Статья "Формирование навыка метания детей старшего дошкольного возраста"
статья по физкультуре

Виноградская Яна Андреевна

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что в дошкольном возрасте уделяется мало внимания для совершенствования навыка метания. В дошкольных учреждениях с детьми практически не проводятся специальные упражнения, а также игры, для того, чтобы можно было усовершенствовать навык метания. Так как мышцы плечевого пояса нехорошо развиты, а связки и суставы не крепкие, поэтому необходимо больше внимания уделять подготовительным упражнениям к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание. В литературе так же мало внимания уделяется совершенствованию навыка метания у детей дошкольного возраста. Е.Н. Вавилова в своей книге «Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать» хорошо описывает методику обучения детей метанию. В других литературных источниках я такого не нашла. Практически не проводятся исследования на эту тему. Внимание по усовершенствованию навыка метания уделяется во время школьного обучения, а не дошкольного.

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами- бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом .

Бросание, ловля и, такой навык, как метание- укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Специальные упражнения и игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Особое место в подготовке отводится развитию координации движений и точности их выполнения. Формирование навыка метания детей шестого года жизни является очень важной и сложной работой в области физического воспитания.

Ключевые слова: навык метания, физические упражнения, метание, ловля, бросание.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка метания детей старшего дошкольного возраста

Метание - естественный вид физических упражнений, широко используемый человеком с древних времен. До изобретения лука со стрелой и огнестрельного оружия охота с помощью копий, дротиков была одним из главных способов добывания пищи нашими предками. Еще в Древней Греции метание копья входило в число видов классического пятиборья. Греческие юноши соревновались в метании диска, толкании тяжелых камней. В настоящее время метание диска, молота, копья и толкание ядра входят в программу Олимпийских игр и всех комплексных соревнований по легкой атлетике[7].

Действия с мячом и другим оборудованием для метания занимают большое место в работе по физическому воспитанию, используются всеми детьми в упражнениях и играх. Метание, бросание и ловля укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера и меткости. Упражнения и игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Маленький ребенок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая кистью. Бросок может быть направлен по-разному: вниз, вверх, в сторону. Под влиянием частых упражнений бросок выполняется все более уверенно.

После бросания появляется собственно метание. Эти движения отличаются друг от друга. Бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движениями рук, причем туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Поэтому и доступно бросание сидящему или неуверенно стоящему ребенку. Любое метание (вдаль, в цель, разными способами- сверху, сбоку, из-за спины через плечо) характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широкими движениями руки, метающей предмет [1,с.84].

Словарь дает следующее определение, изучаемому нами основному движению: «Метание- движение ациклического типа; прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений, заключающихся в метании, бросании и ловле различных предметов»[2,с.92].

В характеристике рассматриваемого упражнения обычно выделяют собственно метание и упражнения, подготавливающие к метанию- катание, подбрасывание мяча и мешочков с песком с ловлей и без ловли. В дошкольном возрасте обучение метанию включает метание предметов на дальность и в цель с места. Для освоения движения рекомендуется начинать именно с подготовительных упражнений с постепенным усложнением от группы к группе. Н.В. Полтавцева указывает на то, что выполнение сложных движений осуществляется с участием различных частей тела, поэтому обучение построено таким образом, что сначала дети осваивают выполнение составных частей сложных движений, и одновременно постигают взаимосвязь и значимость их в общей структуре двигательного действия. Наиболее полный перечень подготовительных упражнений, которые доступны для детей представлен в Книге Н.Н. Кожуховой:

  • катание мяча с горки и бег за ним;
  • катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя;
  • катание мячей друг другу в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги, стоя;
  • катание мячей через ворота;
  • бросания мяча двумя руками снизу вперед и вверх;
  • бросание мяча от груди двумя руками вперед;
  • бросание мяча двумя руками из-за головы;
  • бросание мяча вверх и ловля;
  • бросание мяча об землю и его ловля;
  • бросание большого мяча через веревку двумя руками;
  • бросание маленького мяча через веревку одной рукой;
  • метание большого мяча двумя руками снизу и от груди в горизонтальную цель;
  • метание в горизонтальную цель одной рукой;
  • метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой;
  • метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой [5,с.93].

Мяч, как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет, должен находиться в свободном расположении детей. Воспитатель показывает, что с ним можно выполнять разнообразные действия, помогает приобрести двигательный опыт, формирует умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать, отталкивать. Мы разделяем точку зрения автора Е.Н. Вавиловой, которая рекомендует родителям чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом, использовать различный природный или бросовый материал дома и на улице для формированию навыка метания.

Дети шестого года жизни получают дальнейшее развитие навыка метания. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.

К способам метания, которые постепенно осваиваются в дошкольном возрасте, можно отнести следующие: из-за спины через плечо, прямой рукой снизу, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку, двумя руками снизу, двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, двумя руками сбоку. Определение конкретного способа зависит от целого ряда факторов: возраст ребенка и его физическая подготовленность, свойства (вес, размер) метательного предмета, задача метания- вдаль или цель [3,с.170].

Детям необходимо использовать упражнения для овладения разными видами хвата мяча. Для этого в каждой возрастной группе должны быть мячи разных размеров- от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действии с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

В старшей группе водятся некоторые новые приемы и усложняются упражнения в прокатывании, бросании, ловле, отбивании, подбрасывании и метании.

Катание- полезное упражнение, тренирующее мышцы пальце и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

Бросание и ловля более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке [1,с.85]. В играх и упражнениях с мячом надо приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. Также необходимо руководствоваться правилами при выполнении упражнений. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. Успех данного упражнения во много зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на ровной асфальтной дорожке, плотной ровной площадке или в помещениях спортивного и музыкального зала. Мяч, брошенный вверх, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч.

Воспитатель должен научить детей шестого года жизни ведению мяча, после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте, мягкими, плавными движениями кисти.

Упражнение метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется как мячами, мешочками с песком, так и любым нестандартным оборудованием: шишками, снежками, клубками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, ведро. Вертикальной- щит с нарисованной целью, обруч, большой мяч, выделенная зона на дереве или стене и т. п.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой- это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Воспитатель должен внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания этой рукой надо начинать обучение [4,с.123].

Метание вдаль не требует такой точности глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Детей надо обучать правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко, но без зрительного ориентира дети не поймут, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева, натянутую веревку или перекладину. Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением техники. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку [1,с.88].

Проведение вышеуказанных упражнений возможно в условиях группы. Также будет полезным организация занятий и упражнений на уличных групповых участках.

Путь освоения навыка метания дошкольников очень трудоемок, ведь данный вид основного движения является одним из самых сложных.

Хухлаева Д.В., Нестерова З.И. рассматривают структуру метания как три фазы:

  1. Подготовительная фаза, которая включает исходное положение и замах. Она служит для создания наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут сокращаться. Причем чем длиннее путь при замахе, тем больше возможности улучшить результат. Д. В. Хухлаевой в подготовительной фазе отдельно выделяется еще один элемент – прицеливание.
  2. Основная фаза, включает бросок. Движения в этой фазе направлены на решение основной задачи – совершить бросок. При этом выпрямляются ноги, и производится бросок кистью.
  3. Заключительная фаза направлена на сохранение равновесия после броска.

Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно с целью уравновешивания тела. Эта фаза в метании для дошкольников не имеет принципиального значения [6]. 

Формирование правильных двигательных умений и навыков является основой здоровьесберегающего поведения дошкольников. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами и техникой. Систематические упражнения с использованием мячей и различного нестандартного оборудования будут способствовать развитию и повышению уровня сформированности навыка метания. С расширением возможностей детей им будут предлагаться задания творческого порядка- придумать новые комбинации игры с мячом и другим оборудованием. Навыки метания в цель и на дальность совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении, интересных детям, заданий и упражнений игрового характера.

К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983 - 144 с., ил.

2. Конеева, Е. В. Детские подвижные игры пособие для воспитателей детского сада / Е. В. Конеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с

3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978.

4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.

5. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Статья из журнала

6. Нестерова З. И. Обучение метанию вдаль и в цель // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5 — С.34-37.

Электронные ресурсы

7. Колышева Наталья Михайловна «Система игр, упражнений, форм работы с семьей для коррекции нарушений в технике метания у детей дошкольного возраста» -URL: http://открытыйурок.рф/528364/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выра...

Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"

В этом материале  вы  прочитаете:" Как защищаться от микробов?".Найдете  "Полезные советы". "Это интересно знать!". " Цитаты, изречения". ...

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование навыка метания детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с нестандартным оборудованием "Путешествие в сказку"

Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается оч...

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....