Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»
статья на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptiv._fiz.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида №724

Адрес:111401, Москва, ул. Металлургов, д. 16                                                                       тел.: (495) 304 – 08 – 72                                                                                                                                                                                 Заведующая ГБОУ д/с №724                                                                                                      М.В. Кизбабаева    

                                                               Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                               Смирнова Ирина Алексеевна

Статья: «Адаптивное физическое воспитание

как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

2014 год

На протяжении всей жизни человеку требуется физическая нагрузка. Это единственный способ поддержать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии и, что более важно, при помощи мышечной работы сохранить резервные возможности всего организма, том числе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Физическая нагрузка должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.

Реакция организма человека с нарушением зрения на физическую нагрузку не может полностью соответствовать аналогичной реакции зрячего в силу перестройки различных систем, направленной на компенсацию зрительного дефекта. Известно, что фазовые циклические изменения активности всех жизненно необходимых систем организма (суточные, сезонные и другие биоритмы) зрячих не вполне соответствуют циклам изменения активности у слепых и слабовидящих, у которых биоритмы выражены слабо и имеют общую тенденцию к сглаживанию.

    В жизни человека состояние двигательной системы чрезвычайно важно. Ее следует рассматривать как систему саморегуляции, включающую прямые (афферентные) и обратные (эфферентные) каналы, обеспечивающие непрерывную обработку и регуляцию потока  информации по принципу нервною кольца с рефлективной взаимосвязью.

Все движения нашего тела осуществляются за счет силы, которую развивают мышцы при своем сокращении. Не случайно на долю мускулатуры приходится 36% веса взрослого человека. В мышцах располагаются питающие их сосуды и нервы, обеспечивающие двигательную и чувствительную иннервацию.

Разрабатывая учение о двигательном анализаторе, И.П. Павлов обращал внимание на центростремительную, афферентную его части, признавал, что так называемой двигательной области коры головного мозга присущи не только эфферентные, но главным образом афферентные функции. С этой точки зрения двигательная область стала рассматриваться как внешний корковый отдел двигательного анализатора. Не представляет сомнения исключительная сложность систем, имеющих отношение к двигательному анализатору, что определяется не только многообразием эфферентных и афферентных путей, обеспечивающих произвольные движения, но и, в значительной мере, результатом деятельности всей коры головного мозга, т. е. сложного комплекса анализаторов.

      У человека корковый отдел двигательной системы располагается в лобной доле, совпадая с территорией передней центральной извилины. Двигательная система в целом обеспечивается комплексной работой двигательного, вестибулярного, кожного и зрительного анализатора. В единстве с аналитической деятельностью осуществляются различные формы синтеза, в частности, образование в коре головного мозга временных связей. Одним из проявлений этой связи является вовлечение в процесс и второй сигнальной системы.

      Такая сложная взаимосвязанная система обеспечивает жизнедеятельность всего организма в целом. То есть живой организм представляет собой в высшей мере саморегулирующую систему, которая сама себя поддерживает, восстанавливает и даже совершенствует.

      Одна из наиболее характерных особенностей системы живого организма – стремление сохранить устойчивость внутренней среды (гомеостазис). При любом изменении внешней среды процесс приспособления и есть адаптация. Согласно гипотезе С.Н. Брайнеса и В.В. Свечинского (по В.П. Казначееву с соавт., 1980) в организме оптимально сочетаются автономия и саморегуляция разных уровней с централизованным контролем и управлением со стороны высшей нервной деятельности. Систему управления в живом организме можно представить состоящей из 3-х уровней, причем более высокий управляет более низшим.

      Низший уровень регулирования обеспечивает постоянство основных биологических параметров организма (АД, температура и пр.).

 На втором уровне происходит переработка информации из внутренних органов и сигналы управления для приспособления низшего уровня к изменению внутренней среды организма.

 Третий уровень управляет двумя предыдущими на основе переработки информации, поступающей из внешней среды.

   Интеграция уровней управления обеспечивается как гормонально-вегетативной лабильностью внутренней среды, так и адаптационными
свойствами
 целостного организма. По мнению P.M. Баевского, поддержание гомеостазиса связано с постоянной перенастройкой различных систем и возникновением реакций напряжения регуляторных механизмов с использованием нервных и гуморальных каналов в соответствии с меняющимися условиями внешней среды.

   Как уже указывалось, в системе гомеостазиса большое значение имеет адекватное функционирование и взаимодействие различных анализаторных систем, в частности зрительной и двигательной. При слепоте и слабовидении это взаимодействие нарушается, что не может не сказаться на возникновении особенностей формирования и нарушений функционирования двигательной системы. Сужение афферентации в связи с выпадением из системного комплекса такого важного компонента, как зрение, восполняется за счет содружественного участия сохранившихся анализаторов и воспроизведения следовых реакций в ЦНС под действием внешних раздражителей.

      Зрительное восприятие - это способность интерпретировать то, что мы видим, способность к процессу и пониманию информации, приносимой со светом. Повреждение и восприятия, и зрительных функций влияет на развитие пространственного и психомоторного чувства у слабовидящих. Психомоторное и пространственное восприятие у зрячих и слабовидящих детей идет по одинаковому закону, но у детей с нарушением зрения развитие идет медленнее. Разница между зрячими и слабовидящими в проблеме восприятия, а не в интеллектуальном замедлении. При развитии компенсаторных механизмов сила сигнала и скорость от кожного и слухового анализаторов иная.

Кожный анализатор (самый крупный анализатор нашего тела) – это функционально целостное образование, сформировавшееся в процессе филогенеза для восприятия и анализа различных видов внешних и внутренних раздражителей. Как и другие анализаторы, кожный характеризуется специфическими рецепторами, проводящими путями, переключающими реле и центральным представительством. Ощущение, возникающее в ответ на раздражение кожи, является результатом сложной интегральной деятельности всех структур анализатора. Оно является одним из составных частей осязания, представляющего собой более сложную форму кожного восприятия, куда входит также ощущение тепла, холода, вибрации, боли, зуда и др. Периферический отдел кожного анализатора охватывает всю поверхность тела и служит посредником между организмом и внешней средой.

Компенсаторное значение осязания трудно переоценить. Это чувство, приобретаемое с опытом. Незрячий человек как будто видит руками. Сначала этот анализатор является как бы средством обучения, так как дает сведения о текстуре, материале, температуре и др. Затем определение основы структуры объекта, ментальная идентификация объекта вне зависимости от его формы, высоты, материала, обнаружение отношения части воспринятого с восприятием в целом. Незрячие должны определить объект и представить его во всех измерениях.

Известно, что компенсаторная перестройка анализаторов затрагивает кожную чувствительность рук. А.А. Отелиным было установлено, что ладонные поверхности кистей рук представляют высокоразвитые рецепторные поля с очень пластичными структурами, быстро отвечающие на функциональные запросы приспособлением к наилучшему выполнению осязательной функции. У слепых, слабовидящих и зрячих лиц эти качества могут значительно отличаться, так как «... зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

Данные немногочисленной литературы свидетельствуют о том, что тактильная чувствительность у слепых отличается от таковой у зрячих, но закономерности этого процесса у лиц с различными степенями слабовидения изучены недостаточно, заключения противоречивы. Так, одни исследователи показали наличие изощренного осязания у слепых, а другие нe обнаружили у слепых более высокой чувствительности, чем у зрячих.

  Рядом исследователей установлено, что и у слабовидящих механизмы компенсации иные, чем у слепых. Лица с частичной утратой зрения максимально используют сохранившиеся возможности зрительного анализатора и даже незначительный остаток зрения предотвращает ту радикальную перестройку внутрицентральных взаимоотношений, которая наблюдается у слепых.

         Анализ литературы показывает противоречия и недостаточное исследование вопроса о кожной чувствительности рук слепых. Кроме того,
приведенные краткие сведения о состоянии некоторых видов кожной
чувствительности касаются лишь зрячего и слепого контингента. Состояние чувствительности рук слабовидящих остается малоизученным. Имеются лишь общие сведения о том, что кожная чувствительность слабовидящих иная, либо она намного хуже, чем у слепых.

      В основе компенсаторного приспособления кожной чувствительности незрячих лежит подвижность корковых процессов, обеспечивающих   перестройку уже сложившихся и формирование новых систем условныx связей, соответствующих требованиям внешней и внутренней среды.  Следует предположить, что особенности функционирования кожного анализатора при слепоте и слабовидении могут свидетельствовать об участии всего организма в целом для поддержания процесса гомеостазиса и наличия компенсаторно-приспособительных механизмов у лиц с различной степенью зрительного дефекта. Это представляется очень важным для формирования реабилитационных программ слепых и слабовидящих, в том числе и для развития адаптивного физического воспитания детей.

      Выполненные под руководством профессора Б.В. Сермеева исследования ряда физиологических показателей показали, что не только слепые, но и слабовидящие отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации, ритму, точности движений. Значителен процент лиц, имеющих сколиоз, плоскостопие, дефекты осанки. Примерно 2/3 здоровых детей имеют нормальную осанку, а у слепых детей - только 1/4. Такая патология осанки, как сутулость, влияет на активное (работающие мышцы) и пассивное (связки, тонус покоящихся мышц) положение позвоночного столба. Типичными признаками этого являются изменяющееся положение покоя и подчеркнуто выработанное, но кратковременное выпрямление осанки. Ослабление выправки угрожает сутулостью, которая не компенсируется позвоночным столбом, и такие виды патологии, как круглая, уплощенная спина, выраженный лордоз, у слабовидящих сочетаются с поражением ног. Ослабление осанки может быть с помощью целенаправленных мышечных упражнении улучшено, причем мускулатура живота так же важна, как и мускулатура спины.

Трудности свободного ориентирования незрячих в большом пространстве также приводят к нарушению осанки, мышечного тонуса, ухудшают контроль за движениями. Наибольшее отставание у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Работы по исследованию характера этих нарушений у слепых и слабовидящих немногочисленны. Показаны изменения в физическом развитии, пропорциональности антропометрических характеристик, например при амблиопии и других нарушениях зрения. Имеются сведения, что при снижении моторной активности слепых молодого возраста, не занимающихся физическим трудом, возникают преждевременное ограничение различных сторон двигательной сферы: уменьшение показателей силы, быстроты, выносливости. Отмечено, что при отсутствии адекватной для мышечной ткани физической нагрузки изменения двигательной сферы у слепых протекают по тем же законам, что и у зрячих, но более глубоко и интенсивно. Вместе с тем отмечено значительное положительное воздействие физических упражнений на состояние двигательной системы, что приводило у слепых и слабовидящих к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости уже через шесть недель занятий. Описаны некоторые особенности зрительных функций после разминки у здоровых спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой. Показано улучшение остроты зрения на 5,4-8,2%, расширение периферических границ поля зрения у наиболее тренированных атлетов, уменьшение границ слепого пятна и улучшение скорости зрительного восприятия. К.С. Коновалова отметила, что спортивные занятия вызывают положительные сдвиги в устойчивости аккомодации у дошкольников с миопической рефракцией. Циклические физические упражнения умеренной интенсивности (пульс 100-140) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодацию, а упражнения с более высокой интенсивностью (пульс 180) сопровождаются выраженными изменениями, сохраняющимися длительное время, и ухудшением работоспособности цилиарной мышцы. Показана существенная связь между зрительной и двигательной системами, свидетельствующая о положительном сиянии на функциональное состояния зрительного анализатора воспитанников при систематических физкультурных занятиях. Это указывает на наличие функциональной подвижности зрительного анализатора под влиянием тренировки.

Развитие моторики с помощью физкультурных занятий представляет собой важнейшее условие функционирования организма детей, имеющих нарушение зрения. В то время, как для нормально видящих на первом месте стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у детей с патологией зрения преобладающее значение занимают координация, а затем выносливость. Под координацией следует понимать взаимное влияние центральной нервной системы и периферической скелетной мускулатуры в пределах целенаправленного движения (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость). Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения. При этом из сознательного направленного в кору головного мозга посыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и должен привести к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно-динамический стереотип. Проводящие пути соответствующих специфических типов движения, ограничение иррадиации, адаптация синапсов, двигательных клеток передних рогов спинного мозга и вестибулярного аппарата, так же, как и повышение скорости финальных завершающих актов, приводят к тому, что двигательный процесс становится надежнее и точнее.

Наряду с моторикой адаптивная физическая культура детей с нарушением зрения улучшает сенсорную чувствительность. При полном или частичном выпадении светочувствительности физкультура мобилизует другие виды чувствительности и этим улучшает представление об окружающем мире. Сенсорика ответственна за контроль и регуляцию моторики. Рецепторы различных органов чувств в состоянии влиять на процессы движения по принципу центробежно-центростремительных взаимоотношений по функциональному принципу. Двигательные реакции возникают одновременно с появлением в высших отделах центральной нервной системы моторных команд к произвольному движению. Для регистрации моторного действия периферических мышц имеются в распоряжении рецепторы различных органов чувств: мышечное волокно для контроля мышечного напряжения, аппарат Гольджи в сухожилиях для ощущения положения и движения членов тела, рецепторы суставов для адаптации и контроля за их положением, рецепторы глубоких тканей для информации о положении конечностей и всего тела, рецепторы поверхности кожи для регуляции ориентировочных движений, вестибулярные органы внутреннего уха для равновесия и положения тела, рецепторы слуха для контроля проведения движения в пространстве, рецепторы верхней части слизистой носа (обоняние) для управления движением поиска и ориентации. Зрительный анализатор детей с нарушением зрения в состоянии проводить визуальный контроль за движением.

Совокупность всех этих рецепторов позволяет сравнить афферентный образ движения с его эфферентной копией. Сравнение афферентации с эфферентной копией означает завершение действия. Колебания между этими двумя процессами вызывают на себя регуляторные модификации моторных команд, причем при появлении информации о несовпадении в высшие отделы центральной нервной системы вызываются импульсы для корригирующего действия.

Таким образом, моторика находится под контролем и регуляцией органов чувств, расположенных в различных частях тела. При выпадении светочувствительности контроль и управление произвольными движениями берут на себя рецепторы других органов чувств. Пластичность центральной нервной системы в первые годы жизни делает возможным при своевременных тренировках активизировать органы чувств и при поражении световосприятия возможно максимально нивелировать этот дефект. При этом заданные нейронные связи должны быть переключены в более правильные для данной ситуации в зависимости от раздражителей окружающей среды.

   Нарушения и отставания в физическом развитии отрицательно сказываются на поведении лиц с нарушением зрения как личности. Регулярные занятия адаптивной физической культурой способны благоприятно воздействовать и на их психическую сферу. Активные занятия физкультурой помогают преодолеть страх (анксиолиз). Это «антистраховое» (анксилиотическое) действие возникает непосредственно через 20-40-минутной аэробной физической нагрузки (нагрузки на выносливость) и держится дольше (до 4 часов), чем после упражнений на расслабление. Очень высокие, короткие нагрузки (тренировки силы или при спринте) могут, тем не менее, ухудшить психику. Антидепрессивное действие следует ожидать не ранее чем через несколько недель тренировок выносливости, и по своему воздействию оно схоже с групповой терапией. Психическое самочувствие людей, имеющих зрительную патологию может быть улучшено при физической нагрузке выбросом центральных эндорфинов. Эти эндорфины ответственны как за соответствующее улучшение психики, так и за благоприятное влияние на чувствительность и толерантность к боли. Они могут лучше ощущать улучшение своих физических достижений и своего самоощущения. Положительное психологическое воздействие возрастает по мере улучшения результатов и достижений.

 Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения препятствует развитию дефектов обмена веществ и нарушению вегетативных функций или способствует их компенсации. X. Холлвиш занимался поражением обмена веществ, при частичном или полном выпадении зрительных функций. Существует не только «оптическая» часть зрительного анализатора, необходимая для получения зрительного образа. Имеется и «энергетическая» часть зрительного анализатора, доставляющая световое раздражение в управляющие вегетативные центры человеческого организма (гипоталамогипофизарная система), стимулируя процессы обмена веществ между этой центральной системой и гормонопродуцирующими периферическими эндокринными железами. При полном отсутствии светового раздражителя этот путь исчезает, что ведет к снижению функций системы гипоталамус-гипофиз и, соответственно, к снижению функции надпочечников, щитовидной железы и гонад. При радиоиммунологическом исследовании слабовидящих X. Холлвиш нашел, что при недостатке светового раздражителя, например, снижается количество гормона гипофиза АКТГ, гормонов щитовидной железы Т4 и Т3, гормона коры надпочечников кортизола и гормона гонад тестостерона. Сниженные показатели содержания гормонов нормализовались при увеличении светового раздражителя и имели нормальные значения у зрячих.

Такие разнообразные вегетативные нарушения, как быстрая утомляемость, чувство холода, нарушение потоотделения, заторможенность, нарушения сна, нарушения цикла у женщин, вызывались при описанных нарушениях обмена. Причем выраженность этих явлений уменьшалась при улучшении зрительных функций. Так, физическая нагрузка приводит к увеличению гормонов Т3 и Т4, что в результате приводит к стимуляции энзимов, повышению готовности к аэробному обмену веществ и улучшению регенерации после нагрузки. Наблюдаемый при нагрузке на выносливость подъем кортизола повышает высвобождение «из депо» глюкозы и улучшает энергию мышечного сокращения. Повышающийся при физической нагрузке с тестостерон активизирует синтез мышечного белка и этим улучшает общую и специфическую физическую силовую способность. Регулярные физические занятия влияют на секрецию гормона коры надпочечников альдостерона, ведут к лучшей переносимости нарушений водно-минерального обмена и позволяют регулировать возникающие вследствие недостатка светового раздражителя изменения мочевыделения (торможение антидиуретического гормона).

X. Гердинг исследовал слабовидящих вследствие пигментной абиотрофии сетчатки. В противоположность X. Холлвишу, он установил нарушение регуляции только у катехоламинов, проявляющееся в виде нарушений мочевыделения. Физкультурные занятия предлагаются и здесь для благоприятного влияния на нарушенные обменные процессы. С помощью тренировок выносливости концентрация катехоламинов в покое снижается, симпатическая активность уменьшается, что ведет к улучшению субъективного самочувствия (уменьшается страх, нервозность, неуверенность, возникает расслабление перистальтики кишечника и повышение частоты пульса). Дальнейший эффект занятий заключается в том, что при действии физической и психической нагрузок концентрация катехоламинов возрастает медленнее, что реже приводит у слабовидящих к стрессовой реакции. В принципе адаптация различных гормонов в условиях физической тренировки выносливости у слабовидящих может способствовать лучшей регуляции, обусловленной нагрузкой, и улучшить качество жизни.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что коррекционные занятия адаптивной физической культурой способствуют формированию правильной моторной сферы, путем развития мелкой моторики, силы тонких движений, формирование координации, ориентировки, навыка выполнения действий  с предметами.

Для этого был проведён второй этап исследования (формирующий эксперимент), задача которого состояла в разработке принципов и методов адаптивного физического воспитания, которые положительно воздействуют на моторную сферу и функциональное состояние здоровья детей с нарушением зрения.

Принципы системной работы:

  • принцип доступности;
  • принцип систематичности;
  • принцип прочности;
  • дифференциально-интегральных оптимумов.

Ожидаемые результаты: совершенствование моторной сферы, формирование двигательных навыков,  развитие всех физических и психических функций, что, несомненно, должно   помочь детям с нарушением зрения ощущать улучшение своих физических достижений и своего самоощущения, препятствовать развитию дефектов обмена веществ и нарушению вегетативных функций или способствовать их компенсации.

Для достижения желаемого результата, мы решили, что необходимо проводить  коррекционно-компенсаторную работу не только на занятиях по физической культуре, но и в другие режимные моменты специального дошкольного учреждения.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Мы проводили пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужила сразу двум важным целям и не требует дополнительного времени. Физкультминутки проводились в сочетании движений с речью детей. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы “конструировать” из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывала ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировала запоминание. Хотя у некоторых детей получалось не все и не сразу, но систематическое проведение одних и тек же физкультминуток позволило, им правильно выполнять упражнения.

Для того чтобы обеспечить хорошую тренировку движений пальцев рук и  умение управлять своими движениями,  мы стали проводить во время  занятий ежедневно по 2-5 минут  пальчиковые игры. Мы использовали  такие игры как: “Солнечные лучи”, “Ножницы”, “Коготки”, “Пальчики здороваются”, “Кулак - кольцо”, “Кулак - ладонь” и др. Эти игры довольно эмоциональны, но у Иры Г, Кирилла, Иры Р. и Коли были затруднения, поэтому мы дополнительно давали им задания на дом, чтобы родители с ними поупражнялись дополнительно.

Для того чтобы дети лучше научились управлять своими движениями и могли согласовано выполнять движения, мы проводили игры для развития общей моторики и жестовые игры по Лопухиной И.С. Ведь с помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп, ритм, развиваются слух и память. Мы использовали такие игры:  “Карусели”, “Медведь”, “Кошка”, “Улитка” “Пальчики уснули”, “Апельсин”. Детям с нарушением зрения довольно сложно выполнять согласованные движения, сразу это ни у кого не получалось. Поэтому  некоторые более сложные стихи мы разучивали отдельно и давали задания родителям, чтобы они выучили их дома, а лишь потом объединяли речь и движение.  Мы так же обратили внимание, что в начале для детей очень важен пример воспитателя, они внимательно следят, за тем как он делает, и стараются подражать ему. Поэтому необходимо педагогу максимально правильно осуществлять показ упражнений, ориентируясь на зрительные возможности детей, визуально контролируя их заинтересованность двигательным процессом. Лишь потом, когда они хорошо выучили текст и запомнили движения, они смогли спокойно, самостоятельно все выполнить.  Дети получали удовольствие и даже позволяли себе экспериментировать, изображая различных животных.

Для повышения активности, развитию подражательности, формированию игровых навыков, развитию чувства ритма, гармоничности движений,  мы использовали подвижные игры разработанные Литвиновой М.Ф.: “Филин и пташки”, “Лошадки”, “Лапти”, “Шлепанки”, “Зайка”, “Хромая лиса”, “ Краски”, “Подари-отдари”, “Летит — не летит”, “Воробушки и кот”.  Эти игры мы проводили во время прогулок, а так же включили их в занятия по физической культуре. В процессе проведения подвижных игр мы обращали внимание на движение и действие детей, на выполнение ими правил и на дозировку нагрузки.

Для самостоятельной деятельности детей были предложены детям игры со шнурками, пуговицами, палочками, шариками. Данный вид работы был направлен на ознакомление и закрепление нового игрового материала, его введения в их активное и самостоятельное пользование детьми. Но для того, чтобы дети с нарушением зрения самостоятельно могли застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки требуется кропотливая работа по овладению этими навыками, поэтому к этой работе были привлечены родители детей. Мы обратились с просьбой к каждому родителю, чтобы они дома вместе с детьми играли в эти игры, ведь в получении хорошего результата они заинтересованы не меньше чем мы.

В самом начале на занятиях по рисованию, лепке, конструированию и аппликации мы проводили самомассаж кистей и пальцев рук. Времени на это надо мало, но детям это очень нравилось. Это даже вошло в привычку, и в начале занятия они сами начинали делать массаж, хотя в начале у них выпадали карандаши и кисточки из рук.

В своей работе мы также использовали игры и упражнения на развитие  пространственного мышления, благодаря которым мы учили детей ориентировке в пространстве, двигаться по заданным инструкциям, ориентироваться на листе бумаги. Эти игры способствовали в непринужденной (игровой) атмосфере правильно передвигаться, называть предлоги, имеющие пространственное значение (на, в, под, за, около, перед).

Изучив диагностические таблицы, мы пришли к выводу, что у большинства детей существуют проблемы с выполнением упражнений с мячом. Для того чтобы исправить это, во время индивидуальных занятий по физической культуре уделила особое внимания этой проблеме.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков являлось многократное повторение изучаемого материала и практический показ движений воспитателем. Сложности возникали из-за того, что детям было сложно ритмично и координировано двигаться. Поэтому педагог сначала показывал, как нужно двигаться, а затем дети повторяли за ним. Постепенно запомнив движения  и ритм, дети самостоятельно выполняли данные упражнения.

 Для того чтобы проверить, как дети усвоили корригирующие упражнения, и игры  по формирование двигательных навыков,  развитию физических и психических функций, способствуя их компенсации.

Было проведено игровое занятия по адаптивной физической культуре, на котором были поставлены следующие цели: совершенствовать физические качества: ловкость и быстроту; развивать глазомер, зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; продолжать знакомить детей с русскими народными подвижными играми;  воспитывать чувство товарищества и смелость. Были использованы игры: “Дорожки”, “Перебежки”, “Зайка”, “Шлепанки”, “Давайте поздороваемся”, “Воздушный шарик”, “Филин и пташки”, “Малечена-калечена”.

         На физкультурном занятии дети охотно играли в подвижные игры, хорошо выполняли упражнения на равновесие, на внимание, на координацию движений, но упражнения на владение мячом получались не у всех, из-за сложности в зрительном контроле за движениями рук и мяча.

Занятия адаптивной физической культурой, таким образом, являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, ориентировали педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности  коррекционно-образовательного процесса.

Мы согласны с мнением СП. Евсеева и Л.В. Шапковой, что «...привлечение знаний общебиологических закономерностей функционирования организма раскрывает один из возможных теоретических подходов к методологии адаптивной физической культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игр В. В. Воскобовича в социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения"

Использование игр Воскобовича для развития зрительного восприятия детей, мелкой моторики....

СТАТЬЯ Адаптивное физическое воспитание - одна из форм организации здоровьесбереженя

Адаптивное физическое воспитание  направлено на формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья жизненно и профессионально необходимых знаний, двигательных умений и навыков, ра...

Консультация "Взаимодействие воспитателя и инструктора по физическому воспитанию на занятиях для детей с нарушением зрения "

 Ребенок - это первое лицо, которое проявляет физиологическую потребность в движении. Вторым, наиболее заинтересованным лицом в этой важной работе, чаще всего выступают не родители, и не г...

Направления психолого-педагогической коррекции в реабилитации детей с нарушениями зрения

В данной презентации представлены направления психолого-педагогической коррекции в реабилитации детей с нарушениями зрения...

Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...