Рекомендации по организации работы физкультурно-оздоровительного направления
методическая разработка
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно наиболее актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного направления разработаны в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражают эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста. Определяют основные направления, задачи, а также план действий и их реализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по организации работы физкультурно-оздоровительного направления | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
Рекомендации
по организации работы
физкультурно-оздоровительного направления
Старший воспитатель
Петрова Ольга Васильевна
г. Лесосибирск 2017
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно наиболее актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного направления разработаны в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражают эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста. Определяют основные направления, задачи, а также план действий и их реализацию.
Цель: осуществление целостного подхода к оздоровлению детей через реализацию здоровьесберагающих технологий.
Задачи:
1. Способствовать обеспечению физического и психического благополучия детей.
2. Создать необходимые условия для оптимизации здоровьесберегющей деятельности в ДОУ.
3. Повышать функциональные и адаптивные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
4. Совершенствовать здоровьесберегающую среду в ДОУ, оборудование игровых участков, спортивной площадки на улице, центра ОБЖ в группах.
5. Активно включать семьи воспитанников в физкультурно-оздоровительные мероприятия ДОУ, формировать культуру здорового образа жизни у всех участников образовательных отношений.
Ожидаемые результаты
- сокращение пропусков по болезни одним ребенком до 15 дней;
- увеличение индекса здоровья до 20 %;
- осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- овладение педагогами и специалистами ДОУ инновационными здоровьесберегающими технологиями.
Основные принципы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разностороннего развития и состояния здоровья.
5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня и физического развития.
Методы физического развития Игровые: - обыгрывания; - инсценирование. Наглядные: - наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры; - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя); Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. Практические: - повторение упражнений без изменения и с изменениями; - проведение упражнений в игровой форме; - проведение упражнений в соревновательной форме. Видеометод: - просмотр видеофильмов о спорте, здоровом образе жизне; - слайды; - кинофильмы. |
Основные направления
Профилактическое
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.
2. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.
3. Осмотр детей 6 лет по АКДО.
4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
5. Предупреждение острых заболеваний.
6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
7. Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ.
2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста.
3. Изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
4. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.
5. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.
Для охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни включаются разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в воспитательно-образовательном процессе.
Модель двигательного режима в ДОУ
Двигательный режим в ДОУ
Формы работы | Время проведения | 2 группа раннего возраста. 1,6 – 2 г. | 1 мл. гр. 2 – 3 г. | 2 мл. гр. 3 – 4 г. | Ср. гр. 4 – 5 л. | Ст. гр. 5 – 6 л. | Подг. гр. 6 – 7 л. |
1. Занятия по ФК | 2 р. в неделю | 10мин×2=20 мин | 10мин×2=20 мин | 15мин×2=30 мин | 20мин×2=40 мин | 25мин×2=50 мин | 30мин×2=60 мин |
2. Занятие на свежем воздухе | 1 р. в неделю | - | - | 15мин×1=15 мин | 20мин×1=20 мин | 25мин×1=25 мин | 30мин×1=30 мин |
3. Утр. гимнастика | Утром перед завтраком | 5мин×5=25 мин | 5мин×5=25 мин | 6мин×5=30 мин | 8мин×5=40 мин | 10мин×5=50 мин | 12мин×5=60 мин |
4. Муз. занятия | 2 р. в неделю | 10мин×2=20 мин | 10мин×2=20 мин | 15мин×2=30 мин | 20мин×2=40 мин | 25мин×2=50 мин | 30мин×2=60 мин |
5. Физкультминутки | Ежедневно во время занятий | 1мин×5=5 мин | 1мин×5=5 мин | 2мин×5=10 мин | 2мин×5=10 мин | 3мин×5=15 мин | 4мин×5=20 мин |
6. Минутки здоровья | Ежедневно 1 р. в день | 1мин×5=5 мин | 1,5мин×5=6,5 мин | 2мин×5=10 мин | 3мин×5=15 мин | 3мин×5=15 мин | 3мин×5=15 мин |
7. Подвижные игры на прогулке | Ежедневно утром и вечером | 15мин×5=75 мин | 20мин×5=50 мин | 24мин×5=120 мин | 28мин×5=140 мин | 31мин×5=155 мин | 33мин×5=165 мин |
8. Физ. упр. на прогулке | Ежедневно утром и вечером | - | 5мин×10=50 мин | 8мин×10=80 мин | 10мин× 10=100 мин | 12мин× 10=120 мин | 15мин× 10 =150 мин |
9. Гимнастика после сна | Ежедневно | 3мин×5=15 мин | 3мин×5=15 мин | 4мин×5=20 мин | 4мин×5=20 мин | 6мин×5=30 мин | 6мин×5=30 мин |
