рябинушка»)

                         

                        ПРИНЯТО

                        Педагогическим  советом

                        МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка»

                        Протокол  №  1

                        от   «31» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

                               Заведующий МКДОУ    

                «Детский сад №3 «Рябинушка»

            _________________Тарапата Г.П.

         Приказ  от «31» августа 2021 г. №31

Рабочая программа «Волшебное тесто»

Второй младшей группы «Пчёлки»

на 2021 -2022 учебный год

Разработчик: Полищук Н.В.,воспитатель

 первой квалификационной категории.

Проверила

                                                            методист     Т.В.Кагарманова

Поспелиха, 2021 г.

Актуальность:

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого, цветного), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Обычай лепить из соленого теста распространен во многих районах Европы и на русском Севере. Часто такие фигурки служили оберегами. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.

Экологически чистый и безвредный материал позволяет широко использовать в работе с детьми, это прекрасный источник развития детей и очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. 

В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. 

Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. 

Я считаю, что для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии в замечательном методе – тестопластика.

Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы. Ребенок должен учится получать удовольствие от сделанного своими руками, он должен видеть конечный результат своего труда. 

 

Цель: обучить навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста.

Задачи:

  • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  • формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
  • знакомить со свойствами материала;
  • воспитывать творческую личность, развитие её интересов, наклонностей, способностей.

Предполагаемый  результат работы:

  • основные этапы изготовления изделий;
  • основные приемы лепки, технологию выполнения;
  • композиционные основы построения изделия;
  • правила безопасной работы во время изготовления изделий.

После освоения содержания программы дети готовы и способны:

  • отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  • скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
  • раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  • последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
  • соблюдать технику безопасности;
  • изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • оценивать свою работу и работы своих товарищей;
  • работать в коллективе.

Аннотация на программу:

Предлагаемая программа рассчитана на один год по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут. Численность детей в кружке -14 человек . Возраст детей 3 - 4 года.

     

Для реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

  • занятия;
  • выставки;
  • совместное творчество детей и родителей.

Тематическое планирование.

Октябрь

1. «Вот так тесто!» Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. Соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, подкладные доски.

2. «Путешествие в круглую страну «Вот веселый колобок» Вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм, развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий. Соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки.

3. Раскрашивание «Колобка»

4. «Солнышко» Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение Цветное тесто, вода, кисточки. Лепка солнышка.

Ноябрь

1. «Фрукты» Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Цветное тесто, фрукты (муляжи, стеки, мисочки с водой, кисточки. Лепка фруктов из цветного теста.

2. «Бублики» Учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг кдругу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца. Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка. Лепка из цветного теста.

3. «Гриб» Учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. Тесто, дощечки, вода, кисточки, зубочистки, картинки с изображением грибов.

4. Раскрашивание «Грибов»

Декабрь

1. «Маленькая куколка» (Неваляшка) Лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части. Соленое тесто, мягкая игрушка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки.

2. Раскрашивание «Неваляшки»

3. «Елка» (налеп из теста). Продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон.

4. Раскрашивание «Елочки»

Январь

1. «Зимние забавы» (Снеговик) Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику; вырабатывать умение применять в работезнакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание. Цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой, фон для снеговика.

2. Раскрашивание «Снеговика»

3. «Снежинка»  Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.

Февраль

1. «Валентинка»  Изготовление символа сердца с использованием шаблона. Учимся оформлять изделие, дополняем мелкими деталями (бисер, блестки). Развивать фантазию, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, речь.

2. Раскрашивание «Валентинки»

3.«Подарок папе» (звезда). Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику. Соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон.

4. Раскрашивание «Подарок папе»

Март

1.«Мимоза» (коллективная работа».Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке, вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

2. «Гусеница» Продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера. Картон цветной для листика (белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода.

3. Раскрашивание «Гусеницы»

4. Подставка под Пасхальное яйцо. Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. Лепка подставки из цветного теста.

Апрель

1. «Ежик из шишки» Учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе. Цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка.

2. Раскрашивание «Ежика»

3. «Божья коровка» Вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. Тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой.

4. Раскрашивание «Божья коровка»

Май

1. «Ракета»

Закрепить приемы создания овальной формы. Развивать интерес к лепке и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с солёным тестом.

2. Раскрашивание «Ракеты»  Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую

фантазию детей в процессе работыВидеть конечный результат задуманной работы.

3. «Дерево»  Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность

Раскрашивание «Дерева»

  • материально-техническое оснащение, оборудование.
  • мука, соль
  • вода.
  • клей ПВА, клей обойный, влажные салфетки
  • гуашь, красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие).

Инструменты:

  • деревянная скалка или резиновый валик
  • стеки, вилка, расческа, кисти, скалки
  • зубочистки
  • кисточки
  • пробки с резьбой
  • клеенки или пластины
  • пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы

Список  литературы:

1. Антипова М. А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2010г.

2. Берсенева Г. К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО

«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001

3. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

4. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста.СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001

5. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144с.

6. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. — М.: Проф. издат 2002 — 80 с. а. – Ярославль. Академия развития

7. Колдина Д. Н. Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009

8. Лычагина И. А. Лепка из соленого теста с детьми 4-5 лет/ И. А. Лычагина. - М.: Мозайка- Синтез, 2017. - 581 с

9. Маслова Н. В. Лепим из соленого теста/ Н. В. Маслова. -М.: Астрель, 2017. - 883 с.

10. Халезова Н. Б. и др.Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского

сада. М.: Просвещение, 1986

11. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение посвященное празднику "День Защитника отечества". Возраст: 5-6 лет.(Старшая группа дошкольного возраста)

Развлечение с рассказыванием стихов, поздравлением родителей и различными эстафетами. Участники: дети совместно с папами, старшими братьями....

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет. Тема: «Путешествие в прошлое кресла» (средняя группа).

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Воспит...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет «Как питаешься, так и улыбаешься» (средняя группа)

Цель: формирование основ здорового образа жизни.Задачи:Образовательные: учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма.Развивающие: соверше...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста от 6 до 7 лет  в соответствии с ФГОС дошкольного образования»Направление деятельности и развитие ребен...

Конспект и презентация к досугу «В мире железных птиц» в подготовительной к школе группе информационно-коммуникационной технологии (презентация PowerPoint 2010) подготовительной группы дошкольного возраста (6-7 лет)

И мальчикам и девочкам интересен мир "железных птиц" - самолётов. Интересный тематический досуг позволит расширить представления об этом виде транспорта, поднимет настроение детей, будет спо...

Занятийная деятельность "Акварелька" для младшей группы дошкольного возраста

Искусство играет важную рольв духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опы...