«Влияние плавания на развитие эмоциональной сферы ребенка»
статья по физкультуре на тему

Федосеева Елена Федоровна

 Занятие плаванием является важным компонентом двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционального фона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedoseeva_elena_fedorovna.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Федосеева Елена Федоровна

инструктор по физической культуре

(по плаванию)

МДОУ

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш»

города Балашова Саратовской области»

«Влияние плавания

на развитие эмоциональной сферы ребенка»

 Занятие плаванием является важным компонентом двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционального фона.

    Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятие  плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

    Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные игры, игры с элементами соревнований, эстафеты. Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Первая задача при обучении плаванию - преодоление боязни воды, которая в представлении ребенка ведет как-то по особенному - она сковывает движения, тормозит их, мешает передвижению. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играясь на мелком месте, дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Играя, ребенок привыкает к свойствам воды, настолько, что потребность в умении плавать возникает сама с собой.

    Игры и развлечения на воде вызывают у детей положительные эмоции и и имеют огромное воспитательное значение.

    Неотъемлемой частью обучения являются праздники и досуги, проводимые на воде. Они создают условия для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Разнообразная тематика, соответствующее содержание, оформление  и организация праздников пробуждают выдумку и фантазию у взрослых, активность и инициативу у детей, повышают у дошкольников интерес к дальнейшему совершенствованию в плавании. Особую окраску придают праздничное оформление  бассейна, появление персонажей  в сказочных костюмах. Использование музыкального сопровождения, движений под музыку развивают творчество, фантазию, закрепляют изученные упражнения, доставляют детям радость. Присутствие сюрпризных моментов оживляет атмосферу праздников и развлечений на воде.

    Праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают детей, вызывают у них чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам  товарищей, радоваться их достижениям. Поддерживать хорошие, дружеские отношения между собой. У ребенка воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных , но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств.

    Детям свойственно эмоционально-действенное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов.  Часто они слишком бурно реагируют на победу и неудачу своих товарищей, очень громко кричат, визжат, топают ногами. Хотя и понятно желание детей поддержать своих товарищей, важно все же, чтобы они умели сдерживаться, выражать свои чувства более спокойно. Взрослые должны помнить об этом и стремиться к  поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В то же время следует чутко относиться ко всяким эмоциональным проявлениям и не заглушать  радость ребенка частыми и неоправданными замечаниями.

   Желательно, чтобы в подготовке  и проведении праздника деятельно участвовали родители. Это поможет лучше узнать  своих детей, сблизиться  с ними.

   Положительное эмоциональное отношение детей к плаванию важно поддерживать на всех этапах обучения. Хорошее настроение, удовольствие от выполняемых упражнений, неугасаемый интерес к происходящему на воде, доброжелательное отношение педагога, поощрение – залог успешного обучения дошкольников плаванию.

   Эмоциональный фон, интересные действия в подвижных играх и упражнениях на воде рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием физического развития ребенка.

Литература:

  1. Канидова В. Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду.  Спортивные праздники и досуги. – М.: институт повышения квалификации работников образования по дошкольному образованию.
  2. Коллектив авторов под ред. Б.Б. Егорова. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн-фитобар-сауна /Методическое пособие/. – М.: Гном и Д, 2004.
  3. Осокина Т.И. , Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию эмоциональной сферы ребенка. "Страна сказок" (старшая группа)

Програмные задачи: формирование "умных эмоций", коррекция недостатков эмоциональной сферы, знакомство с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; углублять способность чувствовать ...

Советы по развитию эмоциональной сферы ребенка:

Создавайте положительный эмоциональный фон в семье...Побеседуйте с ребёнком....Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка....Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми....Читайте ребёнку расск...

Консультация "Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях"

Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях. В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Пр...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету»

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы ребенка в подготовительной группе «Путешествие на загадочную планету» ...

Советы психологов по развитию эмоциональной сферы ребенка для родителей дошкольников

Советы психологов по развитиюэмоциональной сферы ребенка Американские исследователи доказали, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию дете...

Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...