«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

       «Использование фольклора в развитии двигательной активности  

                         детей старшего дошкольного возраста»

                                              Огородникова Е.Н., Токарь И.М. воспитатели

                                              группы детей с тяжелыми нарушениями речи

                                              МДОУ детский сад №126.

   На современном этапе  одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

  Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.

  «Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

    Исследования  последних лет говорят о том, «что существующий двигательный режим в ДОУ лишь на 50-60% может реализовать естественную потребность детей в движениях. Для достижения высокого уровня двигательной активности каждого ребенка в течение дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах работы по физическому воспитанию детей:  физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д.»

  Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям  физкультурой, «оживить» этот процесс,  обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.

Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки, а также различные народные игры: игры-забавы, подвижные игры, хороводные игры.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

  Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных  эмоций,   он  выразителен  и  доступен  детям дошкольного  возраста,  вызывает  активную  работу  мысли, способствует расширению кругозора детей,  помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

   Развитие двигательной активности дошкольников проходит через все формы физического воспитания, поэтому  вначале  были составлены картотеки  комплексов утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна с использованием фольклора; сделан  подбор интересных считалок, доступных для детей старшего дошкольного  возраста по своему изложению и содержанию;  составлены   картотеки русских народных подвижных и хороводных игр;  оформлена  фонотека: музыкальные композиции на различные виды движений, голоса и шумы природы ( лес, море, река, голоса домашних животных, стихи и потешки о них), русские народные мелодии для хороводных игр, чтобы физкультурные занятия  были эмоционально привлекательны для детей. Разнообразные пособия: платочки, ленты, «снежки», набивные мешочки, картонные многофункциональные модули разного цвета, формы, размера, маски-шапочки персонажей русских народных сказок, нетрадиционное оборудование к занятиям и подвижным играм.

  Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей.

  Учитывая это главное условие, необходимо  в начале работы провести  диагностику двигательных умений у детей;  экспресс-опрос по выявлению знаний детьми потешек, считалок, игр; умение и желание отгадывать загадки.

   Исходя из результатов диагностики были выделены  следующие задачи:

 -  поддерживать интерес к физической культуре посредством русских народных традиций, использовать фольклор, как эмоционально-образное средство влияния на детей;

 - сочетать фольклор с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей в измененной обстановке;

 - активизировать двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность детей посредством фольклора;

 - способствовать приобщению детей к культурным традициям русского народа, обеспечивающим в полной мере полноценное физическое, умственное и эстетическое развитие дошкольников.

   Для решения поставленных задач  был разработан  план работы с детьми на год.  Он составлен  таким образом, чтобы каждый вид двигательной деятельности отвечал поставленным задачам. В него включены  направления  наиболее важные в развитии двигательной активности.

-Физкультурные занятия с  использованием фольклора: сюжетные ( «Гуси-лебеди», «Ах, ты репка, крепкая», «Колобок»), двигательно-творческие («В гости к солнышку», «В гостях у лесных жителей», «Смоляной бычок»), музыкально-ритмические, игровые ( «Путешествие по сказкам», «Пляшут наши малыши», «Солнечные зайчики»).

-Досуги построенные на фольклоре ( «В гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие).

-Утреннюю гимнастику с включением фольклора.

-Оздоровительную гимнастику после сна в сочетании с фольклором.

-Русские народные подвижные и хороводные игры.

  Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на этих занятиях очень разнообразны.

У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности.

Польза от совершенных детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Поэтому в  начала фольклорные произведения  в занятия  стали включать в форме миниатюр: небольшие потешки, считалки, загадки, сказки. Их роль невозможно переоценить. Вслушиваясь в текст потешки, считалки, их ритм, дети непроизвольно представляют образ персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ помогает качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.

  Физические упражнения в сочетании с фольклором  располагаются на занятии в определенном порядке, учитывая физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного  возраста. Физкультурные занятия  строятся таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются  двигательные задачи. Для этого используются русские народные сказки, хорошо знакомые детям, в форме двигательного рассказа.

  «Сказки, как писал К.Д.Ушинский, - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

  Яркие образы героев сказки лучше запоминаются и передаются в движении. Для развития двигательных умений и навыков, для закрепления О.В.Д. (подлезание, пролезание в обруч, прыжки в высоту с места; прокатывание  

ограниченной площади опоры и т.д.) все занятия строятся в форме двигательного рассказа на сказках: «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок».

  Эти сказки хорошо знакомы детям, они с большим удовольствием «пересказывают» их, ярко и образно выполняя движения, получая при этом эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту физическую нагрузку, а  педагог поставленных задач и целей занятия по обучению детей двигательным навыкам.

   Игровые физкультурные занятия строятся  на основе русских народных подвижных игр. Для решения задач каждой части занятия  подбирались игры и игровые упражнения с соответствующими движениями, и уже знакомые детям. Такое занятие  проводилось как итоговое, в форме досуга.

   Русские народные подвижные и хороводные игры  использовались и для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений.

  С новыми народными играми детей знакомили  до занятия; на прогулках, в свободное от занятий время по подгруппам.  Рассказывали  им о ее названии, правилах, содержании. При этом подчеркивалось смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. (В игре «Баба Яга» - быстро допрыгать до

«домика»; скамейка, куб; подняться на него чтобы Баба Яга не успела схватить убегающего).

  Разучивали рифмованный текст, который раскрывает содержание игры и служит в ней сигналом к действию.

  Как один из приемов организации подвижной игры использовали заклички к играм.  Услышав слова знакомого зачина, дети строятся в круг и игра продолжается, при этом не растрачивается время занятия впустую, это помогает повысить моторную плотность занятия.

  Во время прогулок  знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет. Учили детей распределять ведущие роли в игре с помощью считалок.    

  Считалки - короткие рифмованные стихи, доставляют детям радость, способствуют активизации двигательной активности и помогают развивать воображение, активизируют мыслительную деятельность. Помогают в воспитании выдержки, внимания, чувства товарищества. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

-«Пчелы в поле полетели, зажжужали, загудели. Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты!» «Раз у нашего Степана, караулил кот сметану, Кот сидит - сметаны нет. Помогите-ка Степану, Поищите с ним сметану!

  Полученные на занятиях знания, дети активно используют в повседневной жизни, играют в различные игры, хороводные, в форме двигательного рассказа показывают сказки в театрализованном  уголке  группы,  читая  вслух  потешку  - воспроизводят ее вместе с движениями.

  Помимо занятий с использованием фольклора, русских народных подвижных и хороводных игр,  включали  фольклор в активный отдых детей: физкультурные досуги, праздники, в физкультурно – оздоровительную работу.  В утреннюю  гимнастику  включали различные музыкально - ритмические композиции: «Веселые путешественники», «Ки-ко-ко - птичий двор», комплексы упражнений, построенные на загадках - «где мы были не скажем, а покажем», на потешках - «потешки для малышей», на закличках - «дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей».

  Дети с удовольствием выполняют оздоровительную гимнастику после сна, особенно когда она проходит под народную музыку, с использованием потешек, считалок,  создающую радостный настрой.

  Фольклорные произведения  также включались  в комплекс пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры, в динамические паузы, в различные режимные моменты.

В  середине учебного года была проведена сравнительная диагностика физического развития детей, которая выявила, что  уровень освоения двигательных навыков составил более 50%.

   Анализируя данные диагностики можно сделать выводы.  Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны движения, с использованием фольклора, как эмоционально - образного средства влияния на детей, поддерживается интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Под воздействием фольклорных физкультурных занятий, и других форм работы с детьми с включением фольклора, происходят существенные изменения в физическом развитии детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. В известной степени у детей развиваются самостоятельность, настойчивость, двигательные умения и навыки. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы. Можно также отметить,  что использование фольклора в развитии двигательной активности, оказало положительное влияние на общее и речевое развитие детей, способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

в статье рассматривается влияние подвижных игр на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста....

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по использованию нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми старшей группы...

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности старших дошкольников.Задачи:1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигат...

Спортивно- интегрированное занятие по проекту " Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста", "По страницам сказок"

Развитие у детей младшего дошкольного возраста двигательной активности, развитие личных качеств таких как выдержка, смелость, решительность, умение играть сообща....