Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
картотека по физкультуре на тему

Мельникова Елена Николаевна

Рекомендации для педагогов и родителей   для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Подвижные  игры  и  игровые  упражнения  на формирование               волевых качеств у детей.

              Задачи

                     Описание   и   правила игры

 

Развивать ловкость, быстроту реакции.

 

Развивать ловкость, быстрое действие по сигналу.

 

Развивать ловкость, выносливость, настойчивость.

 

азвивать внимание, ориентировку в пространстве, осваивать командные взаимодействия во время игры.

Развивать ловкость, внимание и глазомер, умение оценивать правильность выполнения своих действий.

 Развивать у детей   умение  быстро действовать по сигналу, упражнять в беге с

увёртыванием.

Развивать выносливость, ловкость, упражнять в перепрыгивании препятствия.

Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увёртыванием.  

 

 

Развивать внимание, ловкость, прыгучесть.

Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

 

Развивать ловкость, выдержку, упражнять в быстром  беге.

Упражнять в кратковременном быстро  беге и  беге с увертыванием, развивать реакцию на быстрое принятие решения.

Развивать ловкость,  выдержку, упражнять в бег парами.

Сдерживать желания детей сказать неправильно слово, придумать его самому. Воспитывать выдержку.

Сдерживать желания детей произносить имя раньше, чем укажет водящий, соблюдая правила игры.

Развивать внимание, выдержку.

Игры на формирование настойчивости

Соблюдение элементарных правил игры, проявление настойчивости.

«Третий лишний»

 

Описание:  Выбирают двух водящих. Остальные участники становятся по кругу парами, один сзади другого, лицом к центру. Расстояние между парами один-два шага.
Водящие находятся за кругом. По выбору один из них убегает, другой — догоняет. Задача ловящего запятнать убегающего, который, в свою очередь, стремится вбежать в круг и встать впереди какой-нибудь пары.
В этой ситуации спасается от ловящего участник, оказавшийся третьим. Если догоняющему удается запятнать убегающего, то они должны меняться ролями.
Правила игры:  бегать можно только по кругу, не пересекая его, и нельзя хвататься за детей, стоящих в кругу.

  «Лисица на одной ноге»

 Описание: В одном из уголков места  устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.  Дети стоят по кругу. По сигналу «Лиса» -  дети  разбегаются, а лиса, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из  детей маленьким мячом.  Если лиса попала в ребёнка, то  она присоединяется к  бегающим детям, а потерпевший  становится лисой. Игра продолжается до сигнала «Стоп».

 Правила игры: лиса прыгает на одной ноге, бросать мяч можно только по ногам.

 «Бой петухов»   

Описание: Играющие делятся  на две команды и становятся  в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылают  в круг по одному "петуху". "Петухи" становятся  в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу "петухи" стараются  вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удаётся – получает  очко для своей команды. Когда все "петухи" примут  участие в игре, то подсчитываются  очки. Выигрывает команда, получившая больше очков.    

Правила игры: Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и менять опорные ноги.

"К своим флажкам". 

Описание: Играющие делятся  на группы по 6 – 8 человек и становятся  в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находится  водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегаются  по площадке, по второму сигналу – приседают и закрывают глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время меняются  местами. По команде воспитателя: "Все к своим флажкам!" – играющие открывают  глаза, ищут свой флажок, бегут  и строятся  вокруг него. Побеждает  группа, быстрее других образовавшая кружок. 

Правила игры:  начинать игру по сигналу воспитателя; не подглядывать, когда водящие меняются местами, чтобы команде не засчиталось поражение.

Подвижная игра «Караси и щука».

Описание: Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие распределяются на две группы. Одна группа образует круг – это камешки, другая группа – караси, которые попадают внутрь круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука! » — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-то из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с новой щукой. По окончании игры воспитатель отмечает самых ловких водящих.                                                                                             Правила игры:  начинать игру по сигналу.

Игры – перебежки   на формирование  упорства

Проявлять упорство при выполнении цели игры.  

 «Два мороза»

 Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

  «Волк во рву».

Описание: Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий — волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк, во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

 Правила: начинать бег только после сигнала, коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой.                                                                                                  Варианты:  Для усложнения игры можно выбрать                           2 волков.

    «Гуси – Лебеди».

 Описание: На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала, в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.    

Пастух: Гуси, гуси!                             Гуси (останавливаются и

                                                              отвечают хором) : Га, га, га!                                                                                          Пастух: Есть хотите?                          Гуси: Да, да, да!                                                                               Пастух: Так летите!                            Гуси: Нам нельзя:

                                                              Серый волк под горой  

                                                              Не пускает нас домой.                                                              Пастух: Так летите, как хотите,                                                      Только крылья берегите!                                                          

 Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

Игры на формирование  дисциплинированности.

 Формировать стремление и умение управлять своим поведением  во время игровой  деятельности, осознанно выполнять   правила поведения  в игре.

"Зайцы в огороде»  

 Описание.  На площадке  чертится   два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга   4 м, а внутреннего – 2 м. Водящий  - "сторож"    находится  во внутреннем круге (огороде),  остальные игроки – "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгают  на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают  из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается  новый сторож, и игра начинается снова.                                                                                                                                      Правила:  нельзя выпрыгивать зайцам из внешнего круга.

