Мастер – класс для педагогов ДОУ и родителей: «Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников» с использованием здоровьесберегающих технологий.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Сысуева Светлана Владимировна

Данный материал направлен на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, а также  повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol_v_vzaimodeystvii_s_roditelyami._statya.docx74.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов доу и родителей.

«Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений  

осанки дошкольников»

Первостепенная  задача для дошкольного учреждения – органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и в целом физическому развитию детей как основосоставляющей  общечеловеческой культуры.

Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования разработан на основе Конституции РФ и  законодательства РФ  с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены основные принципы ,одним из которых является гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.

С этой точки зрения, задача детского сада-сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в осознании и обучение детей.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте большой процент детей имеют нарушения осанки. Здоровый позвоночник, правильно сформированная  грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной  и красивой фигуры, но и залогом физического  здоровья. Нарушение осанки – это нарушение костно-мышечного аппарата. Деформации скелета, самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних органов, приводят  к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные  технологии, способствующие профилактике психофизического развития детей. Одной из таких технологий  является использование фитбол-гимнастики. Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», используемый в оздоровительных целях.  Данное направление гимнастики заинтересовало нас тем, что   оно носит  практическую  и профилактическую направленность,  влияет  на формирование  двигательных   умений,  координации движений,  функций равновесия,  а также  вызывает положительные эмоции  у детей. Этот мяч моделирует неустойчивость водной среды, которая необходима для формирования вестибулярного аппарата. Упражнения с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Реализуя ФГОС ДО по физическому развитию (пункт 1.6 и 2.6 ) в нашем детском саду, активно применяются фитболы, как в комплексах ОРУ, так и в основных видах деятельности, а также в подвижных играх. Так же, как и в детском саду, родители могут применять фитболы в домашних условиях. организован кружок «Фитбол – гимнастика в взаимодействии с родителями   для профилактики нарушений осанки дошкольников». Образовательная деятельность по физической культуре         средством фитбол-гимнастики направлена на формирование правильной осанки и на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. На занятиях в таком кружке родители и дети успешно решают задачи эмоционально – двигательного общения. Это позволяет уменьшить домашний дефицит двигательной  активности, целенаправленно обучать родителей конкретным упражнениям на профилактику  нарушений опорно двигательного аппарата, способствует взаимопониманию взрослых и детей в семье. Так же приводят к пониманию родителями необходимости занятий физической культурой  как в ДОУ , так и в семье.

Основные  задачи фитбол – гимнастики.

1.        Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.

2.        Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.

3.        Совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.

4.        Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.

5.        Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.

Комплексы включают упражнения на все группы мышц. Во время проведения упражнений с детьми на фитболах, важна правильная посадка: угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксируют его с боков, ноги расставлены на ширине плеч, ступни стоят параллельно друг другу. Такая посадка уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Фитбол позволяет выполнять упражнения в разных И.П.: сидя на фитболе, лёжа на полу, лёжа на фитболе на спине или животе с опорой на пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении, разные виды бросков и т.д. Непосредственное участие родителей на таких занятиях позволяет обеспечить дополнительную страховку детям, повысить эмоциональный настрой детей.E:\бб (2).jpg

 При подборе мяча, следует учитывать рост ребёнка:

4-5 лет- 45 см

5-6 лет 50 см

6-7 лет 55 см

В целях профилактики травматизма, охраны жизни и здоровья детей на занятиях фитбол-гимнастикой следует соблюдать следующие правила:

1)Соблюдать расстояние между занимающимися-не менее 1 метра.

2) Проверять отсутствие предметов, которые могут создать травмоопасные ситуации.

3) Допускать к занятиям детей в облегченной, не стесняющей движений одежде и в спортивной обуви.

4)Проводить систематический инструктаж воспитанников по поводу правильной технике и мер безопасности при выполнении гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.

5) Начиная с первых занятий, обеспечивать личную и взаимную страховку, учить детей приёмам самостраховки.

Классификация упражнений по использованию фитбола.

Средства фитбол-гимнастики ,используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Методика обучения технике упражнений с фитболами предполагает несколько этапов

            1Этап:Подготовительный

Задачи этапа:

1)Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

2) Обучить правильной посадке на фитболе. На этом этапе – выполняются упражнения в положении сидя на мяче, в медленном темпе выполняются упражнения для плечевого пояса ( повороты головы-влево; поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону; поднимание и опускание плеч; сгибание рук к плечам ,сжав кисти в кулаки, руки в стороны; по сигналу встать ,обежать вокруг мяча, придерживая  его рукой

    3) Сформировать базовые положения при выполнении упражнений в партере ( сидя, лежа, в приседе)

             2 Этап: Развивающий

Задачи этапа:

  1. Развивать умение сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
  2. Развивать умение сохранять правильную осанку при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
  3. Развивать умение сохранять  равновесия с различными положениями на фитболе.  
  4. 4)  Развивать умение расслаблять мышцы

          3 Этап: Основной

Задачи этапа:

1)Развивать умение выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

2) Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

3) Уменьшать площадь опры о фитбол.

4 Этап: Совершенствование.

Задача этапа:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. 

2. Определить уровень развития у детей основных групп мышц, участвующих в сохранении осанки  

После освоения техники выполнения упражнений поэтапно, мы начинаем вводить комплексы ОРУ  и динамические упражнения различной сложности, в которых учтена нагрузка на все виды мышц, начиная с плечевого пояса.

План-конспект физкультурного занятия с элементами фитбол-гимнастики с участием родителей

  « Путешественники»

Задачи:

  1. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей конечностей.
  2. Закреплять бег «змейкой» между предметами.
  3. Формировать интерес к физическим упражнениям с фитболами.

Оборудование: Фитболы, ленточки, кольца,обручи.

Содержание

Организационно-методические указания/ дозировка

1.Разминка «Путешествие»

Родитель с ребёнком друг за другом .

-Руки сверху на носках.

-Дети становятся сверху на ступни родителей спиной к ногам; держась за руки передвигаются. «Скороходы»

-Пролезание между ног родителей

« Пещера»

- Сверху на спине родителей.

- Пробежка, взявшись за руки.

2.Дыхательные упражнения.

Дети берут мячи, расходятся по ориентирам вместе с родителями.

И.п.- Родитель и ребёнок спиной друг к другу; ребёнок поднимает мяч над головой, передаёт маме – длинный вдох, затем делает резкий выдох, опуская руки вниз. Мама одновременно с ребенком опускает мяч. Мама проделывает то же самое.

3. Игровое упражнение « Лодочка»

Родитель с ребёнком занимают позицию сидя на полу лицом друг другу, ноги слегка расставлены. Ребёнок ставит расставленные ноги сверху на ноги родителя; берутся за руки. По команде «Поплыли»  имитируют « Гребцов». Ребёнок ложится на спину, выпрямляя руки, держась за руки родителя; родитель наклоняется вперёд к ребёнку. То же самое проделывает родитель. По команде причалили к берегу, поднимаются и выполняют упражнения с мячом.

1упражнение

И.п.- сед на мяче согнув ноги, руки в стороны. 1- наклониться вправо, правой рукой коснуться пола; и.п. то же в другую сторону.

2.упражнение

И.п. –сед на мяче, руки на поясе. 1- правую ногу вперед на пятку; руки за голову; и.п.; то же другой ногой.

3 упражнение  

И.п.- лежа н а спине, мяч вверху. 1-2 – мяч и ноги поднять вперед- вверх стопами коснуться мяча; и.п.

4упражнение

И.п.- стоя на коленках, ладони на мяче. Медленно прокатить мяч ладонями как можно дальше,  прогнуть спину. Также прокатить обратно.

Подвижная игра «Весёлые машинки»

Родители берут обручи маленького диаметра или кольца, дети берут фитболы. Родители с кольцом («Руль») впереди. Дети садятся на мяч сзади. По команде «Машинки поехали» машинки разбегаются и рулят. По команде «В гараж» машинки должны занять исходные места.

Подвижная игра «Зайчики- попрыгайчики»

Детям садятся на фитболы, к шортам сзади прикрепляются ленточки. Дети выполняют прыжки на фитболах , родители следуют за ними держась за край ленты.( Выполняют дополнительную страховку)

Заключительная часть.

Дыхательные упражнения.

Повторить упражнения стоя спиной друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада

Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений...

Профилактика нарушений зрения дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

В век информационных технологий организм детей  подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно о...

мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий....

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих те...

"«Фитбол – гимнастика, как средство профилактики нарушений осанки дошкольников»"

Доклад на региональной  научно - практической конференции  "Адаптивная физическая культура в школе и детском саду в урочное и неурочное время"...