ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему

Давлетова Ирина Ивановна

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию,  целесообразно готовить и проводить спортивные праздники и развлечения, игры на воде. Именно они позволяют максимально раскрыть внутренние воспитательные ресурсы, доставить детям много радостных и счастливых минут, при общении с детьми и взрослыми.

Основными целями игр и развлечений на воде являются:

- обучение и закрепление навыков плавания;

-всестороннее и гармоническое развитие детей;

- выявление творческой активности, а также   совершенствование характера дошкольников.

Основные задачи игр и развлечений на воде  :

- укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;

- приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике  плавания, самоконтроле, гигиене;

- совершенствование силы и выносливости;

 - воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.

Праздники на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.

Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра. При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Выбирая игры и методические приёмы, учитывается возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираются простые и доступные детям. Проводя игры с детьми любых возрастов, можно принимать в них участие и инструктору, это очень нравится детям и даёт им положительный заряд энергии.

 Существует множество игр на воде:

Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» и т.д.- младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» и т.д.- старший возраст.

Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.

Игры с открыванием глаз в воде: «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» и др. – младшая и средняя группы.

 Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание»,  «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.

Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и др.- старшая и подготовительная группы.

Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок»,  «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» и др.- старшая и подготовительная группы.

В игре совершенствуются изученные ранее упражнения и элементы техники. В каждой игре все участники получают активную физическую нагрузку. А также всем участникам заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения и т.п. И обязательно сообщаю ребятам старшего возраста результаты игры так же, как и всего занятия.

 Помимо стандартных пособий, так же используются разные виды нестандартного оборудования, которое изготовляются своими руками, это:

-зрительные ориентиры, вырезанные из старых надувных кругов в форме геометрических фигур ;

-тонущие игрушки из киндер-сюрпризов и другого подручного материала;

-разделительные дорожки для ограждения мест в бассейне из кубиков, игрушек;

-трубочки плюс верёвка для  упражнения « буксир»  из гимнастических палок;

- обруч плюс гимнастическая палка (тоннель) для скольжения, ныряния.

С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.

Современный подход к развитию детского творчества характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда. Как средство развития творческих способностей детей  используется обучение элементам синхронного плавания в старших группах.

При подготовке композиций у детей развивается двигательное   воображение, воспитывается чувство красоты и ритма движений, чувство коллективизма. Для достижения результатов с элементами синхронного плавания развиваются плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций.

При разучивании композиций используется принцип  этапности. На 1 этапе подбираются простые упражнения и мелодичную музыку без изменения ритма. Разучивание движений проходит под счёт и сигналы, в дальнейшем дети считают про себя. Композиции составляется с одинаковыми упражнениями для всех участников. На 2 этапе упражнения разучиваем комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт и музыку. Разучивание элементов синхронного плавания происходит как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду; с предметами и без. На 3 этапе разучивание упражнений проходит под музыку.  Показываются или объясняются упражнение, дети выполняют его под музыку. Упражнения берутся более сложные с раскрытием ( например :группируются на «поплавок» находятся под водой 5-6 сек и не вставая на ноги раскрываются в «морскую звезду» на груди и ещё 5-6 сек ,а затем встают на ноги т.д.

Все используемые в занятиях задания, композиции (элементы синхронного плавания), упражнения и игры, которыми хорошо овладели дети,  используются в сценарии праздников.

При подготовке праздников проводится предварительная работа:

1.     Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, проводить с ними индивидуальные беседы, консультации: «Вода дарит здоровье», «Каждый человек должен уметь плавать», «О пользе плавания». Приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, что детям приятно пребывание в воде. Открытые занятия оказываются полезными и для детей. Так есть дети, которые стали смелее выполнять упражнения в воде, другие, оттого что родителям понравилось занятие, стали систематически ходить в бассейн. При подготовке к праздникам родители помогают в изготовлении для детей костюмов.  Оформляются для родителей фотовыставки: «Учимся плавать», «Мы с водою дружим очень, - каждый быть здоровым хочет!»; а также проводятся праздники и спартакиады на воде: «В гости к нам Нептун пришёл», «Водяной зоопарк», «Быстрые и ловкие», «Водные приключения», «Веселые старты» и др.

2.     Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществляется в процессе занятий и на репетициях. На занятиях внимания уделяется тем детям, у которых не получается то или иное движение. Если ребёнок затрудняется выполнить упражнение, используется показ, делает это либо сам педагог, либо ребёнок, у которого получается упражнение. Сопровождается показ объяснением.

3.     Работа с воспитателями, музыкальными руководителями и т.д. Подбирается музыка  для праздника, а также для элементов синхронного плавания, где разучиваются движения сначала на суше без музыки, потом на суше под музыку, затем под музыку в воде.

4.     В процессе подготовки к праздникам: проведении занятий, упражнений на суше, разнообразных мероприятий по физическому воспитанию, осуществляется закаливание детского организма. Таким образом, улучшается состояние здоровья детей, снижается заболеваемость.

Праздник на воде должен быть настоящим праздником для детей .Организуя праздник , развлечения нужно стараться позаботиться, чтобы дети все вместе или поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.

 Подготовка к празднику начинается заранее и ведётся планомерно. Её осуществляет весь коллектив детского сада и родители. Сценарий праздника составляется заранее. Окончательное его утверждение происходит примерно за 2 недели до проведения праздника, когда определены количество участников, программа номеров и ведущий. Содержание детских выступлений намечаем с учётом подготовленности, интересов и склонностей дошкольников. При распределении ролей принимается во внимание внешность и характер каждого из детей, способность ребёнка входить в тот или иной образ.Чтобы праздник прошёл слаженно, без задержек, доставил участникам выступлений и зрителям эстетическое наслаждение,  тщательно продумываются детали его организации и оформления. Каждый взрослый чётко знает свои обязанности на празднике. Воспитатели помогают в подготовке костюмов, оформлении бассейна, изготовлении с детьми пригласительных билетов для родителей, готовят призы, грамоты, дипломы и подарки для победителей. Праздники проводятся 2-3 раза в год., длительность-35-40мин.

При разработке сценария праздника на воде желательно придерживаться определённого порядка его проведения:

- открытие праздника, парад участников;

- показательные выступления участников праздника (элементы синхронное плавание);

- развлекательная часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых в шуточных аттракционах, инсценировках;

-игры и эстафеты для участников праздника (или команд);

- «сюрпризный момент» праздника на воде, способствующий созданию хорошего настроения и поддержанию интереса;

-закрытие праздника, подведение итогов, награждение (можно в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу олимпийских игр) - в зависимости от тематики праздника.

Оборудование и инвентарь обязательно опробуется на месте применения. При подготовке к праздникам у детей возникает желание выполнить данное упражнение лучше, чем делали его раньше, возникает желание плыть как можно дальше. Вследствие проведённой работы можно сделать вывод, что праздники стимулируют у детей желание научиться плавать, освоить умения и навыки, предусмотренные программой, т.е. мотивацией.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию,  целесообразно готовить и проводить спортивные праздники и развлечения, игры на воде. Именно они позволяют максимально раскрыть внутренние воспитательные ресурсы, доставить детям много радостных и счастливых минут, при общении с детьми и взрослыми.

Основными целями игр и развлечений на воде являются:

- обучение и закрепление навыков плавания;

-всестороннее и гармоническое развитие детей;

- выявление творческой активности, а также   совершенствование характера дошкольников.

Основные задачи игр и развлечений на воде  :

- укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;

- приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике  плавания, самоконтроле, гигиене;

- совершенствование силы и выносливости;

 - воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.

Праздники на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.

Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра. При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Выбирая игры и методические приёмы, учитывается возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираются простые и доступные детям. Проводя игры с детьми любых возрастов, можно принимать в них участие и инструктору, это очень нравится детям и даёт им положительный заряд энергии.

 Существует множество игр на воде:

Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» и т.д.- младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» и т.д.- старший возраст.

Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.

Игры с открыванием глаз в воде: «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» и др. – младшая и средняя группы.

 Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание»,  «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.

Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и др.- старшая и подготовительная группы.

Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок»,  «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» и др.- старшая и подготовительная группы.

В игре совершенствуются изученные ранее упражнения и элементы техники. В каждой игре все участники получают активную физическую нагрузку. А также всем участникам заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения и т.п. И обязательно сообщаю ребятам старшего возраста результаты игры так же, как и всего занятия.

 Помимо стандартных пособий, так же используются разные виды нестандартного оборудования, которое изготовляются своими руками, это:

-зрительные ориентиры, вырезанные из старых надувных кругов в форме геометрических фигур ;

-тонущие игрушки из киндер-сюрпризов и другого подручного материала;

-разделительные дорожки для ограждения мест в бассейне из кубиков, игрушек;

-трубочки плюс верёвка для  упражнения « буксир»  из гимнастических палок;

- обруч плюс гимнастическая палка (тоннель) для скольжения, ныряния.

С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.

Современный подход к развитию детского творчества характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда. Как средство развития творческих способностей детей  используется обучение элементам синхронного плавания в старших группах.

При подготовке композиций у детей развивается двигательное   воображение, воспитывается чувство красоты и ритма движений, чувство коллективизма. Для достижения результатов с элементами синхронного плавания развиваются плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций.

При разучивании композиций используется принцип  этапности. На 1 этапе подбираются простые упражнения и мелодичную музыку без изменения ритма. Разучивание движений проходит под счёт и сигналы, в дальнейшем дети считают про себя. Композиции составляется с одинаковыми упражнениями для всех участников. На 2 этапе упражнения разучиваем комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт и музыку. Разучивание элементов синхронного плавания происходит как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду; с предметами и без. На 3 этапе разучивание упражнений проходит под музыку.  Показываются или объясняются упражнение, дети выполняют его под музыку. Упражнения берутся более сложные с раскрытием ( например :группируются на «поплавок» находятся под водой 5-6 сек и не вставая на ноги раскрываются в «морскую звезду» на груди и ещё 5-6 сек ,а затем встают на ноги т.д.

Все используемые в занятиях задания, композиции (элементы синхронного плавания), упражнения и игры, которыми хорошо овладели дети,  используются в сценарии праздников.

При подготовке праздников проводится предварительная работа:

  1. Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, проводить с ними индивидуальные беседы, консультации: «Вода дарит здоровье», «Каждый человек должен уметь плавать», «О пользе плавания». Приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, что детям приятно пребывание в воде. Открытые занятия оказываются полезными и для детей. Так есть дети, которые стали смелее выполнять упражнения в воде, другие, оттого что родителям понравилось занятие, стали систематически ходить в бассейн. При подготовке к праздникам родители помогают в изготовлении для детей костюмов.  Оформляются для родителей фотовыставки: «Учимся плавать», «Мы с водою дружим очень, - каждый быть здоровым хочет!»; а также проводятся праздники и спартакиады на воде: «В гости к нам Нептун пришёл», «Водяной зоопарк», «Быстрые и ловкие», «Водные приключения», «Веселые старты» и др.
  2. Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществляется в процессе занятий и на репетициях. На занятиях внимания уделяется тем детям, у которых не получается то или иное движение. Если ребёнок затрудняется выполнить упражнение, используется показ, делает это либо сам педагог, либо ребёнок, у которого получается упражнение. Сопровождается показ объяснением.
  3. Работа с воспитателями, музыкальными руководителями и т.д. Подбирается музыка  для праздника, а также для элементов синхронного плавания, где разучиваются движения сначала на суше без музыки, потом на суше под музыку, затем под музыку в воде.
  4. В процессе подготовки к праздникам: проведении занятий, упражнений на суше, разнообразных мероприятий по физическому воспитанию, осуществляется закаливание детского организма. Таким образом, улучшается состояние здоровья детей, снижается заболеваемость.

Праздник на воде должен быть настоящим праздником для детей .Организуя праздник , развлечения нужно стараться позаботиться, чтобы дети все вместе или поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.

 Подготовка к празднику начинается заранее и ведётся планомерно. Её осуществляет весь коллектив детского сада и родители. Сценарий праздника составляется заранее. Окончательное его утверждение происходит примерно за 2 недели до проведения праздника, когда определены количество участников, программа номеров и ведущий. Содержание детских выступлений намечаем с учётом подготовленности, интересов и склонностей дошкольников. При распределении ролей принимается во внимание внешность и характер каждого из детей, способность ребёнка входить в тот или иной образ.Чтобы праздник прошёл слаженно, без задержек, доставил участникам выступлений и зрителям эстетическое наслаждение,  тщательно продумываются детали его организации и оформления. Каждый взрослый чётко знает свои обязанности на празднике. Воспитатели помогают в подготовке костюмов, оформлении бассейна, изготовлении с детьми пригласительных билетов для родителей, готовят призы, грамоты, дипломы и подарки для победителей. Праздники проводятся 2-3 раза в год., длительность-35-40мин.

При разработке сценария праздника на воде желательно придерживаться определённого порядка его проведения:

- открытие праздника, парад участников;

- показательные выступления участников праздника (элементы синхронное плавание);

- развлекательная часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых в шуточных аттракционах, инсценировках;

-игры и эстафеты для участников праздника (или команд);

- «сюрпризный момент» праздника на воде, способствующий созданию хорошего настроения и поддержанию интереса;

-закрытие праздника, подведение итогов, награждение (можно в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу олимпийских игр) - в зависимости от тематики праздника.

Оборудование и инвентарь обязательно опробуется на месте применения. При подготовке к праздникам у детей возникает желание выполнить данное упражнение лучше, чем делали его раньше, возникает желание плыть как можно дальше. Вследствие проведённой работы можно сделать вывод, что праздники стимулируют у детей желание научиться плавать, освоить умения и навыки, предусмотренные программой, т.е. мотивацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"

В презентации рассказано о классификации, видах игр изначении их в жизни ребенка....

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра....

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В соответствие с ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах р...

Статья: "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.

Материал может быть использован в качестве консультации для рожителей....

Эссе по теме: " Игра,как ведущий вид деятельности дошкольника"

Тема эссе: Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника.Данная тема является важной для меня, так как я являюсь педагогом. Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игр...