Варианты: можно выбрать двух водящий «сторожей».        

  «Космонавты».

Описание.  По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5 кружков – «ракет». И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Дети идут по кругу и приговаривают:                                      Ждут нас быстрые ракеты  для прогулок по планетам.             На какую захотим, на такую полетим!                                             Но в игре один секрет:  опоздавшим — места нет!                     Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет».

Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Правила игры: 1. Начинать игру — только по установленному сигналу. 2. Разбегаться — только после слов: «Опоздавшим — места нет!»

 Игры на формирование выдержки  

Формирование  у детей умения  проявлять сдержанность при желании раньше сигнала начать действия в играх.

 «Горелки».

Описание.  Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят: Гори, гори ясно, чтобы не погасло.                                 Глянь на небо:  птички летят,                                            Колокольчики звенят!  Раз-два-три – беги!

После слова «беги! » дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны: один справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим.

 Правила игры: начинать бег после сигнала «беги», раньше не отпускать руки.

Вариант:  Для увеличения двигательной активности можно разделить детей на две команды.

 

 «Бездомный заяц».

Описание.  Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего построить их в круг и рассчитать по три или по пять, в зависимости от количества играющих. Группы образуют кружки и размещаются в разных местах площадки на расстоянии 2-4 м. В каждом кружке — логове — первый номер встает в середине и изображает зайца. Один из водящих — охотник, другой — заяц, не имеющий логова (бездомный). Водящие встают в стороне от кружков. Руководитель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» На «раз» водящий заяц убегает, а на «три» охотник бросается его ловить. Заяц, спасаясь от охотника, может забежать в любое  логово (кружок), в котором играющие держатся за руки. Тогда заяц, находившийся там, выбегает, а охотник начинает преследовать уже его. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями. После того как первые номера зайцев побегали, руководитель останавливает игру и предлагает стать зайцами вторым номерам, а первым занять места в кружках. Затем становятся зайцами третьи номера и т.д. Можно меняться ролями и следующим образом: каждый раз, когда заяц забежит в логово, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке. В заключение игры отмечаются зайцы, ни разу не пойманные. Правилами предусмотрено, что охотник может ловить зайца только вне логова. Пробегать зайцам через логово нельзя. Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться. Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать. Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать. Если играющих мало, то кружок образуют 2-3 человека. 

   «Белые медведи».

 Описание.  Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится «белым медведем». Побеждает последний пойманный игрок.

Правила игры: 

1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил «медведь».

2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. 

Игры  малой подвижности  на формирование выдержки, дисциплинированности.

Воспитывать сдержанность в желаниях и умение соблюдать правила в играх.

   «Телефон»

Описание.  Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

 "Узнай по голосу" 

Описание.   Дети стоят   в кругу, в его середине находится водящий, которому завязывают  глаза. Играющие идут  по кругу вслед за  воспитателем , повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются  и говорят:  «Мы немножко поиграли, а  теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай,  кто позвал тебя – узнай». Воспитатель молча указывает  на одного из играющих, который восклицает: "Узнай, кто я!" Водящий называет его имя. Если он угадывает, узнанный становится водящим, если ошибается, игра повторяется. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила:  1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет  воспитатель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.                                                                                     2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: "Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!" – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: "А как скажем: "Скок, скок, скок"  (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?"

 Описание.   "Три движения" 

Описание.   Играющие образовывали полукруг.  Воспитатель  показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.

Правила: Играющие должны  выполнить те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывает воспитатель. Выигрывает тот, кто получает меньшее число очков.

   Игры- аттракционы на  формирование  выдержки, настойчивости, упорства, дисциплинированности.

« Кто больше набросит колец»

«Собери кегли с закрытыми глазами»

«Прыжки на мячах - хопах»

«Канатоходцы»

«Гонка надувных шаров в воздухе»

«Пронеси теннисный шарик в ложке»

«Кто дальше прыгнет»

« Цирк»   (бег с двумя обручами, одетыми на руки, руки в стороны)

« Боулинг»   (сбивание кеглей мячом)

Игры- эстафеты

«Дорожка препятствий» - бег с мячом до ориентира                          (усложнение: бег, ударяя мячом о пол)

« Чья команда быстрее соберётся в круг»                                               ( усложнение:  используя цветные флажки в разных местах площадки)

«Меткие стрелки»  - забрасывание мяча в корзину с места, (усложнение: забрасывание мяча в корзину с  разбега)

«Передай мяч над головой»                                                (усложнение: передай мяч между ног)

«Бег парами» - до ориентира и обратно;                               (усложнение: стоя спиной друг к другу, взяться за руки, бег боком)

«Прыжки на одной ноге до флажка»                                                   (усложнение: прыжки на одной ноге боком через предметы)

«Бег в обруче»                                                                                                 (усложнение: бег в обруче вдвоём)

«Чья команда быстрее»   бег в парах,  встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями                                            ( усложнение: бег «змейкой» вокруг предметов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах

Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

"МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".

Материалы  для проведения педагогом-психологом мониторинга с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста....