Проект для детей с нарушениями речи "Школа мяча"
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Кристман Елена Николаевна

Этот проект создан для улучшения координационных способностей для дошкольников с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_myacha_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Тема:  «Упражнения с мячом на занятиях по физической культуре как средство развития координационных способностей дошкольников с нарушениями речи»

Разработала инструктор по ФК

Кристман Е.Н.

Пикалево

2015

Актуальность проекта.

Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма.

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименнымидвижения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными  движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т.п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

Занятия физической культурой с детьми, у которых нарушена речь, имеют свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии:

- общая физическая ослабленность,

- низкий уровень развития физических качеств,

- низкая обучаемость.

Поэтому приходится искать методы и приёмы, способствующие решению этих проблем.  Мы знаем, что  мяч -  одна из самых  любимых игрушек детей. Он привлекателен своей прыгучестью, яркостью, формой и многофункциональностью.  Игры с мячом помогают более эффективно решать задачи по физическому воспитанию дошкольников. Поэтому я решила внедрить в свою практику проект «Такие разные мячи».

Я разработала и внедрила:

  1. Перспективный план на год.
  2. Систему занятий на год.
  3. Диагностику координационных способностей детей.

Так же сделала подборку игр с мячом для детей - дизартриков, фотоальбом «Делай как я»,  папку «Способы удержания мяча».

В  занятия включены упражнения, способствующие:

-  совершенствованию ручной ловкости,

- развитию зрительно-моторной координации,

- развитию периферического зрения,

- формированию умения распределять внимание,

- кинезиологические упражнения на формирование межполушарных связей.

Стараюсь  доступно объяснять детям технику движения, обращаю внимание на исходное положение. Разбираем вместе с детьми ошибки, отмечаем хорошие результаты.  Дети учатся играть в паре, действовать сообща, учатся видеть ошибки свои и товарищей, принимать помощь сверстников.

Игры с мячом – эффективное средство коррекции движений у детей с ОНР, они создают эмоциональный настрой, положительно влияют на совершенствование координации движений и речи, активизируют внимание, память, расширяют словарный запас, развивают ориентировку.

Гипотеза:   упражнения с мячом положительно влияют на развитие координационных способностей дошкольников с нарушениями речи.

Объект:    координационные способности дошкольников.

Предмет:   упражнения с мячом как средство развития координационных способностей дошкольников.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида» г. Пикалево, дети с нарушениями речи подготовительной к школе группы.

 Участники проекта:

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Инструктор по физической культуре.

4. Старшая медицинская сестра.

6. Заместитель заведующего.

7. Родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Физкультурные уголки в группе.
  • Спортивный зал.
  • Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
  • Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т.д.).
  • Подборка методической литературы.  

Цель – разработать систему  игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях  по физической культуре.

Задачи:

  • Исследовать координационные способности детей и выявить их уровень развития с помощью диагностики.
  • Оформить музей мяча, рассказав при этом об истории возникновения мяча.
  • Определить критерии уровня развития координации движений дошкольников подготовительной к школе группы с нарушением речи.
  • Разработать систему игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей, используя мячи разного диаметра, назначения.
  • Провести сравнительный анализ диагностики на начало и конец учебного года.
  • Реализовать координационные способности дошкольников при обучении спортивным играм.
  • Активизировать работу с родителями в направлении пропаганды для дальнейшего обучения дошкольников играм с мячом (открытые занятия, стенды).

        Этапы реализации проекта.        

  • 1. Диагностический этап. (Физические способности дошкольников, определение уровня развития координационных способностей дошкольников)

Диагностика координационных способностей детей.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

а) пространственную ориентировку;

б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

в) статическое и динамическое равновесие. [1]

Пространственная ориентировка подразумевает:

1)сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций)

 2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Для определения уровня развития координационных способностей я использовала следующий тест:

  1. Для оценки уровня развития рук и плечевого пояса:
  • Подбросить мяч, 2 хлопка перед собой, поймать мяч.
  • Подбросить мяч, хлопок за спиной, поймать мяч.
  • Броски в кольцо.
  1. Для оценки уровня развития ног и мышц всего тела:
  • Ведение мяча ногой по прямой линии (10м).
  • Передача мяча друг другу, остановка подошвой.
  • Удары в ворота.

Показатели уровня развития координационных движений:

Высокий уровень – больше 5 раз.
Средний уровень – 3 раза и более.
Низкий уровень – меньше 3 раз.

  • 2. Планирование работы с воспитателями, с родителями,  ведение учета развития координационных  на начало проекта и на конец его реализации совместно). Составление перспективного планирования на год: одно занятие в неделю в вечернее время (15.30), планирование работы на физкультурных и индивидуальных занятиях по совершенствованию техники владения мячом, планирование открытого занятия с родителями.
  • 4. Реализация проекта (см. перспективное планирование).
  • 5. Повторная диагностика. Подведение итогов, сравнение ожидаемого результата с действительным.

Перспективное планирование

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Октябрь

Ноябрь

  • Диагностика координационных способностей дошкольников (см. выше)
  • Презентация «История мяча»
  • Обратить внимание на ОРУ:

Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).

Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

Движения ног вперед, в стороны, назад.

Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, палево).

Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

  • Учить детей ведению мяча на месте.
  • Развивать ориентировку в пространстве.
  • Использовать массажные мячи для укрепления мышц кисти.
  • Упражнять в подбрасывании и ловле мяча разными способами.
  • Развивать координационные способности.
  • Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом
  • Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.

Использование массажного мяча для развития мышц кистей (см. картотеку)

Массаж музыкальный «Моя ладошка»

Совместная разработка презентации,

Консультации в работе по подгруппам с Рыжовой И.В.

К концу ноября фотовыставка

«Мы и мячи»

Декабрь

Январь

Февраль

Упражнения с мячом:

  • Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.
  • Ведение мяча разными способами.
  • Броски в кольцо разными способами, с разного расстояния.
  • Познакомить детей с игрой «баскетбол», правилами, начать обучение игре.
  • Подготовить музыкальную композицию с мячом для показательных выступлений на праздниках.
  • Совершенствовать умение играть в баскетбол.
  • Использовать фитболы для ОРУ, для улучшения координационных способностей дошкольников.
  • Обучать элементам игры в пионербол: броски через сетку, броски друг другу.
  • Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве, закреплять технику работы с мячом.

Командные соревнования между ребятами для выявления степени овладения мячом, командные соревнования по баскетболу на этапах обучения и совершествования.

Проведение спортивного праздника «Такие разные мячи»

Март

Апрель

Май

  • Продолжать обучение пионерболу, совершенствовать знание правил игры
  • Закреплять наиболее сложные упражнения с мячом.
  • Закреплять технику работы с мячом в спортивных играх.
  • Закреплять и совершенствовать умение ориентироваться в игре.
  • Диагностика координационных способностей дошкольников.
  • Сравнительный анализ диагностик.

Подведение итогов, сравнение ожидаемого результата с действительным.

Совместная деятельность с музыкальным руководителем при подготовке к праздникам, подбор музыкального сопровождения для выполнения номеров с мячами.

Соревнования по баскетболу с привлечением родителей, с награждением лучших игроков


[1] Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. с.  68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста "Удивительные пять чувств"

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Детский сад IV вида № 37» Исследовательский пр...

Познавательный проект для детей с нарушениями слуха в подготовительной группе "Огород на окне"

Важно приучать наших ребятишек  с детства любить и наблюдать природу,  учить их стремиться создать что - то важное и интересное своими руками. В этом нам может помочь огород на окне в детско...

«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».

Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются...

Проект для детей с нарушением слуха "Животные родного края"

С животными родного края можно познакомиться в контактном зоопарке. В сравнении с привычным зоопарком, контактный зоопарк имеет кардинальное отличие в правилах поведения и возможностях для п...

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у дете...

Подвижные игры с мячом для детей с нарушением зрения

Практически все игры с мячом являются коррекционными для детей с нарушением зрения. Так как с их помощью решается целый ряд коррекционных задач по развитию зрительных функций:Упражнять зрениеСпособств...