Статья "Гидрокинезотерапия: занятия с "особенными" детьми в бассейне"
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)

Выжлова Надежда Владимировна

Наиболее эффективным методом работы с детьми с ОВЗ является гидрокинезотерапия (проведение физических упражнений в воде).

Эффективность воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.

Гидрокинезотерапия, благодаря разностороннему действию, позволяет решить следующие задачи:

  • укрепление здоровья ребенка
  • снижение спастики, повышение силы мышц
  • развитие двигательных способностей (увеличение объема активных движений в суставах, укрепление опорно-двигательного аппарата)
  • улучшение психоэмоционального состояния
  • адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.

В процессе занятий используются следующие средства гидрокинезотерапии:

  • физические упражнения в воде
  • элементы плавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

Гидрокинезотерапия: занятия с «особенными» детьми в бассейне.       

Инструктора-методиста ФИЗО 

ГБДОУ №17 Курортного района

Выжловой Надежды Владимировны

        

Санкт-Петербург

2019

Гидрокинезотерапия: занятия с «особенными» детьми в бассейне.       

     Особую роль для укрепления здоровья детей с ДЦП и коррекции их двигательных нарушений играют купание и плавание.

     Приучать к воде детей с ДЦП надо постепенно, после того как они уже освоились в купании в ванне. Вначале ребенок должен входить в воду вместе со взрослым.

     Начинать обучению плаванию при температуре воды +29…32 градуса; при такой температуре достигается максимальное снижение мышечного тонуса и улучшение координации движений. Простое пребывание в воде и движения в ней не менее важны для детей с церебральным параличом, чем обучение плаванию.  

     Важной предпосылкой к овладению плаванием является обучение ребенка уверенно ходить в воде, т.е. развивать опороспособность стоп; обучать лежать на воде в положении на спине (сначала с помощью инструктора); переходу из положения на спине в положение сидя или стоя; поворотам со спины на бок, на живот и наоборот. Ребенка надо приучить к воде, брызганию, погружению.

     Все игры и упражнения с погружением головы в воду сначала выполняются с задержкой дыхания на вдохе (рот плотно закрыт), а затем и с выдохом в воду через рот. Поэтому перед обучением детей с ДЦП плаванию надо научить их плотно закрывать рот и выдыхать через рот.

     Первый этап обучения плаванию предполагает развитие у ребенка чувства уверенности в воде. На следующем этапе у ребенка воспитывают самостоятельность в воде. Взрослый не должен постоянно выполнять роль «спасательного круга».

     Затем ребенка учат скольжению на спине с легкой поддержкой его под лопатки.

     При обучении детей с церебральным параличом плаванию широко используются различные вспомогательные средства: жилеты, надувные плавательные воротники, которые улучшают контроль над положением головы, надувные манжеты (нарукавники), специальные шлемы на голову, различные надувные круги. Для каждого ребенка вспомогательные средства подбираются индивидуально с учетом его двигательных нарушений и возраста.

     В зависимости от характера двигательного нарушения выбирается и способ обучения плаванию. Так, детей со спастической диплегией и выраженной тугоподвижностью в суставах рук и ног лучше начинать обучать плавать на спине с помощью нарукавников.

     При насильственных движениях с отсутствием стабильного положения головы полезно использовать надувные плавательные воротники. Детей с атаксией лучше обучать плаванию на спине кролем. Вообще этот стиль плавания более других подходит большинству детей с ДЦП.

     Крайне важно при обучении плаванию овладеть правильными движениями ног, что также трудно для детей с ДЦП. Ребенка, у которого повышен тонус в ногах, обучают работать ногами, сгибая их в коленях (как при езде на велосипеде), при этом ребенок сам держится за поручень или его держит инструктор. В положении на животе инструктор берет ребенка за ноги (за голеностопный сустав) и производит попеременные движения ногами, сгибая их в коленях, до тех пор пока ребенок не начнет работать самостоятельно.

     Если же у ребенка нормальный тонус в нижних конечностях или незначительно повышен тогда обучают работать ногами плавно вверх-вниз в спокойном, медленном темпе. Следить чтобы ноги были вытянуты и на поверхности воды слегка показывались носки (ребенок- на спине) или пятки (ребенок-на животе). Движения ногами вначале обучают на суше (сидя на полу или на скамейке), затем на мелкой части воды. При правильном движении ног, носки слегка вспенивают воду.

     После того как ребенок овладеет движениями ног, его обучают движениям рук. Простейшие движения рук состоят в их попеременном вытягивании под водой вперед. Затем ребенка учат грести ими по направлению к бедру: когда одна рука гребет, другая вытягивается вперед. Гребок совершается выпрямленной рукой, пальцы сжаты. Закончив гребок у бедра, руку сгибают в локте и выносят вперед до полного выпрямления. Ребенка учат грести руками плавно, не торопясь, слегка ускоряя движение к концу гребка.

     Движения рук и ног должны быть беспрерывными. Каждый гребок рукой сопровождается 3-4 попеременными движениями ног.

     При плавании на спине выполняются те же движения, что и при плавании на груди. Руки вытянуты и совершают у бедер плавные нажимы на воду. Голова свободно опущена на воду, лицо обращено вверх. Необходимо следить, чтобы дети не закидывали голову назад.

     Нельзя ребенка с церебральным параличом обучать плаванию насильно. Прежде всего у него надо преодолеть страх воды, заинтересовать его, превратив обучение плаванию в увлекательное занятие.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в сухом бассейне.

Сухой бассейн, используется как форма организации оздоровительно-профилактической гимнастики (ОПГ)...

Игры и занятия в сухом бассейне.

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...

Комплекс упражнений для занятий в сухом бассейне

Разработанный комплекс упражнений выполняется в сухом бассейне развивает координацию движений, связочно-мышечный аппарат а так же, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных ...

Картотека игр и игровых упражнений для занятий в плавательном бассейне

При планировании образовательной деятельности с дошкольниками в плавательном бассейне я использую картотеку с играми и игровыми упражнениями, стихами. Это значительно упрощает процесс планирования и э...

Экологическое занятие в плавательном бассейне ДОУ

занятие посвящено охране водных ресурсов...