ПЛАН – КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Зимующие птицы нашего края».

Цель: Выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи:

Образовательные: (О)

  • Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – складывание и сминание салфетки.
  • Ознакомить учащихся с техникой выполнения работы с салфеткой
  • обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах. 

Развивающие: (Р)

  • Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • развивать психические процессы ребенка (памяти, внимания, мышления, воображения) через использование устного народного творчества, развивать творческие возможности каждого ребенка;
  • развивать мелкую моторику рук, аккуратность;
  • Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром;
  • развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Воспитательные (В)

  • Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_ptitsah.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.

В подготовительной группе «Муравьишки»»Детского сада «Аленка»

П.Тюльган.2021 год.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Зимующие птицы нашего края».

Цель: Выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи:

Образовательные: (О)

  • Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – складывание и сминание салфетки.
  • Ознакомить учащихся с техникой выполнения работы с салфеткой
  • обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах. 

Развивающие: (Р)

  • Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • развивать психические процессы ребенка (памяти, внимания, мышления, воображения) через использование устного народного творчества, развивать творческие возможности каждого ребенка;
  • развивать мелкую моторику рук, аккуратность;
  • Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром;
  • развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Воспитательные (В)

  • Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

 Методическое оснащение занятия:

  • Плакаты
  • Образцы объектов труда
  • Инструкционные карты
  • фонограмма с записью пения  птиц.
  • загадки (устное народное творчество)
  • Оборудование и инструменты: шаблоны, салфетки, клей, ножницы, фломастеры (краски), бросовый материал

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

  • Рассказ
  • Демонстрация готовых работ
  • Беседа с объяснением нового материала
  • Показ трудовых приемов
  • Самостоятельная работа

Словарная работа: произношение слов: СИНИЦА, СНЕГИРЬ, СОРОКА,

Тип занятия: Изучение нового материала, творческая мастерская.

Форма занятия: Заочное путешествие в зимний лес, где будут присутствовать: беседа, с использованием устного народного творчества; творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах), анализ выполненных работ.

Прогнозируемый результат: дети должны освоить технику сминания салфетки, найти применение бросовому материалу, обобщить и расширить представления о зимующих птицах.

Связь с другими областями (предметами): развитие речи, математика, познание, музыка, ИЗО.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент. 1мин.
  1. Психологический настрой.
    Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Покажите ваше настроение. А какое настроение у меня? Как узнали? Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы нам стало теплее в этот холодный (зимний) денек!
    - Ребята, я прочитаю стихотворение, а Вы подскажите мне, какое сейчас время года?

Вьюги, зимние метели

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима)

( Звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года") (слайд)

1.Актуализация знаний и мотивация. Введение в тему занятия: 3-5 мин.

Cегодня у нас с Вами необычное занятие по декоративно – прикладному творчеству. Сейчас, не покидая нашего кабинета, мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, на лесную поляну, но прежде чем мы попадем туда, давайте мысленно выйдем на нашу красивую аллею, где растут: берёзы, яблони, акации. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на деревья.Некоторые птицы живут у нас всю зиму. Остаются эти птицы потому, что и зимой находят корм. Скажите, какие  птицы  остались  у нас зимовать? А как  они  называются?   (Дети перечисляют).   Это зимующие птицы.

Звучит  фонограмма пения  птиц.

Прислушайтесь, какие   птицы прилетели к  нам на  кормушку  и поют (слайд) или отгадайте загадки и Вы узнаете, какие птицы прилетели к  нам на  кормушку  

1.Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от вас.
"Чирик-чирик,чирик-чирик"
Кто к этой песне не привык? (Воробей)

2.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

(Cорока)

3.Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это: (Снегири)

4.Как пришла пора метелей,
Налетели,заскрипели, засвистели
Всё до ягодки поели. (Свиристели
).

5.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Cиничка)

2.1Вводная беседаслайд. Под деревьями следы птиц

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.

Ходит зима по лугам, по горам, по лесам. Ходит она в мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Белым слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы книги. И кто по ним ни пройдёт, всяк оставит свой след. Идёт снег, кончится - страницы чистые. Через некоторое время, белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек. Значит, побывали гости - лесные жители. Посмотрите внимательно на картину и скажите, кто бы это мог быть? Чьи же это следы вы видите на нашей поляне?

(это следы птиц). (или рисунок на доске или слайд)

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. А где же зимуют птицы? А чем они питаются?(Дятел - зимний кормилец других птиц: синиц, поползней и т.д. Они собирают насекомых, которых не вытащил дятел из–под коры. Для птиц страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить его. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помогать птицам в эти трудные для них времена. Как вы думаете, чем же мы можем помочь птицам? Ответы детей.

Для различных видов птиц нужен разный корм. Клесты питаются только сосновыми и еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых. Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней. Овёс и пшено - овсянки, воробьи, синицы. Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое сало-корм для синиц и для дятлов. А сороки едят все.

Динамическая пауза

- Закрасьте кружки возле тех птиц, которых ты видел зимой в наших краях.

  1. Постановка целей и задач занятия. 1 мин.

Сегодня мы должны освоить технику сминания салфетки, найти применение бросовому материалу, обобщить и расширить представления о зимующих птицах.

  1. Формирование новых знаний.1 мин.

4.1. Анализ изготовления изделия.

Изделие должно выполняться по следующим этапам:

  • Материал (из чего?)
  • Инструменты (чем?)
  • Технология (как?)

V.Выполнение практической работы. 15 -17 мин.

  1. Алгоритм изготовления объемного изделия (птица). (картинки птичек)

Для выполнения практической работы мы разделимся на маленькие группы.

Итак, выбор сделан: 1-я группа «Снегири», 2 –я группа «Сороки»,3- я группа «Синички» 2 - й вариант (бейджики с названиями птиц перевернуты, взять любой и одинаковые названия соединяются в группы, каждой группе отведено определенное рабочее место), (на столах стоят таблички с изображением птиц, после выбора карточки дети садятся за тот стол, название какой карточки они выбрали).

Разбор последовательности выполнения изделий по инструкционной карте)

1-я группа «Снегири» ваше задание: зимой  птички такие  пушистые, нахохленные. Как вы думаете,  почему? (От холода  птицы  распушают  свои  перышки, пытаясь  согреться).   Как  можно сделать их  из  бумаги,  чтобы  они  получились похожими на  пушистые  комочки?     (Выполнить объемное  изображение. Сегодня  мы  попробуем  выполнить изображение  снегирей, сорок, синиц   из  салфеток. Салфетки , какого  цвета  понадобится  вам для  изображения  снегирей? Синиц? Сороки? (ответы  детей).   Чтобы  изготовить снегиря, синицу, сороку выбрать нужный цвет салфетки, сделать «пушистый комочек», (слайд) приклеить их на готовую основу.

2 –я группа «Сороки», будут изготавливать кормушку для всех птиц, т.к. они любят полакомиться за чей – то счет.

3- я группа «Синички» - они знают, что такое зимний холод и голод, поэтому они будут заготавливать «корм» для своих друзей. (кисть рябины или яблок)

Все три группы будут работать по инструкционным картам

  • Внимательно рассмотреть инструкционную карту;
  • Следуя инструкции, выполнить операции по сборке изделия;
  • Придать готовому изделию аккуратный вид;

(Как  вы  думаете,  чем  можно  дополнить  изображение? (Дорисовать  коричневые  ветки  дерева и т.д.)

5.2 Самостоятельная творческая работа под руководством педагога.

Гимнастика для глаз( начиная с клюва птицы, взглядом передвигаемся по очертанию головы, спины, хвоста, туловища, голова, клюв. Так несколько раз, с каждым разом увеличивая темп) 2-й вариант («восьмерка»), птица – на доске.

Вдохните жизнь в свою работу, чтобы прикоснувшись к ней, она ожила. Учащиеся работают мини группах, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж воспитателя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы)

  • проверка организации рабочих мест;
  • проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
  • инструктирование по выполнению задания соответствии с инструкционно – технологической картой оказание помощи товарищу.

Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Физкультминутка.

Задание во время чтения стихотворения хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, он услышит не птицу.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи

голуби, синицы,

аисты, вороны,

галки, макароны

голуби, синицы

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и ватрушки.

(Дети, справившиеся с заданием, с которыми познакомились на занятии)

6. Подведение итогов занятия. 2мин.

Наше путешествие по зимнему лесу закончилось. Я предлагаю вам сыграть в игру " Весёлый мяч". По принципу игры «Передай мяч»

Ты катись весёлый мячик.
Да по нашим по рукам.
У кого же быстрый мячик?
Называй-ка птицу нам. (Дети называют птиц)

Будьте чуточку внимательнее. Учитесь слушать лес, и он расскажет вам много интересного, раскроет свои тайны и секреты. Не обижайте его и не давайте это делать другим, и он ответит вам взаимностью. Наблюдайте за птицами, подкармливайте. Это невероятно интересно.

(Звучит грамзапись с голосами птиц.) (Пусть попробуют сосчитать всех птиц и показать Вам число, соответствующее количеству птиц).

6.1 Анализ работ  2мин.

Оформление дерева

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две
синицы прилетели,
А во вторник
снегири,
Ярче утренней зари!
Три
сороки были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Десять жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.

Понравились ли вам работы свои и товарищей?

Для вас предлагается игра "Накорми птицу". (На столе лежат различные семена и другой корм, нужно выбрать тот корм, который едят именно те птицы, которых мы сделали своими руками и положить в нашу кормушку.

6.2. Рефлексия 2 мин.

Заключительное слово воспитателя

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес, займите свои рабочие места.

Сегодня на занятии вы все хорошо и продуктивно потрудились, цель занятия достигнута, но расслабляться нельзя у нас впереди еще много работы. Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач в жизни.

Всего доброго и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Авторская дидактическая игра по декоративно - прикладному искусству "Разрезные картинки"

В помощь педагогам.«Разрезные картинки»Задача: Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в дымковской росписи, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточеннос...

Дидактическая игра по декоративно-прикладному искусству "Составь узор"

В представленном  материале представлены варианты игры "Составь узор"...

Дидактические игры по декоративно-прикладному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Найди лишнее»Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.Материал:...

Конспект итогового занятия по народному декоративно - прикладному творчеству «Филимоновская игрушка» для детей старшей группы

Конспект  помжет закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные знания о  способах лепки и росписи фил...

Дидактическая игра по декоративно- прикладному творчеству "Подбери узор"

В декоративно прикладном искустве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданы мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства. Ознокомле...