Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskie_rekomendacii_po_fizo.zip17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

                     Особенности физического развития детей 5-6 лет.

      В этом возрасте формируются изгибы позвоночника , идет интенсивный рост трубчатых костей рук и ног. Изменяется строение костей скелета за счет ущемленного замещения хрящевой ткани костей. Укрепляется мышечно – связочный аппарат . Активно развиваются мышцы груди , спины, таза, рук, плеча, предплечья и ног. Но мелкие мышцы стоны и кисти ещё находятся в процессе развития.

                                 Примерные показатели анатомо-физиологического

развития детей 5-6 лет.

Возраст

Рост, см.

Увеличение роста, см.

Масса, кг.

Прибавка в массе, кг.

Окружность грудной клетки, см.

Чистота дыхания,

Мин.

Чистота пульса, удара в мин.

5лет

105-110

6-7

18-20

1,5-2

55-56

25-30

105-110

6лет

115-120

5-6

22-23

2-2,5

58-59

25-30

105-110

                                Особенности развития движений детей 5-6 лет.

    Дети данного возраста достаточно хорошо овладевают основными движениями, их движения становятся более осознанными.

       У них развиваются способность понимать задачу, поставленную воспитателем , самостоятельно выполнять указания педагога. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять  их без  напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается.

      В результате регулярных занятий  физической  культуры, организованных воспитанием , а также двигательной активности детей в повседневной жизни повышается уровень развития их физических сил и возможностей , двигательных качеств и трудоспособности.

      Достигнутые  результаты  двигательной активности  детей 5-6 лет определяет уровень готовности их в дальнейшем обучении.

                                  Формы работы по физвоспитанию

Ι. Занятия по физкультуре.

ΙΙ. Утренняя гимнастика.

ΙΙΙ. Физминутки.

ΙV. Подвижные игры в перерывах между занятиями.

V. 1) Физкультурные досуги.      2) Физкультурные праздники     3) Дни здоровья.

     

                            Ι. Физкультурные занятия.

    Занятие по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Одно из них организуется на открытом воздухе.

   Необходимо сочетать занятие по физкультуре с занятиями , требующими значительного умственного напряжения.

                                           Структура занятий.

Ι часть. Вводная. Длительность 2-4 мин. Планируется построения , перестроения, ходьба, бег,              упражнения во время ходьбе и бега для рук и ног , строевые упражнения.

ΙΙ часть. Основная –25-26 мин.

  1. Планируются ОРУ (общеразвивающие упражнения ). Упражнений от 6-8, повторяется каждое упражнение 6-12 раз, из различных исходных положении, с различными предметами и без предметов. Сначала проводятся 2 упражнения для рук и плечевого пояса. Затем 2 –для туловища , 2-для ног ( прыжки обязательно). И в заключении обязательно упражнение на дыхание.
  2. Основные движения. Планируется 2-3 основных движения : ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье , бросание , ловля и метание, упражнения в равновесии. Необходимо указать способы проведения основных движении . Подробное описание основных движений и методику их проведения можно найти в книге Т.И.Осокиной «Физическая культура в детском саду».
  3. П/и. Подвижные игры. Игры подбираются в зависимости от того, какими были основные движения. Например , если дети учились отбивать мяч и лазали по гимнастической лестнице, то проводится игра, в которой присутствуют элементы бега. И.т.д.

ΙΙΙ часть. Заключительная – 2-3 мин.

С детьми проводится игра малой подвижности или спокойная ходьба по залу или упражнения на дыхания в спокойном положении. А также воспитатель подводит итоги, отличает старательных детей.

                        Методы обучения физическим упражнениям.

 Различают 3 группы методов  обучения детей физическим упражнениям:

  1. наглядные
  2. словесные
  3. практические

Наглядные включают в себя приёмы ;

       А) показ физических упражнений

       Б) имитация (подражание)

       В) наглядные пособия

       Г) помощь взрослого

       Д) звуковые ориентиры

       Е) зрительные ориентиры.

Словесные  включает в себя приёмы ;

        А) название упражнений

        Б) описание

        В) объяснение

        Г) пояснение

        Д) указания

        Е) команды и распоряжения

        Ж) вопросы и ответы

        З) бесед

Практические методы включает в себя следующие приёмы:

А) показ упражнений воспитателям

А) выполнение упражнений без изменения и с изменениями

Б) выполнение упражнений в игровой форме

Г) выполнение упражнений в соревновательной форме.

              Обучение общеразвивающим упражнениям, основным движениям , а также играм имеет три этапа :

1)Первоначальное разучивание

Задачи : создать общее (целостное) представления о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах.

    При этом обучении наблюдаются изменение мышечного напряжения, неточность , слитность выполнения упражнения.

     2)    Углубленное разучивание

Задачи : создать правильное представление о каждом элементе упражнения и точной технике выполнения упражнения. Вырабатывать четко и слитно выполнять все упражнения.

3)    Закрепление и совершенствование

Задачи : Закреплять  приобретенные умение в навыки. Выполнять упражнения автоматизировано, применяя их в естественных условиях.

                 Способы организаций детей при обучении основным движениям.

1)Индивидуальный способ . Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Используется при разучивании, что позволяет воспитателю следить за качеством выполнения упражнения и подстраховать. Но используя этот способ снижается моторная плотность занятия , так как остальные дети лишь наблюдают.

2Групповой способ . Дети делятся на 2-3 группы. Каждая группа выполняет отдельное задание. Выполнив несколько раз одно упражнение подгруппы меняются местами. Этот способ используется при закреплении. Этот есть минусы ; воспитатель не может контролировать качество выполнения упражнения , помочь и подстраховать.

3Фронтальный способ . Организуются все дети для выполнения одного и того же упражнения. При одновременном выполнении упражнений увеличивается  физическая нагрузка. Педагог держит в поле зрения всех детей.

4Поточный способ. Дети выполняют упражнения потоком друг за другом и выполняют сразу несколько заданий. Например :сначала идут по гимнастической скамейке, затем подлезают под  дугу, встают, подпрыгивают и дотягиваются предмета, потом бросают мяч в корзину. Этот способ применяют при закреплении двигательных навыков и позволят увеличить моторную плотность занятия.

                      Выбор способа зависит от новизны, сложности и характера упражнений от оснащенности  

          материальной базы, от величины площадки , от возраста детей и их подготовленности.

          На одном занятии можно использовать 2-3 способа.

                                                          Плотность занятия.

      Задача воспитателя обеспечить  оптимальный объем нагрузки на занятии. Он стремится к увеличению плотности занятия. Плотность бывает общая и моторная.

Общая плотность  - это отношение педагогические оправданного времени занятия по всей продолжительности занятия.

 Для определения общей плотности занятия следует сложить время затраченное на все виды  деятельности детей ( исключая простой) , и вычислить  процентное отношение их суммы к общей длительности занятия. Например , занятие длилось 30 мин.; из них 5 минут потратили на простой, а остальные 25 минут на полезную деятельность.

Общая плотность  = =83,3%

 Моторная плотность – это отношение времени, затраченного на выполнение упражнений детьми , ко всей продолжительности занятия.

       Очень важно так организовать занятие непосредственное выполнение упражнений.

 Для  определения моторной плотности занятия надо сложить время , затраченное на выполнения физических упражнений одним ребенком, и вычислить процентное отношение его к общей продолжительности занятия. Например, ребенок потратил на выполнение упражнений 17 минут.

Моторная плотность ==56 %

Запись ведётся так :

Виды деятельности

Показания секундомера

                                                            ІІ  Утренняя гимнастика.

      Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает вводную часть : ходьбу, бег ,прыжки ; основную часть : 6-8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами , которые повторяются 6-12 раз в зависимости от физической нагрузки , получаемой организмом. В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения.

       Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводятся в течение 2 недель.  На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.

        Утренняя гимнастика по возможности проводятся на воздухе.

ІІІ Физминутки.

     Они проводятся на занятиях  не связанных с физическим воспитанием, чтобы снять утомление работающих мышц нервной системы , повысить продуктивность отдыхающих мышц. То есть физминутки – это смена характера деятельности. Они улучшают кровообращение, возбуждают одни участки коры головного мозга и затормаживает другие, которые работали до этого.

       У детей повышается настрой , возрастает продуктивная деятельность.

       В зависимости от характера занятия подбираются 3-4 упражнения, желательно использовать художественный текст.

IV. Подвижные  игры

     Подвижные игры малой и средней подвижности проводятся в перерывах между занятиями, которые связаны с неподвижной  позой ( развитие речи, математика, рисование, лепка и другие).

              К таким играм относятся игры, в которых используются такие основные движения, как спокойная ходьба, упражнения для туловища, ног, рук, А также игры на дыхание, внимание, сюжетные игры, хороводные игры. ( «Сделай фигуру», «Делай как я», «Зеркало», « Глухой телефон», «Колечко», «День и ночь» и другие).

  1. 1.Физкультурные досуги.

        Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.

         Досуги проводятся 1-2 раза в месяц. Длительность 35-40  минут.

         Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях.

         В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты.

         Интересы для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стала, найти вторую часть картинки, выполнять упражнение которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.

         Вечер может начаться с загадок ходьбы, общеразвивающих упражнений.   Затем проводится 1-2 игры большой подвижности, после этого 2-3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.

      2.Физкультурные праздники.

             Физкультурные праздники проводятся 2-3 раза в течение года , длительностью 50 мин.

Физкультурные праздники начинаются торжественным входом в зал. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения ( с предметами и без них), основные движения, участвуют в подвижных играх , играх –эстафетах, спортивных играх , сюрпризных моментах, танцуют, пляшут. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.

        Следует обязательно оформлять помещения для праздника.

      3.Дни здоровья.

             Дни здоровья проводятся 1 раз в квартал.

             В этом день отменяются все учебные занятия. В теплое время года Дни здоровья проводятся на свежем воздухе. Организуются туристические походы за пределы школы : в парк, к реке и т.п.. Общая продолжительность похода не должна превышать 2-2,5 часа.

             На  привале организуются игры в условиях природы либо осуществляется знакомство с природой , со знаменательными событиями , с представителями разных профессий.

 Маршрут и содержание похода продумывается заранее. Осматривается одежда детей . готовятся необходимые предметы и питье , а также пакет медицинской помощи.

 В походах и экскурсиях детей сопровождают не менее двух взрослых ( можно привлечь родителей).

 В эти дни целесообразны разные формы трудовой деятельности  (например ; коллективная уборка территории, работа на огороде и др.).

                               Примерный конспект физкультурного занятия.

   Задачи : 1. Учить детей прыгать в высоту с разбега (в –20 см.).

  1. Упражнять детей в бросании мяча одной рукой о землю и ловля его двумя руками.
  2. Закрепить умение ползать на четвереньках  по наклонной доске.
  3. Упражнять в соблюдении правил в игре « Хитрая лиса».

Части

Содержание

Дозиров.

темп

Дыхание.

Методические указания

Вводная часть 2-4 мин.

Построение в колонну по одному.

Ходьба на носочках.

Ходьба со сменой темпа.

Бег со сменой направления спокойная ходьба.

Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений в 3 колонны.

1 круг.

1 круг.

1 круг.

1 круг.

умеренный

Свободное.

Следить за осанкой: поднять голову, расправить плечи, смотреть прямо, соблюдать дистанцию, идти друг за другом в затылок.

                                                                                                      Основная часть

                                                                                                             26 мин.

ОРУ

Упражнение 1

«Поднимание рук через стороны»

И.п. основная стойка

1-2-поднять руки через стороны вверх , подняться на носочки 3-4- опустить руки через стороны вниз, опуститься на всю ступню.

Упражнение 2

«Круговые движения рук»

И. п.- ноги на  щирине плеч, руки к плечам,1-4-круговые движения руками  вперед.

5-8-четыре круговых движений назад.

Упражнение 3

«Наклоны в стороны»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон в право, 2- и.п.

2-наклон влево, 4-и.п.         .

Упражнение 4  «Наклоны вперед»

И.п. сидя по полу

1,3 наклониться, достать руками носочков ног.

2,4 И.п.

Упражнение 5 «Лошадки»

И.п. руки на пояс , ноги на ширине плеч.

1,3-согнуть ногу в коленке и достать коленкой до груди.

2,4 -другой ногой

Упражнение 6 «Зайчики»

И.п. руки согнули у груди.

Прыгать, как зайчики в чередовании с ходьбой..

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

А) Разучивание прыжков в высоту

 .(индивидуальный способ)

Б) Бросание мяча одной рукой и ловля его двумя руками (фронтальный способ).

В) Закрепить, подлезать на четвереньках по наклонной доске ,одноименным способом.

После каждого о.д. анализ воспитателя

Г) П /И «Хитрая лиса»

Анализ игры воспитателем ходьба по кругу.

.

7-8раз.

.

6-8 раз.

6-8раз

6-8раз

по4раза.

каждой

ногой.

.

по3раза

бега  и

ходьбы

2-3раза

.

до 10раз

3-4раза

2-3мин.

Медленно

быстрый

 умеренно

медленно

умеренно

быстро

медленно

1-2 вздох

3-4-выдох

1-4 вдох

5-8 выдох

1-вдох

2-выдох

3-вдох

4-выдох

1-вдох.

2-выдох

3-вдох

4-выдох

1-вдох

2-выдох

3-вдох

.4-выдох

Произвольное.

Произвольное.

Поднимая руки посмотреть на руки, руки должны быть прямыми.

Больше выполнять движения локтями.

Ноги в коленках не сгибать, спину держать прямо.

Ноги не сгибать.

Спинка прямая , ноги поднимать выше носочек тянуть.

Прыгать на носочках, легко.

Слежу за толчком и легким приземлением

слежу за кистевым отталкиванием мяча

слежу, чтобы подлезали: правая нога и правая рука вперед, голову приподнять

следить , чтобы не толкались в беге,  строили круг, «Лиса» не увлекалась только одним.

3 часть заключительная

2-3 мин

Спокойная игра «Найди и промолчи» спокойная ходьба.

Организованный уход.

1круг

медленно

спокойное

Напоминать, кто нашёл предмет, не берет его, а молча говорит воспитателю, где он находится .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста» Человек научается гораздо большему,когда он вовлечен полностью: эмоционально, аудиально и ...

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...