ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
план-конспект занятия (младшая группа)

Царькова Наталья Викторовна

Логопедические игры по лексической теме «Домашние животные» решают целый спектр задач.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизация и обогащение словарного запаса по данной лексической теме;
  • закрепление обобщающего понятия «домашние животные»;
  • формирование умения согласовывать числительные и прилагательные с существительными;
  • закрепления навыков словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие внимания, мышления, памяти и воображения;
  • развитие сосредоточенности и сообразительности;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • умение узнавать предмет по его силуэтному изображению;
  • развитие пространственно-зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и познавательной деятельности;
  • совершенствование навыков работы в коллективе;
  • повышение мотивации, формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Перед проведением занятий целесообразно поговорить с детьми про домашних животных. Спросите их, есть ли у кого-нибудь дома домашние животные, каких вообще они знают и могут назвать.

На начальном этапе можно проводить пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики, а также настраивает детей на занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_domashnie_zhivotnye.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  ПО ТЕМЕ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Словарь по теме «Домашние животные».  

Существительные:    Животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан. Поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.

Глаголы: Ходит, лежит, бегает, спит, сидит, лает, мяукает, кусает, грызет, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапается, жуют, ржут, хрюкают, мычат, блеет.

Прилагательные:  Пушистая,  лохматая,  мягкая,  красивая, добрая, злая, рогатая, густая, домашнее, бодливая, породистая.

Дидактическая игра "Кого нет?"

Цель  - уметь называть домашних животных, а именно самца, самку и их детеныша.

Речевая задача - обучение употреблению существительных в родительном падеже единственного числа.

Материал – картинки или фигурки.       

Ход игры:  "Давай соберем "семью" домашних животных".

Ребенок начинает собирать. "Посмотри, все ли есть? Нет. Кого нет? ". Называет, кого нет.

Например: "Нет быка, нет коня, нет пса".

Дидактическая игра "Накормим животных".

Цель - учить узнавать и называть животных и корм для них.

Речевая задача - учить   использовать   в  речи   простые распространенные предложения;

- обучение употреблению существительных в Творительном падеже  единственного и множественного числа.

Материал - картинки с изображением животных и корма для

I вариант:

Ход игры: «(Имя ребенка), вчера мне позвонила бабушка и попросила прийти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить тебя с собой. Ты согласен? Тогда давай возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давай их накормим. Чем мы их накормим? ". Ребенок дает корм животным и рассказывает. Например: "Корову накормим   сеном,   травой.   Лошадь овсом,   сеном.   Кошку   -   молоком   и рыбой".

Речевая задача        - обучение употреблению существительных в  родительном падеже единственного числа.

II вариант:

Ход игры:   Игрок: "Кого накормим рыбой? - кошку.

Кого накормим сеном? - корову.

Кого  накормим овсом?     -лошадь".

Речевая задача - обучение употреблению существительных в  родительном падеже единственного числа

III вариант:

Ход игры:  Игрок: "Кому дадим рыбу? - рыбу дадим кошке.

Кому дадим кость? - кость дадим собаке".

Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику — листок капусты, а корове — травки

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.

Дидактическая игра "Поймай, скажи".

Цель - знать, как подают голос разные животные.

Речевая задача        - обучение правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного числа, настоящего времени;

- расширение глагольного словаря.

 Материал - мяч.

Ход игры:  мама бросает мяч ребенку, называя при этом животное. Поймав мяч бросает его маме, называя какое-либо действие того животного. Например: "Корова - мычит. Собака - лает. Кошка - мяукает. Свинья -
хрюкает".

2 вариант

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

 Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

 Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.

 На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

 Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

Дидактическая игра «У кого кто есть»

Цель: упражнять в словообразовании, закреплять названия животных, детенышей.

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький мышонок.

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок,

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — кудрявые ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

Дидактическая игра "Кто, где живет".

Цель                - учить   различать домашних животных;

- учить классифицировать домашних животных по месту обитания.