10. Индивидуальная работа | Ежедневно утром и вечером | 3мин×10=30 мин | 3мин×10=30 мин | 5мин×10=50 мин | 7мин×10 =70 мин | 8мин×10=80 мин | 10мин× 10 =100 мин |
11. Спортивные игры на прогулке | Элементы игр на прогулке (I половина дня) | - | - | - | 10мин×5=50 мин | 12мин×5=60 мин | 15мин×5=75 мин |
12. Профилактика нарушений осанки | 1 р. в неделю | 3мин×1=3 мин | 5мин×1=5 мин | 10мин×1=10 мин | 20мин×1=20 мин | 25мин×1=25 мин | 30мин×1=30 мин |
12. Профилактика плоскостопия | 1 р. в неделю | 3мин×1=3 мин | 5мин×1=5 мин | 10мин×1=10 мин | 20мин×1=20 мин | 25мин×1=25 мин | 30мин×1=30 мин |
13. Спортивный досуг | 1 р. в месяц (II половина дня) | 15мин×1=15 мин | 20мин×1=20 мин | 30мин×1=30 мин | 30мин×1=30 мин | 40мин×1=40 мин | 50мин×1=50 мин |
14. Музыкальный досуг | 1 р. в месяц (II пол. дня) | 15мин×1=15 мин | 20мин×1=20 мин | 30мин×1=30 мин | 30мин×1=30 мин | 40мин×1=40 мин | 50мин×1=50 мин |
15. День здоровья | 1 раз в квартал | ||||||
16. Физкультурный праздник | 2 раза в год | ||||||
17. Самостоят. двигательная активность | Ежедневно | ||||||
18. Задания на дом | Утренняя зарядка, игры и физические упражнения под контролем родителей |
Расширению сферы деятельности по данному направлению способствуют творческие контакты с различными образовательными учреждениями города.
Оздоровительная деятельность в ДОУ может быть эффективна только в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми
План-график оздоровительных и профилактических мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Группы | Сроки исполнения | Ответственные | Примечание |
1. | Утренняя гимнастика | Все группы | Ежедневно 800 - 835 | воспитатели | По плану |
2. | Физкультурные занятия | Все группы | Постоянно | воспитатели | По сетке занятий |
3. | Организация жизни детей в адаптационный период | Все группы | 1 месяц | воспитатель, медсестра. педагог-психолог | Во время поступления детей ДОУ |
4. | Соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома | Все группы | Систематически | воспитатель, родители | |
5. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований | Все группы | Постоянно | мл. воспитатель | |
6. | Световоздушные ванны:
| Все группы | Постоянно | воспитатель, мл. воспитатель, родители | |
7. | Гигиенические водные процедуры:
| Все группы | Постоянно Постоянно Ежедневно | воспитатель, медсестра, мл. воспитатель, | |
8. | Профилактические прививки | Все группы | По плану | врач, медсестра | |
9. | Профилактические медосмотры | Все группы | По плану | врач, медсестра | |
10. | Неспецифическая профилактика ОРВИ (оксалиновая мазь) | Все группы | В период повышенной заболеваемости | медсестра | 1 раз в день |
11. | Мобилизация защитных сил организма:
| Все группы | 35 – 50 мг 1 др. 1р. в день 1ч.л. 1р. в день | Медсестра | |
12. | Натуропатия:
| Все группы | |||
13. | Консультации с педагогами
| Медсестра | |||
14. | Папки-передвижки
| Медсестра |
Мероприятия в период адаптации детей
№ п/п | Мероприятия и рекомендации | Детский сад (адаптация) |
1. | Режим (щадящий) | Укороченное время пребывания в ДОУ |
2. | Питание | Сохранение привычного способа питания |
3. | Гимнастика | Занятия соответствуют возрасту |
4. | Закаливание | Закаливание. Теплые гидропроцедуры дома |
5. | Воспитательные воздействия | Занятия, соответствующие возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка |
Летне-оздоровительная работа
В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе позволяют детям приобретать новый двигательный опыт, дает ребенку значительный физический эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление организацией художественно – эстетического направления в ДОУ в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования
ВведениеНа современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время ...
Интеграция экологического и художественно - эстетического образования при организации игр исследовательской направленности.
в статье показана значимость игр для детей дошкольного возраста и возможность интеграции экологического и художественно – эстетического образования при организации игровой исследовательской деят...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
организация работы по направлению "Духовно нравственное воспитание ""
Духовно нравственное воспитание явлется одной из задач воспитания ребёнка . Какя культура поведения и общения будет заложена в дошкольном возрасте, такая модель будет сопровождать ребёнка по жиз...
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований, обуславливающих появление общественной направленности в ...
«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...
Спортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика» В рамках дня открытых дверей по «Организации образовательного процесса, направленного на ознакомление детей с особенностями и историей родного края через познавательно-исследовательскую деятельн
Конспект активного занятия в гостиной логопедас родителями и детьми воспитанников 5-6 леткомпенсирующей группы с ТНРСпортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика»В рамках дня...