Домашний караоке оркестр
статья (старшая, подготовительная группа)

Дударева Екатерина Владимировна

Материалы выступления на XII Петербургском образовательном форуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашний караоке оркестр. Использование электронных партитур как средства организации семейного музыкального творчества

В настоящее время проблема организации  совместной досуговой деятельности детей и родителей приобрела особую актуальность. Связано это с целым рядом причин.

Во-первых, в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция, когда родители готовы оплатить организацию досуга своих детей, но сами не хотят или не могут (или не умеют) эффективно проводить своё время с собственными детьми. Причины тут бывают разные: от реально высокой занятости на работе (синоним: «нет времени и сил ещё и веселиться с детьми»), до неуверенности в собственных возможностях проводить досуг эффективно (здесь чаще всего звучит мысль: доверю это дело профессионалам). Сюда же можно отнести и стремительное вхождение электронных гаджетов в жизнь дошкольников.

Во-вторых, доступность досуговых занятий вне стен детского сада для значительной части населения представляет большие проблемы. Ведь большинство бесплатных секций и кружков ориентированы на школьников. Практически все занятия для дошкольников предоставляются либо на условиях самоокупаемости, либо организуются коммерческими организациями, основная цель которых – прибыль.

Ещё одна веская причина – общественно-политические проблемы, политизация общества, которые оказывают негативное влияние на взрослую часть населения и, как следствие, часто переносятся в той или иной мере на детей. Взрослые, испытывающие постоянный стресс, испытывают серьёзные трудности с тем, чтобы создавать психологически  гармоничное пространство для своих детей. Это касается как взаимоотношений внутри семьи, так и вне её.

Ни для кого не секрет, что во многих группах детских садов родительские чаты чуть ли не ежедневно заполняются конфликтными ситуациями. Многие родители забыли о взаимном уважении между собой, чего уж тут требовать от детей.

В этой связи, по нашему мнению, использование музыки может стать своего рода средством совместной терапии как для детей, так и для взрослых. Причём терапии не в исконно лечебном смысле, а посредством наполнения части свободного времени музыкальным творчеством и связанным с этим получением положительной энергии.

Почему для решения этой задачи мы предлагаем использовать именно оркестровую деятельность, ведь большинство родителей и практически все дети без исключения не имеют музыкального образования? Всё дело в двух причинах. Во-первых, все без исключения дети любят играть на различных музыкальных инструментах. Вспомните, как оживляются взгляды детей, когда приносишь и показываешь им не просто новую игрушку, а предмет, издающий интересный звук.  Более того, игра на них не требует какой-то серьёзной подготовки. Во-вторых, не будем лукавить, многие взрослые тоже с удовольствием или по крайней мере с заинтересованностью относятся к этому виду деятельности и готовы попробовать себя в таком творчестве. Если для пения нужен чистый слух и голос, для танцев – определенная координация движений и своего рода смелость, то игра в оркестре подходит всем. К тому же, совсем необязательно иметь дома или в группе музыкальные инструменты, их можно легко создать с помощью подручных средств.

Таким образом, основная цель организации совместного музыкального творчества детей и родителей – не подготовка музыкантов, а оптимизация взаимоотношений между взрослыми и детьми в рамках одной семьи и сплочение детско-родительского коллектива в целом. Средством решения этой задачи мы выбрали электронные партитуры.

Однако прежде чем перейти непосредственно к электронным партитурам и даже попробовать по одной из них сыграть самостоятельно важно вспомнить откуда вообще выросли идеи детской импровизации в оркестре.

Карл Орф (1895-1982) - австрийский композитор и педагог ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, движения, театрализации, импровизации и игры на музыкальных инструментах. Для работы с детьми он написал песенки, пьесы и упражнения, вошедшие в Орф-хрестоматию "Шульверк". В советской системе образования «Шульверк», к сожалению, никогда не использовался.

К.Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфовский». Основу этого инструментария составляют всем известные нам ныне инструменты: клавесы (ритмические палочки), штабштили (ксилофоны, металлофоны) и глокеншпили - колокольчики (от нем. Gloke - колокольчик), а также треугольники, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки. Все эти инструменты являются ударными. Инструментарий Орфа позволяет музицировать детям даже ясельного возраста.

В настоящее время Элементарное музицирование в России основывается на Орф-педагогике и на работах современных педагогов-музыкантов: Татьяны Тютюнниковой (лидер Российской Орф-Шульверк Ассоциации, автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками»), Дага Гудкина, Вячеслава Жилина (основатель орфовского движения в России), Ирины Галянт (автор программы «Орфей» и учебно-методической литературы для ВУЗов), Елены Забурдяевой и Нины Перуновой (авторы методических пособий по элементарному музицированию и движению).

Отметим, что педагогические принципы Орфовской педагогики, разработанной столько лет назад, тем не менее полностью соответствуют принципам ФГОС:

  • отношение к ребенку как к самоценной личности,
  • принятие любых его творческих проявлений,
  • создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».

«Игровое общение с музыкальными инструментами в процессе музицирования осуществляется без тренинга и дрессуры. Знакомство с инструментами превращается в увлекательное экспериментирование со звуками. Каждый ребёнок выступает в роли автора и исполнителя собственного сочинения, получая при этом возможность быть в центре внимания и получить «порцию любви» и всеобщего признания. Ситуация успешности создаётся на каждом занятии».

Главные качества детской Орф-педагогики:

  • Главное – процесс, не результат
  • Внутренний возраст - детский
  • Ориентация на развлечение
  • Состояние важнее, чем внешняя форма
  • Практика важнее теории
  • Жанры: детский праздник и народное действо
  • Педагог всегда поддерживает
  • Никакой оценки (все рады)
  • Интеграция (единство всех видов восприятия и предметов обучения: музыка, движение, слово)
  • Вседоступность

Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию:

  • движение и элементарный коммуникативный танец: проживание музыки (изображение настроения) через элементарные движения;
  • звучащие жесты - body percussion: игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и.т.д. Лучшее средство метроритмического воспитания;
  • пение без сопровождения с движением или в сопровождении орфовских инструментов, основано на детском фольклоре: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички;
  • речевые упражнения, используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке;
  • пальчиковые игры и игры с клавесами (ритмические палочки)
  • игры с музыкальными инструментами (Орфовский инструментарий), озвучивание стишков, песенок;
  • театр: изобразительная игра, объединяет все виды деятельности.

Все это невероятно интересно и необыкновенно полезно детям уже с ясельного возраста. Через Элементарное музицирование ребёнок гармонизирует свой внутренний ритм с ритмом окружающего мира, что способствует сохранению психофизиологического здоровья.

Итак, как мы видим, идеи Орфа и его современных последователей весьма привлекательны для детей и полезны для их развития. Мы же смеем утверждать, что эти идеи не менее привлекательны для взрослых, родителей детей. Именно поэтому мы и предлагаем объединить детей и взрослых в совместной музыкально-творческой деятельности. Вариантов реализации этой идеи может быть несколько.

Самый простейший вариант – это использование родителей для игры в детском оркестре на музыкальных утренниках и досугах. Такой вариант симпатичен детям, не требует больших временных и иных затрат, однако и отдача от него не самая большая.

Второй вариант – создание в детском саду детско-родительского ансамбля.

И, наконец, ещё один вариант – это дистанционное взаимодействие с родителями посредством организации досуговой деятельности семьи вне стен детского сада. Для реализации этой цели могут использоваться как покупные детские музыкальные инструменты, так и сделанные самостоятельно. Отметим, что последний вариант может сочетаться с предыдущим, т.е. очные встречи детско-родительского музыкального клуба могут сочетаться с виртуальными домашними репетициями/концертами.

И теперь мы переходим непосредственно к электронным партитурам.

Партитура происходит от итал. partitura, буквально — разделение, распределение, от лат. partio — разделяю, распределяю. В музыке – это нотная запись музыкального произведения с несколькими голосами, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

Идеи создания детских партитур можно встретить сегодня у многих педагогов. Однако мне показалось наиболее методически грамотно оформленной идея победителя конкурса «Воспитатель года» -  Юлии Николаевны Загорской.

