Программа саморазвития тема: "Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста, в совместной деятельности через «оздоровительно-игровой час"
учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа) на тему

Шеина Валентина Анатольевна

Хорошее физическое развитие – это не обязательно спортивные достижения, скорее это необходимый минимум для растущего организма. Важно оно, прежде всего, для здоровья малыша.

Физическое развитие детей – это движение, двигательная активность. Она определяется как количество движений, ко­торое малыш производит в течение всего бодрствования.

Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сер­дечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под вли­янием движений улучшается обмен веществ.

Следует отметить, что двигатель­ная активность оказывает положительное влияние не только на здоро­вье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развива­ется эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию Малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samorazvitiyu_na_2014-2015_god.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на Совете педагогов МБДОУ

«Детский сад №101»

от 29.08.2014 г.

протокол № 1

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 «Детский  сад №101»

_______________ Шорохова Н.А.

Программа саморазвития

воспитателя II группы раннего возраста

Шеиной Валентины Анатольевны  на 2014-2015 год

 Тема:

«Физическое развитие и  формирование основ  культуры здоровья  детей раннего возраста,  в совместной деятельности через

 «оздоровительно-игровой час».

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах  воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Хорошее физическое развитие – это не обязательно спортивные достижения, скорее это необходимый минимум для растущего организма. Важно оно, прежде всего, для здоровья малыша.

Физическое развитие детей – это движение, двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.

Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию Малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи (М. Кольцова).

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, длинный, короткий и т. п.). Малыш учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д.

Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребенка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость  и разумная осторожность.

Воспитание культурно – гигиенических навыков также направлено на укрепление здоровья ребёнка. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается именно с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку, а, следовательно, приобщение его к основам здорового образа жизни.

Вместе с тем,  воспитание культурно – гигиенических навыков  включает важную задачу – воспитание культуры поведения, и, следовательно, успешную социализацию детей.  Ведь необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  

Сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  также от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность, интеллект, внимание, воображение

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- расширяет словарный  запас ребенка;

 - развивает различные виды памяти( зрительную, слуховую, моторную, образную и др.)

Цель профессионально – личностной программы

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий;

2.Внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
4.Апробация  инновационной   формы  по ф
изическому развитию и  формированию основ  культуры здоровья  детей  раннего возраста «Оздоровительно-игровой час» 

5. Модифицировать  традиционные методики, технологии и программы по здоровьесбережению и адаптировать в соответствии с имеющимися условиями ДОУ .

6.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Физическое развитие и  формирование основ  культуры здоровья  детей раннего возраста,  в совместной деятельности через  «оздоровительно-игровой час».

Направления саморазвития

1.Изучение нормативно – правовых документов

2.Изучение методической литературы

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

4.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

5.Работа с детьми

6.Повышение квалификации

7.Работа с семьей, социумом

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

9.Аттестация

Ожидаемые результаты:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Повышение уровня компетентности всех субъектов педагогического процесса ДОУ в формировании у детей привычки к ЗОЖ;
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности

Формы работы

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

В течение года

2.Изучение методической литературы

  1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в д/с. М.,2005
  2. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. М., 2007
  3. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста.
  4. М .,2008
  5. Кочетова Н. П. Подвижные игры и игровые упражнения //Играем с малышами. Под ред. Григорьевой Г.Г. М.,2007
  6. Л.Д. Глазырина  Физическая культура дошкольникам. Младший возраст.
  7. М., 2008
  8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М., 2009
  9. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Учебно-игровой комплект для детей дошкольного возраста. М., 2007
  10. Е.Г Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию. М.,1983
  11. А.А Венгер, Е.Г Пилюгина  Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988

В течение года

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

1.«Организация здоровьесберегающей деятельности в  формирование навыков здорового образа жизни детей младшего  дошкольного возраста» воспитатель высшей квалификационной категории Ушакова Юлия Анатольевна

МБДОУ «Детский сад №101» г.Дзержинск

2. «Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй группе раннего возраста»

3. Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня Кулигина Е.А. - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №28» г. Дзержинск

В течение года

4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

1.Выступление  на педагогическом совете ДОУ :

«Использование игровых приемов в формирование культурно- гигиенических навыков детей раннего возраста »

2.Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования в развитии движений детей раннего возраста»

3.Творческая мастерская «Самоделкин»

Изготовление коррекционных дорожек из подручного материала своими руками.

4.Взаимопосещение групп раннего возраста  ДОУ с целью просмотров организации центров здоровья и зон двигательной активности.

5.Открытый показ  НОД  во второй группе раннего возраста  по направлению физического развития детей  «Вот как мы умеем»

6. Презентация  программы здоровьесберегающей направленности  «Будь здоров, малыш»

7.Мастер – класс «Технология  закаливания детей раннего возраста. Рижский метод»         

8. Круглый стол «Укрепление традиций детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни».

9.Выступление на итоговом педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании первоначальных навыков культуры ЗОЖ  детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Сентябрь 2014

Октябрь 2014

Ноябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Март 2015

Апрель 2015

Май 2015

5.Работа с детьми

Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа

Игры  с водой.

1. «Какая  бывает водичка?»

2. «Наливай-ка!»

3.«Весёлая рыбалка» (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).

4.«Тонет – не тонет» (игры с заводными плавающими игрушками, с резиновыми, пластмассовыми и деревянными).

5.«Открывай – закрывай»

6. «Лейся - лейся»

7. «Растворяется –

не   растворяется».

Игры с куклой:

1.«Умоем куклу Катю»

2.«Искупаем нашу Таню»

3.«Помоем кукольную посуду»

4.«Постираем кукле  Кате бельё»

Игры с плоскостными планшетами.

Найди такой же»

«Найди блестящий»

«Найди желтый, зелёный, синий»

«Найди гладкий»

«Найди  шершавый»

Игры- путешествия:

«Поедем в гости к зайчику»

«Что нам повстречалось на пути»

«Путешествие в лес»

«Поедем в гости к мишке»

«Поедем в гости к Деду Морозу»

Игры на пробковой панели «Огород»:

«Найди капусту»

«Найди морковку»

«Найди зелёного цвета»

«Найди желтого цвета»

«Кто в домике живёт?»

«Что растёт на огороде?»

Игры с предметами.

«Крутись карандаш»

«Непослушные шарики»

«Спрячь в ладошке»

«Найди игрушку»

«Погремушка»

Игра «Пластилиновые узоры»

Игра «Волны»

«Забавные шнурки, нитки»

Игры с прищепками:

 « Бусы»

«Понятие величины»

Игры с пуговицами:

« Где, чей домик?»

« Такие разные пуговки».

Февраль –апрель 2015

6.Повышение квалификации

  1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
  2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

7.Работа с семьей, социумом

  1. Совместная организация выставок фотографий на тему: «Здоровый образ жизни
  2. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений о физическом развитии и закаливании  детей.
  3. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по вопросу закаливания  ребёнка «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей», «Роль родителей в физическом развитии», «Подвижные игры для 2-3 лет», «Здоровье с детства».
  4. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта закаливания  ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
  5. Проведение праздников, досугов с привлечением родителей.
  6. Семинары-практикумы для родителей  по вопросам закаливания детей .
  7. Создание игротеки по здоровьесбережению.
  8. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
  9. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города.
  10. Совместное издание   журнала «От дух до семи» (статьи, фотографии,  сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, зрения

Подбор картотек.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

9.Аттестация

Обобщение  педагогического  опыта работы по теме «Физическое развитие и  формирование основ  культуры здоровья  детей раннего возраста,  в совместной деятельности через  «оздоровительно-игровой час».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста в совместной деятельности через «Оздоровительно-игровой час».

В презентации отражён опыт работы  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №101» города Дзержинска  по организации оздоровительного игрового часа, направленного на укрепление и ...

«Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»

laquo;Организация двигательной активности детей раннего возраста в совместной деятельности»...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...