Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения
статья по физкультуре по теме

Шевченко Олеся Александровна

 

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Понятия  «здровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Дошкольный возраст является основным периодом для физического и психического здоровья, т.к. идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. 

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека, которое зависит от  образа жизни человека, его социального и морального благополучия, факторов окружающей среды. Культура здоровья включает в себя гармоничное сочетание всех этих компонентов.

Здоровый образ жизни - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, которая начинаться уже в детском саду, с целью создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Компонентами здорового образа жизни являются: Рациональный режим, Правильное питание, Рациональная двигательная активность, Закаливание организма, Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Валеология  - это наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни,  задача которой научить человека формировать и беречь свое здоровье.

Валеологическая  культура здоровья ребенка – совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 Воспитание культуры здоровья – воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Вся деятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям здорового образа жизни, т.е построить здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Выделяют виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Ø                                                        медико-профuлактические (обеспечивают сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ с использованием медицинских средств – мониторинг здоровья, разработка рекомендаций, организация и контроль питания детей, организация профилактических мероприятий, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);

Ø                                                        физкультурно-оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, профилактика плоскостопия, оздоровительные процедуры в бассейне и на тренажерах);

Ø                                                        технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника - психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ);

Ø                                                        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);

Ø                                                        валеологического просвещения родителей,

Ø                                                        здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников).

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Работа по здоровьесбережению включает в себя:

Ø                                                        лечебно-профилактическое направление (профилактика заболеваний, календарь профилактических прививок, витаминизация и др.),

Ø                                                        обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, использование приемов релаксации в режиме дня, психогимнастика, музыкотерапия),

Ø                                                        оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке, создание условий для оздоровительных режимов, учет его  индивидуальных способностей и интересов ребенка, создание условий для самореализации),

Ø                                                        формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

 

Для сохранения и укрепления здоровья необходимо создание здоровьесберегающей среды – это  комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.

 

К средствам сохранения и укрепления здоровья детей в педагогическом процессе можно отнести:

Ø                                                        режим дня (с учетом возраста детей, времени года, отражено время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности),

Ø                                                        питание (рациональное питание, т.к. оно оказывает  влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.),

Ø                                                        закаливание (способствует оздоровлению организма, повышению его работоспособности),

Ø                                                        валеологическое воспитание (обучение приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж)

Ø                                                        воспитание безопасного поведения (оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).

Современный подход к повышению качества образования связан с развитием приоритетных направлений:

Ø                                                        физкультурно-оздоровительного,

Ø                                                        социально-личностного,

Ø                                                        художественно-эстетического,

Ø                                                        интеллектуального.

Все программы ориентированы на их реализацию. Современные программы в содержание физического воспитания включают следующие разделы: воспитание гигиенической культуры, здорового образа жизни, валеологическое просвещение дошкольников, освоение двигательной культуры. К сожалению не все педагоги и родители знают особенности развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для повышения эффективности данной работы  целесообразно проводить семинары-практикумы, беседы, консультации, тренинги для педагогов и родителей, которые позволят: определить единые подходы к организации питания, сна, средствам закаливания, воспитанию культурно-гигиенических навыков, обеспечению достаточного пребывания детей на свежем воздухе, привлечь родителей к активному участию в решении задач, повысить педагогическую культуру родителей.

Начальная  здоровьесберегающая  компетентность - готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и сохранением здоровья  (соблюдение личной гигиены; определение и поддержание состояния здоровья, физической культуры; соблюдение правил безопасности в быту, в разных видах деятельности; разумное поведение в непредвиденных ситуациях; оказание элементарной медицинской, психологической  помощи себе и другим).

В книге Деркунской «Диагностика культуры здоровья дошкольников» впервые представлена комплексная диагностика культуры здоровья детей дошкольного возраста и технология ее использования в дошкольном образовательном учреждении..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Понятия  «здровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Дошкольный возраст является основным периодом для физического и психического здоровья, т.к. идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.  

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека, которое зависит от  образа жизни человека, его социального и морального благополучия, факторов окружающей среды. Культура здоровья включает в себя гармоничное сочетание всех этих компонентов.

Здоровый образ жизни - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, которая начинаться уже в детском саду, с целью создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Компонентами здорового образа жизни являются: Рациональный режим, Правильное питание, Рациональная двигательная активность, Закаливание организма, Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Валеология  - это наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни,  задача которой научить человека формировать и беречь свое здоровье.

Валеологическая  культура здоровья ребенка – совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 Воспитание культуры здоровья – воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Вся деятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям здорового образа жизни, т.е построить здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Выделяют виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. медико-профuлактические (обеспечивают сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ с использованием медицинских средств – мониторинг здоровья, разработка рекомендаций, организация и контроль питания детей, организация профилактических мероприятий, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  2. физкультурно-оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, профилактика плоскостопия, оздоровительные процедуры в бассейне и на тренажерах);
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника - психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ);
  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);
  5. валеологического просвещения родителей,
  6. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников).

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Работа по здоровьесбережению включает в себя:

  1. лечебно-профилактическое направление (профилактика заболеваний, календарь профилактических прививок, витаминизация и др.),
  2. обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, использование приемов релаксации в режиме дня, психогимнастика, музыкотерапия),
  3. оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке, создание условий для оздоровительных режимов, учет его  индивидуальных способностей и интересов ребенка, создание условий для самореализации),
  4. формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Для сохранения и укрепления здоровья необходимо создание здоровьесберегающей среды – это  комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.

К средствам сохранения и укрепления здоровья детей в педагогическом процессе можно отнести:

  1. режим дня (с учетом возраста детей, времени года, отражено время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности),
  2. питание (рациональное питание, т.к. оно оказывает  влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.),
  3. закаливание (способствует оздоровлению организма, повышению его работоспособности),
  4. валеологическое воспитание (обучение приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж)
  5. воспитание безопасного поведения (оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).

Современный подход к повышению качества образования связан с развитием приоритетных направлений:

  1. физкультурно-оздоровительного,
  2. социально-личностного,
  3. художественно-эстетического,
  4. интеллектуального.

Все программы ориентированы на их реализацию. Современные программы в содержание физического воспитания включают следующие разделы: воспитание гигиенической культуры, здорового образа жизни, валеологическое просвещение дошкольников, освоение двигательной культуры. К сожалению не все педагоги и родители знают особенности развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для повышения эффективности данной работы  целесообразно проводить семинары-практикумы, беседы, консультации, тренинги для педагогов и родителей, которые позволят: определить единые подходы к организации питания, сна, средствам закаливания, воспитанию культурно-гигиенических навыков, обеспечению достаточного пребывания детей на свежем воздухе, привлечь родителей к активному участию в решении задач, повысить педагогическую культуру родителей.

Начальная  здоровьесберегающая  компетентность - готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и сохранением здоровья  (соблюдение личной гигиены; определение и поддержание состояния здоровья, физической культуры; соблюдение правил безопасности в быту, в разных видах деятельности; разумное поведение в непредвиденных ситуациях; оказание элементарной медицинской, психологической  помощи себе и другим).

В книге Деркунской «Диагностика культуры здоровья дошкольников» впервые представлена комплексная диагностика культуры здоровья детей дошкольного возраста и технология ее использования в дошкольном образовательном учреждении..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

 Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....

«Использование мультимедийного сопровождения в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Презентация предназначена для педагогов ис пользующих в своей работе компьютерные технологии, интерактивное оборудование, надеемся, что данная презентация будем вам интересна...

Статья Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии и их использование в педагогическом процессе д...

Статья Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии и их использование в педагогическом процессе д...

Семинар-практикум Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения...