Методические разработки и дидактические игры
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Нигматуллина Наталья Геннадиевна

Предварительный просмотр:

Модель "объект - имя признака - значение имени признака"

в двигательной деятельности.

Цель: повышение двигательной активности детей с помощью использования  признаков объектов.

Данную модель можно использовать  в помещении группы, на веранде, в домашних условиях.

Признак "ФОРМА", "ЦВЕТ", "РЕЛЬЕФ", "РАЗМЕР", "МАТЕРИАЛ".

1.Игровое упражнение "Найди и принеси (или покажи) объекты в помещении круглой, прямоугольной, квадратной и.т.д. формы". Дети стоят в две колонны, по сигналу педагога, по очереди, ребята находят и приносят объект заданной формы (либо добегают до объекта заданной формы и называют его), возвращаются обратно бегом.

2. Игровое упражнение "Кто быстрее перенесет до флажка, стула объекты круглой (квадратной и.т.д.) формы". Дети стоят в две колонны, на столе или в корзине лежат объекты разной формы. По сигналу ребята по очереди  переносят объекты разной формы до ориентира, обратно бегом.

3. Подвижная игра "Найди по форме". Под музыку дети двигаются (бегают, ходят, подпрыгивают и.т.д.), музыка стоп - нужно взять в руки объект заданной формы, либо подойти к нему. Педагог может заранее разложить объекты разной формы в групповой комнате.

4. Игровое упражнение "Передай объект". Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В начале каждой шеренги лежат объекты разной формы. Педагог предлагает одной команде передать объекты круглой, а другой прямоугольной формы. По сигналу, дети должны выбрать  нужную форму и передать в конец своей шеренги.

5.Подвижная  игра "Найди себе пару". У детей в руках объекты разной формы (можно вырезать из бумаги геометрические фигуры, физкультурный инвентарь). Под музыку все двигаются (бегают, подпрыгивают, ходят), музыка стоп - нужно найти себе пару одинаковую по форме.

6. Игровое упражнение"Определи наощуп". Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Под музыку начинают передавать по кругу объект, который дает педагог. Музыка стоп - у кого в руках объект, нужно назвать его форму (рельеф, материал).

Вышеперечисленные игры и игровые упражнения можно использовать для признаков объектов - цвет, рельеф, размер, материал.

Признак "ЗВУК"

1. Игровое упражнение "Где звенит?" Дети, закрыв глаза, свободно располагаются в центре зала, веранды и т.д., педагог звенит бубном или дудит в дудку, а ребята должны прибежать на звук. Каждый раз педагог меняет место откуда звучит звук.

Признак "КОЛИЧЕСТВО"

1. Подвижная игра "Веселый счет". На полу разложены обручи (4-5 штук), дети двигаются под музыку в разных направлениях. Музыка стоп, педагог называет цифру, дети встают соответственно названной  цифре в обручи.

2. Игровое упражнение "Кто быстрее".1. вариант. Дети стоят в двух колоннах. Между ними в корзине или на столе (полу) лежат различные объекты разные по форме, цвету, рельефу. Педагог дает задание каждой команде, например: перенести до колпачка 5 объектов зеленого цвета, 4 объекта круглой формы, 3 объекта гладких по рельефу и.т.д. Дается сигнал, дети должны по очереди переносить объекты. 2 вариант. Дети переносят объекты по заданию, а потом считают сколько чего перенесли.

Признак "МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ"

1. Игровое упражнение" Кто быстрее соберется". Дети двигаются по залу, под музыку, в руках у каждого объекты разные по форме ( цвету, рельефу, материалу). Музыка стоп - дети с одинаковыми объектами должны собраться в определенном месте, например: У кого синие кегли встать справа от меня в колонну, у кого объекты круглой формы - в центре зала в круг и.т.д.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию напольных пособий "Фигуры" и "Веселая дорожка"

Напольное пособие "Фигуры"

Пособие может использоваться при строевых упражнениях, подвижных играх, различных заданиях при интеграции областей "Физическая культура" и "Познание" (ФЭМП, сенсорное развитие).

1.Строевые упражнения.

  • При построении в начале занятия в шеренгу по геометрическим фигурам
  • дети, стоящие на определенной фигуре, должны выполнить повороты налево, направо, кругом, либо перестроения в две, три. четыре шеренги или колонны
  • фигуры служат ориентиром при различных строевых упражнениях(например, в колонну от красного треугольника становись и т.д)

2.  Интеграция познавательного и физического развития.

  • задания на количество и счет(например, кто стоит на треугольниках - два шага вперед, на синих квадратах - три прыжка назад)
  • задания на определение формы(например, девочки - на квадраты становись, мальчики - на круги)

3.  Подвижные игры.

  • "Найди свой домик по цвету флажка (мешочка, султанчика)"

(в руках у детей флажки, музыка играет, дети бегают, музыка стоп - нужно встать в фигуру цвета своего флажка)

  • "Займи фигуру" (варианты могут быть различны: под музыку дети бегают, музыка стоп - девочки встают в круги, мальчики в треугольники, девочки в синие фигуры, мальчики в желтые и т.д.)

 

Напольная игра  "Веселая дорожка"

1. Дорожку можно использовать как массажный коврик для профилактики плоскостопия одновременно для всей группы или подгруппы детей.

2. Как малоподвижную игру на определение формы, цвета и рельефа. Например, участвуют 2-3 детей одновременно, выбирается ведущий, который дает задание каждому участнику. Саше встать правой ногой на красный квадрат, а левой - на синий круг, Пете встать правой рукой на зеленый круг, а левой ногой - на синий треугольник и т.д.)  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра "Задай вопрос" (для детей 6-7 лет)

Учить детей формулировать вопросы по значению имени признака действия объекта.

Ход игры.

Игра проводится с применением колец Луллия.

На малом круге расположены изображения частей тела человека. На среднем круге – символы признаков действия (развивать, укреплять). На большом – символы вопросов. Ребенок раскручивает все три круга и, в зависимости от того какие символы попадут в сектор, формулирует вопрос.

Например, вопрос - что хорошего, признак действия - развивать, часть тела - руки. Вопрос: что хорошего в том, что руки (или мышцы рук) развиваются?


                                                                                                              4 штуки                                       4 штуки



Предварительный просмотр:

Отвечаю на вопросы.

1. Угадай вид спорта.

А.

Вопросное слово

Объект

Признак действия

?

перебрасывать

Б.

Вопросное слово

Объект

Признак действия

?

         танцевать

В.

Вопросное слово

Объект

Признак действия

?

бить

2. Задай вопрос.

А.

Вопросное слово

Объект

Признак объекта

?

Б.

Вопросное слово

Объект

Признак объекта

?

   



Предварительный просмотр:

Подвижная игра "Найди себе пару" (для детей 5 -7 лет)

Цель. Умение классифицировать шахматные фигуры по различным признакам.

Перед началом игры каждый ребенок получает шахматную фигуру, желательно, чтобы фигуры были из разных материалов.

Воспитатель стоит в стороне и держит в руках картинки с именем признаков (цвет, форма, материал, действие, месторасположение).

Под музыку дети  начинают двигаться в разных направлениях. Музыка останавливается, воспитатель показывает картинку с именем признака, дети  должны найти себе пару одинаковую по данному признаку. Кто первый нашел, тот победил. Игра повторяется 3-5 раз.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра "Придумай игру" (для детей 5-7 лет).

Цель. Умение составлять игры с мячом по алгоритму.

В игре принимают участие 3-5 игроков.

Слева на планшете ведущий ставит карточку с объектом (с мячом или несколькими мячами).

Справа по вертикали выставляются признаки: части, действия, месторасположение, количество. По горизонтали - части тела человека (рука, нога. стопа, кисть, спина, живот и т.д.), действия с мячом (пинать, перебрасывать, отбивать, катать, метать и т.д.) и т.д.  Каждый играющий берет по одной карточке из горизонталей и составляет игру с мячом. Например, составить игру с теннисным мячом. Игрок берет карточку с изображением руки, карточку с действием - забрасывать, количество игроков - три, месторасположение - напротив друг друга, придумывает игру и название. Каждый игрок представляет игру, в более понравившуюся играют все участники.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развивающая дидактическая игра "Узнай, сложи и расскажи".

Игра предназначена для развития речи детей раннего (2-3 года) и младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Методическая разработка проведения дидактической игры "Навигатор" на закрепление навыков осознанного безопасного поведения на улице

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших потребностей человечества. Формирование навыков осознанного безопасного поведения необходимо начинать еще с дошкольного возраста....

Методическая разработка электронной дидактической игры "Я и другие"

Учить детей управлять собой в обществе других людей.Воспитывать у детей навыки социальной жизни.Актуализировать взаимоотношения в социуме.Сформировать у детей правила поведения.Вызвать эмоциональный о...

Методическая разработка к дидактической игре «Народные промыслы»

Игра знакомит детей с народными промыслами, прививает интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы....

Методическая разработка к дидактической игре по патриотическому воспитанию «Знатоки родного края»

Игра поможет закрепить знания детей о памятниках слободы, в которой они живут, прививать любовь к родине, развивать память и речь....

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                 «Детский сад «Те...