Взаимосвязь между психическим и физическим.
статья по физкультуре по теме

Ирина Владимировна Горская

 

Вся деятельность ребенка в процессе физического воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности. Овладение элементарными двигательными навыками и в конечном счете сложными спортивными определяется образованием новой системы деятельности коры больших полушарий. Учение И.П.Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс обучения детей и использовать наиболее целесообразные и эффективные методы руководства.

Об индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Учеными,  исследующими закономерности развития и воспитания детей, установлено, что ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками и особенностями нервной системы. Однако, являясь лишь органическими предпосылками психического развития ребенка, они не определяют характер и уровень этого развития. Установлено также, что каждый ребенок имеет огромные потенциальные  психофизиологические возможности, составляющие надежную основу для его нервно-психического развития.(А.В.Запорожец)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vzaimosvyaz_mezhdu_fizo_i_psi.doc701 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                           ВЗАИМОСВЯЗЬ  МЕЖДУ

                ПСИХИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ.

Вся деятельность ребенка в процессе физического воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности. Овладение элементарными двигательными навыками и в конечном счете сложными спортивными определяется образованием новой системы деятельности коры больших полушарий. Учение И.П.Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс обучения детей и использовать наиболее целесообразные и эффективные методы руководства.

Об индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Учеными,  исследующими закономерности развития и воспитания детей, установлено, что ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками и особенностями нервной системы. Однако, являясь лишь органическими предпосылками психического развития ребенка, они не определяют характер и уровень этого развития. Установлено также, что каждый ребенок имеет огромные потенциальные  психофизиологические возможности, составляющие надежную основу для его нервно-психического развития.(А.В.Запорожец) «1»

Учитывая врожденные особенности нервной системы ребенка и ведущую роль внешних воздействий на ее формирование, важно обеспечить правильную организацию режима и его неуклонное выполнение(полноценный сон, дозировка занятий, активная двигательная деятельность, установленное время пребывания на воздухе).Особое значение имеет эмоционально-положительная обстановка.»3»

Н.П. Красногорский писал: «Важно для воспитателя и учителя установить типы высшей нервной деятельности своих воспитанников; зная типовые особенности, они могут умело направлять развитие высшей нервной деятельности по определенным путям и оказывать действенную помощь своим советом». В процессе физического воспитания учитываются типологические особенности детей в целях осуществления индивидуального подхода, обеспечения оптимальных условий режима, закаливания, активной двигательной деятельности, эмоционально-положительного состояния ребенка.»2»

Как известно индивидуальные особенности нервной системы у детей различны. Одни отличаются уравновешенностью в поведении и деятельности; другие повышенно возбудимы, неуравновешенны, с трудом справляются со своими эмоциями; наблюдаются дети имеющие пониженную реакцию, неуверенные в себе. Последним, требуется иногда дополнительные усилия и большая организованность, чтобы довести дело до конца

Определение особенностей нервной системы ребенка в целях отбора методов индивидуального руководства требует получения от матери подробных сведений, раскрывающих жизнь ребенка со дня  его рождения (состояние здоровья, перенесенные болезни, время начала ходьбы, развития речи), необходимо также знать условия семейной обстановки,  перенесенные травмы, интересы ребенка, его привязанности, любимые занятия и т. д. Очень важны собственные наблюдения воспитателя в процессе повседневной жизни данной возрастной группы «3»

Анализ всего материала позволит воспитателю сделать необходимые выводы и наметить пути воспитательного влияния, содействующие поддержанию эмоционально-положительного состояния психики ребенка, развитию разнообразной активной деятельности, появлению интересов и склонностей.

Одним из важнейших условий в процессе воспитания детей, обучения, становления личности маленького человека является знание особенностей его темперамента.

Темперамент, по утверждению современных психологов, - это «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности». Впервые о темпераменте и делении людей по типу темперамента сказал еще в  5 веке до н.э. Гиппократ. Затем этого вопроса касались многие ученые: врачи, философы, психологи. Пожалуй, самое  научно обоснованное объяснение мы находим у И.П.Павлова. Рассматривая свойства нервной системы, он соотнес их с определениями Гиппократа и выделил четыре типа темперамента людей:

Холерический -  сильный, но неуравновешенный.

Сангвинический - сильный, уравновешенный, живой ( с большой подвижностью нервных процессов).

Флегматический – сильный, уравновешенный, спокойный, инертный(с малой подвижностью нервных процессов).

Меланхолический - слабый, пессимистический (для этого типа характерно быстрое  истощение нервной системы, приводящее к потере работоспособности). «1»

Американские специалисты в 50-е годы 20 века доказали, что нервные проявления темперамента отчетливо наблюдаются уже в младенчестве и проявляются в последующем. По сути, наиболее характерные черты того или иного темперамента остаются с человеком на всю жизнь, несмотря на воспитание, образ жизни, социальную принадлежность, но именно наиболее характерные, остальные же довольно решительно корректирует жизнь. Не так давно ученые установили, что шесть главных различий в поведении новорожденных детей- диапазон реакции на различные стимулы, степень обще5й активности, возбудимость, беспокойство во время сна, привыкание ко всему новому, стремление вырваться из рук обусловлены темпераментом.

 ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Зная некоторые особенности темперамента ребенка, родители уже с первых дней воспитания малыша могли избежать многих ошибок. Каждый из четырех типов темперамента требует к себе определенного подхода. И если родители учитывая учитывают эти особенности, ребенок растет и развивается лучше, быстрее, он идет по пути, дарованному ему природой, а не наперекор.

Ребенок может быть гиперактивным, обладая любым темпераментом.  Но всегда надо обязательно выяснить, что от темперамента,  а что от гиперактивности. Иногда поведение холериков вешнее очень напоминает гиперактивность, но это только на первый взгляд, поэтому необходимо всесторонне оценить поведение ребенка.

Немецкие   психологи            основным определениям темперамента ввел дополнительную градацию: интроверт, экстраверт, эмоционально стабильный и эмоционально нестабильный.

Интраверт- человек, более погруженный в себя, он в меньшей степени зависит от внешних обстоятельств. Ребенок-интраверт довольно долго может находиться в одиночестве: ему есть чем себя занять. Он любит играть один, делать все самостоятельно, редко скучает, умеет думать, наблюдать. Свои обиды и радости обычно тоже переживает в одиночку. Более того, когда такому независимому маленькому человеку приходиться долго контактировать со своими сверстниками или незнакомыми людьми, он начинает уставать и инстинктивно ищет «тихий уголок».

У детей –экстравертов как бы все наоборот. Они жаждут общения, любят бывать среди людей, независимо от того, взрослые это или их ровесники, много говорят, не скрывают своих чувств и мыслей. Как правило, то, что говорит экстраверт,- не пустой вздор, а мысли вслух. Они любят, когда окружающие реагируют на их слова и действия, особенно, естественно, если хвалят. Легко знакомятся, быстро и активно начинают дружить.

Эмоционально-стабильные люди - уравновешенные, сдержанные, спокойные.

Эмоционально-нестабидьные, соответственно, наоборот. В основном это холерики, имеющие чувствительную, ранимую душу. Они обидчивы, раздражительны, а порой агрессивны.

Темперамент каждого человека требует понимания и уважения со стороны окружающих. Один более оживлен и контактен, другой часто грустит и задумывается, третий постоянно тревожится по пустякам. Что делать? Так природа захотела. Хотя в чистом виде ни один темперамент не существует, но определенные черты , тем не менее доминируют.

И психологические особенности ребенка требуют исключительного внимания со стороны родителей.

Меланхоликам нужно мягкое обращение, ни какой резкости, грубости. В семье обязательно должен быть близкий человек, Которому малыш мог бы доверять свои тайны, постоянно рассказывать о своих проблемах и переживаниях. Взрослым следует контролировать и собственные свои эмоции, чтобы накал страстей не обрушился на ребенка и не вывел его надолго из строя. Кроме того нужно следить за тем, чтобы у ребенка не было эмоциональной перегрузки, то есть по возможности сократить время проведения у телевизора и у компьютера

. И телевизионные передачи далеко не все уместны. Любые «страшилки», пусть даже детские мультики, в данном случае исключаются. Лучше заменить их совместными прогулками  или прочитать хорошую книгу. Ребенок-меланхолик может без причины (как часто кажется родителям) загрустить и поплакать. Ничего он имеет на это право и должен об этом знать. Но все-таки затягивать надолго такое состояние не следует. Меланхолики очень привязаны к животным, которых можно погладить и приласкать. В физическом воспитании хорошо обращать внимание на красоту, пластику, ритмичность движений, упражнения они с большим удовольствием выполняют под музыку.

«Не навреди». Это девиз для воспитания меланхолика. Его плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию- и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость, На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонации.

Сангвиники - это постоянные фантазеры. И фантазии, безусловно, должны контролироваться взрослыми. С детьми-сангвиниками следует играть в веселые подвижные игры, ходить почаще в кино, на детскую площадку, Такой ребенок быстро переключает свое внимание, ему нравится то одно, то другое, поэтому в доме должно быть много разноплановых игр, много цветных книжек.

«Доверяй, но проверяй». Основа подхода к маленькому сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность- минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность.

 Холерики - активны,  беспокойны. Они любят подвижные игры, и это для них чрезвычайно  полезно. Водите их в бассейн, на занятия акробатикой или танцами. Дети- холерики  часто бывают несдержанны, но в присутствии посторонних лучше не делать им замечаний.»Разобрать неправильное поведение» лучше дома, наедине.

«Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность подвижность, целеустремленность_ нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность, Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и разложит его изнутри.

Флегматики - спокойные, контролируемые - наоборот, нуждаются в притоке свежих мыслей и фантазий. Стройте с ними дома, придумывайте наряды для кукол, рисуйте, лепите. На занятиях физкультурой  таким детям лучше дать возможность постепенно войти в ход занятия  « дать время на раскачку».

«Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность - и, конечно минусы: медлительность, безразличие ,»толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

Теперь, что касается интровертов, экстравертов,и эмоционально нестабильных детей.

 Как уже было сказано, там где ребенок-интроверт утомлен (шумная незнакомая обстановка), экстраверт, напротив, резв и активен. Поэтому, психологи советуют родителям ребенка-интроверта не перегружать его контактами, давать  ему по больше возможности посидеть одному, самостоятельно выбрать род занятий и даже уголок , где ребенок проводит время , пусть организовывает свое пространство с минимальной помощью взрослого. На занятиях  физической культурой  детям- интровертам хорошо предоставить  право самостоятельной работы над упражнением под  незаметным контролем воспитателя. Также не следует торопить ребенка- интроверта немедленно выполнить упражнение, к этому его следует подвести постепенно.

Как видно из приведенной схемы , что интроверты- это меланхолики и флегматики. Экстраверты – холерики и сангвиники.  Они ждут активного участия взрослых в из жизни, потому чаще разговаривайте с ними, обсуждайте с ними каждую проблему, даже пустяковую - ребенку она не кажется таковой. Он ждет похвалы, ждет реакции родителей. Иногда это очень утомительно, особенно в период, когда начинается постоянные «почему».

Еще большего терпения требуют дети эмоционально нестабильные- холерики. Ребенок сам по себе быстро возбуждается, эмоции у него бьют через край, он может легко расплакаться, разозлиться, а если еще родители или  воспитатели начнут соответственно реагировать, то здесь недолго и до скандала, после которого успокоить малыша будет чрезвычайно трудно. Психологи рекомендуют относиться  к подобному поведению разумно, твердо и терпеливо, Необходимо переключить внимание ребенка на что- либо отвлекающее, дать ему интересное задание, либо попросить его оказать вам помощь в подготовке в эстафете и т.д.

 Из спортивной статистики известно, что спортсмены эмоционально возбудимые, со слабой нервной системой (меланхолики) имели низкий уровень притязаний, в условиях стресса даже при тренировках испытывали определенные трудности в принятии самостоятельных решений. Они постоянно обращались за помощью и советом к тренеру, товарищам по команде. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники), отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В аналогичных стрессовых ситуациях  решения принимали самостоятельно и добивались высоких результатов.    «4»    

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений» М. АПН РСФСР 1960.

2. Красногорский Н.И.»Высшая нервная деятельность ребенка» М. Медгиз 1958.

3. 12. ЛатохинаЛ.И. «Творим здоровье души и тела» СПб ИК. Комплект 1997.

4.Батаршев А.В. «Темперамент и свойства высшей нервной системы». М. Творческий центр,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного ...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развит...

Выступление на педагогическом совете "Взаимосвязь психического и физического здоровья"

Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей, использование физминуток на занятиях...

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"....