В детской партитуре все голоса – партии видны на экране. Вступление каждого голоса или инструмента, танцевального движения ребенок также может наблюдать в реальном времени. Но детская партитура – это не нотная, а знаковая и образная запись музыки. Почему так – ответ предельно прост. Дошкольники не знают нот и не умеют их читать, но они прекрасно оперируют заранее условленными символами.

Детям нравится музицировать, если перед ними находится детская партитура. Ведь каждый ребенок мечтает встать взрослым. И игра в настоящих музыкантов для детей весьма увлекательна. Однако если приобщить к этому процессу родителей, то у детей появляется ещё возможность «научить» папу или маму играть «по нотам» и помузицировать вместе.

Вспомним дореволюционные музыкальные семейные салоны, насколько популярными они были тогда. Оказывается, совсем необязательно быть музыкантом и учить музыке всех членов своей семьи, в нынешний век развития компьютерных и других технологий, с помощью которых может передаваться звук и изображение, устроить музыкальный салон может каждый.

Сделать маракасы можно из обычных бутылок от йогурта или молока, набив их горохом или какой-либо крупой, коробка из под печенья с легкостью превратиться в барабан, с помощью гаечных ключей можно сделать …

Что касается дирижера процесса, то совсем необязательно, чтобы музыкальный руководитель был мега профессионалом в области компьютерных технологий. На  сегодняшний день накоплена большая база готовых видеороликов с ритмическими играми и ритмическими партитурами музыкальных произведений, входящих в перечень произведений, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Не все они одинаково хороши, однако, специалист с опытом работы, попробовав самостоятельно сыграть по той или иной партитуре, вполне поймет, удобна ли она для детей и понятна ли родителям. Совершенно чудесные оркестровые партитуры созданы Мариной Мишаковой, Юлией Загорской, коллегами из Беларуси и Казахстана. Найти эти партитуры не сложно в Интернете, но есть и профильные сайты для музыкальных руководителей, такие как Образовательный портал «Музыкальный сад», форум Forum.in-ku.com, мастерская М. Мишаковой и проч.

Для тех, кто захочет самостоятельно овладеть искусством создания музыкальной видео партитуры есть обучающие материалы на сайте  FORMUSICAL.RU и ВКонтакте  https://vk.com/video-33576030_456242112 (создание ритмической партитуры).

Большую помощь окажет и база фонов с музыкальными инструментами и иными иллюстрациями http://www.lenagold.ru/fon/clipart/muz.html

Сами партитуры обязательно должны соответствовать возрастным особенностям детей, учитывать их возможности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее ритмический рисунок он может исполнить, чем младше, тем проще. Дети, с которыми такие занятия проводятся с младшего возраста, к подготовительной группе могут «читать» длительности нот, различать короткие восьмые ноты и длинные – четверти и половинные (без названий, естественно), различать динамику (громкость), «видеть» такты и т.д.

В заключение я предлагаю перейти от слов к делу и попробовать поиграть с помощью электронных партитур.

Таким образом, во-первых, музыкальные способности активно развиваются в процессе музыкальной практики и, во-вторых, музыкальное образование, музыкально-творческое воспитание во всех его формах, в том числе и инструментальное музицирование, положительно влияет на общий уровень развития дошкольников, семейную и межличностную коммуникацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний оркестр

Весело и с пользой провести, время помогут простые музыкальные инструменты. В домашнем оркестре каждый может побыть и слушателем, и дирижёром, и "первой скрипкой".......

Советы родителям (фонотека , домашний оркестр ,чтение стихов и т.д.)

-Создайте фонотеку из записей классической музыки, детских песенок, песен из мультипликационных фильмов, плясовых, маршевых мелодий и др...

Беседа-консультация для родителей "Домашний оркестр"

Материал беседы-консультации с родителями пригодится в работе  моим коллегам- музыкальным руководителям....

ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР

Рекомендации для родителей по созданию в домашних условиях шумовых инструментов из подручного материала....

Консультация "Домашний оркестр"

Материалы для родителей...

Технология караоке оркестра как средство взаимодействия ДОУ и родителей

С того момента как ребёнок попал в детский сад, воспитатели стремятся, чтобы развитие ребёнка в семье и в образовательном учреждении (не только в саду), осуществлялось в одном направлении. При этом по...