Картотека подвижных игр для старшей группы
картотека по физкультуре (старшая группа)

Картотека подвижных игр для детей старшего возраста по программе Вераксы Н.Е. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_.docx196.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой петушок»

 с. Бутырки

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

  1. «Бег парами»
  2. «Бездомный заяц»
  3. "Быстро возьми"
  4. «Воробушки и кот"
  5. «Встречные перебежки»
  6. «Выше ноги от земли»
  7.  «Волк во рву»
  8. «Горелки»
  9. «Горелки с платочком»
  10. «Гори-гори ясно»
  11. «Гуси-лебеди»
  12. «Два мороза»
  13. «День и ночь»
  14. «Жмурки»
  15. «Жмурки с колокольчиком»
  16. «Зайцы и волк»
  17. «Замри»
  18. «Заря-зарница»
  19. «Затейники»
  20. «Казаки-разбойники»
  21. «Караси и щука»
  22. «Карусель»
  23. "Классы"
  24. «Кольцебросы»
  25. «Кот и мыши»
  26. «Краски»
  27. «Кто вперёд?»
  28. «Кто сделает меньше прыжков»
  29. «Кто скорее до флажка»
  30. "Летает - не летает"
  31. «Лиса в курятнике»
  32. «Ловишки»
  33. «Ловишки на одной  ноге"
  34. Ловишки парами"
  35. «Ловишки-перебежки"
  36. «Ловишки с лентами»
  37. «Ловишки с мячом»
  38. «Ловишки с хвостиками»
  39. «Ловля обезьян»
  40. «Лягушки и цапля»
  41. «Медведь и пчёлы»
  42. «Море волнуется»
  43. «Мороз Красный нос»
  44. «Мы весёлые ребята»
  45. «Мышеловка»
  46. «Мяч водящему»
  47. «Мяч о стенку»
  48.  "Найди и промолчи"
  49. «Найди себе пару»
  50. «Не оставайся на полу»
  51. "Не попадись"
  52. «Обыкновенные жмурки»
  53. «Охотники и зайцы»
  54. «Парный бег»
  55. «Пастух и стадо»
  56. «Перебежки»
  57. «Перелёт птиц»
  58. «Пожарные на ученье»,
  59. «Попади в обруч»
  60. «Прятки»
  61. «Пустое место»
  62. «Пятнашки»
  63. «Раз, два, три в домик свой беги»
  64. «Ровным кругом»
  65. «Садовник»
  66. «Самолеты»
  67. «Сбей кеглю»
  68. «Сделай фигуру»
  69. «Серсо»
  70. «С кочки на кочку»
  71. "Совушка»
  72. «Стадо и волк»
  73. «Стоп»
  74.  "Третий лишний"
  75. «Удочка»
  76. «У медведя во бору»
  77. "Узнай по голосу"
  78. "Успей выбежать»
  79.  "Фигуры"
  80. «Хитрая лиса»
  81. «Цепи кованны»
  82. «Чей мяч дальше?
  83. «Чьё звено скорей соберётся?»,
  84. «Школа мяча»
  85. «Я знаю 5…»

КАРТОЧКА №    1

«Бег парами»

Задачи: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

Описание игры: дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

КАРТОЧКА № 2

«Бездомный заяц»

Задачи: Упражнять детей в беге с увертыванием, развивать ловкость, внимательность.

Описание. Игрока разделяются на группы по 3 — 5 человек. Выбирают двоих водящих. Группы образуют кружки и размешаются в равных местах площадки на расстоянии 2-4 м. В каждом кружке - «норе» - первый номер встает в середине и изображает зайца. Один из водящих «охотник», другой — «заяц», не имеющий норы (бездомный). Водящие встают в стороне от кружков. Ведущий дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» На «раз» водящий «заяц» убегает, а на «три» «охотник» бросается его ловить. «Заяц» бегает вокруг игроков Он может, спасаясь от «охотника», забежать в любую «нору» (кружок), в котором играющие держатся за руки. Тогда «заяц»» находившийся там, выберет, а «охотник» начинает преследовать уже его. Если «охотник» поймал «зайца», то они меняются ролями. После того как первые номера «зайцев» побегали, руководитель останавливает игру и предлагает стать «зайцами» вторым номерам, а первым занять места в кружках. Затем становятся «зайцами» третьи номера и Т. д. Можно меняться ролями и следующим образом: каждый раз, когда «заяц» забежит в «нору», он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке. Побеждают зайцы, которых ни разу не поймали. Правилами предусмотрено, что охотник может ловить «зайца» только вне логова. Пробегать «зайцам» через «нору» нельзя. Если «заяц» вбежал в «нору», он должен там остаться. Как только «заяц» вбежал в «нору», находящийся там игрок должен немедленно выбежать. Игроки, образующие кружок не должны мешать «зайцам» вбегать и убегать.

КАРТОЧКА № 3

«Быстро возьми»

 

Задачи: Улучшить быстроту реакции на сигнал. Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, развивать ловкость.

 

Ход игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которые должны быть на один или два меньше, чем детей. На сигнал: «Быстро возьми!» - Каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.

КАРТОЧКА № 4

«Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

КАРТОЧКА № 5

«Встречные перебежки»

Задачи: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.

 

Ход: Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее оного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, желтые. По сигналу воспитателя «синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д.

КАРТОЧКА № 6

«Выше ноги от земли»

Задачи: развивать выносливость и физическую силу играющих.

Описание игры. Выбирают водящего. Остальные разбегаются.
Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли. С этой целью они залезают на какой-либо предмет или дерево, садятся, ложатся на спину, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить. Если же ноги игрока оказываются на земле, его можно осалить.
Осаленный начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми.

Играющие должны оторвать ноги от земли - залезть на дерево, скамейку или какой-либо другой предмет, лечь, сесть, обязательно подняв ноги.

Не успевшего поднять ноги, осаливают.

КАРТОЧКА № 7

«Волк во рву»

Задачи. Упражнять детей в прыжках в длину с разбега, энергично отталкиваясь маховой ногой с резким взмахом рук, приземляться, сохраняя равновесие. Воспитывать ловкость, смелость.

 Описание. Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 70— 100 см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Вес играющие козы, один— волк. Козы располагаю тся в доме, волк во рву. По сиг- налу воспитателя «козы, на луг» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз), по сигналу «козы, домой» перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя изо рва ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После 2—3 перебежек всех пойманных возвращают в дом. Назначается другой волк из числа тех, кто не попался.

Правила: прыгать через ров. Усложнение: ввести второго волка; сделать два рва, в каждом по одному волку.

КАРТОЧКА № 8

«Горелки»

Задачи. Развивать ловкость и быстроту бега. Воспитывать интерес к народным играм.

Описание. Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на рас- стоянии 2—3 шагов проводится линия.

С помощью считалки выбирают ловишку:

«Косой, косой. Не ходи босой.

А ходи обутый,

 Ла- почки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь.

 Выходи, тебе гореть»

Ловишка становится на линию сонной к остальным играющим. Все, стоящие парами, говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Коло- кольчики звенят. Раз, два, три — беги!»

С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один —справа, другой —слева), стремясь схватиться за руки. Ло-вишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловящий ус- пел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становятся ловишкой. Если ловишка не поймал, он остается в той же роли.

 Правила: во время произнесения слов ловишка не должен оглядываться; ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

КАРТОЧКА № 9

«Горелки с платочком»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Посмотри на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три! Последняя пара беги! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший горит, т. е. водит. 

КАРТОЧКА № 10

«Гори-гори ясно»

Задачи: Развивать быстроту и ловкость.

 

Ход: Игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:

     Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

     Глянь на небо: птички летят,

     Колокольчики звенят!

     Раз, два, три – беги!

По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.

КАРТОЧКА № 11

«Гуси-лебеди»

Задачи: воспитывать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.

 

Ход игры: На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала), в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

     ПАСТУХ: Гуси, гуси!

     ГУСИ:(останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

     ПАСТУХ: Есть хотите?

     ГУСИ: Да, да, да!

     ПАСТУХ: Так летите!

     Гуси: Нам нельзя:

                Серый волк под горой

               Не пускает нас домой.

     ПАСТУХ: Так летите, как хотите,

                       Только крылья берегите!

 

Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух.

КАРТОЧКА №       12

«Два мороза»

Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

На противоположных сторонах плошадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих (Мороз — красный нос и Мороз — синий нос) выходят на середину площадки, становятся лицом к детям и произносят:

Мы два брата молодые.

 Два мороза удалые,

Я Мороз — красный нос,

Я Мороз — синий нос,

Кто из вас решится

 В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают в другой дом, а морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные остаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят там до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, скольких ребят им удалось заморозить. После двух перебежек выбирают других Морозов.

КАРТОЧКА № 13

«День и ночь»

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

КАРТОЧКА № 14

«Жмурки»

Задачи: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Описание игры: выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль пойманному.

Правила: завязанную на глаза повязку не снимать и не подглядывать.

Варианты если игра проходит на улице, то очерчивается граница , за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

КАРТОЧКА № 15

«Жмурки с колокольчиком»

Задачи: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.

КАРТОЧКА № 16

«Зайцы и волк»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!». Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

КАРТОЧКА № 17

«Замри»

Задачи: обучать детей в умении ползать и бегать.

     Одного ребенка выбирают «льдинкой», а остальные разбегаются в разных направлениях. «Льдинка» считает до 5, а затем догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается «льдинка», они замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3 раза по 2-3 минуты. Каждый раз выбирается новая «льдинка».   

КАРТОЧКА № 18

«Заря-зарница»

Задачи: развитие физических качеств и способностей (быстрота, ловкость, координация движений).

Ход игры. - Правила игры. Все идут по кругу, голящий - Заря идет за кругом с лентой в противоположную сторону. Начинаем петь закличку.

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи непростые,

Ленты голубые.

Заря кладет незаметно одному из вас на плечо ленту. После сигнала : "Раз, два - не воронь, а лети как огонь", Заря и тот, у кого лента, бегут в противоположные стороны за кругом, занимают место в кругу, тот кто не успел - становится Зарей.

Нельзя бегать в кругу, бежать можно только после сигнала , не толкаться и не мешать, не подглядывать в тот момент, когда Заря идет с лентой.

КАРТОЧКА № 19

«Затейники»

 

Задачи: Развивать двигательную активность детей.

Ход игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо и влево, произнося:

                       Ровным кругом друг за другом

                       Мы идем за шагом шаг.

                       Стой на месте! Дружно вместе

                       Сделаем вот так………..

 

Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какие-нибудь движения, и все игроки должны его повторить.

КАРТОЧКА № 20

«Казаки-разбойники»

Задачи: Развивать силовую выносливость, быстроту. ловкость, чувство спортивного соперничества

Игроки делятся на две команды - казаки и разбойники. Договариваются, на какой территории играют. Разбойники загадывают секретное слово. Казаки отходят в сторону, так чтобы не видеть разбойников. Разбойники убегают, помечая стрелками на асфальте направления своего движения. Задача казаков - найти по стрелкам разбойников. Каждого разбойника казак приводит в тюрьму и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, казаки побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех разбойников.

КАРТОЧКА № 21

«Караси и щука»

Задачи: Закреплять умение детей бегать в быстром темпе по ограниченной площади, уворачиваться. Развивать ловкость.

 Описание. Половина детей образуют круг—пруд, расстояние между играющими два шага. Один — щука находится за кругом. Остальные играющие — караси бегают внутри круга. По сигналу «щука» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу (камешки).

 Правила: щука ловит тех, кто не успел встать за камешек; после 3— 4 повторений подсчитывают пойманных карасей; лети, стоящие в кругу и изображающие карасей, меняются ролями; назначается новая щука.

КАРТОЧКА № 22

«Карусель»

Задачи: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами

 

Ход: Дети образуют круг, держась за шнур право          рукой, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:

     Еле, еле, еле, еле

     Закружились карусели,

     А потом кру-гом, кру-гом,

     Все бегом, бегом, бегом.

После того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель организовывает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит:

     Тише, тише, не спешите!

     Карусель остановите!

     Раз – два, раз – два,

     Вот и кончилась игра.

Движение «карусели» постепенно замедляется. На слова «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются.

КАРТОЧКА № 23

«Классы»

 

Задачи: Развивать умение прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться на ограниченной площадке, соразмерять свои прыжки с размером клеток. Развивать глазомер, меткость.

 Описание. На земле чертят обычные «классы» из 6—8 клеток (в 2 ряда по 3—4 клетки), у последней клетки рисуется полукруг — «огонь». Ребенок бросает пло- ский камешек, плиточку в первую клетку, а затем прыгает в нее на одной ноге. Он должен здесь остановиться, взять камешек и продолжать прыгать до конца. Затем прыжки начинают, забрасывая камешек во вторую клетку, и т, д.

 Играют в классы по нескольку человек, по очереди. Если ребенку не удалось попасть камешком в нужную клетку или во время прыжков он наступил на линию, то игру продолжает следующий игрок. Если же камешек упадет в «огонь» или ре- бенок наступит ногой на линию «огня», то он должен начать игру сначала — бросать камешек начиная с первой клетки.

 Первый вариант игры «Классы» можно усложнить за счет того, что дети не берут в руки брошенный ими камешек (иди плитку), а передвигают ногой из клетки в клетку. Если ребенку не удалось передвинуть камешек через линию, то игру продолжает другой. Игра закапчивается, когда ребенок попадет камешком во все клетки удачно.

Клетки-«классы» могут быть расположены и по-другому, например в чередовании но одному и по два или по кругу «улиткой». Принцип игры остается гот же. 

                   

КАРТОЧКА № 24

«Кольцебросы»

Задачи: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.

Описание игры: дети договариваются, по сколько колец будет  бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки.

Варианты:

Дети встают у второй линии и бросают кольца.

Кольцебросы могут быть настольными, маленьких размеров.

КАРТОЧКА № 25

"Кот и мыши"

Задачи: продолжать учить соблюдать правила игры, активизировать двигательную активность; развитие терпения и быстроты реакции; переключаемости; развитие творческих способностей.

Материал: шапочка кота или костюм кота, можно использовать шапочки мышей.

Ход игры: Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем домике (стульчик, мыши «живут» в своих домиках (стульчики). Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 5 — 6 метров.

Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:

Я — красивый рыжий кот

У меня — пушистый хвост

Мышек очень я люблю,

Их ловлю, ловлю, ловлю.

Затем кот садится на стульчик (в домик, «засыпает».

«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:

Спи, усни, спи, усни.

Кот пушистый, спи — усни.

/можно спеть на любую знакомую спокойную (колыбельную) мелодию или придумать вместе с детьми новую/

Затем, «мышки» встают и со словами «Тише, мыши, кот услышит» двигаются к домику кота.

Дети двигаются в ритме музыки.

Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики.

Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале игры.

Пение можно заменить на проговаривание.

КАРТОЧКА № 26

«Краски»

Задачи: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Описание игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

- За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

Варианты: разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

КАРТОЧКА № 27

«Кто вперёд?»

Задачи: Упражнять детей в умении прыгать через скакалку, выполнять задание быстро, не мешая другим детям. 

Ход игры: 

Дети со скакалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В пятнадцати                                                                                                                   двацати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками. По условному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Воспитатель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.

КАРТОЧКА №   28          

«Кто сделает меньше прыжков»

Задачи: учить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.

Описание игры: На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги.

Варианты: Увеличить дистанцию до 10м. (это в среднем 8-10 прыжков)

КАРТОЧКА № 29

«Кто скорее до флажка»

Задачи: совершенствовать умение ползать на   четвереньках и умение ориентироваться в пространстве.

 

Ход: все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шаговот края площадки проводится черта, за которой становится 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 – 20 шагов черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, кто из детей раньше других поднял флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается когда все дети пробегут по 1 разу до флажка.

КАРТОЧКА № 30      

«Летает – не летает»

Задачи: Развивать умение распределения внимания, учить сосредоточенности.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит: «Самолет летает, стул летает, воробей летает» и т.д. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.

КАРТОЧКА № 31

«Лиса в курятнике"

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!». Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

КАРТОЧКА № 32

«Ловишки»

Задачи: Закреплять умение детей уворачиваться при беге врассьпную.

Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий — ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3—4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т. п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель останавливает игру и назначает другого водящего.

КАРТОЧКА № 33

«Ловишки на одной  ноге"

Задачи: Упражнять детей бегу врассыпную, с увертыванием. Развивать у детей быстроту, ловкость, внимание. Воспитывать у детей двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.

Игра проводится по принципу «Ловишки», только вводится новое правило – нельзя ловить того, кто успел встать на одну ногу, и обхватил руками колено.

КАРТОЧКА № 34

"ЛОВИШКИ ПАРАМИ"

Задачи: Закреплять умение бегать, не падая, не толкаясь, принимая правила игры.

Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребёнок, пойманный последним, становится водящим.

КАРТОЧКА № 35

«Ловишки-перебежки"

Задачи: Упражнять детей бегу врассыпную, с увертыванием. Развивать у детей быстроту, ловкость, внимание. Воспитывать у детей двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.

Группа детей встаёт на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится черта. На середине, между двумя линиями, стоит ловишка. После слов «Раз. Два, три – лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка пытается их поймать. Тот, до кого он дотронется, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

КАРТОЧКА № 36

«Ловишки с лентами»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Ход игры: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка. По сигналу «Раз, два, три - лови» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три - в круг скорей беги!», дети строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям. Игра начинается с новым водящим.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

КАРТОЧКА №  37

«Ловишки с мячом»

Цель. Развивать меткость, ловкость, быстроту реакции.

Описание. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два» три — мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говори: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.

КАРТОЧКА № 38

«Ловишки с хвостиками»

Задачи: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

 Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

КАРТОЧКА № 39

«Ловля обезьян»

Задачи: упражнять в ползании указанным способом в быстром темпе.

Описание. Дети стоят по кругу. Один выбирает считалкой ловишку. Раздают всем детям ленточки. По сигналу ловишка должен у уползающих детей выдернуть ленточки. Кто останется без ленточки – тот считается пойманным.

КАРТОЧКА №  40

«Лягушки и цапля»

Задачи. Упражнять детей в прыжках вверх разными способами в зависимости от ситуации, приземляясь мягко на носки, с эластичным сгибанием колен.

Описание. В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки (высота 15 см), на них вешают веревку с грузиками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «цапля» она перешагивает через веревку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом; отталкиваясь двумя ногами, одной но- гой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Правила: из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через веревку считается пойманным. Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять веревку на высоту 20 см

КАРТОЧКА № 41

«Медведь и пчёлы»

Задачи: Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке заданным воспитателем способом (разноименным, одноименным, чередующимся шагом) ритмично, быстро.

Описание. Гимнастическая стенка или вышка — улей, на противоположной стороне — луг, в стороне — берлога. Несколько детей — медведи, они в берлоге. Остальные — пчелы, влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть пчелы жалят — дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. Участвует в игре столько ребят, чтобы они все свободно размещались на лестнице (на одном пролете 2—3 ребенка).

Правила: слезать с лестницы до конца, спрыгивать нельзя; пчелы жалят тех, кто находится на лестнице, слегка дотрагиваясь до них рукой.

КАРТОЧКА № 42

«Море волнуется»

Задачи: в игровой форме обучение основным видам движения (ходьба, бег), выработка внимательности и быстроты реакции.

Из числа играющих выбирается «водящий». Остальные дети образуют круг, стоя на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Потом каждый ребенок очерчивает вокруг себя кружок диаметром до 50 см. Это его «домик».

После окончания приготовления к игре водящий идет по кругу, обходя «домики» змейкой. Если водящий, проходя мимо играющего, говорит: «Море волнуется…», то этот играющий должен покинуть свой домик, взять за руку водящего и пойти следом за ним. Следующий игрок после слов водящего становится за первым и т. д., пока за ведущим не образуется цепочка из всех играющих детей, а все их «домики» не освободятся. Ведущий ведет эту «цепочку» по игровой площадке, меняя шаг, то ускоряя до бега, то замедляя, а потом неожиданно для всех говорит: «Море спокойно!..»

http://azbuka-igr.ru/wp-content/uploads/2010/07/img021.jpg

После этих слов все играющие отпускают руки друг друга и спешат занять любой свободный кружок-«домик». Тот играющий, который остается без «домика», становится водящим, и игра начинается сначала.

Правила игры: нельзя становиться в кружок, если туда уже успел поставить ногу другой игрок; нельзя выталкивать другого играющего из занятого кружка-«домика».

КАРТОЧКА № 43

«Мороз Красный нос»

Задачи: Воспитывать быстроту и ловкость

Ход: На противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются

В одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:

   Я Мороз Красный нос.

   Кто из вас решится

   В путь – дороженьку пуститься?

 

Играющие отвечают хором:

 

   Не боимся мы угроз,

   И не страшен нам мороз.

После слова «мороза» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывают количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

КАРТОЧКА № 44

«Мы весёлые ребята»

Задачи:  Воспитывать быстроту и ловкость. Закреплять умение детей бегать в быстром темпе, уворачиваться от ловишки, действовать по сигналу.

 

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

                 Мы, веселые ребята,

                 Любим бегать и скакать.

                 Ну, попробуй нас догнать.

                 Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 -3 перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раз.

   Указания. Если после 2 – 3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка

КАРТОЧКА № 45

«Мышеловка»

Задачи: Закреплять умение детей бегать в ограниченном пространстве, не сталкиваясь. Развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по сигналу.

 

Ход игры: играющие делятся на две  неравные  группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

                                 Ах, как мыши надоели,

                                  Всё погрызли, всё поели,

                                  Берегитесь же, плутовки,

                                  Доберёмся мы до вас.

                                  Вот поставим мышеловки,

                                  Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается.  Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

КАРТОЧКА № 46

«Мяч водящему»

Задачи: Закреплять умение детей метать в движущуюся цель, развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание. У двоих детей (охотники) в руках мячи. Все остальные игроки — звери. Одна половина площадки — лес, другая — поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники!» все бегут из леса в поле. Охотники стараются поймать зверей — попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч, должен лечь на том месте, где его «осалили».

КАРТОЧКА № 47

«Мяч о стенку»

Задачи: упражнять в умении передавать мяч двумя руками сверху. Развивать согласованность движений ног, туловища и рук, мышечную силу.

Ход игры. Дети встают у линии на расстоянии 2 м от стены. По сигналу ведущего начинают бросать волейбольный мяч о стену, ловят его и делают один шаг назад. Постепенно отступая от линии, бросают и ловят мяч. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч, и будет находится дальше всех от линии.

КАРТОЧКА № 48

«Найди и промолчи»

Задачи: Развивать у детей внимание.

Ход игры: Воспитатель заранее прячет какой – либо предмет и предлагает детям найти его. Тот, кто увидел предмет, подходит к воспитателю и тихонько сообщает о находке. Педагог отмечает ребят, оказавшихся самыми внимательными.

КАРТОЧКА № 49

«Найди себе пару»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила: Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя. Каждый раз играющие должны иметь пару. Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

КАРТОЧКА № 50

«Не оставайся на полу»

Задачи: упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами в прыжках на возвышение, умении мягко приземлять на полусогнутые ноги при спрыгивании с возвышения.

Ход игры: Выбирается водящий – ловишка, который бегает вместе с детьми по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнес : «Лови!» - все убегают от ловишки и стараются забраться на какое – либо возвышение (скамейку, куб, пенек и т.д.). Ловишка старается осалить убегающего до того, как они успеют встать на возвышение. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончанию игры подсчитывается количество пойманных игроков и выбирают другого водящего. Игра возобновляется.

КАРТОЧКА № 51

"Не попадись"

Задачи: Развивать ловкость и координацию движения.

Ход игры: Играющие располагаются вокруг шнура, выложенного на полу в форме круга. В центре круга двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и обратно из круга по мере приближения ловишек. Игрок, которого успели «запятнать», получает штрафное очко. Через 50 сек. Игра останавливается, подсчитываются проигравшие, игра повторяется с новыми водящими.

КАРТОЧКА № 52

«Обыкновенные жмурки»

Задачи: развивать равновесие при ходьбе с закрытыми глазами.         Описание. Воспитатель назначает считалкой водящего жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек, и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».

КАРТОЧКА № 53

«Охотники и зайцы»

Задачи: развивать меткость при метании в движущуюся цель.

 Описание. С помощью считалки выбирается «охотник», остальные дети – «зайцы». На одной стороне зала – дом «охотника», на другой – дом «зайцев». Под начало музыки выходит «охотник» ищет следы «зайцев», затем возвращается к себе. «Зайцы» выскакивают из дома и прыгают по всей площадке на двух ногах в разных направлениях. По команде: «Охотник!» «зайцы» убегают к себе в дом, а «охотник» бросает маленькие мячи в «зайцев». Тот, в кого «охотник» попал мячом, выбывает из игры и уходит в дом «охотника». Игра повторяется с новым «охотником». Отмечается самый меткий «охотник», с большинством подбитых «зайцев».

КАРТОЧКА № 54

«Парный бег»

Задачи: Учить бегать парами.

 

Ход: «Перемени предмет». Дети (два ребенка, у каждого в руках кубик) по сигналу педагога бегут до обруча (35 м), меняют кубик на мяч и возвращаются назад к команде. Передают мяч следующим игрокам. Следующие дети меняют мяч на кубик. Задача для детей: как можно быстрее поменять один предмет на другой.

КАРТОЧКА № 55

«Пастух и стадо»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ползать, навык коллективного движения.

Описание: Дети изображают стадо (коровы, телята). Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо собирается на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель произносит: Ранним-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-у!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Правила: На слова «ту-ру-ру-у» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит их в поле (на другую сторону площадки). Там стадо пасется некоторое время, затем пастух гонит его обратно в хлев. Выбирают нового пастуха. Игра повторяется 2—3 раза. Для игры нужен простор. Дети не должны сбиваться в одно место.

КАРТОЧКА № 56

«Перебежки»

Задачи: Учить детей правильно бежать в заданном направлении и одновременно выполнять простейшие задания.

Материал: палки

Ход игры: Игры с бегом:

1. Пробежать в среднем темпе как можно дальше (90-180м) .

2. Пробежать по краям площадки или по ровненькой дорожке, высоко поднимая колени.

3. Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю.

4. Кто меньше сделает шагов, добежав до определённого места.

5. Кто быстрее пробежит дистанцию.

КАРТОЧКА № 57

«Перелёт птиц»

Задачи: Закреплять лазание по гимнастической лестнице.

Ход игры: На одном конце зала находятся дети – «птицы». На другом конце зала – пособия, на котором можно «взлететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.) – «деревья».

     По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на сигнал: «Буря!» - бегут к возвышенностям и прячутся там. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенности и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске с гимнастической стенки.

КАРТОЧКА № 58

«Пожарные на ученье»

Задачи: Совершенствовать у детей навыки лазания по гимнастической стенке установленным способом (произвольно пли чередующимся шагом); не пропускать перекладин; спускаться до конца, не спрыгивать.

Описание. Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4— 5 шагов от нее в 3—5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на нее и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Бегут следующие дети. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.

КАРТОЧКА № 59

«Попади в обруч»

Задачи: Развивать глазомер и точность двигательных действий.

 

Ход: Участвуют 3 команды, построение детей в колонну за линией броска лицом к стене (3-4 м. от линии броска). Напротив каждой команды на полу лежит обруч (1,5-2 м. от линии броска). Первые игроки держат в руках мяч. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену так, чтобы, отскочив, он попал в обруч, затем к ним в руки. Поймав мяч, дети передают его следующему, а сами становятся в конец колонны. За каждый точный бросок команде начисляется одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

КАРТОЧКА № 60

«Прятки»

Задачи: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Цель: Научить детей играть по правилам игры:

1. Прятаться только на участке (в группе)

2. Водящему не разрешается подсматривать

3. Водящий идёт искать только после определённых слов.

Материал: предметы за которые можно спрятаться.

Ход игры: Воспитатель выбирает водящего по считалочке. Водящий закрывает глаза и говорит вслух слова: «1, 2, 3, 4, 5, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Пока он произносит слова, все остальные прячутся на отведённой им площадке (группе) .

КАРТОЧКА № 61

«Пустое место»

 

Задачи:  Развивать умение ориентироваться в пространстве и скорости бега. Совершенствовать навыки детей быстро реагировать на сигнал, развивать максимальный темп бега.

Ход игры: Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: Вокруг домика хожу

               И в окошки я гляжу,

               К одному я подойду

               И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?». Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает :«Зачем пришел?». Водящий отвечает :«Бежим на перегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в круге; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

КАРТОЧКА № 62

«Пятнашки»

Задачи: Упражнять в беге врассыпную, развивать быстроту реакции, умение действовать согласно правилам. 

Ход игры:

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки. 

После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих. 

При повторении игры выбирается новый пятнашка. 

Если пятнашка в течении 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего.

КАРТОЧКА № 63

«Раз, два, три в домик свой беги»

Задачи упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

КАРТОЧКА № 64

«Ровным кругом»

Задачи: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию. 

Ход игры. 

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст: 

Ровным кругом, друг за другом 

Мы идем за шагом шаг. 

Стой на месте, дружно вместе 

Сделаем… вот так. 

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. 

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

КАРТОЧКА № 65

«Садовник»

Задачи учить называть цветы; развивать ловкость.

Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый учиник выбирает себе имя (название любого цветка). Считалочкой выбирается ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранные игроками. «Садовник» произносит слова: «Я садовником родился, не на шутку рассерди все цветы мне надоели, кроме.(называет любой цветок)». Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» его догоняет. Если «садовник» догонит «цветок», то убегающий становится «садовником», если нет - «садовник» остается прежним.

КАРТОЧКА № 66

«Самолеты»

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!». По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок). Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

КАРТОЧКА № 67

«Сбей кеглю»

Задачи:  Совершенствовать навыки катания мяча в цель правой и левой рукой (по указанию воспитателя), развивать глазомер, меткость.

 Описание. На одной стороне площадки чертят 3-—4 кружка, в них ставят большие кегли. На расстоянии 1,5—2 м от них обозначают шнуром линию. 3—4 детей подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячами и приносят их следующим. Воспитатель ставит кегли на место.

Правила: катить в кеглю, расположенную напротив стоящего ребенка; бежать за мячом только после того, как все закончили катание.

КАРТОЧКА № 68

«Сделай фигуру»

Задачи: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

Описание: по сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры  получились интереснее, наиболее удачными.

Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

КАРТОЧКА № 69

«Серсо»

Цель: Развить внимание, глазомер, координации  движений, меткость.

 

Ход: Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2-3 м). Одни из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку.

При большом числе участников дети, разделившись на пары, становятся друг на против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них (по договоренности) в руках палка, у другого – палка и несколько колец (вначале 2, позже 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца и пускает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на свою палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймал больше число колец.

КАРТОЧКА № 70

«С кочки на кочку»

Задачи: Закрепить умение детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед, отталкиваясь одной или двумя нотами в зависимости от расстояния между коска- ми.

 Описание. На земле чертят две линии — два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30 м). Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки — кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40. 50, 60. 70, 80 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

Правила: прыгать можно толчком одной или двух ног, выбирая маршрут по желанию; нельзя становиться ногой между кочками; тот, кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат; выручать можно после того, как все переправятся на берег.

КАРТОЧКА № 71

"Совушка»

Задачи: Совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях с выполнением движений, развивать равновесие.

Описание. Все играюшие — птички, один —сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15—20 секунд снова дается сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети — птички бегаю по площадке.

КАРТОЧКА № 72

"Стадо и волк"

Задачи: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого - «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.

Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.

КАРТОЧКА № 73

«Стоп»

Задачи: закреплять умение детей бросать мяч вверх и довить его. Развивать меткость, умение быстро реагировать на сигнал.

 Описание. Для игры необходим резиновый или волейбольный мяч. Дети становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом в руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от пола, кричит «Стой!» Bсе останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, а взяв в руки, снова, кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом на- правлении.

КАРТОЧКА № 74

"Третий лишний"

Задачи: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой —сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидности игры

1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.

2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.

3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.

КАРТОЧКА № 75

«Удочка»

Задачи: Совершенствовать координационные способности, укреплять мышцы ног.

Ход игры: Играющие стоят в кругу, выдержит центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав мешочком 2-3 круга, воспитатель делает паузу, подсчитывает количество задевших за мешочек и дает указания по выполнению прыжков.

КАРТОЧКА № 76

«У медведя во бору»

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

КАРТОЧКА № 77

«Узнай по голосу»

 

Задачи: Развивать внимательность, активность сенсорных систем.

 

Ход игры: Игроки стоятся в круг, в центре круга – водящий с завязанными глазами. К водящему подходит один из детей, водящий на ощупь должен узнать своего товарища. Игра продолжается 5-6 раз, каждый раз выбирается новый водящий.

КАРТОЧКА № 78

"Успей выбежать»

Задачи: Упражнять в беге, развивать координацию движений. 

Ход игры: 

Воспитатель с кем-нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху. 

Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дат сигнал: «Беги!». 

В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находиться наверху.

КАРТОЧКА № 79

«Фигуры»

Задачи: Воспитывать творческие способности.

Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по площадке (залу). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую – либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными.

КАРТОЧКА № 80

«Хитрая лиса»

Задачи: Воспитывать быстроту и ловкость.     Совершенствовать навыки детей быстро peaгировать на сигнал, развивать максимальный темп бега, действовать по сигналу.

 

Ход: Играющие стоят в кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором 3 раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, потом громче) : «Хитрая лиса, где ты?» После третьего вопроса хитрая лиса быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит :«Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагиваясь рукой). После того как лиса поймает 2-3 ребят и отведет их в свой дом, воспитатель произносит: «В круг!». Игра возобновляется.

КАРТОЧКА № 81

«Цепи кованны»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: - Цепи, цепи, разбейте нас! -Кем из нас? – отвечает другая - Стёпой! - отвечает первая Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков. 

КАРТОЧКА № 82

«Чей мяч дальше?"

Задачи: обучение в игровой манере метанию мяча, развитие силы и точности броска.

На игровой площадке проводится линия на расстоянии 1—2 м от стены. За ней проводится еще 3—5 параллельных линий на расстоянии 20—30 см между ними.

http://azbuka-igr.ru/wp-content/uploads/2010/08/img0462.jpg

Дети по очереди подходят к первой черте и по команде или сигналу воспитателя бросают мяч в стену, а потом воспитатель отмечает за какую черту упал мяч, отскочивший от стены. Побеждает тот ребенок, после броска которого мяч отскочил дальше.

КАРТОЧКА № 83

«Чьё звено скорей соберётся?»

Задачи: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Описание игры: дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т.д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

Варианты:  воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся

КАРТОЧКА № 84

«Школа мяча»

Задачи: Совершенствовать умение детей действовать с мячом разными способа- ми. Развивать ловкость, быстроту движений.

 

Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками. Играющий выполняет задание движения по порядку. Успешно справившись с одним, он переходит к следующему. Если ребенок, допустил ошибку, он передает мяx другому. При продолжении игры он начинает с того движения, в котором ошибся.

Описание игры:  

  1. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой.
  2. Ударить мяч о землю и поймать одной рукой.
  3. Подбросить вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его двумя руками.
  4. Ударить о стену и поймать его одной рукой.
  5. Ударить о стену, поймать его одной рукой, после того как он ударится о землю.
  6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и поймать одной рукой.
  7. Ударить мяч о стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнёра, который должен поймать его.
  8. Ударить мяч, о стену бросив его из-за спины, из-за головы, из-под ноги и поймать его.

КАРТОЧКА № 85

«Я знаю 5…»

Задачи: развить речь школьников, расширить активный словарный запас, развить наблюдательность и внимание.

По земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: “Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша – раз, Таня – два, Катя – три, “Соня – четыре, Ира – пять”, “Я знаю 5 …” Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался ( как это делается в “классиках”), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях

Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Ведущий, используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

– Я знаю пять имен мальчиков. Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять слов, объединенных общим понятием. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для старшей группы

В материале представлены подвижные игры для детей старшей группы детского сада, часто используемые воспитателями на занятиях по физической культуре, прогулках, в совместной деятельности. Подвижные игр...

Картотека подвижных игр для старшей группы

В данной картотеке представлены подвижные игры для детей старшей группы...

картотека подвижных игр в старшей группе

картотека подвижных игр в старшей группе...

Картотека подвижных игр в старшей группе:

Картотека подвижных игр в старшей группе...

Картотека подвижных игр для старшей группы

Картотека подвижных игр поможет воспитателям при проведении физкультурных занятий в ДОУ...

Картотека подвижных игр в старшей группе

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игр...

Картотека подвижных игр в старшей группе

Картотека подвижных игр в старшей группе (5-6лет), по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вервксы...