Консультация для педагогов. технология «Интегративный театр» в условиях реализации ФГОС.
консультация

Консультация о сущности и реализации технологии " Интегративный театр" с детьми дошкольного возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_integrativnyy_teatr.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

технология «Интегративный театр» в условиях реализации ФГОС.

В процессе психолого-педагогической работы, проводимой в детском саду, длительное время идет поиск такого универсального и естественного способа взаимодействия взрослого и ребенка, который самым благоприятным образом способствовал бы достижению большей цельности, непротиворечивости в развитии личности, сознания, деятельности маленьких детей. Таким способом взаимодействия может выступать «интегративный театр».

« Интегративный театр» – интегративная здоровьесберегающая психологическая технология, используемая в работе с детьми дошкольного возраста.

Понятие «интеграция» в данном случае означает объединение, восстановление целого и имеет социальный и личностный смысл.

Интеграция как социальный процесс означает расширение индивидуального жизненного опыта, приобщение к общечеловеческому опыту, расширение диапазона доступных ролей и моделей поведения.

Интеграция в личностном психологическом плане означает достижение целостности сознания, включающее процессы осмысления и постижения философских смыслов, стилей взаимоотношений, что вызывает необходимую гамму переживаний, создает особое настроение, которое способствует очищению души, умиротворению, снятию страхов, тревог (терапевтический эффект).

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, эмоциональной сферы и чувств. Основой его полноценного всестороннего развития является эмоциональная насыщенность всех аспектов его жизнедеятельности.

Эмоции у дошкольников – главные регуляторы его деятельности. Интеллект ребенка еще слаб, он не готов обсуждать, он может только играть, играть с тем, что происходит у него внутри, на уровне эмоций и чувств.

Давно используются в практической работе такие методы и техники, которые помогают развитию эмоциональной и двигательной сфер, формированию этических представлений у детей. Это: психогимнастические упражнения и этюды, нравственные беседы и игры-драматизации; музыкально-двигательные и логоритмические занятия; театрализованные мифы и сочинение сказок и др.

Все они помогают решению проблем в социально-личностном, эмоциональном развитии; снимают неадекватные поведенческие проявления, формируют основы нравственных ценностей.

Постепенно пришло понимание того, что все используемые в работе с детьми методы и приемы можно объединить в едином «сценарии», «театральном действии», которое разыгрывается взрослыми совместно с детьми. За основу «сценария» всегда берется знакомая сказка и сказочные герои. Ребенок погружается в сказочное представление, «путешествует» по сказке, не замечая, что его учат, воспитывают, развивают.

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Сказка, представленная в форме интегративного действия, помогает создать психологические условия для полноценного развития каждого ребенка, его личностных особенностей, творческих возможностей. В процессе сказочного действия можно решать и задачи познавательного развития дошкольников.

Важным моментом в интегративном театре является само общение и особый психологический контакт педагогов и детей, позволяющий достичь обоюдной заинтересованности, доверия, эмоционального и интеллектуального сопереживания, сомышления, содействия. В основе механизма подлинного контакта лежит совместная деятельность («театрализованное действо»), психический настрой, эмоциональное сопереживание, которым «заражаются» и взрослые и дети. Внутренним условием возникновения такого контакта является проявление искреннего, подлинного уважения детей и педагогов друг к другу.

Сказочный мир удивительно приспособлен для такого открытого и творческого общения, он увлекает не только детей, но и взрослых. Наши педагоги с большим пониманием и желанием включились в подобную деятельность.

Особенностью нашего театра является то, что дети не учат роли и не тренируют свои исполнительские навыки. Подготовка к игре-сказке для детей заключается в знакомстве с литературным вариантом сказки; обсуждении; осмысления содержания, поведения героев сказки; оценке их поступков, выражении своего отношения к ним. Дети рисуют, лепят, мастерят поделки, готовят элементы декораций к сказке.

Само театральное действо (сценарий, сюжет, сказочные действия) являются результатом долгой работы многих педагогов, результатом приложения их сил, любви, доброты, ума и таланта. Продумывается все: слово, движение, поворот события так, чтобы заинтересовать, заинтриговать, задействовать всех детей в играх, упражнениях, танцах, превращениях- импровизациях. Все, что выполняют дети обязательно отмечается как удачное, успешное, наилучшее, независимо от того, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

В сказочных играх может использоваться много разнообразных приемов, техник, упражнений, освоенных ранее.

Сказочные представления не носят директивного характера, проводятся с группой детей в целом, всегда таят элемент творчества, дают возможность самостоятельно творить. Каждый ребенок воспринимает сказку и действует в ней по-своему, берет из нее то, что актуально для него, созвучно его проблемам и потребностям. Сама по себе сказка является мощным средством эмоционального воздействия на ребенка , который несет в себе эффект воспитания, развития. Проигрывание сказки имеет дополнительные достоинства и преимущества.

Основные функции сказки:

  • расширяет индивидуальный жизненный опыт, приобщая к общечеловеческому опыту;
  • выявляет и развивает творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
  • вызывает необходимую гамму переживаний, добрые и сердечные чувства,
  • создает особое настроение, которое способствует очищению души, умиротворению, снятию страхов;
  • формирует художественную, экологическую, этническую валеологическую и нравственную культуру, учит любви и добру;
  • объединяет взрослого и ребенка, помогает понять друг друга, являясь посредником между внутренним миром взрослого и миром и душами воспитанников;
  • включает процессы осмысления, самоактуализации через постижение философских смыслов, стилей взаимоотношений, моделей поведения на бессознательно-символическом уровне.

Особенности сказки как механизма интеграции проявляются:

-в созвучности внутреннего мира ребенка такому же универсальному внутреннему миру сказки, где все целостно,

объемно нераздельно: прошлое, настоящее и будущее, мир небесный, земной и подземный, микромир и макромир, живая и неживая природа и человеческое общество;

-сказка предоставляет каждому выбрать тот смысл, опыт, идею, значение, которые наиболее созвучны мироощущению и состоянию на данный момент, не навязывая образцов и стандартов и воздействуя на сознание мягко и незаметно.

Особенности интегративного театра как здоровъесберегающей

технологии:

  • не носит директивно-воспитательного характера;
  • объединяет многие естественные механизмы интеграции (игру, активное движение, драматизацию сказочных сюжетов, рисование), усиливая их воздействие на процесс активизации ресурсов и потенциала развития личности;
  • позволяет использовать разнообразные образовательные и коррекционно-развивающие приемы, упражнения: логоритмика, психогимнастика, релаксация, аутотренинг и др.;
  • объединяет коллектив педагогов единомышленников в творческое сообщество;
  • способствует личностному росту детей и взрослых.

Особенности организации театральной постановки.

Работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя: выбор сказки, написание сценария, изготовления декораций и костюмов, освоение детьми необходимых навыков и умений. Основной этап состоит из самого сказочного действия (около 30 минут). Заключительный этап включает продуктивную деятельность, беседы, проявление эмоций и т.п. как в самостоятельной , так и в совместной со взрослым деятельности.

Интегративный театр отличает простота в изготовлении декораций и костюмов, отсутствие жесткой подвязки к сюжету, т.е. возможность изменения его в ходе самой сказки, отсутствие зрителей.

***********

Подготовила воспитатель МДОУ д/с №37

Щеглова Г.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии в образовании в условиях реализации ФГОС

Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности ребёнка. В данный период активно протекает психическое и интеллектуальное развити...

Партнёрская деятельность педагога с воспитанниками как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Оорганизации партнёрской деятельности взрослого с детьми , проявление партнёрской позиции воспитателя на разных этапах деятельности....

Проектная деятельность, как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях реализации ФГОС ДО (выступление на РМО воспитателей)

Уход от учебной деятельности ( занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми....

Использование технологий арт-терапии в условиях реализации ФГОС

Существует много публикаций, посвященных использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира.  Самый высокий уровень профессионализма в США и Великобритании. Арт-терапевтиче...