Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".
консультация по физкультуре на тему

Малагонцева Олеся Александровна

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_fizo_original.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинаре по теме: «Развивающая среда в группах детского сада».

Консультация: «Формы организации  двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».

Состовитель: Инструктор по

физическому воспитанию

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 42»

Малагонцева О.А.

Бийск 2014 г

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому  развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.

Задачи:

1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность».

2.Формы организации двигательной активности.

3. Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре.

Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в малоподвижном положении. Во время таких занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы кисти работающей руки; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в постоянном напряжении. Это приводит к снижению обмена веществ, замедлению тока крови и кровоснабжения мозга, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):

                1.нарушение недавно сформированных умений;

                2.нарушение координации мелких движений, замедленность их;

                3.длительные отвлечения;

               4.примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);

               5.появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;

                6.повышенная раздражительность;

                7.зевота.

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Любые физические упражнения подразумевают под собой двигательную активность ребенка. Рассмотрим термин двигательной активности.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому

повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной  продуманности, четкой организации режима детей:

Первое место в двигательном режиме детей  принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям:

 - утренняя гимнастика 

 - гимнастика после дневного сна

 - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок

 - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). Расписания утренней гимнастики находится у каждой группы в режиме дня.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Младший возраст.

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

С бегом «Мыши и кот»

С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»

С лазанием « Наседка и цыплята»

С бросанием и ловлей « Кто бросит дальше»

На ориентировку в пространстве « Найди свой домик»

Средний возраст

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к выполнению правил без напоминания воспитателя. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)

С бегом « Самолеты в ангар»

С прыжками «Прыгай выше»

С ползанием «Пролезай и убегай»

С мячом  «Подбрось – найди»

На ориентировку в пространстве , на внимание «Найди где спрятано»

Народные игры « У медведя во бору»

Старший возраст

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям « Хитрая лиса»

С бегом «Ловишки», «Мышеловка»

С прыжками «Классы»

С лазанием «Пчелы и медведи»

С метанием «Охотники и зайцы»

С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»

Народные « Горелки»

Подготовительная группа

Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;

Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).

С бегом «Горелки», «Жмурки»

С прыжками «Лягушки и цапля»

С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»

С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки»

Эстафеты : «С обручами»

С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.

Народные « Горелки», «Ручеек», «Калачи».

Физкультминутки  как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Цель:

 -  повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия

-  обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Двигательная разминка.

Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Вывод:

Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

 В своей работе по созданию оздоровительной среды в детском саду нужно обратить  внимание на результаты исследований   предметно-пространственной среды в ДОУ, проведённые Н.А. Коротковой.

Анализируя, длительность пребывания детей в уголках, исследователь увидели, что  процентное пребывания детей в  физкультурном уголке ничтожно мал всего 1,5%

В чём же причины? Неужели дети не хотят  двигаться? Рассмотрим их.

·   воспитатель не привлекает внимание детей к уголку и создаёт удобные для себя правила по его использованию

·  Несоответствие оборудования и материала возрастным возможностям и актуальным интересам детей ( в самостоятельной деятельности атрибуты физ. уголка не используются)

·  Прямой словесный или негласный запрет( за возможность использования оборудования в свободной самостоятельной деятельности, необходимость предварительного согласия с воспитателем)

·  Эстетическая мало привлекательность материала.

·  Отсутствие финансовых средств  для приобретения физкультурного оборудования.

Чтобы улучшить обстановку, сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности, физкультурный уголок в группах вы так же можете пополнить  самыми разнообразными  атрибутами, сделанными из подручного материала. Настольная спортивная игра «Чемпионы»

  • Для закрепления основных видов движения можно изготовить настольную спортивную игру «Чемпионы». Поле для игры изготавливает воспитатель, а вот фишки и спортивный инвентарь делают дети подготовительной группы. Он слеплен из солёного теста и раскрашен гуашью.

Правила игры «Чемпионы»

Цель: игра развивает логическое мышление, сообразительность, внимательность. Способствует развитию двигательных навыков. Закрепляет основные виды движений: прыжки, перешагивания, пролезание, бег «змейкой».

Ход игры: Распределить цветные фишки между игроками. На синие кружки расставить предметы спортивного инвенторя. Первый ходит игрок выбросивший на кубике наибольшее количество очков. Поставьте свои игровые фишки на старт (Детский сад). Поочерёдно бросайте кубик и передвигайте свои фишки вперёд по указанию стрелок. Попав на синий кружок с предметами спортивного инвентаря, выполняйте соответствующие движения:

  • Мяч- отбить мяч 10 раз об пол;
  •  Гантеля- присесть 5 раз, руки вперёд;
  • Скакалка- прыжки через скакалку;
  • Кубик- построить пирамидку из 5-ти кубиков;
  • Палка- наклоны вперёд 5 раз;
  • Кегля- обежать «змейкой» через 5 кеглей;
  • Теннисная ракетка- подбросить мяч вверх 10 раз.

В игре побеждает тот игрок, чья фишка первой придёт к финишу (школа). Весёлых вам соревнований!

Предложенные ниже пособия могут быть использованы на утренней гимнастике, в подвижных играх, самостоятельной двигательной и игровой деятельности детей. Применение ярких, красочных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффект новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения и варьировать задания.

  • Ходули «Божьи коровки»
  • "Мягкие лыжи"
  • "Ловишки"
  • "Скакалки"
  • "Поднять якоря"
  • «Поймай рыбку»
  • "Ребристая дорожка"
  • "Следочки"
  • Гимнастические ленты
  • дуга изготовленная из контейнеров от киндер сюрприза
  • эспандеры
  • Султанчики
  • силовые тренажеры
  • "Погремушки"
  • "Кольца"
  • "Колпачки"
  • "Гантели"
  • Пчелки(с разными вариантами)

В физкультурном зале я сделала яркие цветные карточки, на которых мультяшные герои ходят по разноцветным дорожкам в гости друг к другу. Развесила их на уровне глаз ребёнка, и дети с удовольствием несколько минут уделяют этой затее. Вам я предлагаю в уголках здоровья подобные варианты зрительной гимнастики.

  Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени  и материальных затрат.  Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

Городской методический семинар инструкторов по физической культуре на тему: "Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию один из моих первых методических семинаров по ГПБ (горизонтальному пластическому балету). Он может заинтересовать хореографов и инструкторов по физической ...

Рекомендации для родителей инструктора по физической культуре на тему "Проблема ориентирования у детей дошкольного возраста".

В статье даются рекомендации родителям о том, как научить ребенка различать право и лево в обыденной жизни....

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...

Выступление на окружном семинаре для инструкторов по физической культуре по теме: « Спортивные праздники и досуги, как одна из форм взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя»

Невозможно представить себе жизнь  ребенка в детском саду без веселых  и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

Консультация учителя – логопеда для инструктора по физической культуре: «Значение подвижной игры в развитии детей с общим недоразвитием речи»

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, кот...