Познавательно - спортивное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. «Жить-Родине служить».
материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Наталья Аркадьевна Каратаева

Познавательно - спортивное  развлечение,

посвящённое Дню защитника Отечества.

«Жить-Родине служить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhit_-_rodine_sluzhit.docx463.57 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовлен воспитателем 1 категории МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот, Республика Саха (Якутия)

Каратаевой Натальей Аркадьевной.

Познавательно - спортивное  развлечение,

посвящённое Дню защитника Отечества.

«Жить-Родине служить».

Зал празднично украшен плакатами об армии, звёздами, якорями, военной техникой. Под речёвку в 2 колонны заходят мальчики в костюмах пехотинцев и моряков. Впереди главнокомандующий.

Главнокомандующий праздником:

1,2,3,4,

3,4,1,2, кто шагает на парад?

Дети:

Боевой отряд солдат! Быстрые, смелые,

Ловкие, умелые!

Армия Российская – смелая, могучая!

Армия Российская – самая лучшая!!!

Исполняется песня: «Бравые солдаты».

Мальчики занимают свои места возле центральной стены.

Главнокомандующий: Здравствуйте, будущие славные защитники Отечества!

Мальчики: Здравия желаем, Главнокомандующий!

Главнокомандующий: К военным состязаниям готовы?

Мальчики: Готовы!

Главнокомандующий:

Уточняю обстановку! Наш праздник посвящён нашей любимой Армии,  ведь 23 февраля она отмечает день своего рождения. В нашей Армии служат преданные родине ребята, смелые, быстрые, ловкие,  выносливые. И пройдёт немного времени и наши мальчишки займут их места и станут такими же военными. И пусть сегодня наши мальчишки покажут, как они готовы к будущей службе в Армии: какие они ловкие, смелые, быстрые, смекалистые и  многие другие качества, нужные для службы в Армии.

2 команды: «Звёздочка» и «Якорёк».

-Пусть жюри весь ход ученья, без промашки проследит.

Кто окажется дружнее, тот в ученье победит!

Наша армия имеет много родов войск, людей разных военных профессий. Не всё мы сможем сегодня успеть, но постараемся. А начнём мы с самых дальних времён, когда не было ни оружия, ни военной техники, а сражались люди только мечами, булавами, копьями, а людей, которые защищали в то время свою Родину – Богатыри!

Испытание 1: «Богатыри».

Девочка: Богатырь, он вот каков: Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, метко палицу бросал,

На границе стоял, зорко- зорко наблюдал! Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер, могуч как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман.

Он силой, удалью богат, он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей!

Главнокомандующий:

Но сначала отгадаем загадки про богатырей, что они носили, чем защищались.

1:Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут (кольчуга)

2: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)

3: Оружие это трудно поднять, не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч, ну что догадались? Конечно же… (меч)

4: Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит, тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит).

Аттракцион: «Булава».

На брусках-качалках располагаются 2 мальчика, в руках у каждого подушка – булава.

Задача: сбить противника с брусков качалок.

Испытание 2: «Кавалеристы».

Главнокомандующий:

Продолжаем наши испытания. Богатыри вы неплохие, но требуется ещё работа над собой, чтоб стать ещё сильней.

Девочка:

Ваши кони быстры, ваши кони чисты,

Ваши сабли остры, вы- кавалеристы!

Конь и сабля всё при вас, в бой вы смело вступите.

Умом и силою блеснув, победу вы добудете!

Эстафета: «Кавалеристы» №1

2 колонны. Скачки на палке (коне) с закреплённой на конце нарисованной головой лошади, с саблей в руках. Скачки между кеглей.

Задача: проскакал, передал другому саблю и коня.

Чья команда вперёд закончит, тот и победитель.

«Кавалеристы» №2

На полу лежат несколько сабель (на одну меньше, чем детей).

Под песню «Эскадрон» (О. Газманов) бегут по кругу, изображая кавалеристов. При остановке музыки стараются быстро взять саблю.

Кому не досталась сабля, тот выбывает.

Одна сабля убирается и т. д.

Тот, кто победит, обходит круг почёта с поднятой саблей.

Испытание 3: «Моряки».

Главнокомандующий:

Кавалеристы у нас быстры. Чем дальше, тем сложнее. Продолжаем наши испытания.

Девочка:

Север, юг, восток и запад- верный компас под рукой.

Не печалиться, не плакать, говорит закон морской!

Моряки - народ бывалый, никогда не подведут.

Подрастают капитаны, их моря большие ждут!

Аттракцион: «Поднять якоря»

2 ребёнка встают напротив друг друга. На длинной верёвке посередине прикреплён якорь.

Задача: кружась, наматывать верёвку вокруг своего тела и быстрее добраться до якоря. Кто вперёд закрутил верёвку, тот победитель.

Эстафета: «Переправа»

Бег в плавательных кругах, перепрыгивая через препятствия (волны). Пробежал, снял, передал другому.

Испытание 4: «Танкисты».

Главнокомандующий:

С моряками справились. Идём дальше.

Девочка:

Танк в реке не ищет броду, он бесстрашно входит в воду.

Переваливает ямы, под себя деревья гнёт.

Если надо ехать прямо, едет прямо, не свернёт!

Везде, как будто вездеход, на гусеницах танк пройдет

Ствол орудийный впереди, опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней,  и сможет  смело встретить бой!

Эстафета: «Танки, вперёд!»

Скачки на детских горшках  до ориентира и обратно.

Задача: проскакать, передать другому. Победит та команда, которая вперёд закончит езду на танках (горшках).

Интеллектуальная разминка:

Главнокомандующий:

Пусть отдохнут наши ноги и руки от физических упражнений, а теперь будем блистать умом.

Закончи пословицу об армии, героях, победе и т.д.

Отвечают все и мальчики и девочки.

Смелого….. (враг не возьмёт).

Жить-….. (Родине служить).

Где смелость…… (там победа).

Автомат и лопата…. (друзья солдата) и т.д.

Физкультурная минутка:

Как я буду служить? (Вот так: вверх большой палец)

Как дружить я буду? ( Вот так: Руки в замок)

Как по цели я буду стрелять? ( Вот так: имитируют стреляющего )

Как кашу я буду есть? ( Вот так: …)

Как по дому буду скучать? ( Вот так: обнять себя)

Как по плацу буду маршировать? (Вот так: маршируют)

Испытание 5: «Сапёры».

Главнокомандующий:

А теперь наступает время для самых внимательных, бесстрашных военных, которым нельзя ошибаться во время своей работы. А не то он погибнет.

Девочка:

Давно закончилась война, но след оставила она-

Бывает, среди грядок  закопаны снаряды.

И с техникой придет сапер,  чтоб обезвредить поле.

Не будет взрывов с этих пор, беды, и слез, и боли!

Эстафета: «Переход через минное поле»

По полу рассыпаются малые мячи, мешочки с песком.

Задача: участники должны добежать до ориентира с миноискателем (к палке прикреплено колечко) и обратно, не наступив на мячи и мешочки. Миноискатель передать другому.

Испытание 6: «Артиллеристы».

Главнокомандующий:

Знайте – сапёр ошибается только один раз. А теперь  следующая военная профессия, люди которой помогали нашей пехоте выиграть сражение. Послушайте.

Девочка:

У паренька сбылась мечта - пришёл служить он в роту.

Теперь стреляет: «Тра-та-та!» из пушки, миномёта.

Недавно служит паренёк, но самый лучший он стрелок.

Да здравствуют артиллеристы, защитники наших земель.

Подносчики наших снарядов, наводчики, бьющие в цель.

Аттракцион: «Точно в цель».

Задача: Дети по очереди, стоя спиной, бросают через спину малые мячи,

а капитан  должен поймать их ведерком.

Кто больше поймает, та команда и побеждает в этом конкурсе.

Испытание 7: «Лётчики».

Девочка:

 Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Если мы врага бомбим, не уходит враг живым.

Лётчик, ты лети вперёд, подойдёт и наш черёд.

Мы тренируемся пока, чтоб взлететь под облака.

Эстафета: «Самолёты в ангар».

Задача: Дети по очереди должны загнать воздушный шарик в обруч,

 Махая на него веером. Победителем считается команда, первая закончившая эстафету.

Испытание 8: «Победа».

Главнокомандующий:

Итак, наши испытания подходят к концу. Последний бой – он трудный самый. Победа уже близка. Сейчас мы посмотрим, какой вкус у Победы!

Эстафета: «Вкус Победы».

Задача: Каждому выдается коктейльная трубочка.

Дети выстраиваются в колонну по одному, на противоположной стороне стоит стул, на стуле находится графин  с соком. Задание выполняется по сигналу: 2-3 глотка через трубочку и бегом возвращаются в конец колонны.

Побеждает та команда, которая быстрее выпьет сок.

Главнокомандующий:

А теперь жюри подведёт итоги наших испытаний и скажет, кто сегодня одержал победу. Хотя сегодня все без исключения сражались, как в последний раз.

  1. Жюри подводит итог.
  2. Выдача медалек.
  3. Мальчики хором читают стихотворение:

Наша армия родная и отважна, и сильна. Никому не угрожая охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства, этот праздник в феврале. Слава армии Российской,

Самой мирной на земле!

Главнокомандующий:

Вас сегодня поздравляем с днем защитников страны,

От души мы вам желаем Силы духа, пацаны!

И еще пускай крепчает  Сила в теле молодом,

Чтобы нас вы защищали и сегодня, и потом.

Нашим будущим солдатам   шлем горячий свой привет,

И еще хотим, ребята,  несерьезный дать совет:

По утрам всегда зарядку  хорошо бы делать всем-

В теле будет все в порядке  и не будут в нем проблем!

Пусть ты и не служил пока  ты стойкий, сильный, не капризный

Глаз зорок и тверда рука  ты будущий защитник нашей Отчизны!

Материал подготовлен воспитателем 1 категории МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот, Республика Саха (Якутия)

Каратаевой Натальей Аркадьевной.

Тема: «Приобщение детей  к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»

        Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем. Мы не должны забывать о культурном прошлом своего родного края, края, в котором мы живём, и каждое достижение всего проживающего народа Севера является общим для всего человечества. Именно дошкольный возраст может и должен стать основой для решения этой главной задачи.

   В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. И поэтому важную роль играет своевременное, и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Именно дошкольный возраст может и должен стать основой для достижения эффективности народных подвижных игр в деятельности ДОУ.

   У каждого народа свои национальные, этнические и культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Народные подвижные игры доносят до нас символическую информацию о прошлом и передают её подрастающему поколению и соответствуют природе ребёнка, помогают понять детям окружающий их  мир. Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость. Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.

   В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Познакомить детей с играми народа Севера – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра  - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Народная игра помогает детям сохранить знания о жизни, труде, быте народов Севера и сохранить уникальность этого народа.

   В детском саду проводить игры народов Севера можно и нужно, так как они не сложны по содержанию и не требуют очень сложных атрибутов. Мы в нашем детском саду решили взять данную тему, чтобы приобщить детей к уникальной культуре народов Севера, воспитывать в них чувство уважения и понимания труда и таланта этого народа, любовь к родному краю. Ведь мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами.

   Для этой работы по данной теме с детьми мы провели ряд мероприятий: изготовили картотеку подвижных национальных игр народа Севера; беседы, рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, открыток и изображением жизни народов Севера; чтение сказок, рассказов, стихотворений якутских писателей и поэтов; изготовление дидактических игр; и,  самое главное, мы изготовили нестандартное спортивное оборудование к этим играм для того, чтобы через него ближе познакомить с традициями, обычаями этого народа. Ведь через народные подвижные игры  народа Севера дети познакомились с основными занятиями жителей Якутии – это охота, оленеводство и рыболовство и обогатили свои знания и представления о быте и укладе жизни коренных жителей Якутии.

   Нестандартное спортивное оборудование для народных подвижных игр мы используем в разных видах деятельности по физическому воспитанию: в эстафетах, аттракционах; на праздниках, развлечениях; используем в дидактических играх; в выполнении физических упражнений; в танцах и т.д. Предлагаем вашему вниманию наше пособие к подвижным играм народов Севера.

   

  1. «Шаманские бубны».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5760.JPG    C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5761.JPG 

Способ изготовления:

Бубны изготавливаются из пластмассовых круглых баночек (из-под сельди). Можно с крышками и без (см.образцы). затем они украшаются якутскими орнаментами, вырезанные из самоклеящейся бумаги. Так же можно украсить мехом, украшениями из кожи, бусинками и киндерами – яичками, внутри которых находятся бусинки или крупа, для звукового эффекта.

Использование:

  1. Подвижная долганская народная игра: «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. 

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

  1. Эстафеты.
  • «Постучи в бубен» - 2 команды. Напротив каждой команды лежат бубны. Добежать до бубна, поднять его вверх, постучать 3 раза, кружась вокруг себя. Вернуться обратно, передавая палочку от бубна другому.
  • «Передай бубен» - передача бубна: в колонне – над головой, между ног; сидя на скамейке друг за другом – над головой, сбоку; в шеренге – над головой, сбоку; сидя на полу друг за другом.
  • Бег и ходьба, прыжки с бубном разными способами: между предметами, перепрыгивая через препятствия, перешагивая через предметы; ходьба по ограниченной площади с ударами по бубну: по скамейке, по плоскостным ориентирам, по канату; с прыжками: через канат влево-вправо, через предметы и т.д. Всё на усмотрение воспитателя.
  1. Игра в кругу: «Ты беги весёлый бубен…».

Ты беги весёлый бубен, быстро, быстро по рукам, кто последний взял тот бубен,

Тот покажет (расскажет) ……. нам. (танец, расскажет стихотворение, споёт частушку и т.д). У кого на последнюю строку остался бубен, тот выполняет задание.

  1. Дидактические игры: «Найди одинаковые узоры», «Назови элементы узора», «Из чего сделано?», «Что звучит?» - игры проводятся по атрибуту (бубну).

  1. «Сэргэ» - священные якутские столбы (макеты).

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5774.JPG C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5775.JPG

Способ изготовления:

Столбы изготавливаются из дерева разного размера, высоты (на усмотрение воспитателя). Выполняются узоры разными способами: резьбой по дереву или просто раскрасить краской, а затем столб покрыть лаком.  Обязательно столбы сделать устойчивыми.  Дополнительное украшение: разноцветные флажки, прикреплённые на верёвку.

Использование:

  1. Подвижная якутская народная игра: «Вестовые».

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». Ставятся ориентиры- «сэргэ». Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила: «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя». Надо обязательно сделать два круга возле столба. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

  1. Эстафеты.
  • «Проползи» - 2 команды. На столбы укрепляются флажки, на определённом расстоянии от пола. Задача: добежать до столбов, проползти под флажками, не задевая их и вернуться обратно к команде, передавая другому эстафету, хлопком по плечу.
  • «Перепрыгни» - 2 команды. На столбы укрепляются флажки, на определённом расстоянии от пола. Задача: добежать до столбов, перепрыгнуть через флажки, не задевая их и вернуться обратно к команде, передавая другому эстафету, хлопком по ладошке.
  • «Куобах» - зайчик: прыжки «куобах» - на 2-х ногах до столба, попрыгать вокруг него 3 раза и бегом назад, передавая эстафету другому.
  • «Скачки на конях» - скачки на конях (на гимнастических палочках укреплены нарисованные головы лошадок) до ориентира – «сэргэ» и обратно, передавая коня другому.
  • «Ленточки» - добежать, завязать цветную ленточку на столб и обратно. Кто быстрее украсит свой столб.
  1. Игра в кругу: «Сторож».

Столб стоит в середине большого круга. Возле столба находится ребёнок-сторож, охраняет столб. Все остальные играющие находятся за кругом. Задача: дети должны впрыгивать и выпрыгивать в круг и из круга на 2-х ногах и дотронуться до столба и не попасться сторожу, а сторож должен поймать того, кто пытается задеть столб. Кого поймали, выходит из игры. Если сторож не справился со своей задачей, выбирают другого сторожа. Кто ни разу не был пойман сторожем, тот победитель.

  1. Выполнение танцевальных движений вокруг столба: с лентами, укреплёнными на столбе (карусель); и просто якутские национальные движения по кругу.
  1. «Туески - пенёчки».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5729.JPG C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5730.JPG C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5731.JPG 

Способ изготовления:

«Пенёчки» изготавливаются из пластмассовых банок среднего размера. Украшаются якутскими  орнаментами, вырезанными из самоклеящейся бумаги.  Ручки обматываются цветными ленточками или шнурками, или цветной изолентой.

Использование:

  1. Подвижная игра: «Туесок».

Дети располагаются по залу парами. Другие 2 игрока: один грибник, другой грибок, у которого в руках туесок. Грибник догоняет грибок, который, чтобы его не догнали быстро встаёт к любой паре и называет ребёнка по имени, кто становится грибком и передаёт ему туесок. Названный ребёнок продолжает убегать от грибника. Если грибочек догнали, они меняются ролями. Выигрывает тот, кого ни разу не поймали. Развивает быстроту, реакцию движения и мышления, ориентировка в пространстве.

  1. Подвижная игра: «Пройди, не задень пенёчки».

От старта на расстоянии 1 шага располагаем «пенёчки» по всей площадке. Играющему завязывают глаза, 3 раза разворачивают и направляют в сторону «пенёчков». Побеждает тот, кто перейдёт площадку, не задев «пенёчки".

  1. Эстафеты.
  • «Разложи, собери» - 2 команды. У каждой команды по «туеску», в которых положены грибочки, ягодки, шишки. Задача: первый игрок бежит, раскладывает содержимое туеска на плоскостные ориентиры (из линолеума), на кубики или другие ориентиры. Разложил, передал туесок следующему игроку, его задача: собрать в туесок все разложенные предметы.
  • «Передай туесок» - передача туеска: аналогично с бубном (смотреть выше).
  • Бег, ходьба, прыжки с использованием пенёчков разными способами: вокруг пенёчков; через пенёчки; перепрыгнуть или перешагнуть через гимнастические палки, положенные на пенёчки и т.д. (на усмотрение воспитателя).
  • «Собери ягоды» - забрасывание малых мячей, мешочков, яичек-киндеров в туески  разными способами: 2-мя руками, одной рукой (левой или правой), ногой (левой или правой), спиной вперёд, один забрасывает другой ловит туеском  и т.д.
  • «Водопой» - с пола, стоя на коленях достать ртом или подбородком «туесок» (перевёрнутый пенёчек).
  1. Игра в кругу: «Музыкальный Туесок».

Звучит якутская национальная мелодия. Дети передают по кругу из рук в руки туесок. Как только музыка заканчивается, у кого в руках остался туесок, тот выполняет любое задание, придуманное играющими.

  1. По Туескам проводятся дидактические игры: «Назови узор», «Какой материал применили?», «Назови животных», «Кто лишний» (почему).

  1. «Коврик».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5739.JPG

Способ изготовления:

Основа коврика – плотная ткань, на которую сверху нашиваются дополнительные детали, связанные с  якутской национальной культурой. Например, по краю ковра разноцветные треугольники, изготовленные из ткани. В середине коврика фигура оленя, сделанная из меха (можно фигуру птицы, или другого животного, на выбор воспитателя).

Использование:

  • Подвижная якутская национальная игра: «Не наступи на смолу».

Дети располагаются по кругу, крепко взявшись за руки. В центре круга положен коврик круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола»). Наступивший на коврик выбывает из игры, побеждает тот, кто остаётся последним.

  • Подвижная якутская национальная игра: «Ловля оленя».

Коврик крепится на стену.  Задача: попасть разными предметами (малые мячи, теннисные мячи, киндеры-яички, стрельба из лука, «копья» - г/палки) в фигуру оленя. Попавший много раз считается победителем.

