Рекомендации по организации работы физкультурно-оздоровительного направления
методическая разработка

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно наиболее актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного направления разработаны в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражают эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста. Определяют основные направления, задачи, а также план действий и их реализацию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Рекомендации

по организации работы

физкультурно-оздоровительного направления  

         

Старший воспитатель

Петрова Ольга Васильевна

г. Лесосибирск 2017

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно наиболее актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного направления разработаны в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражают эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста. Определяют основные направления, задачи, а также план действий и их реализацию.  

Цель: осуществление целостного подхода к оздоровлению детей через реализацию здоровьесберагающих технологий.

 Задачи:

1. Способствовать обеспечению физического и психического благополучия детей.

2. Создать необходимые условия для оптимизации здоровьесберегющей деятельности в ДОУ.

3. Повышать функциональные и адаптивные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

4. Совершенствовать здоровьесберегающую среду в ДОУ, оборудование игровых участков, спортивной площадки на улице, центра ОБЖ в группах.

5. Активно включать семьи воспитанников  в физкультурно-оздоровительные мероприятия ДОУ, формировать культуру здорового образа жизни у всех участников образовательных отношений.

Ожидаемые результаты

  • сокращение пропусков по болезни одним ребенком до 15 дней;
  • увеличение индекса здоровья до 20 %;
  • осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • овладение педагогами и специалистами ДОУ  инновационными здоровьесберегающими технологиями.

Основные принципы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и  практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого  и разностороннего развития и состояния здоровья.

5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня и физического развития.

Методы физического развития

Игровые:

- обыгрывания;

- инсценирование.

Наглядные:

- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры;

- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

Практические:

- повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- проведение упражнений в игровой форме;

- проведение упражнений в соревновательной форме.

Видеометод:

- просмотр видеофильмов о спорте, здоровом образе жизне;

- слайды;

- кинофильмы.

Основные направления

Профилактическое

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.

2. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.

3. Осмотр детей 6 лет по АКДО.

4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

5. Предупреждение острых заболеваний.

6. Проведение социальных, санитарных  и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

7. Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями.

 

Организационное

1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ.

2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста.

3. Изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

4. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.

5. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

         Для охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни включаются разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в воспитательно-образовательном процессе.

Модель двигательного  режима в ДОУ

Двигательный режим в ДОУ

Формы

работы

Время проведения

2 группа раннего возраста.

1,6 – 2 г.

1 мл. гр.

2 – 3 г.

2 мл. гр.

3 – 4 г.

Ср. гр.

4 – 5 л.

Ст. гр.

5 – 6 л.

Подг. гр.

6 – 7 л.

1. Занятия по ФК

2 р.

в неделю

10мин×2=20 мин

10мин×2=20 мин

15мин×2=30 мин

20мин×2=40 мин

25мин×2=50 мин

30мин×2=60 мин

2. Занятие на свежем воздухе

1 р.

в неделю

-

-

15мин×1=15 мин

20мин×1=20 мин

25мин×1=25 мин

30мин×1=30 мин

3. Утр. гимнастика

Утром

перед

завтраком

5мин×5=25 мин

5мин×5=25 мин

6мин×5=30 мин

8мин×5=40 мин

10мин×5=50 мин

12мин×5=60 мин

4. Муз. занятия

2 р.

в неделю

10мин×2=20 мин

10мин×2=20 мин

15мин×2=30 мин

20мин×2=40 мин

25мин×2=50 мин

30мин×2=60 мин

5. Физкультминутки

Ежедневно во время занятий

1мин×5=5 мин

1мин×5=5 мин

2мин×5=10 мин

2мин×5=10 мин

3мин×5=15 мин

4мин×5=20 мин

6. Минутки здоровья

Ежедневно 1 р. в день

1мин×5=5 мин

1,5мин×5=6,5 мин

2мин×5=10 мин

3мин×5=15 мин

3мин×5=15 мин

3мин×5=15 мин

7. Подвижные игры на прогулке

Ежедневно утром и вечером

15мин×5=75 мин

20мин×5=50 мин

24мин×5=120 мин

28мин×5=140 мин

31мин×5=155 мин

33мин×5=165 мин

8. Физ. упр. на прогулке

Ежедневно утром и вечером

-

5мин×10=50 мин

8мин×10=80 мин

10мин×

10=100 мин

12мин×

10=120 мин

15мин×

10 =150 мин

9. Гимнастика после сна

Ежедневно

3мин×5=15 мин

3мин×5=15 мин

4мин×5=20 мин

4мин×5=20 мин

6мин×5=30 мин

6мин×5=30 мин

10. Индивидуальная работа

Ежедневно утром и вечером

3мин×10=30 мин

3мин×10=30 мин

5мин×10=50 мин

7мин×10 =70 мин

8мин×10=80 мин

10мин×

10 =100 мин

11. Спортивные игры на прогулке

Элементы игр на прогулке (I половина дня)

-

-

-

10мин×5=50 мин

12мин×5=60 мин

15мин×5=75 мин

12. Профилактика нарушений осанки

1 р.

в неделю

3мин×1=3 мин

5мин×1=5 мин

10мин×1=10 мин

20мин×1=20 мин

25мин×1=25 мин

30мин×1=30 мин

12. Профилактика плоскостопия

1 р.

в неделю

3мин×1=3 мин

5мин×1=5 мин

10мин×1=10 мин

20мин×1=20 мин

25мин×1=25 мин

30мин×1=30 мин

13. Спортивный досуг

1 р. в месяц (II половина дня)

15мин×1=15 мин

20мин×1=20 мин

30мин×1=30 мин

30мин×1=30 мин

40мин×1=40 мин

50мин×1=50 мин

14. Музыкальный досуг

1 р. в месяц (II пол. дня)

15мин×1=15 мин

20мин×1=20 мин

30мин×1=30 мин

30мин×1=30 мин

40мин×1=40 мин

50мин×1=50 мин

15. День здоровья

1 раз в квартал

16. Физкультурный праздник

2 раза в год

17. Самостоят. двигательная активность

Ежедневно

18. Задания на дом

Утренняя зарядка, игры и физические упражнения под контролем родителей

Расширению сферы деятельности по данному направлению способствуют творческие контакты с различными образовательными учреждениями города.

Оздоровительная деятельность в ДОУ может быть эффективна только в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми

План-график оздоровительных и профилактических мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Группы

Сроки

исполнения

Ответственные

Примечание

1.

Утренняя гимнастика

Все

группы

Ежедневно

800 - 835

воспитатели

По плану

2.

Физкультурные занятия

Все

группы

Постоянно

воспитатели

По сетке занятий

3.

Организация жизни детей в адаптационный период

Все

 группы

1 месяц

воспитатель,

медсестра.

педагог-психолог

Во время поступления детей  ДОУ

4.

Соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома

Все

 группы

Систематически

воспитатель,

родители

5.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований

Все

группы

Постоянно

мл. воспитатель

6.

Световоздушные ванны:

  • проветривание помещений,  в том числе и сквозное;
  • сон при открытых фрамугах;
  • прогулки;
  • обеспечение температурного режима и чистого воздуха;
  • увлажнение воздуха;
  • облегченная одежда детей в группе.

Все

 группы

Постоянно

воспитатель,

мл. воспитатель,

родители

7.

Гигиенические водные

процедуры:

  • мытье рук;
  • полоскание полости рта после приема пищи;
  • полоскание горла (морской солью и т.д.);
  • босоножье;
  • гимнастика после сна в постели.

Все

группы

Постоянно

Постоянно

Ежедневно

воспитатель, медсестра,

мл. воспитатель,

8.

Профилактические прививки

Все группы

По плану

врач,

медсестра

9.

Профилактические

медосмотры

Все группы

По плану

врач,

медсестра

10.

Неспецифическая профилактика ОРВИ (оксалиновая мазь)

Все группы

В период повышенной заболеваемости

медсестра

1 раз в день

11.

Мобилизация защитных сил организма:

  • витаминизация 3 блюда;
  • поливитамины;
  • сироп шиповника

Все группы

35 – 50 мг

1 др. 1р. в день

1ч.л. 1р. в день

Медсестра

12.

Натуропатия:

  • сезонное питание;
  • волшебная приправка (лук, чеснок)

Все группы

13.

Консультации с педагогами

  • Закаливание в раннем возрасте.
  • Оказание первой помощи.

Медсестра

14.

Папки-передвижки

  • «Правильная» одежда и обувь для дошкольника.
  • Острые детские инфекции.
  • Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
  • Национальный календарь прививок.
  • Энтеробиоз. Его профилактика.

Медсестра

Мероприятия в период адаптации детей

№ п/п

Мероприятия

и рекомендации

Детский сад (адаптация)

1.

Режим (щадящий)

Укороченное время пребывания в ДОУ

2.

Питание

Сохранение привычного способа питания

3.

Гимнастика

Занятия соответствуют возрасту

4.

Закаливание

Закаливание. Теплые гидропроцедуры дома

5.

Воспитательные воздействия

Занятия, соответствующие возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка

Летне-оздоровительная работа

        

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе позволяют детям приобретать новый двигательный опыт, дает ребенку значительный физический эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление организацией художественно – эстетического направления в ДОУ в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

ВведениеНа современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время ...

Интеграция экологического и художественно - эстетического образования при организации игр исследовательской направленности.

в статье показана значимость игр для детей дошкольного возраста и возможность интеграции экологического и художественно – эстетического образования при организации игровой исследовательской деят...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

организация работы по направлению "Духовно нравственное воспитание ""

Духовно нравственное воспитание явлется одной из задач воспитания ребёнка . Какя культура поведения и общения будет заложена в дошкольном возрасте, такая модель будет сопровождать ребёнка по жиз...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований, обуславливающих появление общественной направленности в ...

«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО   РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Спортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика» В рамках дня открытых дверей по «Организации образовательного процесса, направленного на ознакомление детей с особенностями и историей родного края через познавательно-исследовательскую деятельн

Конспект активного занятия в гостиной логопедас родителями и детьми воспитанников 5-6 леткомпенсирующей группы с ТНРСпортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика»В рамках дня...