Технология караоке оркестра как средство взаимодействия ДОУ и родителей
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дударева Екатерина Владимировна
С того момента как ребёнок попал в детский сад, воспитатели стремятся, чтобы развитие ребёнка в семье и в образовательном учреждении (не только в саду), осуществлялось в одном направлении. При этом повлиять на каждую семью, увы, невозможно. Все родители по-разному видят конечные цели воспитательного процесса и способы их достижения. Педагоги могут лишь направлять родителей, заниматься их просвещением, консультированием, поддержкой.
Технология караоке-оркестра в этом смысле является достаточно уникальной. Она помогает наладить взаимодействие между всеми членами семьи посредством организации общего семейного досуга. 
В работе представлено поэтапное описание системы привлечения родителей к семейному  музыкальному творчеству
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_karaoke_orkestra_v_rabote_s_roditelyami.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Караоке-оркестр как технология организации семейного досуга

Актуальность применения технологии:

Проблема повышения эффективности взаимодействия дошкольных образовательных учреждений не теряет своей актуальности, вероятно, на протяжении всей истории существования системы образования. С того момента как ребёнок попал в детский сад, воспитатели стремятся, чтобы развитие ребёнка в семье и в образовательном учреждении (не только в саду), осуществлялось в одном направлении. При этом повлиять на каждую семью, увы, невозможно. Все родители по-разному видят конечные цели воспитательного процесса и способы их достижения. Педагоги могут лишь направлять родителей, заниматься их просвещением, консультированием, поддержкой.

Технология караоке-оркестра в этом смысле является достаточно уникальной. Она помогает наладить взаимодействие между всеми членами семьи посредством организации общего семейного досуга. Досуг же априори у всех вызывает положительные эмоции. Никто не станет в свободное время заниматься тем, что вызывает отрицательные эмоции. А знания, умения и навыки, полученные посредством испытания положительных эмоций, всегда более яркие и прочные.

Сама идея караоке пришла в Россию из Японии. Именно там японский барабанщик Иноуэ Дайсукэ решил создать автомат с колонкой, микрофоном и усилителем, который будет играть то, что человек хочет спеть. Само слово «караоке» в переводе означает пустой оркестр, то есть музыка без исполнителя.

За изобретение машины для караоке Дайсукэ получил в 2004 году аналог премии Нобеля – Шнобелевскую премию. Формулировка была достаточно шуточной, типичной для научно-юмористической премии. Она гласила, что премия выдана за новый способ развлечения, научивший людей относиться друг к другу терпимее. При всей несерьезности премии, нельзя не отметить, что толерантность в настоящее время является важнейшим качеством, которого так не хватает человечеству.

 Следует отметит, что помимо развлекательной функции в Японии, а также в США караоке и сегодня используется не только как средство досуга, но и в качестве эффективной технологии лечения психических расстройств, заикания, средства повышения самооценки и т.д.

Несмотря на то, что караоке является отличным способом организации свободного времени, в работе с детьми эта технология практически не применяется, поскольку имеет ряд недостатков, а именно:

- не все дети умеют читать;

-  вокальный репертуар достаточно ограничен и не всегда знаком детям;

-  чисто интонирует также незначительное количество дошкольников;

-  наличие одного или максимум двух микрофонов приводит к возникновению конфликтных ситуаций, поскольку каждый ребенок хочет петь в микрофон, а количество микрофонов ограничено.

Караоке-оркестр – это прекрасная альтернатива. Для реализации этой технологии не нужны микрофоны. Единственным необходимым техническим средством для создания домашнего оркестра могут выступать как домашний компьютер, так и телевизор или даже смартфон.

Таким образом, использование караоке-оркестра позволяет не только оптимизировать семейный досуг, наладить взаимоотношения между родителями и детьми, повысить самооценку детей, но и способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкального кругозора. Причем не только детей, но и взрослых.

 


Описание технологии:

Чтобы использовать технологию караоке-оркестра в детском саду в работе с родителями, необходимо реализовать следующие этапы:

1 этап – мотивационный.

Цель этапа – привлечение семей воспитанников к участию в Фестивале домашних оркестров.

На этом этапе музыкальному руководителю важно обзавестись единомышленниками прежде всего среди коллег. Ведь именно воспитатели видят и общаются с родителями воспитанников ежедневно. И именно они наиболее заинтересованы в том, чтобы лучше знать ситуацию, в которой растёт ребёнок, поближе познакомиться с родителями, настроить их на позитивное сотрудничество.

Мотивация педагогов может быть осуществлена посредством проведения мастер-класса или организации корпоративного досугового мероприятия, в программу которого включается игра на детских музыкальных инструментах с помощью электронной партитуры.

Электронная партитура - это партитура, адаптированная для детей (переведена на условный детский язык картинок), так же как и взрослая партитура содержащая информацию:

  • о группе играющих инструментов,
  • о длительностях исполняемой парии,
  • о темпе произведения, совместных вступлениях и окончаниях игры,
  • о метроритме произведения.

Мотивация детей, по нашему мнению, наиболее простая задача. Поскольку дети очень любят музицировать на детских музыкальных инструментах в рамках проведения музыкальных занятий, досугов и иных мероприятий. Для того, чтобы мотивация детей к элементарному музицированию оставалась на высоком уровне необходимо следовать основным принципам Орф—педагогики, а именно:

  • главное – процесс, а не результат (и не важно получилось ли сразу, или не получилось так, как планировалось вообще);
  • внутренний возраст – детский (родители также как и дети могут ошибаться, шалить, пробовать, озорничать);
  • ориентация на развлечение (нет цели быть лучше других, главное с удовольствием на позитиве провести свободное время);
  • состояние важнее, чем внешняя форма;
  • практика важнее теории;
  • педагог всегда поддерживает (педагогом может выступить и родитель, а в некоторых ситуациях и ребёнок);
  • никакой оценки, особенно с отрицательным подтекстом (все рады!);
  • интеграция (единство всех видов восприятия и предметов обучения: музыка, движение, слово);
  • вседоступность (необязательно быть музыкантом и знать ноты, чтобы музицировать)

И наконец, еще один субъект нашего взаимодействия это родители. Их мотивировать сложнее всего, поскольку они приходят в детский сад в разное время, в самом различном настроении. Их отношение к идеям педагогов бывает как положительным,  так и отрицательным или нейтральным. Мотивация родителей, по нашему опыту, начинается с поиска группы наиболее активных родителей, которые готовы поддержать любые начинания.

В целях определения такого круга активных родителей мы предлагаем создать афишу, которая рассказывает, что в детском саду планируется проведение Фестиваля домашних оркестров. Такое мероприятие может быть приурочено к Дню музыки или любому другому тематическому мероприятия. Потенциальным участникам фестиваля предлагается посетить вместе с детьми посетить Мастер-класс, на котором взрослые и дети попробуют свои силы в совместном музицировании и узнают правила работы с электронной партитурой.  

2 этап – содержательный.

Цель этапа – ознакомление с алгоритмом работы с электронной партитурой.

На этом этапе первоначально музыкальным руководителем разрабатывается Мастер-класс, который проводится в вечернее время, участниками которого выступают дети и взрослые. Причём родители могут привести не только ребёнка, который ходит в детский сад, но и старших детей. На этом этапе состоится первое неформальное общение музыкального руководителям с семьей ребёнка. Особенно следует отметить, что на мастер-класс не отбираются дети по наличию каких-то особых способностей. Мы рады видеть всех детей (непоседливых, с неразвитым чувством ритма и звуковысотным чувством и т.д.) и родителей, проявивших интерес к нашей инициативе!

Мастер-класс представляет собой яркое досуговое мероприятие, в которое включаются ритмические игры, краткое знакомство с системой условных обозначений на электронной партитуре, а также совместная игра по электронным партитурам  детей и взрослых на музыкальных инструментах, имеющихся в музыкальном зале.

Алгоритм работы с электронной партитурой.

На мастер классе мы обращаем внимание, что первый раз мы отсматриваем видеоролик с детьми с целью слушания и восприятия композиции (настройка, анализ, узнавание знакомого произведения, если повторное исполнение и знакомство с произведением, если первичное).  Далее -  знакомим с дирижёрским жестом -  внимание (перед началом игры), какие группы инструментов будут играть,

Обращаем внимание, что в ролике содержится команда к готовности инструментов к игре (на экране появляются: бубен, треугольник, колокольчик или иные инструменты).

Непосредственно процесс игры в ансамбле – следует следить за бегущими строками под музыкальное сопровождение.  В конце могут быть аплодисменты – предполагаемая реакция зрителей

В завершении Мастер-класса участникам предлагается творческое задание создать свой домашний оркестр. Это могут быть самодельные инструменты, а также могут использоваться уже имеющиеся дома. Помимо этого, каждый участник Мастер-класса получает доступ к комплекту электронных партитур.

Следующим компонентом данного этапа является создание Творческой группы в одной из социальных сетей (мы использовали Telegram, поскольку именно эта сеть позволяет максимально сохранять качество видеороликов и иных документов).

Все участники Мастер-класса могут задавать Куратору, в качестве которого выступает музыкальный руководитель, вопросы по организации домашнего оркестра. Это могут быть вопросы как связанные с созданием инструментов, так и непосредственно по методике организации домашнего оркестра. Как показал наш опыт, в целом, вся технология очень доступна и понятна практически всем (а не только родителям, имеющим музыкальное образование), и вопросы чаще всего носят чисто организационный характер.

Подчеркнем, что выбор музыкальных инструментов осуществляется каждой семьёй самостоятельно.

 

3 этап – заключительный – подведение итогов, проведение фестиваля домашних оркестров.

На заключительном этапе подводятся итоги. При этом оцениваются как музыкально-творческие достижения участников Фестиваля, так и проводится анализ особенностей семейного взаимодействия. Оценка проводится путём просмотра видеороликов, присланных участниками Фестиваля, а также посредством живого общения с детьми и родителями.

Отметим, что такая форма взаимодействия с семьями воспитанников позволила лучше узнать семьи воспитанников не только музыкальному руководителю и воспитателям, но и всем специалистам, работающим в ДОУ. Многие дети, стесняющиеся проявить свои способности на занятиях и утренниках совершенно по-новому раскрылись в процессе домашнего музицирования. Дети очень гордились своими достижениями. Родители также, привыкшие видеть некоторых детей слишком суетливыми и невнимательными, с интересом узнали, что оказывается их дети могут быть внимательными, ответственными и творческими партнёрами.

Цель данного этапа – не только оценка полученных результатов, но и открытие возможности для дальнейшего использования такой формы досуга в свободное время.

По завершению Фестиваля все его участники получили дипломы и памятные призы. В этом году в качестве приза мы выбрали губные гармошки. Дети с удовольствием начали осваивать приёмы игры на новом для себя музыкальном инструменте. Отметим, что награждение победителей мы осветили в социальных сетях и, тем самым, привлекли внимание потенциальных участников на следующий сезон.

В заключение отметим, что использование технологии караоке-оркестра необязательно предполагает строгое следование перечню предлагаемых мероприятий. Возможно, каждый музыкальный руководитель найдёт для себя наиболее удобный и эффективный алгоритм внедрения караоке-оркестра в практику взаимодействия с родителями своих воспитанников. Однако, ресурсы применения данной технологии также неисчерпаемы, сколь велико количество замечательных музыкальных произведений, которые могут быть использованы в качестве основы создания детских инструментальных электронных партитур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств взаимодействия всех субъектов коррекционной работы учителя-логопеда.

Про­исходящие значительные преобразования в системе дошкольного образования и  стремительный рост количества детей с речевыми нарушениями подталкивает логопедов к поиску, разработке новых бол...

Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников

Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников...

Дистанционные образовательные технологии в ДОО, как средство взаимодействия с семьями воспитанников

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В...