Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»
проект по физкультуре (младшая группа)

Кашина Марина Владимировна

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ

«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо» по технологии М.Н. Поповой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_vmeste_my_ryadom_i_nam_horosho.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Бутурлинского района Нижегородской области  детский сад «Теремок»

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ

«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»

Выполнила:

 воспитатель

Кашина Марина

Владимировна

Бутурлино, 2014 – 2015 учебный год

Содержание

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи проекта
  3. Принципы работы
  4. Ожидаемые результаты
  5. Этапы реализации проекта
  1. Диагностический
  2. Подготовительный
  3. Основной
  4. Заключительный
  1. Заключение
  2. Литература
  3. Приложения

  1. Актуальность проекта

       Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения не нова – ей просвещены многочисленные исследования ученых и практиков, разрабатывающих и внедряющих современные здоровьесберегающие технологии.

        Жизнь людей в XXI веке резко изменилась. И наряду с явным прогрессом – мобильной связью, компьютеризацией, и другими подарками цивилизации, мы наблюдаем явное ухудшение в эмоциональном состоянии, как взрослых, так и детей. Сегодня все меньше и меньше становиться благополучных, полных семей, где родители глубоко понимают своего ребенка, а дети чувствуют себя желанными и любимыми. И термин «счастливое детство» практически вышел и обихода, так как современные дети уже не имеют возможности свободно гулять, играть и общаться со сверстниками, а главное – современные родители зачастую не имеют представления о том, «как любить своих детей» и подменяют теплое отношение и эмоциональное взаимодействие с ребенком на покупку дорогих игрушек и посещение различных развлекательных мероприятий, кружков и студий. Налицо разобщение ребенка с родителями, которое, на самом деле, корнями уходит в прошлый век. Государство создавало сеть детских садов и яслей, стремясь таким образом освободить семью от воспитания детей, поручив это важное дело профессиональным воспитателям (идея Н.К. Крупской и ее последователей).

        Эта идея успешно проросла, и сегодняшние родители стремятся как можно больше времени уделять своей карьере, зарабатыванию денег, а развитие собственных детей поручают педагогам, вооруженным «современными образовательными технологиями». Государство же, в свою очередь, ставит родителей в такие условия, которые способствуют разобщению детей и родителей. В результате сегодняшние дети даже в благополучных семьях (у которых много красивых игрушек, современная одежда, всевозможные гаджеты и многое другое) страдают от недостатка внимания со стороны родителей, от перегрузки и бесконечных занятий в кружках, от неудовлетворенной потребности в  свободных подвижных играх и родительской ласки.

        Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов показали, что нарушение эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в его соматическом, психологическом и интеллектуальном развития. Формирование эмоциональной сферы имеет решающее значение в будущем становлении личности. По данным современных ученых, лишь только 20% успеха человека в жизни можно приписать развитию интеллекта, остальные 80% зависят от его способности воспринимать свои чувства, идентифицировать их, взаимодействовать с другими людьми.

        Итак, если современные дети не пребывают в эмоциональном комфорте, у них нет уверенности в том, что они любимы и желанны, что их уважают родители и воспитатели, принимают сверстники – такими, какие они есть, то они: часто болеют, капризничают, неадекватно ведут себя со взрослыми и сверстниками (проявляют агрессию, грубят, не могут самостоятельно разрешить конфликты с другими детьми); у них формируются негативные черты характера (тревожность, агрессивность, неуверенность в себе).

        Традиционная система оздоровления детей в ДОУ может быть эффективна только при условии благоприятного эмоционального состояния ребенка – и в семье, и в детском саду. Физическое здоровье напрямую зависит от психологического состояния.

        В свете современных государственных требований к качеству дошкольного образования, нормативных документов, таких как «Закон образовании в РФ», ФГОС мы наблюдаем возрастающую тенденцию сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения, а также социально – эмоциональное развитие ребенка. Сегодня ученые и практики вплотную подошли к пониманию здоровья  как к главной ценности человека. Прежде всего – это духовное, эмоциональное здоровье, от которого зависит дальнейшая жизнь человека. И старт этому главному качеству дается в семье с самых первых дней жизни. А дошкольное учреждение – это то пространство, где родители получают поддержку в своем стремлении иметь здоровых, добрых, талантливых  детей.

         Что же делать? Проводить с родителями беседы? Такие методы работы, как правило, не приносят положительных результатов. Родители зачастую делают вид, что понимают, о чем идет речь, но на практике не применяют свои знания. Поэтому задача ДОУ преподнести информацию таким образом, чтобы у родителей возникла непреодолимое желание быть рядом со своим ребенком, любить его и быть любимыми.

          Задачу коррекции эмоциональных детско – родительских взаимоотношений  через совместную двигательную деятельность мы решили выполнить в процессе реализации проекта «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо». В ходе реализации проекта мы на практике будем вовлекать мам и пап в совместные игровые занятия с собственными детьми. Безусловно, и воспитатели ДОУ будут брать на себя партнерские роли, если родители по какой - то причине отсутствуют.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта – скорректировать эмоциональные детско – родительские взаимоотношения через совместную двигательную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Расширение опыта эмоционального общения между участниками образовательного процесса.
  2. Формирование у участников образовательного процесса предпосылок сохранению психологического и физического здоровья через совместную двигательную деятельность.
  3. Способствовать развитию готовности педагогов и родителей к самоизменению и саморазвитию.

  1. Принципы работы над проектом

       В основу работы над проектом нами были положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации – это идея приоритета человеческих ценностей. Данный принцип строится на полном признании гражданских прав воспитанника.

2.  Принцип систематичности и последовательности – в процессе работы над проектом мы старались выстроить свою работу последовательно, а система различных мероприятий позволила добиться определенных результатов.

3. Принцип сознательности и активности - заключается в целенаправленном активном восприятии полученных знаний, их осмыслении, творческой переработке и применении.

4. Принцип доступности и индивидуального подхода.

5. Принцип обратной связи.

  1. Ожидаемые результаты

        В результате реализации проекта «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо» мы ожидаем следующие результаты:

  1. В процессе регулярной работы с родителями частично корректируются эмоциональные отношения между всеми участниками образовательного процесса ( родителями, детьми и педагогами);
  2. Взрослые осознают свои собственные психологические проблемы и влияние на их взаимоотношения с собственным ребенком, на состояние его здоровья, на взаимоотношения с другими членами семьи;
  3. У родителей и педагогов формируется готовность к самоизменению, к саморазвитию.

В ходе участия в реализации проекта родители приобретут собственный целостный чувственный опыт тактильного взаимодействия с ребенком, а осознают необходимость этого контакта для его психического и физического здоровья.

  1. Этапы реализации проекта

Система работы по реализации проекта «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо» состоит из четырех этапов:

  1. Диагностический.
  2. Подготовительный.
  3. Основной.
  4. Заключительный.

  1. Диагностический этап.

        Основная цель диагностического этапа – выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком.

        На данном этапе мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Определить степень осознания родителями значимости положительного эмоционально – тактильного контакта для психофизического и личностного развития детей.
  2. Выявить, имеет ли место тактильный контакт в процессе взаимодействия родителей с ребенком, как часто, в каких ситуациях он проявляется.
  3. Выявить наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях и формы их проявления.

Для решения поставленных задач на данном этапе работы нами были использованы следующие методы диагностики:

  1. Анкетирование родителей.

Цель – выявить, как осознается родителями значимость прикосновений к ребенку, как часто и в каких формах оно используется, насколько чувствительны родители к своим детям. Родителям была предложена анонимная анкета, содержащая десять вопросов (Приложение 1).

  1. Наблюдение за характером отношений родителей с детьми утром в процессе расставания.        

Цель – выявить характер проявлений родителей с детьми при прощании (наличие поцелуев, объятий, прикосновений, речи и т.д.), их эмоциональное состояние, что характеризует степень эмоциональной близости.

  1. Интервью с ребенком.

Цель – выявить наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях и формы их проявлений. В ходе интервью ребенку задавались вопросы:

 - Кто тебя утром будит? Как это происходит?

 - Кто тебя укладывает спать на ночь? Как это происходит?

       Анализ результатов используемых диагностик позволил нам классифицировать семьи, взяв за основу следующие критерии:

- осознание родителями значимости положительного эмоционально – тактильного контакта с ребенком;

-  частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком;

- адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе взаимодействия с ребенком.

       В соответствии с этими критериями нами были выделены следующие группы семей:

- «Любящие». Родители в этих семьях осознают важность прикосновения к ребенку, тонко чувствуют его, эмоционально отзывчивы,  активно взаимодействуют с ними в различных ситуациях (в быту, в игре, двигательной деятельности). Дети искренне чувствуют, что они любимы и принимаемы. Такие семьи богаты ритуалами и традициями, которые объединяют всех членов семьи.

- «Игнорирующие». Дети в таких семьях обделены родительской любовью и теплотой. Родители (чаще папы) плохо чувствуют своего ребенка ввиду явной дистантности отношений. Однако у них нет и желания изменить отношения, так как отсутствует осознание значимости эмоционального общения с ребенком. Для них прикосновения к маленькому ребенку – это «сюсюканье» и «телячьи нежности».

- «Формально – любящие».        Родители в этих семьях  (чаще папы) не осознают или недопонимают значимость для ребенка эмоционально – тактильного контакта, недостаточно чувствительны к нему. Если они и прикасаются к ребенку, то чаще в бытовых ситуациях (моют, причесывают, одевают и пр.). Если играют, то чаще по инициативе ребенка. Родители в таких семьях не используют возможности приобретения традиций, эмоционально объединяющих всех членов семьи. У этих родителей формальное понимание любви к ребенку. Дети в таких семьях ощущают недостаток любви, внимания, тепла и ласки.

       В нашем опросе приняли 20 семей воспитанников, посещающих  МБДОУ д/с «Теремок». Проанализировав собранные данные, мы получили следующее:

       Таким образом, две трети детей испытывают дефицит родительской любви и внимания.

       Беря во внимание полученный результат, мы сделали вывод, что для частичного восстановления эмоциональных отношений родителей и детей, необходима коррекционная - развивающая работа.

  1. Подготовительный этап

      Успешность реализации проекта «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо», зависела, прежде всего, от степени готовности (психологической, физической) участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей.

        На наш взгляд не было необходимости изучать степень готовности дошкольников к двигательно – игровой деятельности, так как она природоспособна для него и максимально отвечает его психофизическим потребностям. С родителями было все гораздо сложнее. Как показали результаты анкетирования (Приложение 2), родители не были готовы к совместной двигательно – игровой деятельности с детьми в силу небольшого опыта, наличия определенных психологических барьеров в виде боязни оказаться неумелыми, стыда за собственную физическую неловкость.

       Независимо от того, что степень психолого – педагогической подготовленности воспитателей значительно выше, чем у родителей, в силу наличия у них профессионального образования, а также богатого опыта общения в детьми, необходимость в их подготовки была, так как предлагаемая форма работы была для них новой.

        Проанализировав все полученные данные, нами было принято решение подготовить участников, родителей и педагогов, к данной работе. Для этого мы использовали различные методы:

- информационные методы: беседы с педагогами и родителями, самостоятельное изучение психолого – педагогической литературы;

-  стимулирующие методы: разработаны вопросы для проведения бесед, анкеты, способствующие более глубокому осмыслению полученной информации, приобретенного опыта.

       После подготовки взрослых и разработки перспективного плана работы по проекту (Приложение 3), мы приступили к основному этапу реализации.

  1. Основной этап.

        Работа в основном этапе реализации проекта проходила по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

       Работа с детьми.

       Работа с детьми в результате реализации проекта заключалась в организации совместных физкультурных занятий родителей с детьми подготовительной группы. Форма физкультурного занятия, на наш взгляд, наиболее оптимальна для успешной работы ввиду своей структурированности, учитывающей физиологические особенности дошкольника. В своей работе мы использовали  разнообразные по форме организации физкультурные занятия: игровые, «традиционные», интегрированные.

       Игровые занятия давали возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, повышали их заинтересованность и эмоциональную включенность.

       «Традиционные занятия», включающие разнообразные физические упражнения (парные общеразвивающего характера, основные, подвижные игры), способствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаимодействия.

        Интегрированные занятия, включающие выполнение совместных творческих и интеллектуальных заданий на фоне двигательной деятельности, обогащали опыт взаимодействия родителей и детей, способствовали активному развитию у детей психических процессов.

        В основу разработанного нами содержания физкультурных занятий легла система физических упражнений и игр, которые:

- доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;

- разнообразны по своему физическому воздействию;

- направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей;

- решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

        В содержание совместных физкультурных занятий вошли собранные нами детско – родительские игры из богатого народного наследия, парные контактные физические упражнения, подвижные игры.

        Для совместных физкультурных занятий мы определили психолого – педагогические требования:

- «ритуальность» (то есть наличие обязательных  действий, как бы «обрамляющих» занятие: встреча – приветствие партнеров в начале занятия и в конце – доверительная беседа партнеров, обмен впечатлениями и добрыми пожеланиями);

- максимальная эмоциональная включенность взрослого;

- искренность и открытость в выражениях чувств и эмоций;

- активность в осуществлении эмоционально – тактильного контакта взрослого и ребенка;

- обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.

        Нами проводились совместные физкультурные занятия один раз в месяц с подгруппой 7-8 пар в удобное для родителей время. Продолжительность занятий варьировалась от 20 до30 минут.

        Также , в дополнение к совместным физкультурным занятиям, в работу с детьми мы включали индивидуальные беседы различной тематики ,такие как «Какие мои родители?», «Если б у меня была волшебная палочка, то…», «Какие игры с родителями самые любимые?» и др. С помощью подобных бесед мы пытались выяснить у детей, произошли ли какие – либо изменения в отношениях с родителями.

       Неотъемлемой частью совместной работы с детьми и родителями являлись совместные физкультурные праздники и развлечения «Школа молодого бойца», посвященное Дню защитника Отечества, «Празднику спортивному рада вся семья», «Вместе весело шагать» и пр. В ходе проведения досугов и праздников, мы также пытались эмоционально сплотить семьи воспитанников путем совместного проживания в действии, поддержки и сопереживании в различных ситуациях.

       Работа с родителями.

       Наряду с совместной работой с детьми и родителями, мы отдельным направлением выделили работу с родителями с целью наибольшего информирования и пропаганды необходимости эмоционального контакта с детьми, а также для оценки эффективности нашей работы.

       Для работы в данном направлении мы использовали следующие формы:

- индивидуальные консультирования родителей;

- выступления на родительских собраниях;

- наглядная агитация;

- анкетирование;

- выставки стенгазет «Физкультура нас объединяет».

      Для отслеживания эффективности занятий родителям предлагалась следующая анкета с вопросами:

  1. Ваше настроение: а) радостное, б) приподнятое, в) спокойное, г) грустное, д) тревожное, е) раздраженное.
  2. Отметьте по шкале степень Вашего удовлетворения занятием.

- _____________________________________________________________+

 3                  2                1              0                   1                2                         3

  1. Испытывали трудности в выполнении упражнений?

а) Да, в каких конктретно?___________________________________

б) Нет

в) Иногда, к каких?_________________________________________

     4.  Выполнения каких упражнений вызывали у Вас положительные  переживания?

     5.  Выполнение каких упражнений вызывало у Вас чувство дискомфорта?

     6. Удалось ли Вам в течение занятия быть в контакте с ребенком?

        а) да;     б) нет;     в) иногда.

     7.  Как осуществлялся тактильный контакт?

       а)  боязливо; б) осторожно; в) неуверенно; г) активно.

    8.  Узнали ли что -  то новое о себе?

       Вопросы данной анкеты дали возможность выяснить эмоциональное состояние родителей, их отношение к занятию, испытываемые трудности. Все это поможет нам в дальнейшем скорректировать свою работу, так, чтобы она максимально решала поставленные нами задачи.

     Работа с педагогами.

     Неотъемлемой частью реализации проекта являлась работа с педагогами ДОУ. Несмотря на то, что в данной экспериментальной работе принимала участие только одна группа детского сада, мы посчитали правильным проводить работу со всеми педагогами ДОУ, так как при удачной апробации работы в данном направлении, в будущем году мы планируем охватить большее количество групп ДОУ.

      В ходе практической работы с педагогами  проводились тематические встречи , целью которых было активизация интереса к проблеме детско –родительских отношений.

     Тематика встреч с педагогами была разнообразная:

  1. Современные взгляды на проблему психического и физического развития ребенка. (В конце встречи для осмысления этого материала воспитателям были даны рекомендации относительно литературы по проблеме).
  2. Прикосновение как психофизиологический феномен человеческой культуры. (В конце встречи для углубления знаний воспитателям также предлагались литература и задание для дальнейшей встречи: понаблюдать за детьми и родителями, как меняется их эмоциональная привязанность в течении дня, а именно при расставании утром и при встречи вечером).
  3. Практикум по решению психолого – педагогических задач на основе проведенных наблюдений. (Были отобраны игры для совместного применения взрослым и ребенком, продумывались ситуации, в которых возможно их использовать за пределами детского сада).
  4. Практическая беседа по моделированию педагогических ситуаций по взаимодействию взрослого (педагога) и ребенка на основе телесного контакта, способствующего позитивному психосоматическому развитию ребенка.

       

  1. Заключительный этап.

       На заключительном (рефлексивном) этапе будет проводиться работа по осмыслению, осознанию, анализу того опыта, который получили все участники педагогического процесса (дети, воспитатели, родители). На этом этапе  мы будем использовать беседы, интервью, наблюдения, анкеты.

      Для родителей на данном этапе будет предложена итоговая анкета, включающая следующие вопросы:

1. Вызвала ли у Вас интерес такая форма работы ДОУ с детьми?

2. Произошли ли в Вас какие – либо изменения?

3. Изменился ли Ваш ребенок?

4. Произошли ли изменения в Ваших с ним отношениях?

5. Используете ли Вы приобретенный опыт совместной двигательной деятельности у себя дома?

      В завершении заключительного этапа нами будет проведена контрольная диагностика, заключающаяся в использовании того же диагностического интрументария, что и на начальном этапе работы.

       В связи с тем, что работа по проекту еще не закончена, а основной этап самый длительный по времени, поэтому мы сочли целесообразным провести промежуточную диагностику, результаты которой представлены  ниже.

 

        Делая вывод из полученных результатов, можно сказать, что незначительно (на 4%) увеличилось количество любящих семей, уменьшилось (на 7%) игнорирующих семей, но вместе с тем, на 3% прибавилось формально – любящих семей. А это означает то, что работу по эмоциональному сближению детей и родителей необходимо продолжать путем увеличения частоты встреч, а также с использованием наглядной агитации.

      Такая динамика эмоциональных детско – родительских отношений возможно благодаря приобретению родителями следующего опыта:

- осознание базовых потребностей ребенка для его комфортного психофизического развития (особенно положительных прикосновений к нему, оптимальных стилей и способов взаимодействия);

- осознание собственных психофизических проблем и их влияния на взаимоотношения с ребенком;

- овладение способом тактильного взаимодействия с ребенком в совместной двигательно – игровой деятельности;

- действенное открытое искреннее выражение своего отношения, чувств к ребенку в процессе совместных физкультурных занятий.

     На наш взгляд, данная технология работы окажет положительное влияние не только на эмоциональное сближение участников образовательного процесса, но и будет способствовать улучшению их здоровья по всем показателям. Мы полагаем, что подобные результаты могут быть достигнуты благодаря значительным изменениям в эмоциональных отношениях между детьми и взрослыми.  

  1. Заключение.

       Проект, реализуемый на базе МБДОУ детский сад «Теремок», еще не дошел до своего завершения, но результаты промежуточной диагностики позволяют  нам сделать вывод о том, что данная работа является эффективной  при полноценном участии в ней всех участников образовательного процесса.

       После анализа результатов проведения контрольной диагностики, при ее положительной динамики, мы не будем останавливаться на данном этапе, а в будущем учебном году попробуем внедрить опыт подобной работы в другие группы ДОУ.

      Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают  от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут  у условиях семейного разлада.

       Таким образом, предложенная технология работы поможет не только эмоционально сблизить родителей с детьми, но и повлиять на улучшение их состояния здоровья, на личностное развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика жестокого обращения с ребёнком в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

В данной статье предсталены теоретический обзор материалов по формам жестокого обращения с ребёнком, а также практические методы по профилактике и выявлению вышеуказанного асоциального явления....

Учебно-методическое пособие "Технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ "

Вашему вниманию представлены примеры интегррованных занятий "Растем вместе" для детей второй младшей группы и их родителей,которые проводились в вечернее время инструктором ФК и педагогом-психологом о...

Проект «Нравственно – правовое становление личности ребенка в процессе совместной деятельности взрослого и детей»

Проект направлен на формирование нравственно-правовой компетентности воспитанников: достаточного уровня основ правового самосознания, знаний об основных положениях Конвенции о правах ребёнка, умений и...

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых». Цель: повысить уровень осознания эмоциональной сферы детско-родительских отношений: дать уча...

Реализация физкультурно-оздоровительной работы по эмоциональному сближению взрослого и ребенка, используя средства спортивно-зрелищных мероприятий на улице.

Статья для воспитателей детских садов по организации совместных с родителями и детьми занятий, досугов и праздников. Поможет педагогам в реализации физкультурно-оздоровительной работы по эмоциональном...

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»...