Программа по развитию психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Королева Екатерина Олеговна

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е. А. Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.).

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [2, 3].

Педагоги и психологи отмечают, что среди детей 5-6 лет резко увеличивается количество детей, имеющих различные отклонения в психомоторном развитии. В то время как ведущим показателем физического и умственного здоровья детей  является психомоторное развитие. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению. Процесс психического развития ребенка рассматривается нами в системе понятий Л. C. Выготского: «источник», «движущие силы развития» и «условия воспитания». Такой подход отражает специфику психического развития человека как существа по своей природе социального, активного и «деятельностного». Ребенок обладает повышенной внушаемостью, стре­мится подражать. Ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги — его главные авторитеты. Огромные возможности профилактики и коррекции от­клонений в психомоторном развитии лежат в осознанном отношении роди­телей к проблеме психомоторного развития детей [1, 4].

Собственные исследования по развития психомоторных способностей девочек 5-6 лет на этапе начальной подготовки занимающихся художественной гимнастикой, показали уровень психомоторного развития гимнасток на констатирующем этапе эксперимента, их слабые места, позволяющие понять в каком направлении развития психомоторики сосредоточить усилия.

В связи с этим необходимо создание комплексных развивающих и профилактических программ, направленных на совершенствование психомоторного развития девочек 5-6 лет с активным участием в них родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhomotornye_sposobnosti.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Екатерина Олеговна

Программа по развитию психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки

(Кружковая деятельность в МБДОУ ДС № 203)

Ключевые слова: программа, художественная гимнастика, психомоторика, психомоторные способности, тестирование, соревновательные упражнения.

Актуальность.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е. А. Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.).

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [2, 3].

Педагоги и психологи отмечают, что среди детей 5-6 лет резко увеличивается количество детей, имеющих различные отклонения в психомоторном развитии. В то время как ведущим показателем физического и умственного здоровья детей  является психомоторное развитие. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению. Процесс психического развития ребенка рассматривается нами в системе понятий Л. C. Выготского: «источник», «движущие силы развития» и «условия воспитания». Такой подход отражает специфику психического развития человека как существа по своей природе социального, активного и «деятельностного». Ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги — его главные авторитеты. Огромные возможности профилактики и коррекции отклонений в психомоторном развитии лежат в осознанном отношении родителей к проблеме психомоторного развития детей [1, 4].

Собственные исследования по развития психомоторных способностей девочек 5-6 лет на этапе начальной подготовки занимающихся художественной гимнастикой, показали уровень психомоторного развития гимнасток на констатирующем этапе эксперимента, их слабые места, позволяющие понять в каком направлении развития психомоторики сосредоточить усилия.

В связи с этим необходимо создание комплексных развивающих и профилактических программ, направленных на совершенствование психомоторного развития девочек 5-6 лет с активным участием в них родителей.

Целью работы являлась разработка программы развития психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Экспериментально разработать методику развития психомоторных способностей у девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки и проверить её эффективность в тренировочном процессе.

Организация и методика работы. В работе были использованы: теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы, педагогическое наблюдение и тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, математическая статистика.

Педагогический эксперимент проводится  на базе МБДОУ ДС № 203  с гимнастками 5-6 лет, группа начальной подготовки. Исследование проводиться с марта 2013 года, до марта 2014 года. В экспериментальной группе (ЭГ) 15 человек, а в контрольной (КГ) 13 человек. Перед началом эксперимента все его участники прошли тестирование по психомоторной и технической подготовленности. Для оценки психомоторных способностей, было выбрано 11 тестов рекомендованных: В. Л. Марищук, Т. С. Лисицкой, А. М. Шлеминым [5, 6, 7]. На основе полученных данных были сформированы две равноценные по уровню подготовленности группы - экспериментальная и контрольная. Достоверных различий между средними показателями контрольных упражнений в этих группах не обнаружено.

Полученные данные сравнивались с результатами соревнований по упражнению без предмета у юных гимнасток 5-6 лет. Затем проведен корреляционный анализ между выбранными тестами и оценками за упражнение на соревнованиях для определения их информативности и пригодности в оценке психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Спортсмены контрольной группы занимались по общепринятой методике обучения. Акцент при обучении испытуемых экспериментальной группы делается на точное выполнение специально разработанной программы по развитию психомоторных качеств ребенка.

Программа представляет собой сочетание двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел рассчитан на развитие у родителей осознанного отношения к развитию психомоторных качеств, представления о том, каким образом осуществляется процесс развития психомоторных качеств и каковы способы их развития в домашних условиях. Практический раздел включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с музыкальным сопровождением. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование музыкальных подвижных игр, ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а также продуктивной познавательно-творческой деятельности.

Учебная программа теоретического раздела рассчитана на 9 часов, практического - на 36 часов. Общее время ведения программы - 45 часов.

В практический раздел входит: пальчиковая гимнастика под музыку, музыкально-ритмические движения, игры на руках и коленях, упражнения на развитие речи интеграция с физическими упражнениями, упражнения на развитие мелкой моторики, музыкально-ритмические движения, свободная игра для детей.

Ниже в таблице 1 представлен учебный план по развитию психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой.

        Таблица 1- Учебный план «Развитие психомоторных качеств»        

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретический раздел (беседа с родителями)

Практический раздел (Темы занятий с детьми по месяцам)

Теорет.

