Лаборатория маленьких исследователей. Экспериментальная деятельность на занятиях по плаванию. Авторская разработка инструктора по физической культуре Благодаренко Галины Викторовны.
опыты и эксперименты по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Исследовательская работа познакомит детей со свойствами воздуха и воды, что позволит детям расширить представления о значимости воздуха в жизни человека. Дети на занятии смогут сами провести некоторые эксперименты и сделать свои выводы. На занятии они познакомятся что:1. Поток воздуха может передвигать предметы.2. Воздух помогает удержать предмет на плаву. 3. Воздух меняет температуру в зависимости от определённых условий.4.При помощи воздушной подушки, предмет удерживается на плаву..5. Вода может склеить несколько листов бумаги между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в бассейне.

Открытое занятие в бассейне инструктора по физической культуре Благодаренко Г.В.  МБДОУ ЦРР №28 д/с «Огонёк» г. Бердск. Новосибирская область.

Маленькие исследователи.

Цель:

Создание условий для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и расширить представление о значимости его в жизни человека.

2. Развивать познавательный интерес, тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям, проговаривать их, самостоятельно делать умозаключения по результатам обследования.

 3. Воспитывать интерес к окружающей жизни.

Дети заходят в разминочный зал, их встречает ученый в белом халате и в очках.

Учёный:

-Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие.

Мы сегодня с вами попадём в нашу водную лабораторию

Вы хотите стать учёными-исследователями?

Дети:

- Да.

Учёный:

-Прежде чем нам перейти в нашу секретную лабораторию, давайте мы с вами проведём несколько экспериментов на суше.

Как Вы думаете ребята, для чего нам нужен воздух?

Дети:

-Для дыхания.

Учёный:

-Мы с вами можем увидеть его?

Дети:

-Нет.

Учёный:

-А можем ли мы его почувствовать?

Дети:

 Да.

Учёный:

-Скажите, какой может быть воздух?

Дети:

Холодный, тёплый, горячий.

Учёный:

А давайте мы с вами попробуем подуть на ладонь.

Что вы чувствуете?

-Тепло. 

Учёный:

Как вы думаете, а какой воздух сейчас у нас на улице тёплый или холодный? (Ответы детей)

Почему? (ответы детей)

(Детям дают потрогать остывший воздух, находящийся в целлофановом пакете за окном, и сравнить его с воздухом наполненном в помещении)

-А может ли поток воздуха передвигать предметы?

Дети:

-Да.

Давайте попробуем при помощи воздуха привести в движение предметы. Встаньте на коленки, и попробуйте задуть предметы в ворота.

Проверить силу духа мне охота.

Должны загнать все шарики в ворота.

(мячики пластмассовые, шарики из бумаги. шарики из ваты, бильярдовые шары, воздушные шары).

Скажите ребята, шарики из какого материала быстрее двигались и попадали в ворота?

Дети:

Воздушные шары, двигались быстрее.

Учёный:

Почему? (высказывание детей.)

 Учёный:

Вывод:

Воздушные шары наполнены воздухом, они легкие, поэтому они двигаются быстрее. Мы доказали с вами что при помощи воздуха можно привести в движение любые предметы. Ребята, молодцы, справились с заданием.

Даю второе вам задание, заданье это на дыхание.

Ребята я вас прошу взять 2 листа бумаги, положите их на ладонь, попробуйте сдуть их с руки. Как сдувается сухая бумага, легко или тяжело?

Дети:

=Легко.

Учёный:

-А теперь соедините 2 листа бумаги и проверьте, можно ли их склеить вместе, без использования клея?

Дети:

-Нет.

Учёный:

 Соедините вместе два листа и подкиньте их вверх, они склеились или нет?

Как вы думаете, вода может склеить бумагу?

Дети:

Предположение детей.

Учёный:

Отложите листы бумаги в корзиночку, они нам ещё понадобятся.

А теперь проходим в нашу водную лабораторию.

Дети проходят в чашу бассейна.

Сейчас мы с вами проведём разминку.

И постараемся сделать водоворот, наша задача раскрутить воду и потом проплыть по направлению раскрученной воды,  

По тропинке мы идём,

Словно к солнышку растём.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть

Поспешим скорей присесть.

Быстро, быстро приседаем

И волну мы догоняем,

Прыгаем как мячики,

Девочки и мальчики.

А теперь мы побежим,

Водокрута удивим,

Сделаем водоворот,

И пойдём на оборот.

Молодцы ребята в строй,

Раз, два, три на месте стой.

Учёный:

-Ну вот ребята, сейчас мы с вами почувствовали сопротивление воды.

Расскажите ребята, когда мы меняли направление при ходьбе, какие были у вас ощущения?

(Дети делятся своими ощущениями).

А теперь ребята, мы с вами начинаем испытания.

Вспомните ребята, как мы в разминочном зале дули на листы бумаги, что с ними происходило?

Дети:

-Они легко слетали с руки.

Учёный:

=А теперь намочите листы бумаги и попробуйте сдуть их с руки,

Опишите ваши ощущения.

Учёный:

Бумага не сдувается, почему?

Она намокла, стала тяжёлой. Как вы думаете, вода может склеить листы бумаги?

Давайте попробуем соединить 2 мокрых листа бумаги и попробуйте их рассоединить? Подкиньте их вверх они рассоединились или нет? (ответы детей)

Что произошло с бумагой, она склеилась.

Вывод: Вода может склеить бумагу.

-Ребята, как вы думаете, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые легко плавают на поверхности воды?

Дети:

 =Одни предметы лёгкие, другие тяжёлые.

Учёный:

-Давайте проверим, почему же тяжёлые корабли, сделанные из железа, держатся на плаву?

Посмотрите ребята,

У нас с вами несколько шариков и мячиков возьмите их и опустите в воду. Они держаться на плаву?

Дети:

=Да

Учёный:

-А теперь возьмите тяжёлые шарики опустите их в воду,

Что с ними произошло?

Дети:

Они утонули.

Учёный:

А сейчас мы с вами попробуем сделать свои маленькие кораблики, хотите с ними поиграть?

Дети:

-Да

Учёный:

Возьмите целлофановые мешочки и положите в них тяжёлый шарик, выпустите воздух, опустите шарик в воду, что с ним произошло?

Дети:

Он утонул.

Учёный:

Достаньте его со дна бассейна, а теперь попробуем надуть мешочек воздухом. Как вы думаете он утонет или нет?

(Предположение детей).

Учёный:

Надувает мешочек и опускает в воду, он держится на плаву.

Смотрите ребята, при помощи воздуха, плотность предмета меняется, и он удерживается на поверхности воды.

Вывод:

Если мы сделаем глубокий вдох, и ляжем на воду, то вода будет нас держать на поверхности, так как при вдохе наши лёгкие наполняются пузырьками воздуха, это позволяет человеку удержаться на плаву.

Попробуем сделать звёздочку на воде.

А теперь попробуем сделать поплавок.

Подуем на наш необычный кораблик, что заставляет кораблик двигаться?

Дети:

Ветер (направленный поток воздуха)

Учёный:

А теперь мы попали с вами в ураган и трюмы нашего корабля залило водой, что произойдёт с кораблём?

Дети:

Предположение детей.

Попробуем налить воду в наши трюмы, т.е. заполнить их водой Давайте проверим, нальём воду в свой мешочек с тяжёлым предметом, выпустим из него воздух, опустим в воду, как вы думаете, наши «корабли» потерпят кораблекрушение или нет? Утонут они или нет?

(Предположение детей).

Корабль утонул. (мешочек с тяжёлым предметом, без воздуха)

Теперь давайте добавим в наш корабль немного воздуха, что произошло?

Корабль держится на плаву.

Если мы переместим центр тяжести меняется и положение (предмета)корабля(крен)

Вывод:

Воздух помогает держать предмет на плаву, скопление воздуха в трюмах называется воздушная подушка. (найдите её в нашем корабле). Дети находят не только воздушную подушку, но и находят в воде маленькие пузырьки воздуха, которые постоянно поднимаются.

Нам с вами тоже могут помочь предметы, наполненные воздухом, они тоже могут удержать вас на плаву.

Давайте попробуем. Возьмите 5 литровые пластиковые бутылки, наполненные воздухом, и попробуйте проплыть с ними. Удерживают ли вас на плаву бутылки, наполненные воздухом?

Дети:

-Да.

Учёный:

Вот мы с вами и доказали, что воздух помогает нам держаться на плаву, самое главное, научиться правильно дышать и расслабляться.

Игра

Ребята, я предлагаю вам стать водолазами и достать тонущие игрушки.

Воздух быстро наберите,

В глубину скорей нырните,

Клад со дна мы достаём,

На корабль наш несём.

Посмотрите ребята, у нас с вами появился необычный корабль, который доставит нас с вами домой, а также необычных пассажиров, помогите им найти место на нашем новом необычном корабле. (корабль делается из надутых целлофановых пакетов, разного цвета, связанных между собой).

Дети делая волну, подгоняют корабль с пассажирами к берегу.

 Ну вот ребята, пришла пора проститься с вами. Наше путешествие закончилось. Приходите в нашу исследовательскую лабораторию почаще.

До скорого свидания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Статья из опыта работы педагога инструктора по физической культуре Григорьевой Галины Борисовны. «Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады». для детей старшего возраста Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное

Статья из опыта работы педагогаинструктора по физической культуре Григорьевой Галины Борисовны.« Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады».  для детей старшего возраста Интеграция об...

Открытое занятие по плаванию. В гости к тётушке Тортиле. (автор Благодаренко Галина Викторовна.)

Занятие по плаванию для детей подготовительной группы, проводится в виде игрового путешествия-квеста, во время которого, дети решают несколько логических заданий и  проходят  череду препятст...

Открытое занятие по плаванию. В гости к тётушке Тортиле. (автор Благодаренко Галина Викторовна.)

Занятие по плаванию для детей подготовительной группы, проводится в виде игрового путешествия-квеста, во время которого, дети решают несколько логических заданий и  проходят  череду препятст...

Методическая разработка инструктора по физической культуре.

В данном докладе представлены возрастные и индивидуальные возможности двигательной активности детей. ...

В поисках новогодней звезды. Новогоднее развлечение в бассейне для детей дошкольного возраста. Авторская разработка инструктора по физической культуре Благодаренко Г. В. МБДОУ ЦРР №28.д/с "Огонёк" г. Бердск.

Новогоднее развлечение  для детей старшей,  подготовительной группы, проводится в виде сказочного представления с участием сказочных героев. Баба-Яга пытается испортить Новогодний праздник, ...

Конспект физкультурного досуга с детьми c тяжелыми нарушениями речи для старшего возраст. Автор -составитель инструктор по физической культуре Григорьева Галина Борисовна

внедрить семейно-центрированную модель совместной деятельности образовательного учреждения и родителей по совершенствованию представлений детей о безопасности на дороге и укреплению психического и физ...