Гармонизация детско - родительских отношений средствами физической культуры.
статья по физкультуре (младшая группа) по теме

Шляховая Виктория Васильевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это - первый коллектив ребёнка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности.

Однако в современных условиях происходит осложнение семейного воспитания: из-за обострения социально-экономических трудностей. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься, пока он мал. Существуют серьезные проблемы во взаимоотношении родителей с детьми. Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых.

Из наблюдений за родителями наших воспитанников мы видим, что они не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми физическими упражнениями. Трудности обусловлены следующими причинами:

  1. незнанием возрастных особенностей детей;
  2. неумением учитывать индивидуальные особенности;
  3. неправильно выбранным стилем общения с ребенком;
  4. недостаточным владением двигательными умениями;
  5. неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

У многих родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми, для них (особенно для пап) прикосновение к ребенку - это глупости, «сюсюканье», «телячьи нежности». В каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).

Для более глубокого изучения особенностей детско-родительских эмоциональных отношений и характера двигательно-игровой деятельности я провела анкетирование родителей, для определения степени осознания родителями значимости положительного эмоционально-тактильного контакта для психофизического личностного развития детей, чтобы выявить, имеет ли место тактильный контакт во взаимодействии родителей с ребенком, как часто, в каких ситуациях он проявляется, его характер, наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях и формы их проявлений.

Исходя из результатов анкетирования, я выявила ряд проблем:

  1. родители практически не осознают важности влияния положительных детско -родительских отношений на процесс развития ребенка.
  2. родители часто излишне требовательны к своему ребенку или чрезмерно его опекают.
  3. нередко выстраивают свое отношение к нему в зависимости от внешности, способностей и достоинств.
  4. во многих семьях наблюдается дефицит общения родителей с детьми.

Таким образом, 60% детей испытывают дефицит родительской любви и внимания. Актуальными, на мой взгляд, представляются совместные физкультурные занятия родителей с детьми. Эти занятия позволят, повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

В связи с этим я решила сформировать гармоничные детско-родительские отношения средствами физической культуры.

Целью таких занятий является гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры.

Моя задача - помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности, способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка, развитию и совершенствованию двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности участников занятий, формировать умение эмоционально выражать себя в движении.

Перед тем, как проводить совместные физкультурные занятия, информационно  - психологическая подготовка педагогов проходила в разных формах: консультации, беседы, практикумы, тренинги. Совместно с педагогом-психологом был организован круглый стол с  воспитателями, на котором шел разговор о современных взглядах на проблему психического и физического развития ребенка, обсуждали роль прикосновений как психофизиологический феномен человеческой культуры. Семинар-практикум решал задачу: повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей по вопросу общения и взаимодействия взрослых и детей. Провела консультации для воспитателей: «Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры», «Навыки эффективного общения с родителями». Тренинг помог воспитателям через моделирование педагогических ситуаций поупражняться во взаимодействии взрослого и ребенка на основе телесного контакта. Я рекомендовала воспитателям подобрать игры и упражнения на умение взаимодействовать в паре: взрослый - ребёнок и использовать их в совместной деятельности с детьми.

Работа с родителями предполагает несколько этапов.

1 этап. Знакомство с родителями.

  1. Знакомство с интересами и традициями семьи, трудностями в воспитании

        здорового ребенка.

2 этап. Установление с родителями доверительных отношений.

  1. Провела беседу с родителями  «Укрепление здоровья ребенка через

                 совместные занятия физкультурой».

  1. С целью ознакомления родителей с содержанием и особенностями совместного физкультурного занятия, я провела показ физкультурного занятия с воспитателями. Оно вызвало у родителей активный интерес.
  2. Провела анкетирование, в ходе которого выяснилось, что родители согласны

                участвовать в совместных занятиях.

  1. Познакомила родителей со спортивным залом, физкультурным

                оборудованием.

3 этап. Практическая подготовка взрослых.

  1. Провела ряд предварительных занятий с родителями. Содержанием этих занятий были разнообразные упражнения обще развивающего характера, основные виды движений. Выполнение и «проживание» взрослыми различных физических упражнений обогатили их двигательный опыт, сняли мышечную зажатость, чувство страха, неуверенности. Особое место в подготовке взрослых отводилось вопросу обеспечения безопасности, страховки и помощи ребенку.

3 этап. Работа с родителями и детьми на совместных физкультурных занятиях.

Традиционно перед каждым занятием родителям сообщаю правила для участников:

 1. На протяжении всего занятия выступать в разных ролях: партнер, помощник и

        тренер.

2. Контролировать поведение своего ребенка, но без угроз и сравнения с другими

        детьми.

3. Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его способностей,

достоинств и недостатков.

4. Быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

5. Не допускать критических высказываний в адрес других участников.

В основу содержания физкультурных занятий легли физические упражнения и игры, которые:

  1. Доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;
  2. разнообразны по своему физическому воздействию;
  3. направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей;
  4. решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Были определены психолого-педагогические требования к проведению совместных физкультурных занятий:

  1. «ритуальность» (то есть наличие обязательных действий, как бы «обрамляющих» занятие: встреча-приветствие партнеров в начале занятия и в конце  доверительная беседа партнеров, обмен впечатлениями и добрыми пожеланиями);
  2. максимальная, эмоциональная включенность взрослого;
  3. искренность и открытость в выражениях чувств и эмоций;
  4. активность в осуществлении тактильного контакта взрослого и ребенка;
  5. обеспечение атмосферы доверия, партнерства, сотрудничества, взаимопомощи.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-подготовительной, основной, заключительной.

Основная цель. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям - установить эмоциональный контакт с детьми. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

Вводно-подготовительная часть

Цель. Настроить взрослых и детей на предстоящую совместную двигательно  игровую деятельность, способствовать профилактике плоскостопия у детей и подготовить их к физической нагрузке.

Содержание. Мотивация, разные виды приветствия, хорошо известные детям игровые упражнения, разные виды ходьбы, прыжков, бег в детско-родительской паре.

Основная часть

Цель. Формировать умение выполнять физические упражнения в детско  родительской паре.

Содержание. Общеразвивающие упражнения и основные движения, музыкально  подвижные игры.

Заключительная часть

Цель. Восстановить дыхание, раскрепостить как взрослых, так и детей. Содержание. Игровые упражнения, массаж, релаксация, спокойные игры, доверительная беседа.

Я продумываю каждое занятие так, чтобы оно было интересным и увлекательным, для этого использую сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий.

Первое занятие я провела в традиционной форме с воспитателями для родителей, чтобы сформировать представление у родителей о «гимнастике вдвоем». В основе сюжетных занятий («Поездка в Простоквашино», «Цирк», «По сказке «Колобок» и др.) лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации («Осень в гости к нам пришла!», «Зимнее путешествие», «Буду сильным я, как папа!»).

В содержание игрового занятия «В гости к Зимушке-зиме!» я включила интересные подвижные игры.

Эффективность занятия зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера. Продумывая способы организации детей и взрослых на занятиях, я старалась выбрать из них наиболее эффективный для выполнения тех или иных основных движений (фронтальный, групповой или поточный).

На каждом занятии родители, следят за качеством выполнения тех или иных упражнений детьми. Например, задание - ходьба на носках, руки вверх, родители идут сзади ребенка и как бы тянут его вверх, решая при этом две задачи и укрепление осанки, и профилактику плоскостопия. Это дает родителям возможность формировать практические умения в области физического воспитания ребенка. Так же в занятие включаю ходьбу по массажным дорожкам здоровья. Все эти задания, как дети, так и родители выполняют с большим удовольствием. Занятия детей совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. Хорошо прослеживается осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей через взаимодействия родителя, знающего особенности своего ребенка. Родители активно способствуют развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулируют их речь.

В ходе всего-занятия родители и дети касаются друг друга. Их встреча начинается с объятий, прикосновений, они шепчут друг другу ласковые слова. Все упражнения и задания построены так, чтобы родители и дети всегда были в тесном контакте. В подвижных играх и игровых упражнениях, особенно активизируется эмоционально  тактильная чувствительность. Мы играем в такие игры как: «Ехали, ехали, ехали с орехами..», «Мама - папа, жаба-цап!», « Мама дома? Гармонь готова? Можно поиграть» и т.д. Это те игры, которые взрослые знают, но почти никто не играет в них со своими детьми. Включив эти игры в свои занятия, я увидела огромное чувство радости и восторга как у детей так и у взрослых. Такие же положительные эмоции вызывают подвижные игры: «Кот и мыши», « У медведя во бору», «Карусели», «Надувайся пузырь», «Птички в гнездышках» и др. На каждом занятии в разминке и во время общеразвивающих упражнений, и при выполнении основных видов движений ребенок со взрослым работает в паре. Постоянное наблюдение родителей за своим ребенком позволяют предоставлять детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, умению быстро и четко их выполнять. Я старалась придумывать новые движения, они особенно доставляли большое удовольствие детям. В связи с тесной взаимозависимостью физического и умственного развития ребенка активизация двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития. Для меня это очень важно и значимо. И эту значимость стараюсь донести до родителей моих воспитанников.

Осуществление родителями страховки позволяет детям чувствовать себя защищенным, уверенным в себе, развивает умение преодолевать страх. Так же ребенок, как бы страхует взрослого, идет взаимное доверие друг другу, что вызывает восторг ребенка. На каждом занятии, я уделяю время для общения детей с родителями. При встрече они говорят друг другу, как скучали в течение дня друг без друга, в ходе занятия родители постоянно подбадривают своих детей, хвалят их, и обязательно в конце занятия родители и дети садятся удобно, обнявшись, и делятся своими впечатлениями от совместной игровой двигательной деятельности.

Таким образом, проводя совместные физкультурные занятия, в сотрудничестве воспитателями, улучшились детско-родительские отношения.

Подводя итоги своей работы, хочется отметить:

  1. беседуя с родителями после новогодних каникул, я выяснила, что они стали уделять больше внимания физическому воспитанию ребенка. Семьи стали выезжать на природу, кататься на лыжах. Папа сделали дома физкультурные уголки. Мамы сделали массажные дорожки. По утрам делают утреннюю гимнастику;
  2. некоторые семьи обливаются холодной водой;
  3. дети стали реже болеть, стали очень внимательными, общительными, ласковыми. Родители стали терпимее относиться к шумным, подвижным играм детей дома. Всё это, несомненно, очень сближает родителей и детей;
  4. на каждом занятии прослеживается телесный контакт, тесное общение, радостные встречи взрослых и детей, радостные впечатления и эмоции, всё то чего не хватает детям в повседневном общении дома. И родители, забывают о своей усталости;
  5. дети, стали ощущать свою значимость, защищенность, любовь, со стороны взрослых, все то, что способствует внутреннему, душевному комфорту.
  6. организация совместных физкультурных занятий родителей и детей дает мне возможность оказывать квалифицированную помощь родителям по формированию физического и психического здоровья детей в семье. Подобные занятия способствуют повышению физкультурной грамотности родителей.
  7. следует отметить и еще один положительный результат таких занятий: родители, как правило, становятся искренними союзниками и активными помощниками дошкольного учреждения.
  8. в ходе моих занятий, я вовлекаю родителей в образовательный процесс детского сада. Своей готовностью помочь им совместно укреплять здоровье ребенка, вызываю родителей на доверительное общение.
  9. от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все

субъекты педагогического процесса. Прежде всего, дети, так как они учатся с

        уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам.

Продолжая работу по сближению родителей и детей, планирую вовлечь большее количество семей через введение других форм работы, таких как

  1. Семейный досуг;
  2. Туристический поход;
  3. Спортивный праздник.

Я предлагаю несколько конспектов совместных физкультурных занятий детей и взрослых.

«Вместе весело играть»

Конспект совместного физкультурного занятия  

для детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности.

2. Помочь установить эмоционально-тактильный доверительный контакт друг с другом.

3. Закреплять навыки в ходьбе, беге, прыжках, равновесии.

4. Упражнять в ходьбе по скамейке, подтягивании, по скамейке.

5. Развивать ловкость, силу, смелость, координацию движений.

Оборудование: гимнастические скамейки, гимнастические маты, ленточки по количеству детей.

Ход занятия

Вводная часть

Инструктор: ребята давайте поиграем вместе с вашими мамами.

Игра «Гнездышки и птички»

Инструктор: мы с вами сейчас пойдем в лес.

1. Ходьба партнеров по залу держась за руки.

Инструктор: в лесу есть высокие деревья.

2. Ходьба на носках, руки вверх (родитель держит ребенка за руки)

Инструктор: в лесу есть широкие кусты.

3. Ходьба на пятках, руки в стороны (родитель держит ребенка за руки)

Инструктор: а вот и зайчики прыгают через бревнышки.

4. Прыжки через ноги родителя (родитель держит за руку ребенка)

Инструктор: а вот и птички полетели.

5. Бег по кругу друг за другом.

Инструктор: покружились (родитель по сигналу подхватывает ребенка и кружит)

Инструктор: птички полетели в разные стороны.

6. Бег врассыпную.

Инструктор: нашли свою парочку (по сигналу родитель и ребенок бегут друг к другу, родитель кружит ребенка иначе)

Инструктор: а вот и тропинка, идем по ней.

7. Ходьба парами.

Инструктор: ой кто это, да это ежики поползли (родители расставляют широко ноги (делают «воротца») дети проползают между ног всех взрослых)

Основная часть

О.Р.У.

1. «Сильные руки»

2. «Поднимись на горку»

3. «Обезьянка»

4. «Качели»

5. «Веселые мячики»

О.В.Д.

1. Ходьба по скамейке.

2. «Бревнышки»

3. Подтягивание на скамейке»

Подвижная игра «Кошки мышки с хвостиком»

Заключительная часть

Спокойная игра. Прощание. Доверительная беседа.

«Осень в гости к нам пришла»

Конспект совместного сюжетного физкультурного занятия

 для детей младшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Создать в спортивном зале комфортную эмоционально - психологическую атмосферу для родителей и детей.

2. Учить ориентироваться в зале, реагировать на сигнал.

3. Упражнять в ходьбе, прыжках, беге врассыпную.

4. Активизировать внимание, сосредоточенность на совместном действии.

5. Развивать воображение, фантазию.

6. Формировать доверительные отношения.

7. Закрепить знания об осени.

Оборудование: плоскостные листья, грибы, мишени с изображением яблок и груш, модули для перешагивания, муляжи овощей и фруктов, мячи для метания, обручи, ведра, зонтик.

Ход занятия

Вводная часть

Инструктор: здравствуйте, какое время года сейчас? Правильно, посмотрите какой красивый листопад (на полу лежат листья).

Что такое Осень?

Яблоки, грибы, ягоды, морковка,

Да еще дожди.

А еще деревья золотом горят

Осень их одела в золотой наряд

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Инструктор: давайте погуляем по осеннему парку, сначала пойдем между листочками

- Ходьба парами врассыпную между листьями.

Инструктор: а теперь будем перешагивать листочки

- Ходьба парами врассыпную, перешагивая листья.

Инструктор: а сейчас давайте будем перепрыгивать через листочки

- Ходьба парами врассыпную, перепрыгивая листья.

Инструктор: ой дождик пошел, побежали на носочках между листочками,

- Бег парами врассыпную между листьями.

Основная часть

Инструктор: к нам кто-то в гости спешит.

Входит осень

Осень: А вот и я.

Привет осенний, вам друзья!

Не виделись мы целый год

За летом снова мой черед

Вы рады встретиться со мной?

Какие красивые листочки, давайте с ними потанцуем

О.Р.У.

Танцевально – пластический этюд «Вальс осенних листьев»

Осень: очень красиво вы танцевали, молодцы, давайте соберем листочки сделаем букет из осенних листочков.

О.В.Д.

Осень: сейчас мы в игры поиграем и урожай весь соберем

Игровые упражнения:

1. «Собери овощи и фрукты»

Осень: посмотрите, какие спелые яблоки и груши висят на деревьях, давайте попробуем их сбить

2. «Попади в цель»

Осень: а на болоте клюква краснеет

3. «Сбор клюквы»

Осень: после дождика появились лужи

4. «Перешагни через лужи»

Осень:

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем

Если дождик сильный

Зонтики возьмем

Подвижная игра «Солнышко и дождик»»

Заключительная часть

Осень: ветер подул, и все листочки разлетелись

Игровое упражнение «Подуй на листочек»

Осень:

Спокойная ходьба. Доверительная беседа

«Буду сильным я, как папа!»

Конспект совместного физкультурного занятия

для детей младшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Способствовать созданию атмосферы радости и веселья, доверительности и защищенности.

2. Расширять у детей двигательный опыт,

3. Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость, смелость.

4. Содействовать эмоциональному сближению папы с ребенком.

Оборудование: резинка, гимнастические, скамейки, гимнастическая лестница, тоннели, мячи, кегли.

Ход занятия

Вводная часть.

Инструктор: здравствуйте, дорогие папы, здравствуйте ребята, я очень рада, что вы нашли время и пришли позаниматься со своими детьми.

Инструктор: мы поздравляем с наступающим праздником мужчин – с Днем защитника Отечества.

Инструктор: ребята бегите к своим папам и мы начнем наше занятие. (дети подбегают к своим папам, папы подбрасывают детей вверх и прижимают к себе)

Инструктор: ребята берите папу за руку и покажите папам наш зал, погуляйте врассыпную по залу.

1. Ходьба парами врассыпную

Инструктор: становитесь папам на ноги и идите вместе.

2. Ходьба «парные ножки»

Инструктор: а сейчас папы превращаются в лошадок, а ребята в наездников.

3. Бег «лошадки»

Инструктор: а сейчас прыгаем через резинку.

4. Прыжки через резинку

Основная часть

О.Р.У. (дети в паре с папой выполняют данные упражнения)

1. Поднимите плечики.

2. Силачи – боксеры.

3. Пролезь под папой.

4. Самолеты.

5. Качели.

6. Прыгаем высоко.

О.В.Д.

1. Ползание на средних четвереньках по скамейке со страховкой папы.  Подтягивание папы на животе по скамейке с помощью ребенка.

2. Лазание по гимнастической лестнице «Доберись до колокольчика»

(сначала дети, затем папы)

3. Бег на скорость «Кто быстрее до папы»

(папы стоят с одной стороны, дети на противоположной)

Эстафета «Тоннель» (дети на четвереньках ползут в тоннеле, папы встречают детей у тоннеля)

Боулинг (папы прокатывают мяч, сбивая кеглю, дети ловят мяч и ставят кеглю на место, затем сами прокатывают мяч, сбивая, кеглю)

Заключительная часть

Прощание, вручение подарков. Доверительная беседа папы с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Гармонизация детско-родительских отношений средствами музыкальной культуры"

Консультация для родителей.В статье рассказывается о том, как средсвами музыки помочь родителям научиться понимать внутренний мир своих детей,сделать отношения с ребёнком более доверительными, эмоцион...

"Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры"

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром....

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ

В статье рассматривается гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры в ДОУ....

Гармонизация детско-родительских отношений средством народных праздников в педагогическом процессе ДОУ

Теперь у нас в детском саду традиция, ежегодно отмечать праздник «Сабантуй» вместе с семьями воспитанников....

Гармонизация детско - родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы

 Секрета в том, что  детско-родительски отношения не всегда складываются гармонично, нет. Родители сетуют на непослушание ребенка, на то, как с ним трудно и какой он несносный....


 

Комментарии

На своём опыте знаю, что очень трудно завлечь родителей для участие в занятии. Здесь видно большую работу педагога. Спасибо за статью.