Развитие ловкости у дошкольников
методическая разработка по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тумашова Татьяна Александровна

В материале представлены способы развития и совершенствования ловкости у дошкольников через спортивные и подвижные игры, эстафеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razv_lovkosti.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для совершенствования

ловкости применительно к метательным действиям.

1. "Точный расчет». Команды из 8 - 10 человек строятся в 2 - 3 колонны за линией броска. В руках у каждого игрока мешочек с песком. Впереди перед каждой командой на расстоянии 5—8 м лежат гимнастические обручи. По сигналу первые, затем вторые и т.д. номера поочередно бросают свои мешочки, стремясь забросить их в обручи. Выигрывает команда, показавшая лучший результат. Варианты: 1) броски выполняют в начерченную на полу (земле) поперечную полосу шириной 50 — 60 см; победитель определяется по числу мешочков, оказавшихся в пределах этой полосы; 2) броски осуществляют на табуретки (стулья, ящики, кубы), установленные напротив команд на расстоянии 3 - 5 м; выигрывает команда, у которой на табуретке окажется больше мешочков.

2. «Кто дальше бросит?». Игроки делятся на несколько команд, которые выстраиваются одна за другой за линией старта по ширине площадки. Впереди, на расстоянии 5 м от линии старта, проводят несколько линий на расстоянии 2 м друг от друга. По сигналу играющие первой команды бросают мешочки с места одной рукой из-за головы, стремясь забросить их за самую дальнюю линию. Затем по очереди задание выполняют игроки второй команды и т.д. Побеждает команда, забросившая больше мешочков за самую дальнюю линию. Варианты: а) метать «неведущей» рукой; б) забросившие мешочки за самую дальнюю, 5-ю линию приносят своей команде три очка, за 4-ю - два, за 3-ю - одно. Победитель определяется по сумме набранных очков.

3. «Попади снежком в мяч». Играют две команды, став лицом друг к другу на расстоянии 10 - 12 м. Посередине бугорка, сделанного из снега, лежит мяч. По сигналу игроки одной из команд по очереди выполняют броски снежком, стремясь сбить мяч. После того как все игроки одной команды выполнят броски, бросают игроки другой. Побеждает команда, набравшая больше очков. Варианты: а) попавший в мяч имеет право на второй бросок; б) бросают одновременно по 2, 3, 4 игрока.

Упражнения для совершенствования ловкости применительно к спортивным играм.

1. Передачи мяча в парах в ходьбе со сближением и удалением.

2. Передачи мяча парами при противодействии защитников.

3. Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.

4. Броски мяча в цель (высота 1,5-2 м) разными способами: а) после ловли; б) после ведения с фиксацией остановки.

5. То же,но бросок в горизонтальную цель (обруч), расположенную на расстоянии 2- 3 м.

6. "Играй, играй, мяч не теряй». Каждый из детей самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте площадки (ловит и бросает, водит, катит и т.д.). После сигнала все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают те, кто за время игры не получил штрафных очков. Педагог может заранее оговорить движения с мячом, которые ученики могут выполнять в игре.

7. «Мяч водящему». Учащиеся делятся на несколько групп. Каждая образует круг диаметром 4 – 5 м. В центре круга стоит водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч (обусловленным способом) своим игрокам, стараясь не уронить и получить его обратно. Мяч должен обойти всех игроков 2 – З раза. Водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, раньше выполнившая задание и меньшее количество раз уронившая мяч.

8. «Гонка мячей по кругу». Играющие образуют широкий круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух рядом стоящих игроков назначают капитанами. У каждого из них в руках по мячу. По сигналу мячи передают по кругу, в разные стороны через одного, ближайшим игрокам своей команды. Побеждает команда, которая раньше передала мяч капитану. Варианты: 1) у капитанов, стоящих друг против друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (в указанном направлении), стараясь догнать другой мяч; 2) мячи могут передаваться по кругу несколько раз; 3) игру проводить в положении сидя.

9. «Вызови по имени». Команды из 5 – 7 человек образуют круг. В центре каждого круга - водящий с мячом, он бросает мяч вверх и называет имя того, кто должен поймать мяч до того, как он упадет на землю. Поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо из своей команды. Выигрывает команда, меньшее количество раз уронившая мяч на землю. Диаметр круга, по которому стоят дети, постепенно увеличивают.

10. Стоя в парах на расстоянии 2 м друг от друга. По сигналу игроки начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, раньше других сделавшая 3 передачи и не допустившая падения мяча на землю.

11. «Овладей мячом».  Двое игроков, стоя на расстоянии 3 — 4 м, перебрасывают мяч друг другу любым способом. Третий, располагаясь между ними, старается овладеть мячом или коснуться его рукой. Варианты: 1) перед броском товарищу можно вести мяч на месте; 2) бросить мяч вверх, вниз и поймать.

12. «Не давай мяча водящему». Играющие образуют круг (круги). В кругу водящий. Игроки передают мяч в разных направлениях, а водящий старается поймать (перехватить) мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу, а бывший водящий занимает его место. Варианты: 1) передавать мяч не выше роста игроков; 2) бросать мяч только обусловленным способом; 3) в игре два водящих; 4) играть с двумя мячами.

13. «У кого меньше мячей». Играют две равные команды, располагаясь на своей половине волейбольной площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на высоте 150 - 180 см. У игроков каждой команды равное количество мячей. По сигналу они стараются перебросить мяч на площадку соперника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей. Запрещается толкать друг друга и отнимать мяч.

ЭСТАФЕТЫ С БЕГОМ.

 «Челночный бег» (встречная эстафета).

Команды делятся на две подгруппы, которые строятся в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. В руках у направляющих палочки. По сигналу первые участники бегут на противоположную сторону, обегают вторую подгруппу и передают эстафету ее направляющему, после чего становятся в конец колонны. Участники, которым передали палочки, повторяют то же, обегая первую подгруппу и становясь у нее на левом фланге, и т.д. Побеждает команда, последний участник которой, обежав противоположную подгруппу, первым станет у нее впереди и поднимет вверх эстафетную палочку.

«Переправа в обручах».

Команды строятся в колонны по одному перед стартовой линией. В руках у первого гимнастический обруч. По команде два первых номера надевают обруч и перебегают на противоположную сторону площадки (зала) за линию, проведенную в 10 м от старта. Первый номер остается за финишной линией, а второй с обручем возвращается назад и повторяет то же задание с третьим номером. Затем он сам остается за линией противоположного «берега», а «переправу»» осуществляет третий номер, и так до конца. Побеждает команда, закончившая «переправу» раньше других.

ЭСТАФЕТЫ С ПРЫЖКАМИ

«Кузнечики».

Участвует несколько команд по 6—8 человек, которые строятся в одну шеренгу перед линией старта. По сигналу первые номера прыжками преодолевают дистанцию 8— 10 м туда и обратно. После передачи эстафеты (касания рукой) прыжки начинает следующий участник и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Варианты: 1) прыжки на обеих ногах; 2) прыжки на одной (левой, правой) ноге; 3) в одну сторону на правой, обратно — на левой ноге.

«Кенгуру».

Команды строятся в колонны по одному перед стартовой линией. У направляющих между коленями зажаты волейбольные или футбольные мячи. По сигналу первые номера прыжками на обеих ногах продвигаются до обозначенного места (расстояние 6—8 м), огибают контрольную отметку (мяч, булаву, стойку), прыжками возвращаются назад, передают мяч следующим участникам эстафеты. Вторые номера повторяют задание и т. д. При потере мяча команде начисляется штрафное очко, а участник, допустивший ошибку, должен поднять мяч и продолжить упражнение. Побеждает команда, раньше других закончившая эстафету и получившая меньше штрафных    очков. Варианты: 1) участник прыгает только до финишной линии и остается на ней, а мяч перекатывает по полу назад следующему игроку; 2) участник возвращается назад с мячом в руках; 3) участник возвращается с мячом назад до конца колонны и прокатывает мяч вперед между ногами играющих, которые стоят в положении ноги врозь.

«Эстафета с прыжками в длину».

Команды по 4—6 человек строятся в несколько колонн перед стартовой линией. Первые номера прыгают в длину с места толчком обеих. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера и т. д. Выигрывает команда, набравшая по сумме всех прыжков лучший результат. Варианты: I) прыжки в длину на одной (левой, правой) ноге; 2) прыжки боком (правым, левым) по направлению движения; 3) прыжки спиной вперед.

«Эстафета со скакалкой».

Команды строятся в колонны по одному, в руках направляющих короткие скакалки. По сигналу первые номера прыгают обусловленным способом через скакалку и, обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 6 м, возвращаются назад, передавая скакалку следующим номерам и т. д. Варианты: 1) на каждый беговой шаг одно вращение скакалки; 2) прыжки на обеих ногах с промежуточными прыжками; 3) то же, но без промежуточных прыжков. Во всех вариантах во время передвижения количество оборотов скакалки оговорено (8—10 раз).

