СТАТЬЯ Адаптивное физическое воспитание - одна из форм организации здоровьесбереженя
статья по физкультуре на тему

Арутюнян Татьяна Анатольевна

Адаптивное физическое воспитание  направлено на формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья жизненно и профессионально необходимых знаний, двигательных умений и навыков, развитие нужных в быту  физических качеств и способностей, что имеет огромное значение для адаптации детей к жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Движения являются фундаментом развития ребёнка».

Врач – педиатр Чулицкая Л.И.

Адаптивное физическое воспитание –

одна из форм организации здоровьесбережения.

Движение составляет основу любой детской деятельности. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и на двигательных функциях, приводит к задержке психомоторного развития.

Для полноценного развития любого ребенка необходима двигательная активность.  В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности.  Это становится особенно актуально, когда речь идет о детях с проблемами в развитии.

Отклонения в физическом развитии у детей с нарушением зрения встречаются  в 3 – 4 раза чаще, чем у их нормально видящих сверстников. Одной из причин отклонений в физическом развитии является снижение двигательной активности детей из-за недостаточного зрительного контроля, связанного со сниженной остротой зрения, что затрудняет освоение основных движений. При отсутствии стереоскопического видения происходит нарушение прямолинейности и равномерности  ходьбы и бега. Зрительный контроль над движениями рук и ног усиливается, из-за этого возникает излишнее напряжение мышц конечностей. При монокулярном зрении – ребенок не охватывает полностью своего тела зрением. За счет этого снижается темп, ритм и скорость выполнения движений, нарушается координация движений.

Дефект   зрения  не является основной причиной отставания в физическом развитии детей с патологией зрения. Все чаще фиксируется у детей нарушение осанки, которое сопровождается снижением нормальной функцией органов брюшной и грудной полости, а так же дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Снижение функции дыхания и кровообращения ведет к снижению питания тканей,  следовательно – к более быстрой утомляемости организма. При нарушенной осанке меняется тонус мышц, снижается подвижность позвоночника, суставов. Деформация нижних конечностей снижает рессорные и опорные возможности стопы, способствует неправильному формированию  основных движений. Отставания в развитии познавательной сферы, нарушения восприятия и ориентировки в пространстве.

В связи с этим в системе образования коррекционных учреждений для детей с нарушениями в развитии на первый план выдвигается создание специально  организованного коррекционно -  педагогического процесса воспитания и обучения с целью предупреждения и преодоления вторичных отклонений в различных сферах личности средствами адаптивного физического воспитания.

Адаптивное физическое воспитание  направлено на формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья жизненно и профессионально необходимых знаний, двигательных умений и навыков, развитие нужных в быту  физических качеств и способностей, что имеет огромное значение для адаптации детей к жизни.

Основная цель: обеспечение всесторонних и полноценных двигательных и психофизических способностей ребенка с патологией зрения без каких–либо скидок на дефект зрения  путем повышения физиологической активности органов и систем организма, а так же увеличение мобильности как средства интеграции детей  с ограниченными возможностями здоровья в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход как одна из форм организации освоения содержания образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».

   Основы здоровья ребенка закладываются в самом раннем детстве.Грамотно организованные и эффективные занятия физической культурой в детском саду являются важным условием формирования...

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Адаптивная физическая культура как вариативная форма физического воспитания детей с ДЦП

Адаптивная физическая культуры для лиц с ограниченными возможностями (ДЦП) - особенности, задачи, принципы, методы....

Консультация для воспитателей на тему: « Физкультурные занятия – одна из форм организации физического воспитания детей »

Главная задача физического воспитания в ДОУ - обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков. Обогащение двигатель...

Творческая мастерская как одна из форм организации работы с дошкольниками по здоровьесбережению.

В статье представлен опыт организации творческой мастерской по здоровьесбережению в старшей группе комбинированной направленности....

Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации

Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, напра...