Занятийная деятельность "Акварелька" для младшей группы дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Полищук Наталья Викторовна

Искусство играет важную рольв духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка. Цель обучения изобразительной деятельности - развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувст ребенка. Самое главное - н обучать, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polishchuk_zanyatiynaya_akvarelka.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка»

Поспелихинского района,  Алтайского края

Рабочая программа

по теме: «Акварелька»

для младшего дошкольного возраста

Разработчик: Полищук Н.В.,

Воспитатель ДОУ

С. Поспелиха

2017-2017г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.

Изобразительное творчество- специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка- непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству. Уже в дошкольном детстве- залог будущих успехов.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Актуальность:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.  В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль  принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании. Таким образом , развивается творческая личность.

Цель:создание условий для развития творческих способностей  у младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи:

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Для реализации этих задач необходимо создания следующих условий:

Создание художественно-развивающей среды  в группе детского сада.

Разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования.

      Для успешной  реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся следующие формы работы : беседы, консультации, папки-передвижки, выставки.

Методы и приемы обучения:

Словесные (рассказ, беседы, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение).

Наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание).

Практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей).

Предполагаемый результат:

Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе рисования различными методами, появится желание создавать разнообразные рисунки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;

Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;

Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

Дети смогут самостоятельно применять нетрадиционные приёмы рисования.

После освоения содержания программы дети готовы и способны:

Самостоятельнонарисовать несложную картинку.

Рисовать, используя нетрадиционную технику.

Рассказать о нетрадиционных техниках рисования.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

«Солнышко» (рисование ладошками)

Формировать умение рисовать ладошками, рисовать солнышко, воспитывать аккуратность.

Альбомный лист, гуашь.

2.

« Овощи» (рисование поролоном)

Формировать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы с помощью трафарета поролоном. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность, терпение.

Картинки с изображением овощей. Корзинка, натуральный картофель, свекла и морковь. Альбомный лист, гуашь, поролоновый тампон, стакан с водой, трафареты моркови и свеклы.

3.

Мандарин и апельсин

(рисование поролоном, гуашь)

Формировать умение  детей поролоном и закрашивать округлые формы большого и маленького размера;.

Закреплять понятия большой - маленький .Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание.

Два игрушечных зайца (большой и маленький), натуральные фрукты – апельсин и мандарин.

Альбомный лист (его нужно согнуть пополам, а затем разогнуть), гуашь, кисть, стакан с водой.

4.

Виноград

(рисование пальчиками, гуашь)

Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.

Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни).

 Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка.

Октябрь.

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

Дождик

(гуашь, рисование поролоном) 

Формировать умение рисовать поролоновым тампоном облака и ватными палочками капли дождя. Воспитывать любовь к природе

 Альбомный лист, поролоновый тампон, ватные палочки гуашь, мисочка с водой

2.

Осенний листопад (гуашь, рисование поролоном)

Формировать умение рисовать поролоновым тампоном, Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать коллективно

Осенние листья.

Ватман , поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

3.

Дерево осеннее

(рисование пальчиками, гуашь

Формировать умение рисовать пальчиками, дорисовывать рисунок. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно

Альбомный лист с нарисованным силуэтом дерева, гуашь, салфетки

4.

Ежик(гуашь, рисование поролоном)

Формировать умения и навыки рисования поролоновым тампоном линии. Продолжать упражнять в рисовании нетрадиционными способами рисования. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Альбомный лист с, трафарет силуэта ёжика, гуашь, поролон

Ноябрь

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

Украсим салфетку(рисование пальчиками, гуашь)

Формировать умение рисовать пальчиками, составлять узор

Альбомный лист, с ,гуашь

2.

Платье для куклы

(Рисование оттисками печати)

Формировать умение рисовать отпечатками, дорисовывать рисунок. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно

Альбомный лист, с нарисованным силуэтом платья, гуашь, печати с рисунками

3.

Чашка, для МИШУТКИ (рисование пальчиками, гуашь)

Продолжать формировать умение рисовать пальчиками, составлять узор. Воспитывать отзывчивость и доброту

Вырезанный силуэт чашки, гуашь

4.

Мячики для котят

(гуашь, рисование поролоном)

Формировать умение рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Две мягкие игрушки – котята.

 Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка; поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Декабрь

Занятие

Цель и задачи

1.

Снегопад (рисование пальчиками, гуашь)

Продолжать формировать умение рисовать пальчиками, развивать творчество

Альбомный лист голубого цвета ,гуашь

2.

Наряжаем ёлочку (рисование поролоном, гуашь)занятие 1

Продолжать формировать умение рисовать с помощью трафарета и поролона

Альбомный лист, трафарет ёлочки, поролон, гуашь

3.

Наряжаем ёлочку (рисование пальчиками, гуашь)занятие 2

Продолжать формировать умение рисовать пальчиками, развивать творчество

Рисунок ёлочки с первого занятия

4.

Бусы (рисование поролоном, гуашь)

Формировать умение рисовать поролоновым тампоном круглые предметы

Ватман , поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Январь

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

Узоры Деда Мороза

Познакомить детей с приёмом рисования кляксография; развивать фантазию, воображение; Воспитывать интерес к творчеству.

Тонированный альбомный лист голубого цвета, гуашь, трубочки для коктейля.

2.

Зайчик на снегу

(рисование точками пуантилизм)

Познакомить детей с новым способом рисования ; Развивать творчество, воображение, воспитывать любовь к животным.

Тонированный альбомный лист голубого цвета, гуашь, ватные палочки

3.

Снегирь

Продолжать формировать умения рисовать нетрадиционными способами, вызывать радость от собственного творчества

Альбомный лист с нарисованной кормушкой, поролоновый тампон, ватные палочки, гуашь

Февраль

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

Зимние забавы

(рисование скомканной бумагой и ватными палочками)

Формировать умение рисовать скомканной бумагой, развивать творчество; прививать любовь рисованию

Тонированный альбомный лист голубого цвета, гуашь, комок бумаги, ватные палочки

2.

Самолёт

Продолжать знакомить детей с приёмами нетрадиционного рисования; Формировать умение пользоваться трафаретами; воспитывать любовь к родине.

Альбомный лист, трафарет самолёта, гуашь голубого цвета, поролоновый тампон

3.

Российский флаг

Закреплять умения пользоваться нетрадиционными способами рисования (рисование поролоном); воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Альбомный лист с нарисованным воском силуэтом флага, гуашь, поролоновый тампон

4.

Тонирование бумаги для открытки (мыльные пузыри)

Тонирование бумаги для открытки (мыльные пузыри)

Альбомный лист, гуашь, разведённая мылом, трубочки для коктейля

Март

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

Открытка для мамы

Закреплять умения рисовать поролоном , пользуясь трафаретом; развивать чувство цвета; воспитывать желание приносить радость близким

Альбомный лист, протонированный на предыдущем занятии, трафарет восьмёрки, гуашь, поролон

2.

По замыслу. Что мы умеем

Формировать умение выбирать тему для рисунка и способ рисования; развивать чувство цвета

Альбомный лист, гуашь разного цвета, поролон, ватные палочки

3.

Букет (кляксография

Формирование умения рисовать методом кляксограффии; развивать фантазию, воображение; Воспитывать интерес к творчеству

Альбомный лист, гуашь, трубочки для коктейля

4.

Берёзовые веточки

Закреплять навыки и умения детей пользоваться различными способами рисования, развивать творчество; воспитывать любовь к природе.

Альбомный лист, гуашь, кисточки, ватные палочки.

Апрель

Занятие

Цель и задачи

1.

Тонирование бумаги к рисунку «Космос»

Познакомить с новым способом рисования; формировать умения тонировать бумагу различными способами; воспитывать усидчивость, трудолюбие

Альбомный лист, гуашь, восковые свечи, восковые мелки.

2.

Космос

Познакомить детей с новым способом рисования; расширять кругозор , словарь детей; воспитывать патриотические чувства

Познакомить детей с новым способом рисования; расширять кругозор , словарь детей; воспитывать патриотические чувства

3.

Цыплята

Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет

Альбомный лист, гуашь, комочки бумаги, кисть

4.

Птичий двор (коллективное, различными способами)

Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет; воспитывать умение работать коллективно

Ватман, гуашь, ватные палочки, комочки бумаги, поролон.

Май

Занятие

Цель и задачи

Пространственное планирование

1.

Праздничный салют (кляксография, мыльными пузырями)

Закреплять умения и навыки различного рисования; развивать творчество; воспитывать самостоятельность при выборе способов рисования.

Тонированный альбомный лист, гуашь, гуашь разведённая мылом, трубочки для коктейля.

2.

Одуванчики

Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет; воспитывать любовь к природе

Альбомный лист, гуашь, поролон, комочки бумаги.

3.

Картина в подарок

(итоговое занятие)

Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет; воспитывать любовь к рисованию.

Альбомный лист, гуашь, поролон, комочки бумаги, ватные палочки.

Продолжительность занятий по ознакомлению детей с программой « Акварелька» составляет  15-20 минут. Образовательная деятельность проводится 1 раз в  неделю. Сроки реализации программы - 1 учебный год (2017-2018г).

Список литературы:

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

7. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

8. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

9. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника для детей младшей группы дошкольного возраста "Колобок"

Цели: Повышать двигательную активность малышей; формировать их воображение, используя сюжеты сказок; воспитывать любовь к русскому народному творчеству....

Мелкая моторика у детей младшей группы дошкольного возраста. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Конспект открытого интегрированного занятия в младшей группе дошкольного возраста "Кошкин дом"

Дидактический материал по правилам пожарной безопасности для детей младшего дошкольного возрастаАвторские: стихи, загадки, пословицыКонспект открытого интегрированного занятия в младшей группе дошколь...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста по теме «Знакомство с русской избой».

Знакомство  детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение  к народным традициям и обычаям....

Занятийная деятельность "Волшебное тесто" для младшей группы дошкольного возраста

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики &ndash...