Русские народные игры в практике работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Серегина Надежда Николаевна

   Перед многими из нас стоит вопрос: «Чем занять ребенка?». Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. И нам становиться все тяжелее и тяжелее «оторвать ребенка» от его гаджета.

  А вспомните наше детство – это улица и веселые подвижные игры. Ведь каждый из нас играл в знаменитые прятки, ловишки, салочки! В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka._russkie_narodnye_igry.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные игры в практике работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

   Перед многими из нас стоит вопрос: «Чем занять ребенка?». Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. И нам становиться все тяжелее и тяжелее «оторвать ребенка» от его гаджета.

  А вспомните наше детство – это улица и веселые подвижные игры. Ведь каждый из нас играл в знаменитые прятки, ловишки, салочки!  

      Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта, это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А одной из задач является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

   Этот принцип и задачу можно реализовать с помощью русских народных игр.

  Так, как же привить нашим детям желание играть в народные игры? А очень просто, нужно обратиться к самым истокам.

    Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

   В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.
      В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка.  Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

       В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.  

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к фольклору и народным играм, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Начиная свою работу в данном направлении, я провела опрос родителей: «В какие народные подвижные игры играли они, и играли ли в них со своими детьми?».

Выяснила, что они помнят, в какие игры они играли («Горелки», «Лапта», «Колечко», «Кандалы», «Чижик», и др.), но научить своих детей этим играм они не считают нужным, относя их к разряду устаревших.

Из этого можно сделать вывод, что воспитанники мало знакомы с народными играми.

Решая данную проблему, я начала работу, главной целью которой стало укрепление здоровья воспитанников, активизацию и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры.

В работе я руководствовалась классификацией народных игр на основе исследований Капицы О.И. и Науменко Г.М., по их мнению, народные подвижные игры можно разделить на такие виды: а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий

  •  К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающую силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки»«Ловишки»«Прятки»«Звонари»«Бубен»«В белочку»,  «Кудынеса»«В коршуна и цыпляток» и др.)
  •  Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома», «В карусель» и др.
  •  По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Такое отношение нашло отражение в играх

«Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

  • Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок»«Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек»«Баба сеяла горох»«Мельница»«В горшочки»«В платки»«Тканье полотна» и др.)
  • Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Звонари»«Отгадай, чей голосок»«Море волнуется»«Сижу на камушке»«В ключи»«В волков» «В шарагу- варагу»).
  • Игры-забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент «Сорока-сорока»«Ладушки»«Идёт коза рогатая»«По кочкам»«Баба сеяла горох»«Чики-чики сорока»«Сорока акша бока» и др.
  • Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого-то героя «Заинька, выходи»«Волк-волчок»«Бабка Ёжка»«Идёт коза по лесу»«Дрёма»«В петушки»«Лесной батюшка»«В редьку» и др.

В начале работы мы поставили для себя ряд задач:

- создать условия для физического развития, повышения двигательной активности и расширения кругозора детей;

- обеспечить полноценный активный отдых детей;

- предоставить им возможность участвовать в разнообразных играх и развлекательной деятельности;

- укрепить здоровье детей;

- выявить наиболее рациональные приемы организации развлекательной и двигательной деятельности детей;

- обогатить содержание прогулки за счет расширения перечня спортивных игр, русских забав и развлечений;

- обобщить и внедрить в образовательный процесс передовой педагогический опыт совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

 Обучение новой народной игре начинается с изучения традиций самой игры. Чтобы вызвать у детей заинтересованность и желание играть в эту игру я использую следующие методы:

- рассказ об игре;

- просмотр иллюстраций;

-  просмотр видео.

Обсуждаем с детьми какие атрибуты понадобятся в игре. Совместно с педагогами и детьми мы готовим атрибуты к подвижным играм, привлекаем родителей.

Следующим этапом идет подробное обсуждение правил игры, обыгрывание с помощью макетов и схем с применением ИКТ.

Только после этого начинаем играть с детьми. В ходе игры я стараюсь привлечь внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, соответствующим правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, приучаю оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, я ставлю перед собой задачу, научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Итогом этой работы является самостоятельное применение игры детьми в свободной деятельности. А также использование народных игр на праздничных мероприятиях.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста

Введение. I. Теоретическая основа. 1.1 Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка. 1.2 Особенности развития движений детей 3-го года жизни. 1.3 Формы организации по физическому воспитани...

Русские народные игры, как средство и метод физического воспитания

Роль русской народной игры в системе дошкольного воспитания...

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст....

Проект «Я - человек» Формирование представлений о своем организме на занятиях по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста представлений о своем организме и его сохранении, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии. Форми...

Опыт работы "Организация работы по физическому воспитанию с детьми старшего возраста"

Материал раскрывает создание условий для физического развития дошкольников...