Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый мяч"
рабочая программа по физкультуре (младшая группа) на тему

Ваганов Александр Сергеевич

Возраст обучающихся 3-4 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog._ml._gr.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка ______________________________________2
  2. Тематический план _________________________________________4
  3. Содержание программы _____________________________________5
  4. Методическое обеспечение __________________________________6
  5. Список литературы _________________________________________8
  6. Приложения 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма.

В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Действия с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект.

Для реализации потребности детей в движении, была разработана программа дополнительного образования «Весёлый мяч», которая предусматривает разнообразную деятельность с мячом, а также ознакомление детей с элементами игры в баскетбол.

Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.

Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Цель программы: обогащение двигательного опыта детей 3-4 года жизни.

Задачи программы:

  1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  2. Развитие физических качеств, нравственно­ волевых качеств личности.
  3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  4. Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другому; уступать друг другу; приучать слышать сигнал.
  5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  6. Обеспечение физического и психического благополучия.

Предполагаемые результаты по реализации программы:

  • дети знают о форме, объёме, свойствах резинового мяча;
  • могут свободно, непринуждённо брать, держать, переносить мячи различного размера;
  • умеют прокатывать, бросать резиновые мячи двумя руками и одной рукой;
  • могут свободно перемещаться по площадке, не наталкиваясь друг на друга;
  • с интересом и желанием выполняют игровые упражнения с мячом, участвуют в подвижных играх.

Отличительные особенности программы:

программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 3-4 лет. Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса (в рамках реализации основной образовательной программы) и кружковой работы.

Программа построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнений, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающие целостную систему обучения, доступную для детей данного возраста.

Занятия предусматривают как индивидуальное формы работы, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками, содержание наполнено большим количеством игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений.

Особенности физического воспитания и развития детей 3-4 лет.

К четырём годам дети хорошо владеют в общих чертах всеми видами основных движений, возникает необходимость в двигательной импровизации, но они ещё не умеют соразмерять свои силы и возможности. Убедившись в трудности выполнения какого-либо упражнения, ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий. Двигательная активность детей во многом обусловлена достаточно большим двигательным запасом и хорошей пространственной ориентировкой. Они стремятся к разным сочетаниям физкультурных пособий. Как чрезмерно подвижным, так и малоподвижным детям необходима помощь взрослого, который поможет показать разнообразные действия с пособиями: мячом, обручем, скакалкой и т.д. Важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Ребёнку трёх лет свойственна склонность к подражанию сверстникам, вместе с тем дети этого возраста более самостоятельны в выполнении упражнений.

Количество и режим занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в учебном году (с октября по май), во второй половине дня по 15 мин. Наполняемость детей в группе составляет 10-12 человек.

Место проведения: спортивный зал ДОУ, спортивная площадка на улице.

Возраст детей: программа составлена для детей 3-4 лет.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом

Низкий. Движения ребёнка с мячом напряжённые, скованные, плохо скоординированные, реакция на ловлю мяча замедленная. К играм с мячом интерес снижен.

Средний. Действия с мячом приобретают согласованность, менее скованы и напряжены. Ребёнок реагирует на ловлю мяча. В играх и игровых упражнениях с мячом, ребёнок активен, эмоционален.

Высокий. Движения с мячом активны, ребёнок хорошо реагирует на ловлю мяча и действует в соответствии с ним, проявляет положительное отношение к играм с мячом.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Дидактические принципы: сознательность, активность, систематичность и

последовательность, доступность и прочность, наглядность.

Методы, используемые на занятиях:

словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа) ;

наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий) ;

практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования).

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию физических качеств детей и использованию нестандартного оборудования в группах, мастер-классы, семинары – практикумы.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, рекомендации и беседы на развитие физических качеств детей в домашних условиях, папки-раскладушки, анкетирование по вопросам физического воспитания детей, информационные стенды, показ открытых и итоговых занятий, совместные праздники и досуги.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вторая младшая группа (3-4 года)

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Диагностика

4

2.

Знакомство с мячом

2

3.

Элементы баскетбола

19

3.1

Прокатывание мяча

3

3.2

Перекатывание мяча

3

3.3

Броски и ловля мяча

7

3.4

Перебрасывание мяча

3

3.5

Отбивание мяча

3

4.

Метание

3

5.

Подвижные игры

4

Итого:

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Диагностика

Первичная диагностика исходных показателей (сентябрь). Выявить уровень физической подготовленности детей (май).

  • Бросок мяча двумя руками из-за головы вперёд, стоя на месте (см)
  • Ловля и бросок мяча в паре с воспитателем (расстояние 70-100см)
  • Прокатывание мяча двумя руками вперёд, в парах, через воротики (расстояние 1,5-2м)
  • Метание мяча в вертикальную цель (расстояние 1,5м)

Раздел 2. Знакомство с мячом

Познакомить с формой, объёмом, свойствами резинового мяча. Виды мячей и их использование (волейбол, баскетбол, футбол, теннис). Учить детей брать, держать, переносить, передавать, класть мяч двумя руками, одной рукой. Формировать «чувство мяча». П/и «Передай шарик», «Мяч соседу».

Раздел 3. Элементы баскетбола

Тема 3.1. Прокатывание мяча

Учить прокатывать мяч из различных и.п. Прокатывание мяча двумя руками от черты, вперёд. Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его двумя или одной рукой. Прокатывание мяча в воротики. Катание мяча двумя руками вперёд между предметами. Развивать мышцы рук, координацию движений. Воспитывать самостоятельность. П/и «Сбей кеглю», «За мячом».

Тема 3.2. Перекатывание мяча

Учить катать мяч друг другу. Перекатывание мяча друг другу в парах из положения сидя, стоя, под воротиками. Скатывание мяча по наклонной доске. Воспитывать интерес, положительное отношение к занятиям физическими упражнениями. П/и «Попади в воротца», «Прокати мяч».

Тема 3.3. Броски и ловля мяча

Учить бросать мяч двумя руками вперёд из разных и.п. Упражнять в ловле мяча от взрослого (70-100 см). Учить бросать мяч об пол и ловить после отскока двумя руками. Броски мяча двумя руками от груди, из-за головы; то же, через сетку. Развивать ловкость, внимание, глазомер. Подвижная игра «Брось дальше», «Ловишка с мячом».

Тема 3.4. Перебрасывание мяча

Учить перебрасывать мяч в парах двумя руками снизу (р-1м). Подбрасывание мяча невысоко вверх и ловля его двумя руками. Перебрасывание мяча через сетку в парах. Развивать глазомер. Формировать у детей интерес к занятиям с мячом. П/и «Поймай мяч», «Мяч по кругу».

Тема 3.5. Отбивание мяча

Учить манипулировать мячом. Отбивание об пол 2-3 раза. Отбивание мяча, брошенного взрослым. Игровые упражнения с мячами разного размера. Развивать быстроту двигательных реакций детей в игровых упражнениях с мячом. Воспитывать настойчивость. П/и «Зайчики», «Проведи мяч».

Раздел 4. Метание

Учить метать предметы вдаль правой и левой рукой. Метать предметы в горизонтальную цель двумя руками снизу, одной рукой. Метание предметов в вертикальную цель, правой и левой рукой. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину. Добиваться активного движения кисти руки при броске. П/и «Попади мячом в цель», «Снежки».

Раздел 5. Подвижные игры

Развивать ловкость, быстроту, координацию движений. Учить управлять своими действиями в различных игровых ситуациях. Закрепить изученные умения и навыки с мячом. П/и «Солнышко и дождик», «Не урони мяч», «Погрузка овощей» и другие. Итоговое занятие.

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 Методические рекомендации по структуре занятий:

Вводная    часть: различные   виды   ходьбы   и   бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.

Основная часть: ОРУ, упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом.

Заключительная часть: м/п игра, ходьба, релаксация.

Физкультурно-спортивные занятия осуществляются через следующие формы:

занятия всех типов.

Традиционные, тренировочные, занятия соревнования, сюжетно-игровые, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения.

Использование оздоровительных технологий на занятиях:

  • Корригирующая гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика

Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию.

Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть сильным и уверенным. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.

Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. При овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска — снизу, сбоку, от плеча. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз инструктор организует на асфальтовой дорожке, плотной, ровной площадке.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный сверстником, надо ловить не прижимая к груди, стараясь встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях — сидя, стоя, парами.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной — щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. в зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку — одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой — это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка, детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Дети располагаются на расстоянии 2 — 3 м. сам инструктор должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.

Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки. Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи. Мячи должны хорошо отскакивать.

Список средств обучения

Оборудование зала:

мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини-баскетбольные, футбольные), баскетбольные корзины, волейбольная сетка, набивные мячи, мячи фитболы, конусы-ориентиры, воротики, гимнастические скамейки, скакалки, кегли, обручи.

Вспомогательное оборудование: аудио-видео аппаратура, DVD и CD-диски.

Методическое и дидактическое обеспечение:

информационная и справочная литература, комплексы специальных упражнений для каждого возраста и по силовым физическим возможностям ребенка, наглядные пособия: схемы, таблицы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М: 1983.
  • Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
  • Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость.  М., 1981.
  • Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников, М: Скрипторий, 2006.
  • Голицына Н.С Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ, М: Скрипторий, 2006.
  • Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка-дошкольника. М: ВЛАДОС, 2003.
  • Николаева Н.И. Школа мяча. Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений СПб: Детство-Пресс, 2008.
  • Кострыкина Л.Ю. Малыши, физкульт-привет! М: Скрипторий, 2006.
  • Страковская В. Л. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни. М: Терра-Спорт, 2000.
  • Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. М: Воспитание дошкольника, 2005.
  • Пензулаевой Л.И. Физкультурные занятия в детском сад. М., 2009 г.
  • Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004г.
  • Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989.
  • Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М: 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....