  1. Игровые упражнения.
  • «Перепрыгни через лужу» - перепрыгивание через коврик, положенный на пол, разными способами: на 2-х ногах, на 1 ноге, боком (левым, правым), не наступая на него.
  • «Хоровод»  - «Осуохай».
  • Игра в кругу: «Подбрось, поймай, не урони» - дети берутся за край ковра, на середину которого кладётся любой предмет (малый мяч, кубик, шишка и т.д.). Задача: дружно, держа один темп, коллективом, подбрасывать мяч ковриком и ловить обратно ковриком, стараясь подбрасывать мяч  как можно дольше. Чья команда дольше всех удержит мяч на коврике, считается победителем.
  1. Используя коврик,  проводятся дидактические игры: «Назови фигуры», «Какой материал применили?», «Опиши животного», «Какого цвета треугольники?», «Сколько красных треугольников (синих, зелёных, жёлтых)», «Сколько снежинок?».

  1. «Палка для перетягивания» - «масс-реслинг».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5745.JPG                    C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5743.JPG

Способ изготовления:

Палка изготавливается из дерева или из водопроводной трубы (керамика пластика) и украшается на усмотрение воспитателя, на основе якутского народного творчества.

Использование:

  • «Перетягивание палки».

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

  • Подвижная игра: «Удержи палку».

Дети становятся по кругу. В центре ведущий с палкой, поставленной вертикально полу.  Задача: ведущий отпускает палку, быстро называет имя ребёнка, который должен быстро подбежать, схватить палку, чтобы она не упала на пол. Если названный ребёнок не успел поймать палку, выходит из игры. Если поймал, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые быстрые и ловкие.

  1. Игровые упражнения (под страховкой воспитателя).
  • «Прыжок в высоту» - палку держим 2-мя руками внизу перед собой. Задача: стоя на месте перепрыгнуть через палку, хорошо отталкиваясь от пола, сильно поджимая ноги так, чтобы палка оказалась позади.
  1. Эстафеты.
  • «Эстафетная палка» - 2 команды. У каждой команды по «палке». Бег вперёд с палкой, положенной на плечи, захват с краёв руками – как коромысло (можно с выполнением задания: что-то перепрыгнуть, пробежать «змейкой», проползти и т.д.). Прибежал обратно, передал следующему игроку.
  • «Передай палку» - передача палки с разных исходных положений и разными способами: в колонне, в шеренге, сидя на полу, на скамейке, на стульях, стоя на высоте (скамейка, кубики) и т.д.

  1. «Маут» - аркан, картонное кольцо.

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5741.JPG            C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5742.JPG

Способ изготовления:

Из плотного картона вырезаются круги, диаметром 25см, по окружности головы ребёнка. Украсить якутскими узорами, нарисованными гуашью, или вырезанные из цветной бумаги. Вверх изделия закрепить скотчем, для прочности, надёжности при использовании. К концу кольца прикрепляется верёвка. Если при использовании нужно просто кольцо, верёвка снимается.

Использование:

  • Подвижная якутская национальная игра: «Олени и пастухи».

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога, или рога, сделанные руками над головой. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках, или рога, изготовленные из картона.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. 

  1. Игровые упражнения.
  • «Поймай оленя» - набрасывание кольца (маута) на ножки перевёрнутого табурета или стула. Затем можно на кольцо прикрепить верёвку и набрасывать его на ножки предмета.
  • Аттракцион: «Кто быстрее» - к верёвке, прикреплённой к кольцу, прикрепляется с другого края палочка. Задача: накручивая верёвку на палку, подтянуть к себе кольцо. Кто быстрее выполнит упражнение, победитель.
  • «Кто дальше» - катание кольца по полу, поставленного на ребро (как обруч). Чьё кольцо дальше прокатится, тот выиграл.
  • «Забрось на столб (сэргэ) – набрасывание кольца на столб с определённого расстояния. Чем дальше от предмета накинет кольцо ребёнок, тот и выигрывает.
  • «Передай, сядь» - передача маута (кольца) в колонне над головой. Передал, сесть на пол. Чья команда вперёд выполнит задание. Можно передавать маут разными способами, из разных положений.
  1. Используя маут,  проводятся дидактические игры: «Назови элементы узора», «Какого цвета мауты?», «Найди одинаковые фигуры», «какие цвета использовали?», «Найди такую же фигуру в окружающем пространстве» - на что похоже.

  1. «Мяч».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5733.JPG 

Способ изготовления:

Мяч изготавливается из кожи. Вырезаются клинья, на которые нашиваются якутские узоры  так же вырезанные из кожи. Затем клинья сшиваются между собой. Заготовка для мяча набивается синтепоном. Мяч готов.

Использование:

  • Подвижная якутская национальная игра: «Успей поймать».

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

  • Подвижная якутская национальная игра: «Игра в мяч».

Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Крайний бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передаёт его следующему, стоящему напротив и так до конца. Если кто-то из играющих не поймал мяч, то переходит в противоположную команду. Потом мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке. Правила: мяч перекидывать в строгом порядке; выигрывает та команда, в которой больше всех игроков стало на конец игры.

  • Подвижная игра: «Лови – не лови».
  • «Зайчик».

 Игра тройками. Двое игроков встают напротив друг друга, третий между ними – «зайчик». Задача: двое играющих перебрасывают мяч друг другу  так, чтобы им не завладел зайчик. Задача зайчика поймать мяч, когда он перелетает через него. Если зайчик поймал мяч, он становится на место того, от кого прилетел мяч. А играющий, от которого зайчик поймал мяч,  становится зайчиком. Какая пара дольше не позволит поймать мячик зайчику, та и выиграла.

  • Игра «Охота на песца»

Задачи: Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч. В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.

Методические рекомендации: метание выполнять с обозначенной линии.

Вариант: 1. Выполнять метание за определенный промежуток времени (пока играет музыка).

2. В дальнейшем возможно усложнение за счет введения второго «песца».

  1. Игровые упражнения.
  • «Основные движения с мячом» - подбрасывание, ловля, с хлопками, с поворотами, катание с попаданием в предметы, в цель, забрасывание в корзину и т.д.
  1. Эстафеты.
  • «Эстафетный мяч» - 2 команды. У каждой команды по мячу. Бег вперёд с мячом, в руках. Прибежал обратно, передал следующему игроку. Можно с выполнением задания: что-то перепрыгнуть, пробежать «змейкой», проползти и т.д.
  • «Передай мяч» - передача мяча с разных исходных положений и разными способами: в колонне, в шеренге, сидя на полу, на скамейке, на стульях, стоя на высоте (скамейка, кубики) и т.д.

Дополнительное оборудование, которое так же можно применять на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, в подвижных играх и эстафетах, ОРУ.

  1. «Диск».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5735.JPG        C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5736.JPG

  • Подвижная якутская национальная игра: «Летящий диск».
  • Подвижная игра: «Белое и чёрное».

Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Одна команда белых, другая чёрных.  Воспитатель подбрасывает диск между шеренгами. Если диск упал чёрной стороной, то чёрные догоняют белых, и наоборот. Правила: догонять только с того момента, как диск чётко приземлился на пол. Пойманный игрок переходит в противоположную команду. Побеждает та команда, в которой больше всех играющих на конец игры.

Остальные упражнения, движения воспитатель составляет на своё усмотрение. Вариантов множество.

  1. «Классики».

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5753.JPG

Способ изготовления:

На основу плотной ткани из узкой ленты нашиваются классики обыкновенные. Украсить якутскими орнаментами, а снизу классиков пришивается липучка, для фиксации на ковре. (безопасность при прыжках). В клетках вышиваются слова на якутском языке (цифры) от 1 до 10. Цель: закрепление счёта на якутском языке в пределах 10, и совершенствование прыжков на 2-х и одной ноге.

Использование:

  • «Прыгай, читай, запоминай».

Прыжки в классики на 2-х ногах, на одной ноге в сочетании с чтением и запоминанием порядкового счёта в пределах 10 на якутском языке.

  1. Мешочки.

Способ изготовления:

Заготовки мешочков  изготавливаются из кожи разного цвета, заполняются любым материалом: песком, крупой. На основу мешочка нашиваются элементы якутского орнамента из шнурков, мулине, тесьмы и из кожи другого цвета. Используем в ОРУ, во время физкультурных занятий, эстафетах и т.д.

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5757.JPG

  1. Чороны.

Способ изготовления:

Чороны вырезаются из ДВП, на основу которых затем из самоклеящейся бумаги, наносятся якутские национальные узоры. Используем в танцах, в эстафетах и ОРУ.

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5750.JPG

       

  1. Атрибуты для подвижных игр: «Сокол и лиса», «Охотники и куропатки», «Полярная сова и евражки», «Хариус», «Волк и жеребята» и т.д.

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5749.JPG           

  1. «Оленьи рога» -  метание колечками,  сделанными из картона.

  C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5762.JPG

  1. Картотека подвижных игр народов Севера.

C:\Users\Ivan\Documents\SAM_5752.JPG

Большую помощь и поддержку оказали родители нашего детского сада, которым мы приносим большую благодарность за то, что они поддержали и помогли в решении поставленных  нами задач.

Главному редактору журнала «Дошкольная педагогика»

Издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Ермолаеву С.Д.

Почтовый адрес 197348, СПб, а/я 45,

т/ф (812)3038958

E-mail: d-pedagogika@mail.ru

АВТОРСКОЕ ПИСЬМО

Я, КАРАТАЕВА НАТАЛЬЯ АРКАДЬЕВНА

МБДОУ д/сад  «Черёмушка», г. Томмот, Республика Саха (Якутия)

Прошу опубликовать в журнале «Дошкольная педагогика» мою авторскую работу: «Приобщение детей  к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования».

Предоставляю авторские иллюстративные материалы, в том числе фотографии   21  . Разрешение от родителей на публикацию детей, изображённых на фото, имею. Разрешаю редактирование и сокращение материала на усмотрение редакции, а так же использовать представленные материалы в сборниках.

О себе сообщаю следующие сведения:

Паспорт  серия:  9811       № 360861

Выдан (когда, где и кем): 16.01.2012. ТП УФМС России по Республике Саха (Якутия) в городе Томмот Алданского района

Число, месяц, год рождения: 12.01.1967.

№ страхового пенсионного свидетельства : 038-345-513-57

№ ИНН: 140202792100

Адрес по прописке (с индексом): 678953 Республика Саха (Я), Алданский район, г. Томмот, Ул. Ленина 17, кв.2

Моё авторское вознаграждение прошу перевести на банковский счёт или пластиковую карту (номер карты, название карты или лицевой счёт сберкнижки): 4276760010770731 Сбербанк Виза

Название банка

Якутское отделение № 8603 ОАО «Сбербанк России», г. Якутск

Отделение банка

8603/0162

Расчётный счёт банка

30301810476276003600

Корсчёт банка

30101810400000000609

БИК банка

049805609

ИНН банка

7707083893

КПП банка

И предоставить мне профессиональный налоговый вычет в размере 20% от суммы начисленного авторского вознаграждения  за материал: «Приобщение детей  к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования».

Для опубликования в журнале «Дошкольная педагогика» №

В соответствии со статьёй 221 Налогового кодекса РФ.

Контактный телефон: 89248763997

Электронный адрес:

Дата:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа: «День Защитника Отечества».

Познавательно-игровая программа для детей старшей группы: «День Защитника Отечества»....

Познавательно - спортивное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. «Жить-Родине служить».

Познавательно - спортивное  развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества.«Жить-Родине служить»....

Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с историей Российской Армии и  её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...

Познавательный, информационно - творческий проект "Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней" 24.02.16г.

Систематизировать знания детей по данной теме, формирование у детей патриотических чувств....

Сценарий спортивного развлечения, посвященного Дню Защитника Отечества «Готов ли служить в Армии Вова Сидоров?»

Спортивное развлечение в старшей группе посвященное Дню Защитников Отечества....

Сценарий музыкально-спортивного праздника ко Дню защитника Отечества «Будем Родине служить!» в старшей группе

Сценарий музыкально-спортивного праздника ко Дню защитника Отечества «Будем Родине служить!» в старшей группе...

Музыкально-спортивный праздник ко Дню защитника Отечества «Будем Родине служить!»

Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения.Задачи:Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательнуюактивность, способствовать укреплению опор...