Статья Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
статья (средняя группа)

Гергиль Светлана Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

 

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии и их использование в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.

Из выше изложенного следует, что проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.

Первостепенной задачей в дошкольном образовании на протяжении многих лет является задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Здоровье наших воспитанников - это общая проблема медицинского персонала, педагогов и родителей. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий.

Целью нашей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В соответствии с этим определилась следующая задача:

- охрана и укрепление здоровья детей, создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении.

Для решения данной задачи в нашем детском саду получила широкое применение здоровьесберегающая практика:

закаливающие процедуры: в течение дня неоднократно дети ходят босиком по покрытому и непокрытому полу; детей обучают обширному умыванию прохладной водой, рекомендованное региональной программой физического развития детей «Север», автор Л.В. Шарыпова; осуществляется полоскание горла и полости рта растворами трав (шалфея, ромашки, календулы и т.д.) или раствором морской соли.

дыхательные упражнения: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, К. П. Бутейко, респираторная гимнастика Э.В.Стрельцовой;

осуществляется организация двигательной активности через подвижные, хороводные игры, общеразвивающие упражнения, проведение утренней гимнастики, динамических часов, физкультурных занятий, занятий по плаванию, а также через участие детей в секции синхронного плавания на базе дошкольного учреждения;

профилактика заболеваемости опорно-двигательного аппарата: упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления мускулатуры спины, гимнастика в постели после сна;

профилактика нарушения зрения: упражнения для укрепления мышц глазного яблока;

развитие мелкой мускулатуры рук: пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов, мешочки с крупами, карточки с наклеенными на них различными поверхностями.

Таким образом, система оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Изучив литературу, мною были составлены и внедрены в педагогическую практику комплексы упражнений для детей среднего дошкольного возраста на весь учебный год, которые сменяются 2 раза в месяц. Каждый комплекс включает в себя:

1. Пальчиковую гимнастику.

2. Гимнастику для глаз.

3. Упражнения для укрепления мускулатуры спины и формирование осанки.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия.

5. Дыхательную гимнастику.

Предлагаю один из комплексов упражнений:

  1. И.П. - основная стойка - руки перед собой, согнуты в локтях: силовое сгибание, разгибание пальцев.
  2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 4-5 р.
  3. Дети кладут книгу на голову и, выпрямившись, ходят по кругу. Нельзя прикасаться рукой к книге или ронять ее. Вместо книги на голову можно положить какой-нибудь другой предмет.
  4. Дети садятся на пол или на табурет, крепко сжимают пальцы ног, а затем с силой их распрямляют. Подобное упражнение хорошо и для кистей рук.
  5. И. п. - сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону с поворотом туловища - вдох, вернуться в и. п. - выдох. То же в другую сторону.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, педагоги дошкольных образовательных учреждений способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Литература

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

2.Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 112с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии и их использование в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.

Из выше изложенного следует, что проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.

Первостепенной задачей в дошкольном образовании на протяжении многих лет является задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Здоровье наших воспитанников - это общая проблема медицинского персонала, педагогов и родителей. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий.

Целью нашей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В соответствии с этим определилась следующая задача:

- охрана и укрепление здоровья детей, создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении.

Для решения данной задачи в нашем детском саду получила широкое применение здоровьесберегающая практика:

закаливающие процедуры: в течение дня неоднократно дети ходят босиком по покрытому и непокрытому полу; детей обучают обширному умыванию прохладной водой, рекомендованное региональной программой физического развития детей «Север», автор Л.В. Шарыпова; осуществляется полоскание горла и полости рта растворами трав (шалфея, ромашки, календулы и т.д.) или раствором морской соли.

дыхательные упражнения: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, К. П. Бутейко, респираторная гимнастика Э.В.Стрельцовой;

осуществляется организация двигательной активности через подвижные, хороводные игры, общеразвивающие упражнения, проведение утренней гимнастики, динамических часов, физкультурных занятий, занятий по плаванию, а также через участие детей в секции синхронного плавания на базе дошкольного учреждения;

профилактика заболеваемости опорно-двигательного аппарата: упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления мускулатуры спины, гимнастика в постели после сна;

профилактика нарушения зрения: упражнения для укрепления мышц глазного яблока;

развитие мелкой мускулатуры рук: пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов, мешочки с крупами, карточки с наклеенными на них различными поверхностями.

Таким образом, система оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Изучив литературу, мною были составлены и внедрены в педагогическую практику комплексы упражнений для детей среднего дошкольного возраста на весь учебный год, которые сменяются 2 раза в месяц. Каждый комплекс включает в себя:

1. Пальчиковую гимнастику.

2. Гимнастику для глаз.

3. Упражнения для укрепления мускулатуры спины и формирование осанки.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия.

5. Дыхательную гимнастику.

Предлагаю один из комплексов упражнений:

  1. И.П. - основная стойка - руки перед собой, согнуты в локтях: силовое сгибание, разгибание пальцев.
  2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить 4-5 р.
  3. Дети кладут книгу на голову и, выпрямившись, ходят по кругу. Нельзя прикасаться рукой к книге или ронять ее. Вместо книги на голову можно положить какой-нибудь другой предмет.
  4. Дети садятся на пол или на табурет, крепко сжимают пальцы ног, а затем с силой их распрямляют. Подобное упражнение хорошо и для кистей рук.
  5. И. п. - сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону с поворотом туловища - вдох, вернуться в и. п. - выдох. То же в другую сторону.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, педагоги дошкольных образовательных учреждений способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Литература

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

2.Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Понятия  «здровье...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....

Статья Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии и их использование в педагогическом процессе д...

Статья "Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

 В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной...

Семинар-практикум Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения...