«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».
статья по физкультуре

Татаринова Екатерина Геннадьевна

Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определенной последовательности, с усложнением.

     Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».

ВВЕДЕНИЕ

     Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определенной последовательности, с усложнением.

     Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки.

       Специфика физического воспитания детей коррекционных групп нашего детского сада определяется особенностями развития, обусловленными нарушением зрения. Примерно 70 % детей с косоглазием и амблиопией имеют отклонения в физическом развитии. Причинами отклонений являются: снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей и недостаточная двигательная подготовленность. На фоне зрительной патологии у детей возникают определенные недостатки при овладении движениями -  скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства, предметов и др.

        В процессе физического воспитания четко прослеживается возможность коррекции недостатков физического развития и активизации зрительных функций. Физическая культура положительно влияет на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.

                Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Опыт общения со слабовидящими детьми и их родителями показал, что взрослые не уделяют достаточного внимания двигательному режиму вне ДОУ. Более того, на желание ребенка освоить какой-либо новый вид движения отвечают отказом, боясь травм зрительного анализатора. Это приводит к гиподинамии и негативно сказывается на общем функциональном состоянии здоровья ребенка.

        По данным опроса родителей детей коррекционных групп выяснилось: у 60% детей дома нет мяча. А упражнения с мячом являются наиболее эффективными для коррекционного воздействия, так как зрительный анализатор наиболее загружен. Кроме того, большинство упражнений с мячом носят игровой характер и наиболее доступны и интересны детям.

        С мячом можно играть одному, а можно в паре, в тройке, в команде. Чтобы заниматься с мячом не нужно больших затрат. Мяч общедоступен для каждого родителя. В процессе выполнения упражнений включаются все сохранные анализаторы, особенно осязание.

        Кроме того, мяч прекрасно тренирует руку, а рука, по мнению Канта «это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».

Методические рекомендации к проведению упражнений с мячом.

        В упражнениях с мячом дети с нарушением зрения затрудняются в прослеживании взором, так как снижение остроты зрения у слабовидящих детей, монокулярный характер зрения при косоглазии, снижение функции амблиопического глаза не обеспечивают точности видения цели. В процессе выполнения движения взгляд ребенка как бы задерживается на стороне бросающей руки, что сказывается на технике владения мячом.

  1. Необходим строгий отбор материала с учетом зрительного заболевания:

        Для детей со сходящимся косоглазием используются упражнения, требующие направления взора вверх, вдаль, с расходящимся косоглазием – вниз, вблизи.

  1. Пропедевтические упражнения подбираются строго индивидуально, в зависимости от тяжести поражения зрительного анализатора.
  2. Перед началом упражнений необходимо ознакомить детей с окружающим их пространством, чтобы исключить боязнь передвижений.
  3. Нагрузка на организм ребенка должна быть дозирована и индивидуальна.
  4. Все упражнения должны выполняться из правильного исходного положения, т.к. у большинства детей положение тела и головы вынужденное и скованное.
  5. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко и достаточно медленно.
  6. Все упражнения с ограниченной площадью опоры выполняются с обязательной страховкой.
  7. После выполнения упражнения необходимо давать детям паузы для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

        Все упражнения такого характера, когда мяч не теряет ручного контроля, можно считать пропедевтическими. К их числу относятся следующие упражнения:

  • Передача мяча из одной руки в другую (со зрительным контролем и без).
  • Катание мяча напряженной ладошкой по полу круговыми движениями (с изменением амплитуды).
  • Прокатывание м/мяча под коленками (и.п. сидя на полу, ноги согнуты в коленях).
  • Передача мяча друг другу в парах двумя руками (как усложнение: передал – присел; передал – поворот вокруг себя; передал – наклон).
  • Передача мяча, стоя спиной друг к другу (пятки партнеров касаются, мяч передается двумя руками боком с поворотом туловища).
  • Передача мяча между ног (ребенок с мячом поворачивается спиной к партнеру и передает мяч между ног ему в руки).
  • Передача мяча за голову (из того же и.п.).

Упражнения с катящимся мячом:

  • Катание м/мяча по наклонной плоскости с бортиками, прослеживание взором движение мяча.
  • Прокатывание мяча по наклонной доске с последующим преследованием и ловлей
  • Преследование мяча из различных исходных положений: сидя лицом по направлению движения мяча (спиной, боком); лежа на спине, животе (со зрительным контролем и без него);по разнообразным звуковым сигналам и за различными по размеру и цвету мячами.
  • Прокатывание мяча по гимнастической скамейке пальчиками (правой и левой рукой, со зрительным контролем и без).
  • Прокатывание мяча по г/скамейке двумя руками со сбиванием кегли (кегля ставится в середине или в конце скамейки, в зависимости от степени подготовленности ребенка и его возраста).
  • Прокатывание мяча пальчиками правой и левой руки вокруг себя из и.п. сидя на пятках(со зрительным контролем и без).
  • Прокатывание мяча в воротики (расстояние до ворот и их величина варьируются в зависимости от возраста и подготовленности детей).
  • Прокатывание мяча пальчиками по нарисованным на полу фигурам различной конфигурации.
  • Катание мяча во встречных колоннах. Две колонны встают навстречу друг к другу на расстоянии 3 – 5 м. Первый участник из одной колонны катит мяч первому из встречной, а сам уходит в конец своей колонны (как вариант – в конец встречной колонны).
  • Катание мяча по полу в парах из различных и.п.: сидя, ноги врозь, лицом друг к другу; лежа на животе, стоя, ноги врозь и т.д. (расстояние между партнерами меняется).
  • Катание мяча по полу на скорость /чей мяч быстрее докатится до ориентира/
  • Катание мяча на точность (например: чей мяч закатится в конуру к Шарику?)
  • Прокатывание мяча ногой по прямой, змейкой, в ворота.

Упражнения с фазой полета мяча:

  • Ловля мяча двумя руками после броска преподавателя (расстояние между ребенком и взрослым варьируется).
  • Ловля мяча после отскока от пола (взрослый ударяет мяч в пол, ребенок ловит; траектория полета мяча зависит от подготовленности детей).
  • «Подбрось – поймай» При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы дети не поднимали руки за мячом, а при ловле не прижимали мяч к туловищу.
  • Как усложнение – выполнять через хлопок, два, три хлопка; с поворотом вокруг себя.
  • Ловля мяча после удара двумя руками в пол (стараться не сходить с места). Усложнение – с приседанием, с поворотом вокруг себя, с хлопком, с наклоном, с продвижением в разные стороны.
  • Ловля мяча после отскока от пола из и.п. стоя на г/скамейке, на бревнышке. Как усложнение – с продвижением вперед, назад.
  • Ловля мяча после отскока от пола в парах.
  • Необходимо объяснить детям, что для удачного выполнения этого упражнения надо найти середину между партнерами и направлять удар мяча именно в эту точку.
  • Ловля мяча после нескольких отскоков от пола.
  • Отбивание (ведение) мяча от пола правой и левой рукой, стоя на месте. Как усложнение – в движении по полу; по ограниченной площади опоры; бегом.
  • Броски мяча на точность (попади в корзину, в обруч).
  • Броски мяча двумя руками снизу и ловля мяча сачком. После того как это упражнение выполняется на точность, можно усложнить его ограничением опоры.
  • Броски мяча двумя руками снизу в стену (в нанесенный на нее ориентир) и ловля мяча после отскока от пола.
  • То же самое упражнение, но ловля после отскока от стены.
  • Кто дальше бросит мяч из-за головы двумя руками.
  • Броски мяча через веревку двумя руками сверху (как вариант - в прыжке).
  • Броски мяча во встречных колоннах (правила идентичны прокатыванию во встречных колоннах).

Игры с мячом

«Гонка мячей в колонне». Варианты: мяч передается через голову, между ногами; последний в колонне игрок, получив мяч, бежит и встает первым или пролезает у детей между расставленными врозь ногами; можно играть из и.п. сидя на полу или на г/скамейке.

«Гонка мячей в шеренге». Следить за тем, чтобы ноги не сдвигались с места. Вариант: после того, как мяч получает последний игрок, вся команда поворачивается кругом и мяч передается обратно; можно играть из положения сидя.

«Гонка мячей по кругу». Количество мячей зависит от степени подготовленности игроков и в идеале доходит до половины количества участников (можно из положения сидя).

Водящий догоняет детей и выбивает их мячом. (Следить за тем, чтобы водящий бросал мяч только по ногам).

«Охотники и утки». В этой игре желательно использовать большой надувной мяч, т.к. он более легкий, мягкий, летит он более медленно и дети не боятся удара.

«Защита укрепления». Дети образуют круг, стоя спиной друг к другу. В середине круга строится башня из кубиков. Двое водящих, передавая мяч друг другу, пытаются разрушить башню, попав в нее мячом. Дети, стоящие в кругу, защищают башню ногами.

«Погрузка арбузов». Игра проводится в двух или нескольких командах. По сигналу первые игроки берут мяч из корзины и передают его следующим по шеренге. Затем передают второй, третий мяч и т.д., пока все мячи не окажутся в другой корзине.

«Кегельбан». Кто больше собьет кеглей из трех попыток. Кегли выставляются в ряд на определенном расстоянии от участника, которое зависит от степени подготовленности детей.

«Передал-садись». Игроки команд становятся в колонны перед водящими (водящим может быть взрослый). По сигналу каждый из них бросает мяч первому из колонны, тот возвращает мяч и тут же садится на пол. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не вернет последний игрок, после чего вся команда встает. Выигрывает та команда, которая встала первой.

«Перестрелка». Дети делятся на две команды, берут по одному мячу и расходятся на противоположные стороны зала. Зал делится пополам скамейками. По сигналу дети начинают перебрасывать мячи на сторону противника. Выигрывает та команда, на чьей половине не осталось ни одного мяча.

«Найди свое место». Дети двигаются по кругу любым заданным способом. В центре стоит водящий и выкрикивает имя любого участника. Названный ребенок выбегает из колонны, ловит мяч, отдает (или бросает) мяч водящему и становится на свое место в колонне (вариант - становится на место водящего, а тот на место игрока). В этой игре важно следить за тем, чтобы движение по кругу не останавливались.

«Мяч в цель». Большой надувной мяч ставится в центре зала. Дети с малыми мячами стоят в шеренге на расстоянии 3 – 5 м и по очереди бросают свои мячи в большой мяч с целью как можно дальше его сдвинуть.

 «Метание, как основной вид движения»

     Метание – ациклическое скоростно – силовое упражнение. Ациклические движение требует большей постепенности, усвоения, чем циклические. При их выполнении требуется более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие. Для выполнения ациклического движения требуется 3 определенной фазы (подготовительная, основная, заключительная).

        С 3 лет детей обучают:

- бросанию мяча вверх и ловле его двумя руками

- бросанию мяча вниз о пол и ловле его

- бросание мыча в стенку

- метание на дальность и в цель выполняются различными способами

                «из-за спины через плечо»,

                «прямой рукой сверху»,

                 «прямой рукой снизу»,

                 «прямой рукой сбоку»

                 «двумя руками «снизу»»,

                 «двумя руками «от груди»»,

                 «двумя руками «из-за головы»»,

                 «двумя руками «с боку»»

Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска.

Методика обучения  метанию.

     Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания - предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно  выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной "руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Для достижения результата детей воспитатель объединяет в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать всех детей, уделить каждому необходимое, внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений. Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий, с мячом.

     В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров—от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

        Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками,, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной — щит с нарисованным кругом, обруч, небольшой мяч, дерево и т. п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку—одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой — это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Маленьким детям воспитатель помогает взять мяч или другой предмет указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и направляет затем его движение. Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.

Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или коробки с равным числом мячей или мешочков (2—3 в каждом), которые ребенок берет правой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой). Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Малыши так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предварительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Часто бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5—1 м). Детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Младшие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, старшие отходят дальше, примерно на 2—3 м. Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать.

         Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо   с предварительным   замахом,  снизу, сверху, сбоку.

      Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки; у водоема дети с увлечением бросают в воду мелкие камешки «кто дальше»; в лесу, на лугу используют длинные травинки, метая их, как копье. Мягкие и мелкие предметы — мячи, желуди каштаны—можно метать снизу с заданием «кто бросит выше». Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска

            Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см, средних размеров диаметром 8-12 см большие мячи диаметром 18-20 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 4 кг. Мячи должны хорошо отскакивать от земли или стены. Хранят запасные мячи в прохладном помещении, в группах мячи размещают вдали от отопительных приборов.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений.

Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений....

Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений.

Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений.    ...

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Проект "Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах"

Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы, в  современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня...