Методическая разработка. Развивающая дидактическая игра "Узнай, сложи и расскажи".
методическая разработка по развитию речи по теме

Зубарева Наталья Викторовна

Игра предназначена для развития речи детей раннего (2-3 года) и младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 44 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка

Развивающая дидактическая игра

«Узнай, сложи и расскажи»

Составитель:  воспитатель

   ГБДОУ д/с № 44 Зубарева Н.В.

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о развитии речи ребенка в раннем возрасте, что и натолкнуло меня на создание развивающей дидактической игры «Узнай, сложи и расскажи».

Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. За каждым словом, которое произносит ребенок, должно стоять то, что оно обозначает. Поэтому в раннем возрасте главным условием развития речи ребенка является потребность в общении со взрослым и здесь ситуация сотрудничества ребенка со взрослым создает необходимость назвать предмет, действие или явление, а значит произнести и запомнить слово. Так постепенно ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова.

Особое место в работе по развитию речи детей принадлежит играм с предметными картинками. Складывая и рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают предметы и явления, охотно называют их, вспоминают то, что узнали раньше. Привлекательность для детей игр с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы или явления, имеющие определенные словесные обозначения-названия. Складывая и рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы или явления, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей именно раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению от привязанности к конкретному объекту или явлению. Картинки и называние не только того, что на них изображено, но и отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать описываемые взрослым действия или ситуации, а позже и самим их пересказывать.

В данной игре используются наборы разрезных картинок по временам года, на которых изображены соответствующие теме предметы или явления. Дети могут не только собирать и называть изображенные на картинках предметы или явления, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы.

Таким образом, данная игра способствует расширению словарного запаса, формирует обобщенное  значение слов, развивает грамматический строй речи, стимулирует активное ее использование. Картинки играют важную роль в формировании у детей раннего возраста способности оперировать образами, вызванными словом.

Цель игры: Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно пользоваться картинками.

  1. Развивать познавательные процессы у детей раннего возраста (внимание, память, мышление).

  1.  Способствовать развитию фонематического слуха, интонационной стороны речи, развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса.

  1. Формировать у детей умение понимать, собирать, рассматривать и словесно описывать предметы и явления, действия с этими предметами.

  1. Отрабатывать четкость произношения слов (произносить слова правильно, не подменяя их облегченными, исправлять неправильные окончания).

  1. Создавать эмоционально-положительный настрой у детей.

Игру можно разделить на несколько последовательных этапов:

1 этап: Знакомство с игрой.

Ребенок, вместе со взрослым, рассматривает картинки-половинки, поочередно прикладывая их друг к другу. На данном этапе можно использовать стихотворные строки, подходящие под изображения на картинке.

Задача данного этапа – дать понять ребенку, что из половинок можно сложить целостное законченное изображение определенного предмета или явления.

2 этап: Складывание, узнавание и называние изображенного предмета или явления.

Ребенок подбирает половинки по словесной инструкции взрослого.

Взрослый помогает ребенку: вместе рассматривают сложенные с ребенком картинки, взрослый задает вопросы и если ребенок затрудняется с ответом, сам называет или описывает предмет (например, зеленая елочка, желтая груша), явление (например, падает снежок, плывет кораблик, летит ласточка), их действия (кататься на самокате, поливать цветы, собирать клубнику) и побуждает ребенка повторять речевые образцы, проговаривать названия изображенного предмета или явления.

3 этап:  Расскажи по картинке.

Совместно со взрослым (изначально – по образцу воспитателя) ребенок составляет отдельные несложные словосочетания (например, бабочка порхает, солнце греет, спелое яблоко, …), предложения по каждой карточке, постепенно выстраивая смысловую цепочку (например, наступила зима, падает белый снежок, дети катаются на санках, коньках и так далее). Затем с помощью вопросов, ребенок вместе со взрослым составляют     связный по смыслу текст по определенному времени года.

4 этап: Использование картинок-половинок в самостоятельной игровой деятельности.

На данном этапе инициатива исходит от ребенка, который увлекаясь игрой,  привлекает других детей.

 

Игру «Узнай, сложи и расскажи» можно использовать как в работе с одним ребенком (индивидуально), так и с подгруппой детей (2-4 человека).

Длительность каждого этапа определяется индивидуально, в зависимости от уровня развития отдельного взятого ребенка или подгруппы детей.

Список использованной литературы:

  1. Елецкая О.В.,  Варенина Е.Ю. «День за днем говорим и растем». Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации / Сост. М.А. Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Ляксо Е. «Развитие речи малыша». – М.: Айрис пресс, 2003

  1. Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007.

  1. Эмоциональное развитие детей. Занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей / авт.-сост. О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка -"Развивающие игры математического содержания "

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания ....

Методические разработки. Развивающие игры по сказкам А. С. Пушкина "Карусель".

В этом мини-сборнике "Карусель" собраны развивающие игры, помогающие детям лучше понять и запомнить сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.Эти игры способствуют приобщению детей к русской культур...

Методическая разработка "Развивающие игры" во 2-й младшей группе

Методическая разработка "Развивающие игры" во 2-й младшей группе-Поэтапное освоение игр-Использование современных игр-Разнообразные задания с хорошо известными играми-Обогащение игровой среды...

Методическая разработка. Развивающие игры для детей от 3 до 5 лет.

Интересные развивающие игры для детей от 3 до 5 лет. Все игры сопровождаются подробным описанием. Игры для улицы и для игры в помещении....

Методическая разработка " Картотека дидактических и развивающих игр в обучении дошкольников ПДД с использованием интерактивного оборудования"

в материале содержится дидактические игры по ПДД с использованием интерактивного оборудования в программе  ActivInspire....

Методическая разработка. «Развивающий планшет дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-4 лет «сам»

Дошкольный возраст является сенситивным периодом, который  характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.Одним из сре...