Конспект НОД с использованием народных игр и фольклора "Игры из бабушкиного сундука"
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Нигматуллина Наталья Геннадиевна

Приобщение дошкольников к физической культуре  посредством  русских народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_igry_iz_babushkinogo_sunduka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский округ-Югра

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  «Снегурочка»

Подготовила

инструктор по ФИЗО

Нигматуллина Наталья Геннадиевна

Югорск

2016

Цель: Приобщение дошкольников к физической культуре  посредством  русских народных игр.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать осознанию детьми ценности народных игр;  создавать условия для закрепления основных видов движений  -  прокатывания мячей, подпрыгивания и мягкого приземления, бега с увертыванием.

Оздоровительные:

  • Развивать мышцы рук, ног, плечевого пояса, туловища; укреплять свод стопы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение заниматься в коллективе, выдержку и решительность;
  • Формировать положительные черты характера – организованность,  честность.
  • Воспитывать бережное отношение к народным традициям.

Оборудование: кушаки для мальчиков, ленты для девочек,  лента, платок, коврики и мячи по количеству детей,  мешок на веревке.

ТСО: проектор, магнитофон, флешка.

Предварительная работа. 1. Педагог беседует с детьми о народных играх, об их возникновении,  об их  значении и пользе. 2. Готовят атрибуты к занятию: ленты для девочек и кушаки для мальчиков.                                     

Организация

Содержание

  1. Вводная часть (4 мин)

Дети заходят в зал.  У девочек  на голове яркие ленты, у мальчиков на поясе кушаки.

На экране появляется березовая роща.

Дети строятся в колонну по одному (мальчик, потом девочка и т.д.). Звучат народные мелодии «Во поле береза стояла», «Кадриль».

Перестраиваются в две колонны через середину зала - колонна девочек и колонна мальчиков

-Здравствуйте, добрые  молодцы и красны девицы. А чего это вы так принарядились? Дети отвечают  (Собрались поиграть в народные игры)

- Ну, тогда я предлагаю вам отправиться для этого в подходящее место, а именно: в  деревню, и здесь почти  в каждом доме есть «бабушкин сундук», в котором хранятся старые народные игры.  Согласны? Тогда в путь. Впереди березовая  роща.

Идут по кругу на носках, руки на поясе; высоко поднимая колени, руки в стороны; топочущим  шагом, руки вдоль туловища; перекатом с пятки на носок; бег, сгибая ноги назад, руки на поясе, ориентируясь на музыку – 2-3круга.

  1. Основная часть (18 мин.)

На экране появляется изображение деревни.

Дети выполняют комплекс ОРУ «Девицы-красавицы и добрые молодцы».

На экране появляется изображение сундука.

На экране появляется изображение мяча.

П/и «Встреча»

Играющие стоят шеренгами за линиями (расстояние 3-4 м), распределившись попарно, у каждого мяч.

На экране появляется изображение мешочка.

П/и «Мешочек»

Дети стоят в кругу, в центре водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек.

На экране появляется  изображение коврика.

П/и « Укротитель диких зверей».

Играющие берут коврики и кладут их по кругу, ковриков на один меньше, чем игроков.

На экране появляется изображение платка

П/и «Бабка-ежка»

Дети стоят в кругу, считалкой выбирают водящего – Бабку-ежку.

На экране появляется изображение солнца.

П/и «Солнышко».

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего - «солнышко».

- Ну, вот мы и в деревне. А, ну-ка, добры молодцы и красны девицы покажите свою красоту и ловкость.

  1. Полочка. И.п.  – о.с. Руки перед грудью, предплечья вместе. 1 – наклонить голову вправо; 2 – и.п.; 3 – наклонить голову влево; 4 – и.п. Повторить 8 раз.
  2. Хлопушки. И.п. – ноги на ширине стопы, правая рука направлена вверх, левая – вниз. Делать скользящие хлопки в такт музыке. Повторить 8 раз.
  3. Повернись. И.п.  – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – полуприсесть, повернуться вправо (влево); 2-4 и.п. Повторить  8 раз.
  4. Поклон. И.п. – то же. 1-2 наклониться вперед, правую (левую) руку опустить; 3-4 – и.п. Повторить 8 раз.
  5. Горка. И.п.  – сидя, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1-2 – опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, выпрямив туловище; 3-4 – и.п. Повторить 6-7 раз.
  6. Хлопок под коленом. И.п.  – сидя, ноги вместе, руки перед грудью локтями в стороны.1- приподнять согнутую в колене правую (левую) ногу, хлопнуть под коленом; 2 – и.п. Повторить 8 раз.
  7. Ай да ножки! Девочки прыгают ноги скрестно, ноги врозь, а мальчики выбрасывая ногу на пятку. Повторить 20 раз.

- Ребята, а вот и сундук, давайте-ка откроем его.

- Предлагаю поиграть в игру «Встреча».

По сигналу водящего дети прокатывают мячи по направлению друг к другу так, чтобы они столкнулись (встретились). Выигрывает та пара, у которой больше столкновений (встреч).

- Ну, а эта игра нам знакома, становитесь в круг, играем в «Мешочек»

Водящий вращает веревку  над полом, а дети прыгают на обеих ногах, стараясь, чтобы мешочек их не задел. Описав 2-3 круга мешочком, водящий делает паузу, во время которой подсчитывает количество детей, чьих ног коснулся мешочек. Игра повторяется 2-3 раза с разными водящими. Выигрывает тот, у кого мешочек задел большее количество детей.

- Ну, а в этой игре нужно проявить смелость, чтобы не испугаться диких зверей.

Играющие занимают коврики (они дикие звери), тот, кому не хватило – укротитель диких зверей. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, лисой, зайцем. Укротитель ходит по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает за укротителем. И так все звери. После слов укротителя: «Внимание, охотники!». И звери, и укротитель стараются сесть на свободные коврики. Тот, кому не хватило места, становится укротителем.

- Ну, а сейчас мы встретимся со сказочным персонажем. Ка вы думаете кто он? Конечно, это бабка-ежка.

Выбранная Бабка-ежка повязывает платок на голову и встает в круг, дети идут по кругу и говорят дразнилку.

Бабка-ежка, костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Бабка-ежка ловит детей.

 - А это новая игра, которая называется «Солнышко».

«Солнышко» стоит в кругу. Ребята  идут по кругу и говорят:

Гори солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последние две кланяются солнцу и подходят к нему, «Солнце» говорит: «Горячо!» и догоняет детей. Кого догнал, тот замирает на месте и выбывает из игры.

  1. Заключительная часть  (3 мин.)

На экране появляется изображение ручейка.

П/и «Ручеек».

Педагог предлагает вспомнить детям игры, в которые они играли.

- Ребята, вот и все, что лежало в сундуке. А теперь пора возвращаться , предлагаю вернуться по воде.

Дети встают парами.  Выбирается водящий. Он стоит перед первой парой. Его задача – пойти по «коридору», взять за руку кого-то из впереди стоящих и вместе с ним пройти до конца. А тот у кого нет пары идет вперед и снова выбирает себе пару.

Ручеек по камушкам бежит,

Парень выбрать девушку спешит.

Девушка пусть тоже не скучает,

И другого парня выбирает.

- А какие  движения  выполняли? Что полезного в этих движениях для здоровья человека?

Список использованных источников.

  1. Инструктор по физической культуре, журнал. М., №2, 2014.
  2. https://yandex.ru/images/search

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по изучению декоративно-прикладного искусства и народных промыслов "Бабушкин сундук"

Проект по художественно-эстетическому развитию. Предмет изучения: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Основная цель проекта: передача детям опыта предшествующих поколений....

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Секреты бабушкиного сундука».

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.- Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы.- Продолжать знакомить с устным народным творчеством ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Бабушкин сундук"

Данный конспект можно использовать для занятий в кружке "Русская изба". с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия с использованием народных игр в младшей группе «Путешествие в народную игру»

Конспект занятия с использованием народных игр в младшей группе «Путешествие в народную игру» ...

Конспект НОД с использованием русских народных игр и фольклора "Игры из бабушкиного сундука" (для детей старшего возраста)

Конспект НОД  с использованием русских народных игр  и фольклора "Игры из бабушкиного сундука"(для детей старшего возраста)Цель: Приобщение дошкольников к физическ...