Техника игры в баскетбол. Занятия для детей старших и подготовительных групп. 20.04.-24.04.2020
видеоурок

Добровольская Светлана Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol_dlya_doshkolnikov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАСКЕТБОЛ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения(плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, санках - велосипеде), а также элементы спортивныхигр (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.). Овладение всеми видами спортивныхупражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей смячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди другихсредств физического воспитания и усложняются с возрастом за счет введения дополнительных зада-ний, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кромеподбрасываний мяча разными способами, с различными заданиями, метаний на дальность и в цель,предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча), ловли, передачи (перебрасываниямяча друг другу), а также забрасывания мяча в корзину. Упражнения в бросании, катании мячейспособствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений.Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направлениеброска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений,пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка:быстрота, ловкость, прыгучесть, сила.Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятновлияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного весаи объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижностьсуставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучениюв школе. При ловле и бросках мяча ребенок действует обеими руками. Это способствуетгармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитанияположительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистическиепобуждения, воспитывают выдержку. Необходимость принимать быстрые, разумные решения,правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игреребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, чтообеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Например, припередвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется: в беге с ускорением и сизменением направления; в беге в сочетании с ходьбой и с прыжками; в беге с остановкой; в бегеприставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. Броски мяча в высоко расположеннуюцель по структуре близки к действиям, которые ребенок совершает, стремясь достать высокоподвешенный предмет. Последнее рекомендуется как специальное упражнение для воспитанияправильной осанки.Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших иподготовительных к школе группах детского сада. Обучение детей основным приемам владениямячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития иразносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом вдоступной форме для создания общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

У детей старшего дошкольного возраста при систематическом обучении значительноулучшаются навыки владения мячом: они свободно его держат, передают, бросают; умеют следить заполетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Поэтому на базе ужеимеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом:определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость.Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру: стойка, остановки, повороты, прыжки; и с передачей мяча: ловля, передача, ведение и броски в корзину.

ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемамперемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и вподвижных играх, в которые дети играют на занятиях по физической культуре и во время прогулок.Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста:ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед;тело, направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги; руки согнуты влоктях, прижаты к туловищу. Из стойки можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действиес мячом и без мяча.Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками,остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или ис-пользовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе.Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и,немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обучение перемещению начинается с ознакомления детей с основной стойкой баскетболиста. Здесь следует обращать особое внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение корпуса.При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.

ТЕХНИКА УДЕРЖАНИЯ МЯЧА

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение - держать мяч науровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти руксзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные - вверх- вперед. Разумеется, по ходу игры ребенок может держать мяч в зависимости от игровой ситуации ипоследующих действий с ним по-разному: приподнимать его вверх, опускать вниз, отводить всторону так, чтобы его не смог выбить противник.Правила держания мяча:

1. Мяч держи на уровне груди.

2. Руки согни, пальцы широко расставь.

3. Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь. Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны,держание мяча высоко.Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.

ЛОВЛЯ МЯЧА

На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч, прижимая его к груди,обхватывая его руками, стоя на прямых, жестко и плотно сжатых ногах. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев какбы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и кактолько мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и подтянуть к себеамортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принятьположение исходной стойки.Правила ловли мяча:

1. Мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

2. Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним. Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположениепальцев и ловля мяча напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, безамортизирующего движения. Пути исправления: следить, чтобы движение рук было прямо навстречу мячу с широким разведением пальцев; ловить мяч расслабленными кистями рук с последующим отведением их назад и сгибанием рук в локтях.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками с места, вдальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мячдвумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу ктуловищу вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти,одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.Правила передачи мяча: 1. Локти опусти вниз.2. Бросай мяч на уровне груди партнера.3. Сопровождай мяч взглядом и руками.