Речевая  задача        - обогащение  словаря  детей  названиями хозяйственных построек;

- употребление       существительных   в предложном     падеже     единственного числа.

Материал - мяч.

Ход игры:        Приходит Незнайка.  Он  не знает,  где  живут домашние животные. Предлагается  детям назвать,    где    живут    домашние    животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен   назвать,   где живет   домашнее животное. 

 "Собака живет в конуре.

Лошадь живет в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свинья живет в свинарнике".

Дидактическая игра «Угадай кто в мешочке?»

Цель: Учить детей последовательно осуществлять обследование объекта при помощи осязания, определять форму. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать и оценивать ее результаты.

Дидактическая игра "Назови действия".

Цель – закрепить знания о том, что могут делать животные.

Речевая задача         - обогащение глагольного словаря;

- обучение правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.

Материал – картинки с изображением домашних животных

Ход игры:        На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание ребенку – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Задание: назвать как можно больше действий.

        Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.

        Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».

Дидактическая игра «Ответь, кто может быть?»

Цель: Учить по признакам делать умозаключения, группировать животных по характеру, развивать наблюдательность, память.

Описание:

Бодливым, рогатым, упрямым, пушистым, гладким, свирепым, неуклюжим, прожорливым?

Маленьким, слабым, беспомощным, робким, беззащитным, ласковым, милым - жеребенок;

Игривым, живым, подвижным, любопытным, сердитым –щенок;

Упрямым, робким, беззащитным, милым, красивым, ласковым, серым– козленок;

Резвым, розовым, толстеньким, веселым, маленьким, забавным– поросенок;

Длинноухим, сереньким, робким, пушистым, беззащитным, пугливым – крольчонок;

Беленьким, робким, трусливым, кудрявым, пушистым, милым– ягненок;

Ласковым, упрямым, резвым, неуклюжим, игривым– теленок;

Пушистым, ласковым, игривым, ловким, шустрым, резвым– котенок.

Дидактическая игра «Исправь Незнайкины ошибки».

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.
Взрослый задает вопросы – дети отвечают «да – нет»
У коровы есть рога? Кошка царапается?
У лошади есть крылья? Свинья дает молоко?
и др.

Дидактическая игра «Подобрать слова- «приятели» (Синонимы).

Цель: учить подбирать определения»

Бык – свирепый, неистовый, суровый, буйный.

Кошка – ласковая, милая, нежная.

Баран – упрямый, неподатливый, настойчивый, непокорный, непослушный, стойкий.

Лошадь – сильная, крепкая, могучая, мощная, здоровая.

Овца – робкая, боязливая, страшливая, пугливая, трусливая.

Собака – преданная, послушная, покорная, исполнительная.

Корова – полезная, благодатная, плодотворная, доходная, прибыльная.

Свинья – толстая, дородная, жирная, пухлая, тучная, откормленная, упитанная, тяжелая, массивная, полновесная.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-презентация "Кого зовет мама?" по теме "Домашние животные и их детеныши"

Цели игры-презентации:•Введение в активный словарь названий домашних животных и их детенышей.•Расширение глагольного словаря за счет слов-действий, обозначающих подачу голоса различных животных.•Совер...

Дидактическое пособие по теме "Домашние и дикие животные"

Цель: закрепить и систематизировать полученные знания о диких и домашних животных, о месте их проживания (Дикие - в лесу, а именно: медведь - в берлоге, белка - в дупле, лиса и ёж - в норе. Домашние ж...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

Дидактические игры по лексической теме "Домашние животные"

Предлагаю подборку дидактических игр по лексической теме "Домашние животные". Игры помогут закрепить и уточнить знания детей по лексике и обогатить словарный запас детей....

Картотека дидактических игр по развитию словаря для младшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»

1. Д/и «Кто как голос подает?»Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.Игровая задача: развивать память и речь детей.Игровой материал: карточки...

Дидактическая игра ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»

Дидактическая играТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитат...