Детская "игровая дидактика"
методическая разработка по физкультуре по теме
Методическая разработка адресована педагогам,воспитателям и родителям."Игровая дидактика",как средство физического и психического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_igrovaya_didaktika.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская «игровая дидактика»
В процессе воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении формирование у ребенка потребности в физическом са мосовершенствовании происходит при помощи игры.
Игра — один из удивительных феноменов развития цивилизации. Игровые позы, жесты, мимика, ритуалы, церемониальные действия присутствуют в жизни и животных, и человека. Игра представляет собой особого рода «энергоинформационную» систему взаимодейст вия человека с окружающей средой и другими людьми, в которой развиваются все необходимые человеческие качества. В игре фор мируются основные социальные умения ребенка: умение общаться, обучаться, осваивать новые социальные роли и формировать свой индивидуальный социальный имидж.
Вместе с тем игра — прекрасное средство развития. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Повторяя многообразные элементы игры, ребенок начинает «чувствовать» свое движение, «видеть» свои размеры, ощущать себя ловким, подвижным, учится ориентироваться в пространстве.
И все же одна из главных функций игровой деятельности — самосо вершенствование человека, реализация его стремления «стать лучше». В игре формируется его самооценка и приобретаются «навыки успеха». Многообразие игр позволяет ребенку реализовывать свой потенциал сил, ловкости, умения побеждать, оценивать свои умственные и физи ческие возможности, совершенствовать личностные качества.
Подчеркивая образовательную сущность представленной далее системы игровых «школ», можно назвать последние спортивной «иг ровой дидактикой». В основном «игровая дидактика» как методичес кая разработка в большей мере адресована педагогам, воспитателям, родителям, не имеющим специального физкультурно-спортивного образования. «Игровая дидактика» не только решает задачу физи ческого и психического развития ребенка, но и позволяет создавать особую среду доверия, понимания и непосредственности в отноше ниях со взрослыми и детьми, что и характеризует личностно ориен тированную направленность образовательной деятельности.
«Игровая дидактика» включает:
физические упражнения;
игры для формирования навыков движения и развития двигатель ных способностей.
Все упражнения и игры объединены в большие содержательные блоки, условно называемые «школы». Постепенно, переходя из «школы» в «школу», ребенок учится познавать свое физическое и пси хическое «Я», приобщается к традиционной детской игровой культуре, осваивает основные жизненно необходимые двигательные умения.
Если обычные физические упражнения становятся игровыми упражнениями, они особенно привлекательны для детей, дают им ощущение радости, успеха, помогают выстроить позитивное воспри ятие мира и самого себя. Игра больше, чем другие виды деятельности ребенка-дошкольника, соответствует потребностям растущего орга низма, способствует его гармоничному развитию.
Преимущество «игровой дидактики» перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фан тазией, творчеством, протекает эмоционально, непроизвольно сти мулирует двигательную активность ребенка, в игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавяз чивой форме.
Игровая деятельность— естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным в самой природе ребенка, его неуемной потребности в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках, мимике. Человечеству давно известно, что позитивные эмоции, творчество, радость успеха — важнейшие факторы оздоровления орга низма. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная коор динация энергоинформационной деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игровой деятельности в приобретении новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, внимания.
«Школа мяча»
Действия с мячом занимают большое место в физическом развитии детей. Бросание, ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, способствуют развитию глазомера, меткости. Действия с мячом требуют хорошей координации движений, поэтому развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Маленькие дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Такие движения нравятся ребенку своей доступно стью, они не требуют точно зафиксированного способа выполнения.
Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием, в лю бом направлении. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания, по сути, отличны друг от друга. Бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движе ниями рук, причем туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Любое метание вдаль, в цель, разными способами: сверху, сбоку, из-за спины, через плечо — характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широким движением руки, метающей предмет.
Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направления движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Дети учатся выполнять активные движения паль цами обеих рук, при которых наиболее сложное умение — катить мяч в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, «змейкой», друг к другу.
Бросание и ловля — более сложные движения, требующие хорошего глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимые направления с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх: оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, способст вует улучшению осанки.
Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, для профилактики появления нарушений осанки, развития ко ординации движений, умения ориентироваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двига тельного аппарата, а также профилактики его заболеваний.
Практические занятия
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
2. Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли поймать его.
3. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
4. Подбросить мяч как можно выше.
5. Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше.
6. Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету, стоя на месте.
7. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
8. Ударить мяч о стенку и поймать его двумя руками, стоя на рас стоянии 1,5—2 м.
9. Ударить мяч о стенку. После того как он упадет на землю и от скочит, поймать его двумя руками.
10. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.
11. Бросить мяч в цель на расстояние.
12. Бросить мяч в центральный круг от периметра большего круга по различным мишеням: кеглям, кубикам, фигуркам.
13. Одним мячом на разных расстояниях (1—3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.
14. Поставить кеглю на пол на расстоянии от 1 до 3 м. Ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.
15. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.
16. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.
17. Стоя по кругу на расстоянии 1,5-2 м, бросать мяч друг к другу так, чтобы он не упал на землю.
18. Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3 м и бросать мяч одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину.
19. Катание мяча и бег за ним с небольшой горки.
20. Закатывание мяча в лунку на расстоянии от 1 до 3 м.
21. Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколько мячей в одном направлении.
Важно, чтобы мячи были самых различных размеров и находились в свободном распоряжении детей. Воспитатель, не принуждая детей к выполнению, показывает и выполняет сам различные упражне ния.
«Школа ходьбы» и «школа бега»
Ходьба — одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. Правильная ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, спо собствует полноценному развитию. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины, живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правиль ная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитывается согласо ванность, организованность, умение ориентироваться в простран стве. Ходьба — это циклическое движение умеренной интенсивности и повторение цепочки циклов двигательных действий. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслаб ления мышц, что обеспечивает двигательную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне.
Бег — это упражнение циклического типа, в котором отталки вание от опоры ногой чередуется с фазой полета. Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка — игре. Бег входит в содержание многих видов двигательной активности: прыжки, теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол, всевоз можные спортивные игры. В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, постановка стопы с пятки на носок, толчок и приземление. Легкость бега — это совершенная координация движений, развитая выносливость, ритмичность дыха ния, автоматическая координация взаимодействия рук и ног. В играх дети чаще всего используют бег на полусогнутых ногах в среднем темпе со сменой напряжения.
В игровой форме детям предлагается имитировать бег различных животных, включая бег с ловлей мяча, увертыванием, с переменой скорости и развитием ловкости, с преодолением препятствий, с пол занием и прыжками, со скакалкой и обручем.
Практические занятия
1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки.
2. Ходьба и бег «змейкой» вокруг предметов.
3. Ходьба и бег со сменой положения рук: вперед, вверх, с хлопками, с приседанием, с перемещением эстафетных кубиков.
4. Бег с ловлей мяча.
5. Бег с увертыванием от различных препятствий.
6. Игра в «пятнашки» или в «салки» с бегом и приседанием.
7. Игра «Кошки-мышки», при этом дети образуют круг руками, «кошка» должна поймать «мышку».
8. Игра «Самолетики»: одни дети — «самолетики», а другие — «туча». Задача игры — увернуться, убежать от «тучи».
9. Игра «Гуси-лебеди». Дети выбирают водящего — «волка», ос тальные — «гуси». Задача аналогична задаче предыдущей игры.
10. Игра «Наперегонки». На расстоянии 10 м раскладывают иг рушки, и дети бегут к ним, кто быстрее.
«Школа прыжков»
Прыжки широко используются в двигательной и игровой деятель ности детей для укрепления костно-мышечного и связочного аппа рата ног, туловища, тренировки координации движений. Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность пры гать с разной высоты, с мячом, со скакалкой, перепрыгивать через предметы, прыгать с разбега. Для детей, начиная с младшей группы, доступны следующие виды прыжков и упражнений с прыжками (в порядке нарастающей сложности): прыжок вверх, в длину с места, прыжки с продвижением вперед, впрыгивание на возвышение, пры жок в высоту с разбега, а также прыжок в длину с разбега, прыжки со скакалкой. Во всех прыжках главное — мягкое приземление и удер жание равновесия. Возможно при выполнении прыжков перевопло щение детей в различные образы: зайчиков, воробышков, мячиков. Детям предлагается достать мяч, ленточку, колокольчик, конфету, игрушку как подарок.
Подпрыгивание — одно из первых прыжковых упражнений, до ступных малышу. Подскоки хорошо выполнять под удары в бубен, под четкую, ритмичную музыку. Прыжок вверх с места хорошо тре нирует мышцы ног, развивает прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Прыжок вниз, «в глубину», укрепляет мышцы ног, особенно стопы, готовит детей к прыжкам с разбега. В этом виде прыжков закрепля ется умение отталкиваться двумя ногами, активно разгибать стопы и правильно приземляться.
Прыжки со скакалкой способствуют развитию выносливости, тре нируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыха тельную системы. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность, настойчивость, особенно девочки. Важно объ яснить ребенку, что скакалку необходимо вращать кистями и пред плечьями рук, плечи при этом не должны двигаться.
Прыжки на возвышение используются для обучения детей разбегу и толчку. Прыжок в высоту с разбега доступен детям, наученным при земляться. Прыгать лучше через резиновый шнур или веревку.
Прыжок в длину объединяет многие движения, включая «полет» с мягким приземлением.
Практические занятия
1. Игра «Пружинки». Стоя полукругом, дети приседают пооче редно.
2. Игра «Допрыгни до мяча». Мяч подвешивается вверху, в сетке. Задача игроков — подпрыгнуть как можно выше, чтобы достать ру кой до мяча.
3. Игра «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают, подбрасывая мяч вверх, под ритм стихотворения: «Мой веселый, звонкий мяч, //Ты куда помчался вскачь?// Красный, синий, голубой, «Не угнаться за тобой».
4. Игра «Поймай бабочку». «Ловят бабочку» хлопком в прыжке.
5. Игра «Прыгни через палочку». Прыжок с толчком двумя ногами через палку.
6. Прыжки на одной ноге по нарисованному кругу вокруг обруча.
7. Игра «Через ручеек». Прыжки выполняются через две линии.
8. Игра «Прыжки на палочке верхом». Выполняются в прямом движении или по кругу.
9. Прыжки вверх, при этом необходимо достать головой при вязанный вверху какой-либо мягкий предмет, например игрушку, подушку.
10. Прыжок в длину с места на 30-40 см от линии старта.
11. Прыжок через предмет высотой 5—10 см.
12. Прыжок в плоский обруч или по меткам, нарисованным ИЗ
дорожке.
«Школа обруча»
Игры с обручами разносторонне развивают координацию движе ний, зрительную, слуховую, моторную память, ловкость, реакцию на сигнал, способствуют формированию правильной осанки, умению согласовывать движения различных частей тела, улучшают состоя ние дыхательной системы.
Практические занятия
1. Игра «Прокати обруч». Необходимо послать толчком обруч на 2—3 м, чтобы он не упал и не попал к другому ребенку.
2. Игра «Прокати обруч с горки». Необходимо толкнуть обруч с горки так, чтобы он укатился как можно дальше.
3. Игра «Кто быстрей пробежится парой». Дети становятся парами у разных сторон обода (передней и задней) и бегут, кто быстрее, на установленное расстояние.
4. Игра «Вращение обруча». Обруч волчком вращается по полу как можно дольше.
5. Вращение обруча на руке или на ноге.
6. Попадание мячом в обруч с расстояния от 1 до 5 м.
7. Прыжки на одной ноге вокруг обруча.
8. Игра «Веселый обруч». Каждый держит обруч двумя руками на уровне пояса, продев его через голову. По сигналу дети вращают об руч как можно дольше.
9. Игра «Подними обруч быстро». Ребенок встает в центр обруча и поднимает обруч над головой на вытянутых руках.
10. Игра «Догони катящийся обруч».
«Школа скакалки»
После того как дети освоили ходьбу, научились бегать и прыгать, хорошо владеют мячом, правильно катают обруч, пора учиться прыгать через веревку или скакалку. «Школа скакалки» укрепляет мышцы ног, развивает координацию движений, формирует чувство равновесия, укрепляет мышцы туловища, стоп, развивает глазомер и умение ориентироваться в пространстве, воспитывает ловкость, смелость, выносливость.
Практические занятия
1. Простые подскоки со скакалкой на счет «раз-два».
2. Игра «Кто дольше не собьется» (дети все вместе подсчитывают выполняемые через скакалку прыжки).
3. Прыжки со скакалкой по нарисованному кругу.
4. Игра «Часы пробили ровно полночь». Двое участников крутят веревку. В зависимости от «времени» на «часах» нужно пробежать сначала под веревкой — часы показывают ноль часов. Затем один раз прыгнуть и выскочить за веревку— «час» времени, два раза прыгнуть — «два часа» и т.д. Если ребенок ошибается, то он заменяет одного из тех, кто крутит веревку.
5. Игра «Стрелка». Воспитатель крутит веревку в центре на полу по , часовой стрелке, дети прыгают, стараясь не наступить на веревку.
6. Эстафета со скакалкой.
7. Прыжки со скакалкой со стихами, скороговорками, считал ками, с перечислением цветов, имен девочек и мальчиков, алфавита, дней недели.
8. Прыжки со скакалкой по расчерченным детским «классикам». (Образцы оформления детских площадок для занятий в различных «школах» представлены на рис. 3—9.)
«Школа детского бильярда»
В «школе мяча» ребята осваивают катание, бросание и удары по мячу. Используя полученные в этой «школе» навыки игровой де ятельности, можно предложить игры в мяч с элементами футбола и бильярда. Для этого на ровной площадке рисуют круг с радиусом не менее 3 м, квадрат со сторонами не менее 3 м или прямоугольник (2x3, 3x5, 5x8 м) с нарисованными лузами. В нарисованные фи гуры ставят кегли, а дети, стоя вокруг такой площадки, с помощью удара по мячу ногой или кия в руках играют в напольный бильярд.
Правила игры «Напольный бильярд» аналогичны правилам игры в бильярд. Несильным ударом ноги или кия, попадая мячом в мяч, надо сбить кеглю или загнать мяч в лузу. На площадку ставят два мяча, четыре мяча, семь мячей, один из которых размещают в стороне на некотором расстоянии. Этим мячом бьют по другим мячам на отскок, чтобы сбить кегли или попасть в лузу. Если у игровой площадки нет бортов, то вокруг встают дети и останавливают мяч у линии, а затем этим мячом производят удар по другим мячам. Игра
продолжается до полного сбивания кеглей или до последнего мяча на
площадке, если играли по лузам.
Практические занятия
1. Игра «Пенальти». На стене рисуют кружок, квадрат или полукруг, на расстоянии от 1 до 4 м от стены делают отметки для ударов по «во ротам» с помощью ноги, или кия, или киянки-молоточка с длинной ручкой. Это первые упражнения для подготовки к игре «Бильярд».
2. Игра «Кегельбан». В квадратах с меткой центра ставят кегли и с расстояния от 1 до 4 м их сбивают мячом, удар производят ногами, кием или киянкой.
3. Игра «Детский бильярд». Для игры строят специальную рамку с лузами. Дети играют шашками, щелчком забивая своими шашками шашки партнера в лузы. Побеждает тот, кто забивает их больше.
4. Игра «Детский кегельбан». Выбирают небольшую площадку размером 1 х 6 м, размечают у стенки схему для установки кеглей, берут небольшой мяч и с помощью клюшки, кия или киянки произ водят удар по кеглям с расстояния от 1 до 6 м.
5. Игра «Детский кегельбан-2». На такой же площадке, как и пре дыдущая, на стенке рисуют три воротца для попадания в них мячом с этих же расстояний.
«Школа тенниса»
Детский теннис — спортивная игра, насыщенная разнообразными двигательными и тактическими комбинациями. Она способствует тренировке разнообразных движений в горизонтальной плоскости, формированию правильной осанки, развитию разносторонней ко ординации движений, умению ориентироваться в пространстве, держать равновесие. Занятия теннисом позволяют укреплять мышцы туловища и конечностей, улучшают функции дыхания и кровооб ращения, укрепляют связочно-мышечный аппарат стоп, развивают силу рук. Весьма ценное преимущество тенниса в его положитель ном влиянии на развитие ловкости и точности, быстроты движения ног и рук.
Обучать детей элементам тенниса можно и в зале, и на площадке. Сначала ребенок учится владеть мячом, ударять ракеткой по мячу, перемещаться с мячом по площадке. Затем обучается ударам и по даче. В играх с мячом и ракеткой совершенствуется чувство равнове сия и приобретается навык держать ракетку в различном положении, действовать ею свободно. Дети приучаются управлять направлением полета мяча с помощью ракетки, регулировать высоту его отскока в зависимости от прилагаемых усилий, управлять мячом, ударяя по нему ракеткой в разных направлениях: вверх, вниз, в стенку, пере брасывая друг другу.
Практические занятия
1. Взять в руку ракетку и вращать ее кистью руки вправо и влево.
2. Перекладывать ракетку из правой руки в левую и обратно.
3. Бросить и поймать мяч обеими руками,
4. Бросить мяч вверх одной рукой и поймать другой.
5. Бросить мяч вниз одной рукой и подождать, пока отскочит.
Поймать мяч другой.
6. Положить мяч на середину ракетки и как можно дольше удер жать.
7. Положить мяч на ракетку и пройти с ним вперед как можно дальше.
8. Подбросить мяч левой рукой вверх и поймать его правой на ракетку.
9. Ударить мяч об пол одной рукой и поймать его ракеткой другой рукой.
10. Подбросить мяч вверх не очень высоко, поймать его на ракетку и отбить вверх несколько раз подряд.
11. Подбросить мяч ракеткой несколько раз подряд, сначала стоя на месте, а потом продвигаясь вперед или по кругу.
12. Подбивать мяч поочередно двумя сторонами ракетки на высоту 40-60 см.
13. Встать в двух-трех метрах от стенки, бросить мяч на пол и после отскока направить в стенку ударом ракетки. Когда мяч, отлетев от стенки, упадет на пол и отскочит, повторить удар.
14. Выполнять передвижения с ракеткой прыжками и скачками вперед и в сторону.
15. С помощью ракетки ударить мячом о стенку и, не давая ему упасть, повторить это упражнение.
16. С помощью ракетки ударить мячом по нарисованным на стене мишеням, стоя на одном месте.
17. Бросить мяч рукой о стенку и после отскока ударить по нему несколько раз подряд ракеткой, не давая упасть.
18. Игра «Королевский снайпер». Мяч кидают по различным це лям с разного расстояния, перемещаясь по отметкам в глубину игро вой площадки.
19. Метание в одну выбранную цель на победителя, как в тире.
20. Детский кегельбан, когда катят мячи по целям на полу.
21. Детский бильярд, когда катят мячи по целям с помощью рук, ног, кия, киянки-молоточка, клюшек.
22. Эстафета, когда каждый ребенок выполняет свое упражнение с мячом в общем командном движении.
23. Бильярд с мячом. Попадание мячом в мяч, сбивая при этом кегли.
24. Детские городки с мячом. Цель игры — сбить фигуры, установ ленные на площадке у стены в специальных местах.
25. Игра «Рикошет». Мяч кидают в стену на отскок для того, чтобы попасть в определенное место или сбить установленную фигуру.
26. Игра «Баскетбол». Большим мячом дети попадают по различ ным целям на стене и полу с разных расстояний.
27. Игра «Детский гольф». С помощью клюшки сбивают фигурки, установленные у стены в специальных квадратиках.
28. Игра «Пенальти», когда ребята большим мячом и ногами сби вают установленные фигурки или попадают по целям на стене.
«Школа детского тира»
Метание мяча способствует укреплению мышц плечевого пояса, туловища, мелких мышц рук, развивает глазомер, меткость, требует хорошей координации движений, развивает ловкость, ритмичность и точность движений.
Любое метание: вдаль или по цели, разными способами (сверху, сбоку, из-за спины, через плечо) — характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широким движением руки, бросающей мяч или любой предмет. Метание в цель выполняется резиновыми или теннисными мячами, мешочками с песком, шишками, снежками, камешками у реки.
Целью может служить ящик, пенек, корзина, покрышка от колеса автомобиля, ведро, большие вазы из глины, щиты с нарисованными кругами или кольцами, цветными квадратами или ромбами, дерево, столб, разрисованные глухие стенки, большие мячи и т.п. В зави симости от характера цели, массы и величины метаемого снаряда выбирают способ метания.
Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или камешек — одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшие мячи. В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой — это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.
Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5—6 см, средних размеров диаметром 8—12 см, большие диаметром 18—20 см. Для некоторых упражнений и игр ис пользуются надувные мячи, волейбольные и просто набивные мячи с различной массой до 1 кг. На территории образовательного учреж дения, на асфальте, земле или полу физкультурного зала, рисуют схемы различных мишеней (например, «яблочко»), на разной высоте устанавливают различной формы корзины для метания.
Практические занятия
1 . Бросание мяча одной рукой с места по целям на стене, на полу.
2. Метание мячей или мешочков с песком по различным целям.
3. Бросание мячей с различных расстояний в одну и ту же цель.
4. Бросание мячей по целям, расположенным на различной вы-
соте.
5. Бросание мячей по движущимся целям в горизонтальной плос кости.
6. Бросание мячей в различные по размеру корзины-мишени.
7. Бросание мячей по вертикально движущимся целям.
Детские игровые поединки наполнены эмоциональностью, чувст вом сопереживания, соучастием, импровизационностью, артистиз мом. В поединках закаляется воля, улучшаются коммуникативные связи, интенсивно проходит формирование детского коллектива.
Практические занятия
1. Игра «Кто быстрее». Два ребенка встают спиной друг к другу на расстоянии 1—2 шага. Между ног у них кладут веревку или цвет ную ленту. Дети поднимают руки вверх и по сигналу «раз, два, три!» быстро наклоняются вперед, стараясь выдернуть ее в свою сторону. Выигрывает тот, кому удастся первому выдернуть веревку.
2. Игра «Мотальщики». К ленте длиною 2—3 м с обеих сторон я> прикрепляют палочки, а к середине привязывают бантик. Двое ребят встают лицом друг к другу, растянув ленту. По сигналу начинают быс тро наматывать ленту на палочку, стараясь как можно быстрее дойти до середины. Кому это удается сделать первому, тот и становится победителем.
3. Игра «Попробуй попади». На расстоянии 2—3 м ставят кеглю. Побеждает игрок, который ударом ноги по мячу сумеет сбить кеглю.
4. Игра «Попади в ворота». Поставить стул на расстоянии 2—3 м от детей. Нужно толкнуть мяч руками так, чтобы он прокатился между ножками стула. Побеждает тот, у кого получится.
5. Игры с мячом. Поставить два стула на расстоянии 3 м от детей и на них положить по одному цветному кубику. Участник игры должен сбить кубик со стула мячом. Побеждает тот, кто меньшим количест вом попыток собьет кубик.
6. Игра с эстафетными кубиками. Два ребенка получают по три больших кубика, которые надо переставлять по этапам так, чтобы все три кубика стояли столбиком на каждом этапе. Переносить кубики следует по одному. Побеждает тот, кто первым перенесет все кубики к финишу.
Примечание. Многие игры, описанные в предыдущих разделах, могут быть использованы для игровых поединков, например «Рикошет», «Детский гольф», «Детский бильярд» и т.п.
«Школа ролевой игры»
«Школа ролевой игры» помогает ребенку в игровой форме решать проблемы социальной адаптации и реабилитации, формировать по зитивное отношение ко всем событиям жизни, овладевать способами
выхода из трудных обстоятельств, обучает методам преодоления конфликтов, стрессовых состояний, помогает лучше понять себя и других.
Практические занятия
1. Игры на развитие сенсорных способностей:
«Что изменилось?» тренирует зрительную память, внимание. Задача игры — внимательно посмотреть на предметы, запомнить их, а затем, отвернувшись, повторить их названия по памяти;
«Что я написал?» тренирует тактильную чувствительность. Один ребенок «пишет» на спине другого ребенка буквы, цифры, слова. Задача игры — узнать, что написали;
«Письмо на ладошке». Дети садятся в круг, и аналогично, как в игре «Испорченный телефон», ребенок пишет слово на ладошке своего соседа справа, тот, в свою очередь, на ладошке своего соседа и т.д. Последний из участников игры называет загаданное слово;
«Барабашки». Эта игра направлена на развитие чувства ритма, слуха. Один ребенок, ведущий, выстукивает ритм, задача другого — его повторить. Затем дети меняются ролями;
«Гном» учит отыскивать предметы на ощупь. Предметы лежат в мешочке, ребенок на ощупь их распознает и называет, потом вытас кивает предмет и показывает всем.
2. Игры на внимание. Эти игры побуждают ребенка к концентрации волевых усилий, развивают активность, познавательный интерес, память, смекалку, ловкость, координацию движений.
«Ладонь, кулак» развивает внимание и координацию движений. Дети стоят полукругом. Ведущий командует: «Ладонь!», «Кулак!» На команду «Ладонь!» дети кисть одной руки направляют вверх, ладонь разжата, выпрямлена, а в основание ладони упираются кончики выпрямленных пальцев второй выпрямленной руки. На команду «Кулак!» одна рука сжимается в кулак, в основание кулака упираются кончики выпрямленных пальцев второй руки. Темп команды можно ускорять, команды можно дублировать в их последовательности. Тот, кто сбился, выбывает из игры, последний оставшийся выигрывает.
3. Игры на развитие воображения. Воображение — одно из уди вительных свойств человеческой психики, которое способствует творчеству.
«Волшебное зеркало» учит ребенка чувствовать время, помогает прогнозировать будущие события и «расшифровывать» прошлые. Ребенок направляет «зеркало» на какой-то предмет (животное, лампочку, ведро с водой, дом, игрушку) и фантазирует, каким предмет был раньше и каким будет потом. Например, семена превращаются в растения, в цветы, а молоко — в простоквашу, тыква — в карету и т.д.;
«Треугольные очки». Вырезают из картона треугольные, круглые, квадратные очки. Ребенок надевает эти очки и пытается увидеть предметы с такими очертаниями. Выигрывает тот, кто больше назо вет таких предметов;
«Воображаемая картина» развивает зрительное воображение, по лезна начинающим художникам. Дети садятся в кружок. У каждого в руках чистый лист бумаги. Все пытаются сосредоточиться. Первый играющий начинает рассказывать, что он видит на своем листе. Он должен описать некую воображаемую картину. Второй дополняет это описание и т.д. Описание заканчивается тогда, когда «картина» уже закончена. Затем все играющие в течение некоторого времени пытаются воспроизвести воображаемую картину на своем листе в реальном изображении;
«Фантазеры». Каждый из игроков-детей по очереди рассказывает что-то невероятное. Побеждает тот, кто придумает самое неверо ятное, заставляющее других игроков произнести слова: «Не может быть!»;
«Воображаемый карандаш». Ведущий объясняет, что теперь у них есть воображаемый карандаш, которым можно управлять на рассто янии, подавая ему команды: «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!» По каждой такой команде карандаш перемещается на одинаковое расстояние в указанном направлении и проводит черту, не отрываясь от бумаги. Участники делятся на пары: «передающий — принимаю щий». Идет пробная репетиция рисования настоящим карандашом на бумаге. «Передающий» задумывает букву, цифру или рисунок и начинает давать команды. «Принимающий» чертит у себя на листе, но так, чтобы не видел игрок другой пары. «Принимающий» должен угадать то, что ему передают. Если «принимающий» угадал, то пара игроков получает очко. Каждой паре нужно набрать по пять очков.
4. Игры на развитие актерских способностей. Каждый ребенок обладает актерскими способностями, одухотворенностью и неповто римостью. Человек в жизни всегда играет определенные роли, пос тоянно меняя сценарий и сюжет во времени и пространстве. Без уме ния овладевать различными социальными ролями общение ребенка может быть затруднено. Игра может стать действенным средством обучения необходимым социальным ролям:
«Живая скульптура». Эта игра развивает художественный вкус, умение красиво двигаться, обучает раскованности движений. Перед началом игры дети делятся на пары, где один ребенок — «скульптор», а другой — «глина». «Глина» садится на корточки и расслабляется, «скульптор» начинает «лепить скульптуру». «Глина» поддается лю бому его движению и застывает в том положении, которое придает ей «скульптор». Игра проходит под приятную музыку, работа оцени вается детьми, и затем ребята меняются ролями;
«Дразнилка двойника» развивает умение сосредоточиваться, точно копировать движения. Играют двое: один совершает действия, а дру гой его копирует (например, первый имитирует собирание цветов, купание, процесс еды за столом, игру с животными). Игра идет под музыку. Затем играющие меняются ролями;
«Зеркальное королевство». Дети встают полукругом — это «зер кала». Один ребенок подходит к «зеркалу» и что-либо изображает перед ним. «Зеркало» должно скопировать эти движения без ошибок. Кому это не удается, тот забирается в «Зазеркалье». Игра начинается и кончается вместе с музыкой;
«Мимика и жесты» развивает способности выразительной жес тикуляции. Образуют две команды, одна задумывает какой-нибудь сюжет или пословицу. Затем пытаются передать их друг другу с по мощью жестов. После попытки угадать команды меняются ролями;
«Живые картинки» развивает актерские навыки и способность к выразительной жестикуляции. Определяется состав двух команд и жюри. Одна команда задумывает слово, роль, сценку и сообщает с помощью жестов другой команде. Выполняются «немые» сценки по сюжетам любых детских книг, спектаклей или мультфильмов. Одна команда застывает в «немой» сцене, другая пытается разгадать ее.
5. Логические игры, имеющие целью развитие стратегических способностей ребенка, учат рассчитывать свои действия вперед на несколько ходов:
«Кегли на шахматной доске». Для игры используют фишки или шашки. Игрок щелчком сбивает своей фишкой фишки противника, стоящие в один ряд на противоположной стороне доски. Ударом можно сбить либо одну, либо несколько стоящих рядом фишек. Берут фишки по очереди. Выигрывает или проигрывает тот, кто заби рает последнюю фишку;
«Крестики-нолики» развивают умение размышлять. Играют на ма лой доске (3x3 клетки), которую просто рисуют. Каждый играющий ставит крестик или нолик по очереди в одну из клеток. Побеждает тот, кому удается поставить три крестика или нолика подряд по вер тикали, горизонтали или диагонали;
«Цифровое домино» учит составу числа и технике сложения. Составляется полное числовое домино из карточек: 1—1, 1—2, 1—3... 1—9, 2—2, 2—3 ... и т.д. до 9—9. Всего 45 карточек-домино. Игру можно использовать как обычное домино или как материал для решения простых сравнительных или аналитических математических дейст вий;
«Морской бой» знакомит с понятием координатной сетки. Каждый играющий рисует две 100-клеточные таблицы, 10x10 клеток, и рас ставляет на этом «море» свои «корабли». Таблица нумеруется вер тикально числами от 1 до 10 и горизонтально — буквами от «а» до «и». Каждая клетка получает обозначение, например «а—5», «6—8» и т.п. Вторая таблица — карта расположения «войск» противника. Стреляют по очереди, например «г—6», «ж—7». Выиграет тот, кто быстрее «разобьет» все «корабли» противника.
«Школа детской эстафеты», «Школа игры-забавы »
Детские эстафеты и игры-забавы — самые распространенные спортивные соревнования. Они воспитывают внимание, развивают быстроту реакции, умение действовать в коллективе, координацию движений, тренируют зрительную, слуховую, моторную память. В эстафетных играх важно соблюдать установленные правила и оценки.
Практические занятия
1. Простая эстафета:
забег до контрольного ориентира — кубика, кегли, стула, флажка; езда на самокатах до контрольного ориентира; прыжки на одной ноге, со сменой ног у контрольного ориентира; бег с мячом в руках, с передачей его очередному игроку в команде;
бег парами, надев один обруч;
бег с одновременным катанием обруча;
передвижение прыжками (как лягушка или кенгуру).
2. Игры-забавы: прятки, жмурки, «Карлики и великаны», «Ручеек», «Каравай»:
«Возьми приз». Натягивают веревку и на определенной высоте подвешивают разные призы, игрушки, конфеты. Задание: с закры тыми глазами дойти до призов и, если удастся, схватить какой-ни будь из них рукой, угадать и назвать этот приз;
«Вытяни свой приз». Взять коробку и ленточки. Пусть ленточки свисают из коробки — приз, находящийся внутри, привязан только к одной из них. Дети решительно берутся за ленты и по сигналу тянут каждый свою ленту. Один из них вытягивает приз;
«Горячий мяч». Дети становятся в круг и по сигналу начинают передавать мяч друг другу. По команде «Стоп!» передача мяча пре кращается, а ребенок, у которого в этот момент он оказался, получает приз. Игру можно повторить много раз;
«Жмурки-носильщики». Дети разбиваются на две команды. Проводят стартовую линию, ставят два стула с предметами. Это мо гут быть кубики, кегли, мячики, ложки и другие игрушки. За 5—6 м располагают стол, на который складывают такие же предметы, легкой тканой ширмой закрытые от участников. Участникам игры нужно пе ренести с завязанными глазами предметы, лежащие на стуле, на стол. Осторожно подходя к столу, ребенок должен выбрать такой же предмет и не ошибиться. Победил тот, кто выполнил все правильно.
Исследованиями ученых доказано, что позитивно-эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление и укрепление здо ровья. Важнейший результат игры — это энергетическое развитие, радость, эмоциональный подъем и душевное равновесие. Именно благодаря этим замечательным свойствам подвижные игры, осо бенно с элементами соревнования, доступны для детей в состоянии стойкой ремиссии заболевания и больше, чем другие формы физического развития, адекватны потребностям растущего организма в движении и развитии.
Подобранные с учетом индивидуальности ребенка, степени его физической подготовленности подвижные игры на воздухе способствуют оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и эффек тивной профилактике обострений заболеваний, отвлекают ребенка от психологического «ухода» в болезнь.
Наряду с игрой мощным терапевтическим фактором является смех. А потому рекомендуется разрабатывать смешные «игры-забавы», эстафеты и поединки. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смеху детей и тем самым являются незаменимым средством в лечении.
Приведенные описания игр, традиционных в детской игровой практике, рассчитаны на обучение основным видам движений: пол занию, лазанью, ходьбе, бегу, метанию. В них развиваются полезные для ребенка навыки движения, особенно движение кисти, имеющее большое значение для умственного развития, улучшения координа ции движений. Игры способствуют развитию интеллекта ребенка, умению общаться со сверстниками.
Для целенаправленной тренировки некоторых групп мышц наряду с подвижными играми целесообразно вводить упражнения игрового характера, имитирующие поведение героев сказок: бабочка летает, зайчик прыгает, ворона хлопает крыльями и т.д.
В подвижных играх с элементами соревнований воспитывается творческое отношение детей к собственной двигательной деятель ности, формируются такие важные личностные качества, как воле вая целеустремленность, ответственность, критичность, настойчи вость в преодолении трудностей, развивается фантазия, инициатива и увлеченность, умение осуществлять свой творческий замысел практически.
Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффектив ному развитию и закреплению полезных качеств и умений, разви вает согласованность движений в скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, содействует лучшей координации мы шечных усилий с психическими функциями. Подвижные игры могут использоваться как самостоятельная форма физической культуры и как обязательный элемент в занятиях лечебной физ культурой.
Детская игровая дидактика в виде «школ»: мяча, бега, прыжков, обруча, скакалки, детского бильярда, тенниса, метания, ролевой игры и игровых поединков, детских эстафет — может быть широко использована на уроках физкультуры, во внеклассной жизни детей, а также в домашних условиях. Игры можно группировать с учетом со стояния здоровья, степени активности, продолжительности периода ремиссии, возраста, физической подготовленности, психического развития детей. Игра для детей дошкольного возраста тогда стано вится потребностью, когда в ней отражается актуальная для ребенка действительность.
Проведение подвижных игр с ослабленными детьми требует стро гого педагогического и медицинского контроля. Для нездоровых детей в начальном периоде ремиссии предлагаются игры, не вызыва ющие большой психофизической нагрузки, не требующие точности
выполнения движений. Хорошо рекомендовать игры с элементами соревнования, простой эстафеты с включением пауз отдыха и ды хательных успокаивающих упражнений. Особое значение для регу лирования нагрузки имеет качество эмоционального фона игры, ее продолжительность (не более 5—7 мин), постепенность ее увеличе ния (10—15 мин в среднем) при условии переключения с одной игры на другую, включения пауз отдыха.
Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на физическое и психичес кое развитие ребенка, вызывали его заинтересованность.
В отношении организационных моментов «игротерапии» можно дать следующие советы:
деление игр носит чисто условный характер. Поэтому, составляя программу, необходимо изучать игры в различных «школах» и ис пользовать их в занятиях с детьми всех возрастов;
перед игрой нужно предусмотреть место для ее проведения, его безопасность, количество участников, возрастную группу, а также необходимый спортивный инвентарь: мячи разных размеров, кегли, булавы, обручи разных размеров, скакалки. Кроме того, нужны ин дивидуальные повязки для глаз, флажки, веревки разной длины и толщины, мешочки с песком, гимнастические палки, а также свис ток, колокольчик, секундомер, блокнот с программой занятий, ручка и журнал для наблюдений и заметок, аудиозаписи музыкального сопровождения;
чтобы игра проходила успешно, необходимо заранее точно опре делить критерии оценок: кто лучше, кто быстрее, кто увлекательнее, кто самый меткий, ловкий, кто набрал больше очков;
необходимо четко и понятно объяснить правила игры и показать необходимые элементы движений, используемый в игре спортивный инвентарь и как им правильно пользоваться;
рекомендуется перед обучением игре проводить пробную репети цию без оценок, но с комментариями и дополнительными объясне ниями;
после окончания игры следует объявить ее результаты, назвать победителей, кратко разобрать ход игры, отметить нарушение пра вил, дать добрый совет каждому ребенку, поблагодарить детей за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция по использованию детского игрового оборудования
Материал состоит из инструкции к использованию игрового материала и картинок, на которых изображены опасные ситуации застревания частей тела детей при неправильной эксплуатации игрового оборудования....
Детский игровой проект «Первобытные люди» Для детей 6 – 7 лет
Проектная деятельность - это новый вид деятельности в детском саду, который помогает решить много задач в воспитании детей и в развитии их творческих способностей. Детский игровой проект "Первобытные ...
"Детский игровой уголок дошкольника
Консультация для родителей...
Детская игровая деятельность, примеры форм работы
Успешность решения задач физической культуры дошкольников возможна лишь при условии привлечения детей к занятиям физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический...
Игровая дидактика
Игровая дидактика...
Создание детского игрового ландшафта на территории детской площадки.
Вы никогда не задумывались о том, как вернуть наших детей на улицу в век стремительного развития электроники и влияния большого города? Конечно, просто так гулять ребенка одного уже не отпус...
Игровая ситуация с использованием образовательного модуля «Робототехника» «Презентация детской игровой площадки в городе Безопасности»
Для детей старшего дошкольного возраста...
Комментарии
Методическая разработка адресована педагогам,воспитателям и роди