Возможные ошибки: неправильная стойка - плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерноеразведение локтей в стороны. Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале следует учить ловить мяч двумя руками на уровне груди,используя легкие упражнения: после отскока мяча от пола, от стены или щита, подвешенного науровне груди ребенка, мосле броска мяча вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловлямяча параллельно с передачей его двумя руками от груди: ловля мяча на месте и передача его двумяруками партнеру; ловля на месте и передача мяча, делая шаг вперед сзади стоящей ногой; передача соследующим шагом.При совершенствовании ловли и передачи мяча широко применяются сочетании этих действийс другими приемами: остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т. е. перемещение с ним поплощадке, что предусматривается правилами большинства спортивных игр. В методическихпособиях рекомендуется упражнение - отбивание мяча. Однако это действие отличается от ведениятем, что не имеет четкой техники выполнения. Дети выполняют его свободно, при обученииакцентируется только высота отскока мяча. Ведение мяча - более целенаправленное действие, ктехнике ведения мяча предъявляются определенные требования.На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча свысоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Этот прием позволяет научитьсяправильно, держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку. Затем появляется возможностьнаучить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. В результате систематического обученияведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять им даже без зрительного контроля,продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча, направление перемещенияи т. п. При этом движения рук с мячом начинают автоматически согласовываться с ритмом работыног. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча является такой, при котором на два шага ребенкаприходится один удар мячом о площадку. При этом ребенок двигается непринужденно, шаг егостановится достаточно широким и свободным.Правила ведения мяча:1. Не бей по мячу, а толкай его вниз.2. Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.3. Смотри вперед, а не вниз на мяч.Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги; удары по мячурасслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперед - в сторону предстоящего движения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительныеупражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мячана месте правой и левой рукой, ведение на месте попеременно правой и левой рукой и др., которыепозволяют освоить способ накладывания руки на мяч. Затем можно перейти к ведению в движениисначала шагом, потом бегом.

БРОСКИ МЯЧА В КОРЗИНУ

От точности бросков мяча в корзину зависит успех в игре. Движения при передаче мяча ибросках его в корзину являются сходными по своей структуре.Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходногоположения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать имнебольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибаниемног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросках мяча в корзинус места.Правила броска мяча в корзину:

1. Бросая мяч, не опускай голову, сопровождай его руками .

2. Смотри в передний край кольца.

3. Бросай смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мячпартнеру, который находится в более удобном положении.Возможные ошибки: неправильное исходное положение - ноги вместе, прямые;несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участиемкисти руки.Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче, мяча. Сходствокоординационной структуры облегчает процесс овладения действиями. При обучении броскам важнососредоточивать внимание детей на исходном положении, на согласованности работы рук и ног,движении кисти при броске.Обучение броскам начинают после ознакомления с передачей мяча, а также показа броска мячав цель, установленную на полу. Для овладения бросками мяча с траекторией целесообразноприменять подготовительное упражнение - бросок мяча через препятствие (веревочка, планка, сеткаи др.). Далее высота цели постепенно изменяется.Инструктор сообщает детям основные правила прицеливания, объясняет значение траекторииполета мяча, ее зависимость от прилагаемой силы к мячу.Детей старшего дошкольного возраста интересует результат попадания, поэтому в конце упражнений и игр воспитатель подводит их итог.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Процесс обучения двигательным действиям можно условно разделить на следующие этапы:первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений.На каждом из них ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощисоответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенноеусложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращенияс мячом. Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создает оптимальныеусловия для формирования двигательных действий.С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы баскетбола вспециально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения,которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются болеепростыми и более легкими. Например, при обучении броскам мяча в корзину первым упражнениемявляется обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекторией, далеепередача мяча через различные высоко расположенные препятствия (сетка, веревка, планка) спопаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец - броскинепосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча; но условия еговыполнения постепенно усложняются.При обучении приемам игры в баскетбол очень важно усвоить следующие главные элементы двигательных действий: при ловле мяча - овладение положением кистей рук, пальцев в момент со-прикосновения с мячом; при передаче и бросках мяча - овладение движением рук; при ведении мяча - овладение положением кистей рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты молока" - игра-занятие для детей старшей и подготовительной групп.

Формирование представлений у детей о долгом пути, который проходит молоко, прежде чем попадет на стол, о разнообразии молочных продуктов; способствовать формированию у детей представления о пользе мол...

"Здоровая спина". Занятия с детьми старших и подготовительных групп (12.05-15.05.2020).

https://yandex.ru/efir?stream_id=46634e0deda2e84b854190abfa80eca2&from_block=logo_partner_player...

«Чайковский -детям» Конспект тематического занятия для детей старшей и подготовительной групп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Рябинушка»       «Чайковский -детям»Конспект тема...