Практ.

1

Изучение закономерностей психического развития детей 5-6 лет.

Внимание и самоконтроль

5

1

4

2

Значение формирования психомоторных свойств детей 5-6 лет.

Воображение и саморегуляция

5

1

4

3

Взаимодействие ребенка с родителями.

Рефлексия, эмпатия, бессловное общение

5

1

4

4

Психолого-педагогические подходы в работе с детьми 5-6 лет по формированию психомоторных свойств

Состояние сознания

5

1

4

5

Развитие крупной моторики и координации движений.

Путешествие внутрь себя

5

1

4

6

Развитие мелкой моторики.

Вкус расслабл.

5

1

4

7

Ритм - основа жизни ребенка.

От действия к мысли

5

1

4

8

Влияние музыкального воспитания на развитие психики ребенка.

Конкурс бездельников

5

1

4

9

Развитие творческих способностей детей.

Человек молния

5

1

4

Ниже в таблице 2 представлены  несколько упражнение включенных в практическую часть программы по развитию психомоторных способностей.

Таблица 2 – Упражнения по развитию психомоторных способностей

Внимание и самоконтроль. Упражнение «Пальцы»

Сесть в круг, переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут.

Воображение и саморегуляция. Упражнение «Лабиринт»

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд заводит своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, (прямо, направо, налево), после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, ведомый должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях. В это время заводящий по своей схеме контролирует путь партнера. Если с заданием справились успешно, усложнение задания.  

Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение. Упражнение  «Шеренга»

Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. Все закрывают глаза и по хлопку подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. но обязательно вращение (на 90, 180). Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Состояние сознания. Упражнение  «Шарик и гиря»

Участники встают в круг, повернувшись спинами к центру. Руки вытягиваются вперед так, чтобы кисти правой и левой рук находились на одном уровне. Глаза закрыты. Предлагается вообразить, что к кисти правой руки привязан воздушный шар, а к левой руке — тяжелая гиря. Через 1-2 минуты дается команда открыть глаза. После того как освоены упражнения на внимание и воображение, это задание практически всегда приводит к тому, что кисть правой руки оказывается выше кисти левой.

Путешествие внутрь себя. Упражнение «Замедленное движение»

Сесть в удобное положение, предплечье правой руки положить на бедро и повернуть ее раскрытой ладонью к себе. Все закрывают глаза и начинают медленно сжимать пальцы правой руки в кулак. Время работы над заданием от 1 до 5 минут. По окончании упражнения расспрашивают участников о тех ощущениях, которыми сопровождалось движение пальце.

Вкус расслабленности. Упражнение  «Контраст»

Сесть в удобное положение. Сожмите правую руку в кулак. Через 10-12 секунд свободно бросьте руку на бедро, закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в кисти и правом предплечье. По прошествии 3-4 минут концентрации на правой руке упражнение повторяется, после чего участники группы переходят к обсуждению.

От действия к мысли. Упражнение  «Задержка»

Занимающиеся рассаживаются в круг в удобное положение и закрывают глаза. По команде все сжимают правую руку в кулак и, наполнив ее расслаблением, начинают состязаться, кто дольше сможет удержать руку в расслабленном состоянии. Об утере релаксационного ощущения каждый сразу же дает знать.

Конкурс бездельников. Упражнение  «Эксперт»

Группа разбивается на две равные по числу участников команды. В каждой команде назначается «эксперт». Он отворачивается, а в это время команда выбирает нескольких расслабляющихся. Участники рассаживаются в круг, занимают удобные позы и закрывают глаза. Выбранные участники группы начинают расслабляться. Через 30-40 секунд «эксперт» приступает к работе. Его задача - внимательно оглядеть всех игроков своей команды и найти расслабляющихся.

«Человек-молния». Упражнение «Спринт»

Предлагается  группе своеобразное состязание: кто быстрее десять раз хлопнет в ладоши. При этом они должны делать не настоящие, а воображаемые хлопки. По команде дается старт, а для более точной оценки исхода борьбы последний, финишный, хлопок делается не в воображении, а наяву [8].


Выводы:

Программа по развитию психомоторных качеств девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки,  носит комплексный характер. В программе представлены все виды деятельности. Занятие проходит в спокойной, положительной атмосфере. Этому способствует  выделенные нами психолого-педагогические условия – активное взаимодействие с ребенком родителей и музыкальное сопровождение, которое создает положительный эмоциональный настрой на занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983.

2. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, JI. A. Венгер, А. Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1967. – 322 с.

3. Гуревич, М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

4. Платонов, К. К. Психомоторика. Сенсомоторные, идеомоторные и эмоционально-моторные процессы / К. К.  Платонов, Г. Г. Голубев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

5. Лисицкая, Т. С. Художественная гимнастика / Т. С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 231 с.

6. Шлемин, А. М. Юный гимнаст / А. М. Шлемин.  М.: Физкультура и спорт, 1973. – 376 с. 

7. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

8. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Психология и психотерапия, 1999. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"

Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников и приобщение их к художественной литературе посредством детского фольклора.

В материале я обобщила опыт работыс детьми по приобщению к художественной литературе черездетский фольклор....

Презентация проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»

 Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.   Наиболее эффективным средством для развития творческ...

Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»

Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...