Сообщение на педсовете "Роль игры в развитии интереса к физической культуре".
статья по физкультуре по теме

Елецких Ольга Александровна

Роль игры в развитии интереса детей к физической культуре посредством развития сюжета. интереса к самой игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии интереса дошкольников к физической культуре


   Роль игры в развитии интереса дошкольников к физической культуре

  Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьёзную озабоченность общества. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов:

- дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах;

- ухудшение экологической обстановки;

-значительное ограничение двигательной активности;

- социальная напряжённость в обществе;

    Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание. Как известно, регулярные занятия физической культурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

    Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию. Развитию ребёнка в системе физического воспитания и вне её.

    Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического развития. Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а так же подвижные игры.

    Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей. Детский возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций и всех систем организма и психики, раскрытие способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

    Особую роль в формировании двигательной культуры играет подвижная игра. Она обеспечивает двигательного и  интеллектуального потенциала, приобщает к национальным традициям, обычаям, культуре движения, а через них - постижению общечеловеческих ценностей.

    Особое внимание на занятиях физической культурой уделяется физическому развитию каждого ребёнка, а деятельность педагога сводится к умению регулировать действия детей, побуждая их к проявлению духовных начал ко всему. Что окружает.

    Важным фактором в физическом совершенствовании дошкольников является развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий, что в свою очередь облегчает учебно - воспитательный процесс, делает его плодотворным и способствует формированию у детей положительного отношения к предмету деятельности, с которым им приходится заниматься.

    Ребёнка нужно очаровать предметом, например:

    Мяч - он хороший, круглый, прыгает вокруг нас, играет с вами. Вы должны к нему хорошо относиться, чтобы он от вас не убегал. А если укатится - догоните. Он быстро, быстро катится. Его можно передавать друг другу. Вот какой мяч! Прижмите его покрепче к груди. Очаровать ребёнка предметом очень легко. В каждом предмете есть много интересного для него.

    Целесообразно обучать детей основным движениям через игровые моменты, формировать ориентировку в пространстве через игру. Игровые  физкультурные занятия вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

    Игровая форма занятий имеет свои особенности: все занятия основаны на сюжете игры. Такие занятия строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, путешествиях, на эпизодах из детских литературных произведений, подвижных играх. К выбранным сюжетам необходимо подобрать задачи, средства и методические приёмы обучения.

    Это способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогает «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.

    Воображаемая ситуация - это один из наиболее эффективных приёмов, в котором симпатичный детям персонаж попадает в трудное и опасное положение, а ребёнок выступает в позиции помощника или защитника. Дети, действуя в эмоциональной раскрытой или воображаемой ситуации, спешат на помощь любимому герою.

    Например, персонаж из сказки «Колобок» попал в беду. Детям предлагается спасти его от опасности. Дети с радостью бросаются на помощь. Не замечая усталости, бегут будто - бы по узкому мосту, перешагивают через «камешки» и «лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручьи». Дети имитируют соответствующие движения, выбирают способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Выполнив задание, дети радуются и испытывают удовольствие от затраченных усилий и достигнутого результата. Такие физкультурные занятия развивают выносливость, смелость.

    В ходе занятия необходимо пробудить у детей сочувствие к персонажам, предлагая не только выручить или спасти героев, но и просто порадовать их совместными играми. Например: предложить им сходить в гости к игрушкам, игрушки очень соскучились и ждут встречи с детьми. Затем предложить порадовать друзей и поиграть с нами в весёлые игры. Здесь важно научить детей ценить дружбу и бережно относиться к игрушкам. Самым занимательным является то, что чем разнообразнее действия, тем точнее и правильнее дети их выполняют, и чем привлекательнее роль детей, тем больше удовольствия дети получают.

    Проводя физкультурные занятия - игры, нужно постоянно помнить о том, что коррекция качества выполнения движений, оценка деятельности детей- всё это проводится через роль от лица игрового сказочного персонажа, через воображаемую ситуацию.

    Особое значение имеет характер общения детей с взрослым и сверстниками. Играя с детьми, педагог должен помочь им увидеть в меловой черте настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, а следовательно и способ выполнения нужного движения не вызывает вопросов и  сомнений, он находится сам.

    Для детей большое удовольствие доставляют сюжетные подвижные игры. Чтобы провести такие игры, нужно придумать сюжеты в виде сказок.

    Например: игра «Воробушки и автомобиль». Жили – были маленькие пушистые воробушки. Они весело порхали с ветки на ветку . Опускались на землю в поисках пищи. На дорожках клевали зёрнышки ,  искали маленьких червяков и т. д.

    С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физического оборудования и пособий. Рациональный подбор физоборудования , его обновление поможет реализовать содержание занятий.

    В старшем возрасте в содержание занятий необходимо включать упражнения имитационного и образного характера , ритмическую гимнастику , элементы спортивных игр , основные виды движений , эстафеты , подвижные игры , а также задания по интересам. Игры , эстафеты , комплексные задания      и задания по интересам закрепляют приобретённые навыки в основных движениях.

    При формировании новых двигательных навыков можно использовать игру – творчество. На первом этапе обучения можно использовать игру «Угадай- ка ». Её цель: выяснить степень осознанности последовательного выполнения двигательных элементов. На втором этапе вступает игра «Почемучка». С помощью этой игры осуществляется контроль качества выполнения упражнений. На этом этапе обучения основные двигательные действия детям уже знакомы , поэтому у них активизируется внимание и конечный результат. На последнем этапе проводится игра «Поиграй-ка» , с помощью которой закрепляются двигательные навыки.

    Творческие задания на занятиях физической культуры являются своеобразным средством познания окружающего мира. Например, игра «Зайцы в огороде». Текст игры определяет её содержание.

    Вышли зайцы на лужок, видят зайцы огород. Там капуста, все вперёд! Но, дружок , знакомый пёс стережёт тот огород. Как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить? Игра имеет несколько вариантов творческих заданий: ,

  1. Зайцы должны утащить капусту , не вставая на задние лапы.
  2. Каждый заяц неся капусты , заметает следы.
  3. Указать способ передвижения: на двух лапах, трёх лапах и др.

Реально – условная ситуация таких заданий помогает ребёнку воспроизвести знакомый ему жизненный образ и проявить творчество в решении двигательной задачи.

Таким образом, проводимое в игровой форме занятие имеет образовательно – воспитательный эффект: дети владеют большим объёмом умений и навыков , у них лучше развиты физические качества , а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей. Игровая форма создаёт условия имеет все возможности для решения педагогических задач  и , конечно же , это важный шаг к повседневному непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры

Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры...

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

ПРОЕКТ «Развитие интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры». «Мы любим играть»

Анализ практики показывает, что дошкольные учреждения.   к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движени...

Консультация «Игры по развитию речи в физической культуре»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24118251","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...