Публикация формирование правильной осанки
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Пушкина Антонина Борисовна

Формирование осанки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_pravilnoy_osank1.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка правильной осанки

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности. Рационально организованное рабочее место ребенка обеспечивает относительный покой, расслабление и отдых многих мышечных групп. Следовательно, правильный подбор мебели (стола и стула), ее установка по отношению к светонесущей оконной стене, достаточное освещение должны находиться под контролем педагогов и родителей.

Чтобы правильно подобрать стол и стул каждому ребенку, нужно измерить его рост и определить ростовую группу. В зависимости от роста ребенка определяются размеры необходимой ему мебели (табл. 1).

Размеры основной мебели для детей

Таблица /

Группа роста детей

(мм)

Г руппа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

до 850

00

340

180

свыше 850 до 10ОО

0

400

220

100-1150

1

460

260

1150-1300

2

520

300

1300-1450

3

580

340

Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела
каждого ребенка — одно из обязательных условий для форми-
рования у детей правильной осанки.

Правильно подобранный стул

Высота сиденья стула над полом должна быть равной
длине голени ребенка вместе с высотой стопы и каблука обу-
ви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья не-
сколько превышает ширину таза ребенка, спинка стула должна
доходить до нижнего края лопаток.


Низкий стул: у ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости. Высокий стул: положение тела ребенка неустойчиво, он принимает неправильные позы, утомляется.

  • Постель не должна быть слишком мягкой, подушка — большой. Длина кровати должна превышать рост ребенка на 20—25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
  • Не рекомендуется до трех месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до шести месяцев сажать, до 9—10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за руку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Поза ребенка в любых видах его деятельности постоянно должна быть в центре внимания взрослых.
  • Во время сна нельзя допускать, чтобы дети спали всегда на одном и том же боку или чтобы малыш спал, свернувшись калачиком. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник.
  • На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень утомительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены.
  • Если ребенок стоит, необходимо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
  • Сохранение правильной осанки при выполнении различных движений более сложно. Мышцы ребенка должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела.

Наиболее действенным средством формирования навыка правильной осанки является физическое воспитание.


Профилактика нарушений осанки

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап-
парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений,
мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной
осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз-
можностям детей и постепенно усложняться с возрастом.

В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ-
ными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота.
При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям
симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо
чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем.
Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упраж-
нения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает
голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лежа и с пособиями
(палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали
упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире
плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются на-
клоны туловища, повороты в сторону.

Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения
в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при
любой возможной позе и движении.

© Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует помнить, что спор-
тивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма, необходимо
чередовать ее с отдыхом, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упраж-
нений на расслабление.

Закреплению навыка правиль-
ной осанки способствуют упражнения
у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрос-
лый фиксирует внимание детей на пра-
вильном положении тела. Это же реко-
мендуется выполнять во время ходьбы,
бега, при проведении подвижных игр
с правилами.

Внимание! Дети с выраженными
нарушениями осанки нуждаются в допол-
нительных занятиях по лечебной физиче-
ской культуре (ЛФК).


Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), имеющих нарушения осанки

  1. И. п.: стоя, руки вдоль туловища; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
  2. И. п.: то же, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
  3. И. п.: то же, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
  4. И. п.: то же, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене и не отрывая таза, плеч, головы от стены.
  5. И. п.: лежа на спине. Голова, туловище, ноги образуют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.
  6. И. п.: лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
  7. Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в по- луприседе, с высоким подниманием коленей ит. д.
  1. «        «Обруч вверх». И. п.: ноги врозь, обруч вниз. 1 — обруч вверх, посмотреть; 2 — к плечам; 3 — вверх; 4 — и. п., сказать «вниз». Следить за перемещением обруча. Повторить 4—5 раз.
  2. «Из руки в руку»- П. п.: ноги слегка расставить, обруч вниз в правой руке. 1 —2 — обруч через сторону вверх, передать в другую руку; 3—4 — и. п. Следить за перемещением обруча. То же, обруч в левой руке. Повторить по 2—3 раза каждой рукой.
  3. «Поверни обруч». И. п.: сидя в обруче, ноги скрестно, обруч у пояса. 1—2 — поворот вправо, повернуть и обруч; 3—4 —

и.        п. То же влево. Смотреть в сторону поворота. Повторить по 3 раза.

  1. «Посмотри в окошко». И. п.: ноги врозь, обруч перед грудью. 1 —2 — одновременно наклон вперед и обруч вперед — выдох; 3—4 — и. п. Повторить 4—5 раз.
  2. «Положи и возьми». П. п.: ноги слегка расставить, обруч вверх. 1 — присесть, положить обруч; 2 — выпрямиться, руки за спину; 3 — присесть, взять обруч; 4 — и. п. Повторить 4—5 раз.
  3. «Весело шшсш». И. п.: стоя серединой стопы на обруче, руки на пояс. Приставным шагом двигаться по обручу два полных круга вправо. То же влево. Повторить
  1. 3 раза.
  1. «Глубоко дыши». И. п.: ноги слегка расставить, обруч у плеч, хват с боков. 1 — обруч вверх, вдох; 2 — и. п. — выдох. Повторить 3—4 раза. Темп выполнения упражнения медленный.

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения осанки

  1. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — палку вперед; 2 — вверх, 3 — вперед; 4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  2. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1 —3 — плавными движениями поднимать палку назад вверх; 4 — и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить
  1. 5 раз.
  1. И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 —2 — наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
  2. И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 — поднять палку вверх; 2 — наклон вправо; 3 — поднять палку вверх; 4 — и. п. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  3. И. п.: стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 — поворот корпуса вправо, одновременно руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  4. И. п.: лежа на животе, палка в прямых руках. 1—2 — палку вверх, посмотреть на нее; 3—4 — и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6—8 раз.
  5. И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сзади. 1 —4 — ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4—6 раз.
  6. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох; 2 —

и.        п. — выдох. Повторить 6—8 раз.

Дыхательные упражнения при нарушениях осанки

Положительный эффект при нарушениях осанки дают дыхательные упражнения. Они оказывают общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, способствуют развитию разных групп мышц. Наиболее часто с этой целью используются динамические дыхательные упражнения (с движением туловища, рук и ног), а также дыхательные упражнения с произнесением звуков (звуковая гимнастика).

Упражнения дыхательной гимнастики

  1. «Ветер дует». И. п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс — вдох. 1 —4 — согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить звук «у-у-у», принять и. п. Повторить 6—8 раз.
  2. «Гуси шипят». И. п.: стоя, ноги параллельно, руки вниз — вдох. 1 —2 — наклон вперед, голова прямо, руки отвести назад, выдыхая, произносить звук «ш-ш-ш»; 3 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  3. «Насос». И. п.: стоя, ноги врозь, руки вниз — вдох. 1—2 — наклон вправо, скользя как можно ниже правой рукой вдоль туловища, левая — до подмышки, голова и туловище прямо, выдыхая, произносить звук «с-с-с»;
  1. 4        — и. п., вдох. То же влево. Повторить
  2. 6        раз.
  1. «Каша кипит». И. п.: сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь.(выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4—6 раз.
  2. «Петух». И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5—6 раз.
  3. К<Ежик».        И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленно выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Повторить 4—5 раз.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы — пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
  3. Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприседе.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной осанки у дошкольников

Рекомендации для родителей.Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы...

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у детей".

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям  по предупреждению нарушения  осанки у детей", "Формирование  правильной  осанки у ...

Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.

Содержание Методических рекомендаций:Введение1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...