Использование современных здоровьесберегающих развивающих технологий в ДОУ
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Волкова Оксана Ивановна

ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennykh.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных

здоровьесберегающих развивающих

 технологий в ДОУ

Более 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) исследовали жизнеспособность различных наций и государств, оценивая результаты по пятибалльной системе. Россия получила лишь 1,4 балла – уровень, ниже которого необратимая деградация страны.

«По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями». Результаты изучения детского здоровья отражаются в данных Минобрнауки России. Они свидетельствуют о том, что до достижения совершеннолетнего возраста 60-70% подростков имеют плохое зрение, 30 –хронические заболевания, 60% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Такие проблемы со здоровьем возникают не внезапно, они развиваются на протяжении длительного периода и начинаются в детском возрасте.

Эти показатели объясняют необходимость сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе, поскольку к подрастающему поколению предъявляются высокие требования: физическая и умственная работоспособность, эмоционально-волевая выносливость, соответствовать которым могут только здоровые люди.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития современного общества, получившая отражение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании» (ст.51), Указах Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Это свидетельствует об обеспокоенности руководства страны нынешним положением дел в здравоохранении и заинтересованности в разработке мер по оздоровлению нации.

От здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Согласно определению ВОЗ, «здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни».

Цель работы педагогического коллектива детского сада по здоровьесбережению – оздоровление детей, предполагает создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа педагогов ДОУ по формированию у воспитанников знаний о ЗОЖ, навыков поведения по сохранению и укреплению здоровья проводится через все ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребенка, и основывается на ведущих принципах педагогики: гуманизации, индивидуализации, природосообразности, системности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности и др.

Оздоровление детей ведется на занятиях, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей. Все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья ребенка интегрируются в так называемых здоровьесберегающих технологиях, представляющих совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, формирование ценностного к нему отношения. Какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья практически не существует. Здоровьесбережение может представляться комплексным воспитательным процессом, например:

  • медико-гигиенической направленности, осуществляемой при тесном контакте: педагог – медицинский работник – воспитанник;
  • физкультурно-оздоровительной, где приоритет отдается занятиям физкультурой;
  • экологической, подразумевающей создание гармоничных отношений с природой.

Психологический аспект здоровьесбережения заключается в работе психолога по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Одно из важных условий психического развития – благоприятный психологический климат в группах и детском саду в целом.

Медицинский – обеспечивается медицинским персоналом и предусматривает мониторинг здоровья воспитанников в каждой возрастной группе, организацию оптимального режима дня и питания, закаливающих процедур, своевременной вакцинации и др.

Педагогический – предполагает овладение воспитанниками основами физической культуры (знаниями и навыками), развитие двигательных способностей, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

Известно, что на развитие ребенка немаловажное воздействие оказывают среда и воспитание. Поэтому создание соответствующей здоровьесберегающей и развивающей среды в условиях детского сада определяет особенности личностного развития воспитанников, позволяет детям испытывать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя через активную деятельность.

В зависимости от поставленных педагогических задач используются разнообразные по форме и содержанию физкультурные занятия:

  • игровые в форме подвижных игр малой, средней и большей интенсивности;
  • сюжетно-игровые, дающие эмоциональные впечатления;
  • тематические;
  • занятия-тренировки, направленные на закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
  • музыкальные.

На практике здоровьесберегающие технологии рассматриваются как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, состоящая из совокупности приемов, форм и методов организации воспитательного процесса детей без ущерба для их здоровья.

Литература

Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград, 2005.

Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., 2000

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...