Физическое развитие детей раннего возраста
статья по физкультуре по теме

Галина Ивановна Кузьмина

Общеизвестно, что потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала зависит от самого человека, природной и социальной среды его обитания. Мы рассматриваем здоровье и основанную на нем жизненную целостность организма как предмет проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка. Двигательная активность детей дошкольного возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_v.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

ГБОУ детский сад № 428

 

Общеизвестно, что потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала зависит от самого человека, природной и социальной среды его обитания. Мы рассматриваем здоровье и основанную на нем жизненную целостность организма как предмет проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка. Двигательная активность детей дошкольного возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

Главной целью и результатом образовательной работы по физическому развитию выступает устойчивое, константное физическое состояние детей, которое далее может воспроизводиться в режиме саморазвития. Общеизвестно, что в раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Значит, именно в этом возрасте развитие и расширение физических возможностей детей должно педагогически и психологически культивироваться на основе принципов педагогики оздоровления. Наши наблюдения за состоянием здоровья часто болеющих детей показали, что около 40% из них имеют отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела, дефицит мышечной массы, пониженный или повышенный тонус мускулатуры. Принципы образовательной работы по физическому развитию детей раннего возраста основаны на интеграции следующих образовательных задач:

  -развитие творческого воображения;

-формирование осмысленной моторики;

-создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности;

-формирование у детей способности  к содействию и сопереживанию.

Федеральные государственные  требования к образовательной программе дошкольного учреждения предполагают организацию развития двигательной активности через неразрывную связь с другими направлениями профилактически-оздоровительной работы по развитию эмоциональной, дыхательной и вокально-речевой  сфер ребенка. Приобщение малышей к использованию физических упражнений, техники их выполнения, предполагает не только овладение конкретными движениями, но и умение управлять ими, рационально применять их для решения двигательных задач в игровой и жизненной ситуациях. Развитие двигательной активности осуществляется в общение со взрослыми и сверстниками. Чтобы поддержать у детей интерес к овладению основными видами движения, занятия имеют свой сюжет, носят интегрированный характер, позволяют осуществлять связь с познавательными процессами. Так  осенью дети собирают листья, грибы; зимой «ребятки-зайчатки» резвятся на снегу; весной они плавают в море, вместе со зверюшками ищут весенние цветы. В первый год обучения дети начинают освоение таких видов движения как ходьба, бег, перешагивание, бросание, лазание. Все занятия строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода как системообразующего средства оздоровления детей, позволяющего каждому ребенку выполнять упражнения абсолютно правильно, учитывая его особенности, обращать внимание на качество его выполнения. Это дает возможность в старшем дошкольном возрасте осваивать быстрее сложные виды основных движений. Стимулом для двигательной деятельности служат игрушки (догони мяч, доползи до грибочка, поймай зайчика и т.п.)

При формировании представлений о конечном результате внимание детей привлекается к цели: («У кого больше грибов в корзине?», «Кто нашел мышонка?» и т.п.). Чтобы ребенок прилагал усилия для достижения успеха, подобные задания в течение года изменяются: например - увеличивается расстояние до игрушки.

Оценка решения двигательной задачи позволяет перевести удовольствие ребенка с процессуальной стороны действий к радости достигнутого. У малышей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее осваивать движения («Мы бабочки, цыплята, лесные зверушки») и формирует творческое воображение. Положительные эмоции, эмоционально насыщенная деятельность – главная составляющая физического развития. Вводная часть каждого занятия дает ребенку эмоционально-стимулирующий настрой на все занятие:  «Вы, ребятки, улыбнитесь, Все за мною становитесь. Мы сегодня в лес пойдем – И лисичку там найдем!»

При развитии двигательных функций используются звуковые, ритмические и речевые стимулы. Особенное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Все виды движений так же сопровождаются стихотворным текстом, так как  ритм, рифма – не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организуют ритм и темп движения. Выполняя те или иные движения, ребенок учится проговаривать их, подключая не только проговаривание, но и счет. Эмоциональная окраска проводимых занятий стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью, особенно у инертных, малоактивных детей.

В процессе проектирования организованной образовательной деятельности учитывается такой немаловажный фактор сохранения здоровья, как правильное, гигиеничное дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. В процессе работы большое внимание уделяется обучению  ребенка дышать через нос.

При освоении детьми основных  видов движений обращается внимание на осанку, правильное положение тела, головы, сохранение равновесия, что способствует формированию точного двигательного навыка, двигательной памяти.

Особое внимание уделяется, развитию мелкой моторики: в игровой деятельности используются пальчиковые игры, которые проходят эмоционально, увлекательно, способствуют развитию речи и творческой активности детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность развивать пространственные представления (вверх-вниз, сзади - спереди). Пальчиковые игры, подобранные в программе отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, что необходимо для развития творческого воображения дошкольников.

Профессионально организованная образовательная работа по физическому развитию  детей раннего возраста помогает развивать и расширять психофизиологические возможности каждого ребенка,  сохраняя и укрепляя его здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста

В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...

Физическое развитие детей раннего возраста в домашних условиях

Буклет для родителей детей раннего возраста о о развитии физических навыков дома и об укреплении здоровья...

Опыт работы " Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста. "

Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста....

Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников

Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников...