«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Колесова Лариса Владимировна

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_detskiy_sad.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Современный детский сад - это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является прежде всего сохранение и укрепление здоровья детей.                                                                      Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ.                                             Предметно - развивающая среда -это организованное жизненное пространство:                                                                                                                                       *способность обеспечивать социально-культурное становление дошкольника                                                                                                                                        *удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка                                                                                                                                *становление его способностей  посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность                                                                                    Цель создания предметно -развивающей среды: создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней.                                                                                                                   Принципы построения развивающей среды(по В.А.Петровскому):                                                                 *принцип дистанции, позиции при взаимодействии: организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующее установлению оптимального контакта с детьми. *активности: участие детей и взрослых в создании своего предметного окружения.                                                                                                                                                   *стабильности-динамичности: изменение и создание окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.                                                                                                               *зонирования: построение непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.                                                                                                                                                            *индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия                                       *эстетической организации среды                                                                                                              *открытости-закрытости: готовность среды к изменению, корректировке, развитию                                                                                                                                             *учета половых и возрастных различий детей.

 Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении  – обозначает антропометрические и биометрические показатели:  рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества  (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость).

 Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья. Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Предметно- развивающая среда в групповой комнате содействует полноценному физическому развитию детей. Для этих целей имеется спортивный  уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни.                                                                                                                                                 В активной зоне группы находится необходимое количество спортивного инвентаря. Спортивный уголок - где располагается ребристая дорожка, массажные «лапки», мячи, обручи, мешочки с песком, «кольцеброс», «кегельбан», атрибуты для проведения подвижных игр и игр малой подвижности.  Уголок  оснащен как традиционными пособиями ( массажные  коврики, мячи разных размеров, гимнастические палки,  кегли, кольцеброс , прыгалки),  так и нестандартным оборудованием, сделанным руками воспитателей и родителей.

На мячах разных размеров можно попрыгать и полежать. Эти упражнения укрепляют мышцы спины, живота, ног. Способствуют формированию правильной осанки.                                                                                                                            Для развития координационного равновесия используются шагайки  - ходули. На  которых  можно ходить по - одному или втроем с друзьями.                              Используя мячи разного размера  дети осваивают «школу мяча».                                                                                            Прыгалки и обручи одинаково  нравятся и мальчикам и девочкам.                                           Упражнения с тренажерами направлены на развитие двигательных  и функциональных возможностей детей.                                                                                          Массажные мячи, кистевые эспандеры способствуют массажу отдельных частей тела, воздействуют на нервные окончания.                                                           Полоса препятствий изменяется по желанию ребят. Используется массажная дорожка, мягкие гимнастические модули, следочки, гимнастические палки и т.д.                                                                                                                                         Игры с кеглями, кольцебросы  - развивают глазомер, способствуют формированию правильного навыка метания.                                                             Сухой бассейн с шариками создает мягкий массажный эффект,  обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

Стопы, благодаря своему уникальному строению оказывают непосредственное влияние на весь организм. Поэтому особое внимание уделяется профилактике плоскостопия, которая направлена на укрепление не только мышечно – связочного аппарата стоп, но и на всего организма. Такая гимнастика оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы стоп.  

Для этого мы изготовили совместно с родителями , всевозможные корригирующие стопу коврики  «Волшебные следочки». По таким импровизированным дорожкам каждый день смело ходят наши ребята. Ведь так важно для формирования стопы пройтись по ребристому мостику, потоптать камешки, постоять на колючих ковриках.

В результате организации предметно-развивающей среды и использования нестандартного физкультурного оборудования у детей формируются физические качества, проявляется интерес к подвижным играм и физическим упражнениям, проявляют умение  заботиться о своём здоровье.

    «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРИТЬ : ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ - ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ. ОТ ЖИЗНЕРАДОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ»  В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»

Для формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и своему здоровью    в нашем  детском саду организована предметно-развивающая среда с использованием...

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...

Методы, формы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественну...

Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"

Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...

Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС

Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды в контексте  ФГОС...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...