ЭСТАФЕТЫ С БОЛЬШИМИ МЯЧАМИ.

 «Быстро и точно».

Команды строятся в колонны по одному перед линией броска, в руках у направляющих по мячу. На расстоянии 2 — 4 м перед каждой командой стоят корзины или другие цели. По сигналу первый игрок из исходного положения стойка ноги врозь бросает мяч в корзину (цель) бежит за ним, вынимает его из корзины или подбирает с пола и возвращается в конец колонны, после чего посылает мяч вперед между ногами играющих, второй номер, поймав мяч, повторяет то же и т.д. Выигрывает команда, которая первой и с большим количеством попаданий закончит эстафету Способы броска сначала двумя руками снизу, затем — одной или двумя руками от груди.

«Попади в обруч».

Команды делятся на две подгруппы, которые строятся в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 4 - 5 м. Между ними находится стойка с вертикально закрепленным обручем на высоте 1,5 м (обруч могут держать учащиеся). По сигналу направляющий бросает мяч через обруч первому номеру находящейся напротив подгруппы, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и также становится сзади и т.д.  Если игрок не попал в обруч, он подбирает мяч и бросает вторично. Эстафета заканчивается, когда мяч вновь окажется у направляющего.

«Передача мячей».

Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1 - 2 шага (в зависимости от способа передачи мяча) в исходном положении стоика ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу направляющий передает мяч из рук в руки обусловленным способом и также возвращается назад. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Способы передачи мяча различны.

 «Передвижение с мячом».

Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочередно выполняют разные задания, пробегая с мячом указанное расстояние (6—10 м) вперед и назад. Способы передвижения: 1) держа мяч на ладони, 2) ударяя мячом о пол с ловлей обеими руками (количество ударов обусловлено), 3) подбрасывая мяч вверх с ловлей обеими руками (обусловленное количество раз), 4) ведя мяч правой рукой, 5) ведя мяч левой рукой, 6) ведя мяч ногами.

ЭСТАФЕТЫ С МАЛЫМИ МЯЧАМИ.

«Метко в цель».

Две команды строятся в шеренги одна напротив другой на расстоянии 12м. Посередине площадки проводят линию, вдоль которой ставят городки (кегли, булавы и пр. ). Каждый из игроков одной команды получает по мячу. По сигналу команда бросает мячи, стремясь сбить как можно больше городков. Сбитые городки ставят на один шаг ближе к этой команде. Вторая команда, подобрав мячи, из-за своей линии бросает их в городки. Сбитые городки ставят на один шаг ближе ко второй команде. Каждая из команд поочередно бросает мячи 4-5 раз Выигрывает та, которая сумела приблизить к себе городки от средней линии на большее количество мячей.

Подвижные игры для совершенствования ловкости применительно к циклическим и ациклическим локомоциям.

1. «Пятнашки». Игра проводится на поле размером 10х20 м. Количество играющих - до 30 человек. Назначается один или несколько водящих-ловцов, которые получают опознавательные знаки (ленточки, мячики). Остальные игроки стараются избежать осаливания, убежать от ловцов.

Варианты: 1) ловцы преследуют убегающих в течение условленного времени (15-20 сек.). Побеждают те из ловцов, кто сумеет запятнать больше игроков; 2) ловец, запятнавший игрока, меняется с ним ролями. Выигрывают те, кого запятнают меньшее количество раз; 3) ловцы стремятся запятнать всех играющих (запятнанный игрок приседает на месте или выходит из игры и занимает отведенное место). Побеждает группа ловцов, затратившая на осаливание всех игроков меньше времени, а среди убегающих выигрывают те, кого запятнали в числе последних; 4) ловцы берутся попарно за руки и стараются запятнать остальных игроков. Запятнанные игроки тоже образуют пары и помогают ловцам. Побеждают игроки, которых не осалили до конца игры.

2. Подвижные игры: «К своим флажкам», «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Команда быстроногих», «Конники-спортсмены». «Кошки и мышки», «Пустое место», «Удочка», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Совушка» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ловкости у дошкольников

Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когд...

Игры на развитие ловкости у дошкольников

Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когд...

Программа саморазвития «Подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников».

Программа саморазвития включает в себя:- цель- задачи-этапы изучения темы-список изучаемой литературы-актуальность темы-направления работы по самообразованию...

"Развитие ловкости у дошкольников"

Ловкостью называют способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво. В быту, в играх, спортивных упражн...

Памятка для развития ловкости у дошкольников

Памятка с картотекой игр по теме "Развитие ловкости"...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у дошкольников».

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать....