Чувашские народные игры как средство физического развития детей
материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Степанова Лариса Никоноровна

Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №136» г. Чебоксары, Чувашской республики

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

подготовила

инструктор по физической культуре

 Степанова Лариса Никоноровна

г. Чебоксары

2013

                         

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

Возраст детей: 5-7 лет

Место проведения: спортивный зал, игровая площадка на прогулке.

Цель: Ознакомить содержанием физического развития и оздоровлением детей на традициях чувашского народа. Развивать  интерес  к физической культуре и формировать  двигательный активность детей.

Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

 Игры возникли и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Стрельба из лука» (Ухапа пемелле), «В лошадки» (Лашалла) свидетельствуют о том, что чуваши когда-то участвовали в военных походах, битвах, игры «Слепой баран» (Суккар такалла), «В быка»  (Вакарла), дают понять, что чуваши держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, а игры «В царя» (Патшалла) отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве.

 Игры детей  было  тесно связано с трудовыми действиями, многие из них перерастали в труд или являлись следствием труда. Так, например, весной детям поручали скребком чистить линяющую лошадь или корову. Дети мыли, чистили, аккуратно собирали шерсть и изготавливали из нее войлочные шары  для игр в мяч. Среди мальчиков были распространены игры на вытягивания. Само название игры «Вытягивание брюквы» (Кашман калармалла) говорит о том, что она возникла как результат подражания детей труду взрослых Наличие во многих играх таких элементов подражания пробуждало трудовые интересы и готовило детей к практической деятельности.

 В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость  действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами.  В других играх сюжет и роли отсутствуют,  двигательные задания регулируются только правилами. В-третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

 Почти все игры  рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. Команда игроков формируются по ходу игры, завершающим этапом  которой является борьба за перетягивание  игроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок борется уже не за свою команду, а за ту, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна и солнце» (Уйах е хевел), «Тилирам» (Ал татмалла). С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства  или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

  Каждый участник игры должен  изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений  и поведения. Только тогда можно говорить как о достойном участнике игры.

  Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их  процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.

 Анализ и сравнения детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, это дружба проникала и в детскую среду. Такие  игры, как «Жмурки», «Прятки», а также песенки «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

 

Примерные чувашские народные игры, считалки, жеребьевки:

 Журавушка (Тарналла)- Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному  журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

  Пекарь (Сакар песерекен)- Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

Игроки: « Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: « Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

 Лошадки (лашасем)- один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

 Слепой баран (Сукар такалла)- по жребию выбирают  водящего – слепого барана. Ему завязывают  платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:

Дверь крепка и прочна,

Не пускает в дом она.

Тот, кто хорошо растет,

В эту дверь легко пройдет.

Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.

Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.

 Лесничий (Варман хуралсилле)- один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы в гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать  игроков и т.д.).

 Ручейки (Юхан  шывсем)- игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных  направлениях  ( каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

Пустая изба (Пуша пуртле)- игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки  меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.

Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

 Отгадай имя (Ятне пел)- один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

Считалки

  1.Ать-два в сапогах,

 Командир-то наш в лаптях.

 2.На горе овес дед сеял,

 И пшеницу тоже сеял.

 С кем все это убирать?

 Остается нам назвать.

 

 3.В лес красавица лиса

 Заманила петуха.

 Его хозяин –

 Среди нас.

 Он водить

 Начнет сейчас.

 4.В нашем чудном огороде

 Иволга щебечет вроде.

Я считаю: раз, два, три,

 Этот птенчик – точно ты.

 

 5.Ветерочек навевает

 И березоньку качает,

 Крылья мельницы вращает,

 Зерно в муку превращает,

 Ты, дружочек, не смотри,

 Выходи к нам – и води.

 6. Ехал купец по дороге,

Вдруг слетело колесо.

Сколько надобно гвоздей

Починить то колесо?

7.Баню бабушка топила

Где-то ключик оборонила.

Кто найдет-водить пойдет.

Жеребьевки

   1.Берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры.  На одной ставят метку. Все  палочки  кладут в коробку или ящичек, перемешают. Затем игроки по очереди берут по одной палочке. Кто вытягивает жребий с условной меткой, тому и быть ведущим.

   2.Один из игроков прячет за спиной жребий и говорит: «Кто угадает, тому и водить». К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто выбирает правую, а кто левую руку?» После ответов жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.                        

   3. Один из игроков берется за один конец палки или веревки, за ним второй, третий и т.д. Кому  достанется противоположный конец палки или веревки, тому водить или начинать игру.

   4. Игроки выстраиваются в ряд лицом к ведущему и вытягивают вперед руки ладонями вниз. Ведущий ходит перед игроками, рассказывает стихотворение, неожиданно останавливается и задевает руки игроков. Те, кто не успел спрятать руки, становятся водящим.

Литература

  1.  Махалова И.В., Николаева Е.И  Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры как средство физического развития детей

Консультация для воспитателей«Народные игры как средствофизического развития детей»...

подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста

В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...

«Чувашские народные игры как средство физического развития детей»

   Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому....

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физ...

Народная игра, как средство физического развития дошкольников

Уважаемые коллеги! представляю вашему вниманию презентацию на тему "Народная игра, как средство физического развития дошкольника" Здесь раскрывается именно тема использования музыкальных нар...

Чувашские народные игры как средство физического развития

Чувашские народные игры как средство физического развития...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...


 

Комментарии

Лариса Николаевна!Взяла Вашу работу на карандаш!Разучу игры со своими учениками!Спасибо!Загляните и ко мне на страничку!Будет интересно узнать Ваше мнение !http://nsportal.ru/node/499316