Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
учебно-методический материал по физкультуре

Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_i_analiz_pedagogicheskoy_literatury.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей

Задачи:

1) Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков ребенка;

2) Развитие физических качеств;

3) Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

4)Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

5)Обеспечение физического и психического благополучия.

Анализ программ:

В программу по физкультурно-оздоровительной работе входит: -утренняя гимнастика; гимнастика после сна, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, подвижные игры в зале и на прогулке, спортивные игры, закаливание, спортивные досуги и праздники.

Материально-технические условия ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития. Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется необходимые физкультурное и игровое оборудование, технические средства. Имеются телевизоры, видео, аудио, магнитофоны, фотоаппарат, музыкальные центры. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Для занятий физической культуры в ДОУ функционируют спортивный зал и оборудована спортивная площадка, тропа здоровья. Зал оснащен необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей.

Планируемые результаты по реализации Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры детей младшего дошкольного возраста 3 – 4 года:

Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 8 – 10 секунд;

Ребенок сопоставляет название основных поз с моделями их реализации;

У ребенка развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;

Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении;

Ребенок обладает развитым вниманием, памятью, воображением.

Целевые ориентиры детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 года:

Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 10 - 15 секунд;

Ребенок сопоставляет название основных поз с моделями их реализации и реализует их в двигательной деятельности;

У ребенка развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;

Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе;

Ребенок обладает развитым вниманием, памятью, воображением, поддерживает стойкий интерес в двигательной игровой деятельности.

Целевые ориентиры детей среднего дошкольного возраста 5-7 года:

Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 15 – 20 секунд;

Ребенок активно сопоставляет название основных поз с моделями их реализации и быстро реализует их в двигательной деятельности;

Ребенок обладает развитыми способностями в координации движений, устойчивой ориентацией в двигательной игровой деятельности;

Ребенок обладает мышечной силой, гибкостью, выносливостью;

Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе и предлагает игровые ситуации;

Ребенок активно использует игровые приемы стретчинга для реализации поставленной цели в двигательной деятельности.

Способы работы по образовательной области «физическое развитие»

-фронтальный способ;

-поточный способ;

-групповой способ;

-индивидуальный способ.

В  систему физкультурно-оздоровительной работы входит:

Двигательная активность: утренняя гимнастика, физическое развитие и здоровья 1)в зале, 2) на улице, 3) подвижные игры, спортивные игры, физкультурные досуги, праздники, день здоровья, закаливание: воздушные ванны, ходьба по массажным дорожкам, мытье рук, лица, шеи прохладной водой.

Анализ педагогической литературы

Младшая группа

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Основная образовательная программа».

Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя. Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить их ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение. В настоящем пособии раскрываются особенности организации и планирования физкультурных занятий с детьми 3–4 лет в определенной последовательности в течение недели, месяца и года. В соответствии с требованиями программы по развитию движений последовательно даны различные виды ходьбы и бега, помогающие детям по мере их усвоения научиться ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, действовать сообща.

Анализ педагогической литературы

Средняя группа

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Основная образовательная программа»

.  В соответствии с требованиями программы для занятий с детьми средней группы детского сада изменилось количество занятий, проводимых в течение недели - оно увеличено до трех. Усложняются задания на развитие основных движений. Так, в ходьбе и беге наряду с развитием умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении появляются новые упражнения, формирующие умения находить свое место в колонне, строиться в пары, выдерживать форму круга, ходить на носках и т. д. Усложняются общеразвивающие упражнения, увеличивается нагрузка - число повторений. Однако сохраняется одно из важнейших требований - формирование у детей правильной осанки, укрепление крупных мышечных групп при последовательном переходе от одного исходного положения к другому.

Уменьшается площадь опоры в упражнениях, связанных с поддержанием правильной позы и сохранением устойчивого равновесия; увеличивается высота физкультурного оборудования, даются более разнообразные задания - все это повышает требования к выполняемым упражнениям воспитывает в детях смелость, решительность, настойчивость.

Наряду с другими основными движениям лазанье, ползание, упражнения в прыжках занимают равноправное место при проведении  культурных занятий и широко используются в игровых заданиях, подвижных играх.

В пособии предлагаются физкультурные занятия на весь год, соответствующие программным требованиям, возможностям детей данной возрастной группы. В конце каждого месяца усвоенные упражнения предлагаются для повторения и закрепления в игровой, занимательной форме с небольшими группами, индивидуально на прогулке, в помещении групповой комнаты, зале (в зависимости от условий).

Анализ педагогической литературы

Старшая группа

В связи с переходом на обучение детей с шестилетнего возраста повышаются требования к уровню физического развития и физической подготовленности детей старшей группы детского сада.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.

Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.

В данном пособии, как и в двух предыдущих, даются сведения о возрастных особенностях детей шестого года жизни, методические рекомендации к проведению физкультурных занятий в помещении (два занятия) и на свежем воздухе (одно занятие); примерное планирование занятий с подробной методикой, организацией и содержанием игр различной интенсивности — малой, средней и большой; игровые задания и упражнения с элементами спорта баскетбола, хоккея, футбола и т. д. Автор рекомендует материал для повторения и закрепления пройденного на занятиях в свободное время.

Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:

Создание условий для физического развития. Для того чтобы стимулировать физическое развитие ежедневно детям предоставляется детям возможность активно двигаться, обучают детей правилам безопасности; создают у детей доброжелательную атмосферу; используют различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Формы организации двигательной деятельности.
Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

1.Традиционная форма - обучающий характер, смешанный характер, вариативный характе, вариативный характер.

2. Тренировочная форма - повторение и закрепление определенного материала.

3.Игровая форма - подвижные игры, игры-эстафеты
             4.Сюжетно игровая форма - может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений
           5.Форма занятия с использованием тренажеров - спортивная стенка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья И т.п.
            6.По интересам -  на выбор детей мячи, обручи, полоса препятствий, скакалки

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе  самостоятельных занятий физическими  упражнениями: на утренней зарядке, физкультминутках и в подвижных играх играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в  старшем дошкольном  возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой. 

     Способы работы по образовательной области«Физическое развитие» Фронтальный способ.

Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом. 
                   Поточний способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед И т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и  главное оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала. 
                  Групповой способ. Дети по указанию Инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание И выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом).

Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

Материально-технические условия ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития. Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется необходимое физкультурное и игровое оборудование, технические средства, Имеются: телевизоры, видео и аудио магнитофоны, диапроектор, БИ), цифровой фотоаппарат, музыкальные центры, мультимедийная  установка. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. 

Для занятий физической культурой в ДОУ функционирует спортивный зал и оборудована спортивная площадка, тропа здоровья. Зал оснащен всем необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей тренажеры, гимнастические лестницы, ребристые доски массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое. На спортивной площадке размещено спортивное оборудование, тропа здоровья, яма для  прыжков.

Описание форм, способов, методов и средств реализация программы
Формы работы по образовательной области "Физическое развитие"

Формы работы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Игровая беседа с элементами движений

Игра

Утренняя гимнастика

Интегративная деятельность

Упражнения

Экспериментирование

Ситуативный разговор
Беседа

Рассказ

Чтение

Проблемная ситуация


Физкультурное занятие

Утренняя гимнастика

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Интегративная деятельность

Контрольно-диагностическая деятельность

Спортивные состязания

Совместная деятельность взрослого и детей

Проектная деятельность

Проблемная ситуация


п/п

Мероприятие

Группа ДОУ

Периодичность

Ответственный

1

Определение уровня физической 
подготовленности детей. 

Все

2 раза в год (в октябре и в апреле) 

Врач, инструктор по физической культуре, воспитатели групп 

Двигательная активность

1

Утренняя гимнастика 

Все группы

Ежедневно


Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели 

2

Физическое развитие и здоровье: 1) в зале/группе; 2) на улице. 

Все группы

3 раза в неделю: 

1) 2 раза; 2) 1 раз

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп 

3

Подвижные игры 




Все группы

2 раза в день 


Инструктор по физической культуре, воспитатели групп

4

Спортивные игры (футбол, баскетбол, эстафеты) 

Старшие и подготовительные группы

2 раза в неделю 

Инструктор по физической культуре 

5

Физкультурные досуги 

Все группы

1 раз в месяц 

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп

6

Физкультурные праздники

Все группы

2 раза в год

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели 

7

День здоровья 

Все группы

1 раз в полугодие

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели 

Закаливание

1

Воздушные ванны 

Все группы

После дневного сна‚ на физкультурных  занятиях

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп

2

Ходьба по массажным дорожкам 

Все группы

После дневного сна‚ на физкультурных  занятиях

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп

3

Облегченная одежда

Все группы

В течении дня

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп

Мыте рук, лица, шеи, прохладной водой

Все группы

В течении дня

Воспитатели групп


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Организация системы физкультурно-оздоровительного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Организациясистемы физкультурно-оздоровительного процессав ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»

1.Вступительное слово старшего воспитателя  об актуальности данной темы. 2. Выступление педагогов презентация продуктов проектной деятельности ср и ст гр «Спортивные игры развиваю...

Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»

Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.Задачи:Проанализировать эффективность исп...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...