Динамика формирования интегративного качества "Физическое развитие, овладение основными культурно - гигиеническими навыками"
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Журочкина Екатерина Дмитриевна

Алгоритм проведения мониторинга в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_provedeniya_monitoringa.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Алгоритм проведения мониторинга в ДОУ.

Средняя группа. Динамика формирования интегративного качества «Физическое развитие, овладение основными культурно-гигиеническими навыками».

Оглавление:

Этапы проведения мониторинга        

Содержание мониторинговой деятельности        

Мониторинговые явления _        

Мониторинговый индикатор.        

Предмет мониторинга.        

Цель мониторинга.        

Объект мониторинга.        

Мониторинговой оценки интегративных качеств.        

Периодичность мониторинга        

Список литературы ……………………………………………………………...  7

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Этапы проведения мониторинга

Содержание мониторинговой деятельности

1

Подготовительный

Анализ имеющихся условий реализации образовательной программы в соответствии с ФГТ, требований к мониторингу образовательной деятельности, изложенных в ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования, выбор подхода к проведению мониторинга, определение объекта мониторинга как образовательного процесса и предмета мониторинга как освоения детьми образовательных областей в ходе образовательного процесса, установление сроков, формирование экспертных групп

2

Организационный

Проведение организационных совещаний, разработка инструкций, распределение обязанностей между специалистами в соответствии с инструкциями, проведение методических консультаций по ознакомлению с содержанием технологического пакета

3

Диагностический

Наблюдение, беседы с детьми, выполнение диагностических заданий и сопоставление результатов с примерными типологическими характеристиками воспитанников, определение состава дифференцированных подгрупп с низким, средним и высоким уровнями освоения образовательных областей

4

Аналитический

Систематизация, математическая обработка и анализ полученной информации, сопоставление результатов, формулирование выводов

5

Итоговый

Составление прогнозов, выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения, определение сроков выполнения рекомендаций. Архивация материалов

В системе мониторинга выделяются мониторинговые явления и мониторинговые индикаторы.

Мониторинговые явления - это группа явлений, системные показатели которых могут с достаточной полнотой отразить движущие силы, тенденции развития, характер их взаимодействия. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития (и их показатели), то есть имеют прогностическую направленность. Каждое отдельное мониторинговое явление включает момент общего, характерного для всех явлений, подчиняющихся определенным законам, и тем самым в каких-то чертах повторяет другие явления.

Мониторинговый индикатор - это совокупность признаков, которые имеют мониторинговые источники. Индикатор определяет доступность изучаемого объекта наблюдению и измерению. Разработка мониторинговой системы требует выявления из бесконечных рядов причинно-следственных связей именно таких индикаторов, которые концентрируют сущностное отражение причин и условий и информируют о стабильности показателей качества образования и качества развития или о приближении развития к переходу в новое качество.

Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми  планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Для достижения данной цели разработаны мониторинговые индикаторы в соответствии с определенными ФГТ интегративными качествами, формирование которых выступает объектом мониторинга.

Реализация принципа интеграции обеспечена изучением базовых показателей развития, которые характеризуются информативностью и прогностичностью, формируются в разных видах детской деятельности при освоении всех образовательных областей и являются комплексными.

Мониторинговые индикаторы по сути являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей.

Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые результаты формирования определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, которые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.

Методологической основой разработки мониторинговых индикаторов с точки зрения возраста выступает положение Л. С. Выготского, который считал, что необходимо исследовать историю развития психических функций, изучать не только сложившиеся, но и складывающиеся функции в их предпосылочных, первичных проявлениях.

Особую важность исследованию предпосылочных и первых проявлений сложных психических функций придает тот факт, что ранние периоды онтогенеза проецируются на дальнейшее психическое развитие. Данный момент ярко выразил П. П. Блонский. По его мнению, изучение ребенка - это изучение истории его развития, причем основные проблемы его развития лучше всего выясняются на начальных периодах жизни... своего рода первобытной истории его развития. И в школьной, и даже юношеской жизни человека «еще сильны отзвуки его ясельного детства». Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет каждый отдельный период развития ребенка для его общего психического развития, тот вклад, который имеет сегодняшнее развитие в отношении «завтрашнего дня».

В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Веракса, Е. О. Смирнова, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Рузская, Л. Н. Галигузова), которые позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника:

-        освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в обществе;

-        развитие целенаправленности, созидательности, перспективной направленности деятельности;

-преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непосредственности всех проявлений активности;

-        освоение элементов планирования, рождение произвольности - умения управлять собой;

  • стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью рассуждений;
  • преобразование общения со взрослым преобразуется под влиянием новых потребностей ребенка;
  • возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками;
  • интеллектуализация поступков и деятельности.

Исходя из идеи о том, что знания, умения и навыки деятельности (по уровню сформированности которых в традиционной парадигме оценивалось качество дошкольного образования) отражают лишь техническую сторону деятельности, тогда как для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способность к ее самоорганизации. Обозначенная триада: во-первых, знания, умения и навыки, во-вторых, побуждения, в-третьих, самоорганизация деятельности и поведения - составила концептуальную основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.

Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки которых разработаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содержание мониторинга.

Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог (таблица).

Интегративные качества

Специалист ДОУ

Методы мониторинга

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Инструктор по физкультуре, педагог-психолог, воспитатель

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты

Любознательный, активный

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты

Эмоционально отзывчивый

Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Воспитатель, педагог-психолог

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Воспитатель

Беседа

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности

Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А./ Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа. - Волгоград: Учитель, 2012. – 63 с.
  2. Под ред. Микляевой Н.В. / Мониторинг образовательных областей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2012. – 112с.
  3. Татур А.О./ Сборник методических материалов. Оценка качества образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС (по результатам работы ГЭП «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе»). – М.: Московский центр качества образования, 2012. – 200с.

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА

в средней группе

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Владение основными культурно-гигиеническими навыками:

Высокий. Основные навыки сформированы (моет руки, лицо, вытирается полотенцем, пользуется ложкой, вилкой, ножом, одевается и раздевается; ест и пьет, не проливая пищу), выполняет качественно, испытывает удовольствие от результата.

Средний. Основные действия автоматизированы, соблюдает их правильную последовательность, обращает внимание на качество выполнения действий, нуждается в эпизодической помощи взрослого в виде напоминания.

Низкий. Основные умения сформированы, но может нарушать последовательность их выполнения, нуждается в помощи взрослого.

Низший. Не знает последовательности выполнения действий, выполняет с помощью взрослого.

Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур:

Высокий. Выполняет самостоятельно (одевается и раздевается в определенной последовательности, ест, пьет, ложится спать, умывается) при минимальной помощи взрослого, осознанно, понимает необходимость их выполнения.

Средний. Основные процедуры выполняет самостоятельно, иногда нуждается в напоминании и помощи взрослого.

Низкий. Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные при помощи взрослого.

Низший. Самостоятельно не выполняет или выполняет в совместной со взрослым деятельности.

Сформированность основных движений и физических качеств:

Высокий. Выполняет новые движения по показу; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно и четко, сохраняя равновесие, координируя движения тела, рук и ног (бегает со сменой траектории, чередует бег с прыжками, подпрыгивает на одной ноге, перепрыгивает через препятствие, делает несколько прыжков вперед, ходит задом наперед, ходит переступая с носка на пятку, ползает на четвереньках между предметами; ползает по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; лазает по гимнастической стенке, бросает и ловит мяч, прокатывает мяч, отбивает мяч одной и двумя руками, ходит через предметы приставным шагом, ходит по наклонной доске); легко меняет траекторию движения; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки, дифференцирует ведущую руку; точно выполняет мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими (раскладывает мелкие предметы в емкости, сортируя их; собирает 5-составную матрешку, пирамидку, выполняет шнуровку, срисовывает треугольник, пишет некоторые буквы; отрезает ножницами короткие и длинные полоски); успешно согласует свои движения с движениями других детей; улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу; передает в движении заданный ритм; проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх; переносит усвоенные движения в свободную деятельность; стремится качественно выполнять движения; физические качества сформированы (освоенные движения выполняет ловко, быстро, проявляет выносливость).

Средний. Выполняет новые движения с помощью взрослого; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно, но недостаточно четко; сохраняет равновесие, координирует движения тела, рук и ног; не всегда успешно меняет траекторию движения; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки, дифференцирует ведущую руку; точно выполняет мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими, некоторые мелкомоторные движения могут вызвать трудности; успешно согласует свои движения с движениями других детей; улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу; передает в движении заданный ритм не всегда точно; иногда проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушения правил в подвижных играх; пытается переносить усвоенные движения в свободную деятельность, но при этом снижается качество движений; увлекается процессом двигательной деятельности и может не обращать внимание на результат и качество движений; физические качества проявляются не во всех ситуациях, в основном при выполнении хорошо знакомых движений.

Низкий. Допускает существенные ошибки при выполнении как новых, так и знакомых движений; заданный темп и ритм соблюдает только при помощи взрослого; не проявляет элементов двигательного самоконтроля; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу недостаточно точно, нечетко; испытывает трудности в сохранении равновесия и координации движений тела, рук и ног; затрудняется в изменении траектории движений, в выполнении точных Прицельных движений руками, начинает дифференцировать движения правой и левой руки, не всегда выделяет ведущую руку; неточно выполняет мелкомоторные движения, действуя с мелкими предметами, многие мелкомоторные движения вызывают существенные трудности; недостаточно успешно согласует свои движения с движениями других детей, нуждается в помощи взрослого; не стремится качественно выполнять движения; физические качества не сформированы.

Низший. Движения импульсивны, скованы, напряжены; простые знакомые движения выполняет неточно и нечетко, общая структура многих движений нарушена; по инструкции взрослого движения выполняет некачественно или не выполняет; затрудняется в выполнении новых движений по показу; испытывает трудности в сохранении равновесия; прицельные движения руками несовершенны, движения правой и левой руки не дифференцирует, дифференциация ведущей руки нечеткая; недостаточно сформированы мелкомоторные движения, действуя с предметами, как с мелкими, так и с крупными, проявляет неловкость; не умеет согласовывать свои движения с движениями других детей; не умеет переключать движения по сигналу взрослого; не улавливает заданный темп и ритм движений; затрудняется в переключении движений по сигналу; не проявляет элементов двигательного самоконтроля, физические качества не сформированы.

Сформированность потребности в двигательной активности:

Высокий. Двигательная активность адекватна возрасту, проявляет стойкий интерес к двигательной деятельности; с интересом подражает движениям, которые демонстрирует взрослый, стремится им научиться; активно действует как в обучающей, так и в игровой ситуации.

Средний. Двигательная активность адекватна возрасту; положительно относится к движениям, демонстрируемым взрослым, подражает движениям, но интерес в обучающей ситуации неустойчив; не всегда принимает задачу научиться движению, при обучении движению может действовать ситуативно; интерес повышается в игровой ситуации, привлекают подвижные игры.

Низкий. Двигательная активность повышена или понижена; двигательная активность недостаточно целенаправленна, но в целом положительно относится к двигательной деятельности, хотя мало инициативен; при появлении препятствий двигательная активность ребенка угасает или переориентируется им, задача на двигательное подражание принимается, интерес к двигательному подражанию быстро угасает, с трудом принимает задачу научиться движению, при обучении движению чаще действует ситуативно, чем целенаправленно, нуждается в помощи взрослого, интерес повышается в игровой ситуации, но он неустойчив.

Низший. Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует или проявляет хаотичную двигательную активность; задачу на двигательное подражание не принимает или принимает ситуативно, нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого, может негативно относиться к задаче научиться движению; игровая ситуация существенно не влияет на отношение к двигательной деятельности.

Сформированность представлений о здоровом образе жизни:

Высокий. Имеет представления об основных правилах поведения в быту (поддержание чистоты тела и одежды, окружающего пространства и порядка; аккуратность, использование индивидуальных предметов гигиены) и гигиенических процедурах, понимает необходимость гигиенических процедур для здоровья; поддерживает опрятный внешний вид, знает, как устранить недостатки; имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; понимает, что аккуратность и опрятность в бытовых процессах, соблюдение правил гигиены одобряются окружающими; осуждает проявления неопрятности; знает и сам воспроизводит требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка.

Средний. Имеет представления о некоторых правилах поведения в быту и гигиенических процедурах, стремится поддерживать опрятный внешний вид, не знает, как устранить недостатки, имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; понимает, что аккуратность и опрятность в бытовых процессах, соблюдение правил гигиены одобряются окружающими; знает требуемое взрослым место расположения вещей для поддержания порядка, но воспроизводит с помощью взрослого.

Низкий. Представления о правилах поведения в быту, о порядке, чистоте, гигиенических процедурах нечеткие; не обращает внимания на свой внешний облик и беспорядок в окружающем; знает привычное место расположения некоторых вещей, но не стремится поддерживать порядок, чистоту, не обращает внимания на чистоту и порядок.

Низший. Представления о правилах поведения в быту, о порядке, чистоте, гигиенических процедурах не сформированы; не обращает внимания на свой внешний облик, не заинтересован в устранении неполадок в своем внешнем виде; не обращает внимания на привычное место расположения вещей, не стремится поддерживать порядок, чистоту, не обращает внимания на чистоту и порядок.

Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни:

Высокий. Выполняет самостоятельно, нуждается в эпизодическом контроле взрослого. Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

Низкий. Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные - с помощью взрослого. Низший. Выполняет в совместной со взрослым деятельности.

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ГРУППЕ ДЕТЕЙ

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Количество детей

Показатели, %

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вносится в графу «Суммарный уровень»: 55-72 балла - высокий, 36-54 балла - средний, 18-35 баллов -низкий, 1-17 баллов - низший.

Подсчитывается в процентах количество детей, имеющих тот или иной суммарный уровень. Данные заносят в сводную таблицу по группе детей «Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Анализ (оценка) уровня достижения детьми группы планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»; комментарии к выявленным индивидуальным особенностям развития детей; проектирование индивидуального маршрута образовательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы...

Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в процессе восприятия фольклора

Работа "Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в процессе восприятия фольклора" выполнена  в рамках курсовой переподготовки по специальности "Психология и педагогика дошколь...

Создание условий для развития у ребёнка культурно-гигиенических навыков.

Презентация на тему: " Создание условий для развития у ребёнка культурно-гигиенических навыков"...

Программа по самообразованию на тему: «Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»

Программа по самообразованиюна тему:«Развитие интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем формирования культурно-гигиенических навыков»...

Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста основ культурно-гигиенических навыков и интереса к здоровому образу жизни

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методический кейс для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему "Чистота - залог здоровья"Методический кейс включает в себя:1. Познавате...